Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3 Педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения




 

При формировании навыков самообслуживания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения необходимо соблюдение определенных педагогических условий, которые будут рассмотрены нами в данном параграфе.

Е. В. Толбатова указывает, что обязательным условием работы с детьми с нарушениями зрения является положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный детям, готовность педагогов терпеливо и грамотно организовывать взаимодействие с ребенком, анализировать получаемые результаты деятельности [24].

Важным условием формировании навыков самообслуживания у дошкольников является использование разнообразных методов и средств. Опишем их подробнее.

М. В. Максимова считает, что главными методами обучения дошкольников являются практические, игровые и метод общего напоминания [16].

А. М. Кузина отмечает, что с помощью практических методов педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений, практический характер. К данному методу относятся показ действия; пример взрослого или других детей (деятельность подражания); приучение (систематические упражнения); практические действия детей (самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями, разбор проблемных ситуаций, происшедших с игрушками, изготовление рисунков, аппликаций для украшения праздничного стола) [14].

Игровые методы – занятие-игра, игровые упражнения, игры-путешествия, элементы сюжетно-ролевых игр, игры-путаницы. Использование приемов драматизации и театрализации – спектакли на темы этикета (кукольный, настольный, на фланелеграфе и т. п. ), инсценировки. В. Н. Гурвиц считает, что метод игры дает возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т. д. [7].

А. В. Киселева считает, что метод общего напоминания используется, когда навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию закреплены. Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания [12].

К основным средствам формирования навыков самообслуживания С. А. Зверева относит: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, проблемные ситуаций, праздники и развлечения, игровую деятельность, совместную деятельность педагога с детьми, режимные моменты [11].

Другим важным условием формировании навыков самообслуживания у дошкольников является проведение планомерной работы, направленной на непосредственное формирование определенного навыка посредством прямого обучения, а также закрепление данного навыка в процессе игровой деятельности.

О. М. Тарарыв отмечает, что работу над формированием того или иного навыка можно условно разделить на несколько этапов:

1) Прямое обучение. Эффективным является обучение, когда формируемый навык разбивается на отдельные составляющие (шаги), достаточно маленькие для того, чтобы ребенок мог легко справиться с каждым из них. Например, чтобы застегнуть пуговицу, нужно: раскрыть петлю, просунуть в нее пуговицу, взять просунутую пуговицу двумя пальцами (пинцетным захватом), вытянуть пуговицу с другой стороны, завести пуговицу за край петли. Конечно, количество шагов в каждом случае определяем индивидуально. Для ребенка, который учится достаточно быстро, это будет несколько больших шагов. Для ребенка, который учится не так быстро – много маленьких. Для формирования правильного навыка рекомендуется разделить каждый трудовой процесс на отдельные операции, предварительно отработав необходимые действия. При обучении детей важно опираться на сохранные анализаторы, а также на остаточное зрение. Любое действие, выполняемое вначале взрослым, а затем детьми обязательно должно оречевляться.

2) Автоматизация навыка в играх. В игровой деятельности дети закрепляют основные правила гигиенического поведения, но для этого взрослые следят за содержанием игры, включая в нее элементы гигиенических знаний. Например, в распространенной игре «Дочки-матери» усваивается большое число конкретных навыков: обязательное мытье рук перед едой; как правильно чистить зубы (в том числе перед сном), опрятно раздеваться и одеваться, уметь пользоваться столовым прибором, салфеткой; убрать со стола, в комнате; положить на место игрушки и др. Можно также использовать такие сюжетные игры, как «Аптека», «Поликлиника». Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского и др. [23].

Также одним из важных условий формировании навыков самообслуживания у дошкольников является дозирование помощи со стороны взрослых по мере усвоения определенного навыка.

В. А. Баташева выделяет следующие уровни помощи педагогов и родителей при работе с детьми:

- совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;

- частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);

- педагог помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого;

- ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию педагога;

- ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень (например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке) [3].

Таким образом, при формировании навыков самообслуживания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения необходимо соблюдение следующих педагогических условий: положительный эмоциональный настрой со стороны взрослых; использование разнообразных методов и средств; проведение планомерной работы, направленной на непосредственное формирование определенного навыка посредством прямого обучения, а также закрепление данного навыка в процессе игровой деятельности; дозирование помощи со стороны взрослых по мере усвоения определенного навыка.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...