1.2 Особенности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
К детям с нарушением зрения относятся разнообразные группы дошкольников с разной степенью утраты зрения, многообразием клинических форм. Наиболее распространенной формой детской глазной патологии в дошкольном возрасте являются амблиопия и косоглазие, характеризующиеся разной степенью нарушения остроты зрения, бинокулярного зрения, фиксации взора и других функций зрительной системы. И. А. Гурьянова указывает, что отклонение психического развития при зрительной патологии включает в себя первичный дефект – нарушение зрительного анализатора, вторичные дефекты – нарушения восприятия, мышления, речи и т. д., и третичные дефекты – особенности эмоционально-волевой сферы и личности, нарушения коммуникативной сферы и т. д. Таким образом, зрительная патология неизбежно ведет к определенным негативным изменениям в психическом развитии детей [8]. Е. И. Бережкова отмечает, что негативное влияние нарушения зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности и проявляется даже там, где, казалось бы, дефект зрения не должен нанести ущерба развитию ребенка. Это проявляется в снижении количества получаемой информации и в изменении ее качества. Количественные изменения проявляются в области чувственного познания, значительном сокращении или полном отсутствии зрительных образов ощущений и восприятий, представлений, что ограничивает возможности формирования образов воображения и памяти. С точки зрения специфических качественных особенностей развития следует в первую очередь, указать на специфичность формирования психических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри системы. Происходят также качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориентировке в пространстве и т. д. Значительные изменения происходят в физическом развитии – точности движений, их интенсивности. Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально развивающегося ребенка, так как она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях из-за влияния на них первичного дефекта, а также и его коррекция на основе создания новых компенсаторных путей развития. Это показывает, что и межфункциональные связи у детей с нарушением зрения осуществляются также иначе, своеобразно [4].
М. П. Азорская указывает, что нарушение зрения характеризуется зрительной недостаточностью, фрагментарностью, невозможностью зрительного восприятия, что не позволяет детям получать необходимую информацию для овладения навыками самообслуживания, поскольку затруднена взаимосвязь анализирующих действий с характером моторных движений руки и глаза, затрудняющая развитие предметно-практических действий. Двигательное подражание и скорость выполнения задания для детей с нарушениями зрения в связи с нарушением кинестетической и кинетической основы движения значительно затруднено. Сложности в формировании зрительно-моторной координации, нарушение оптико-кинестетической и зрительно-пространственной организации движений, недостаточный зрительный анализ и контроль за собственными действиями существенно осложняют формирование навыков самообслуживания [1]. В результате плохого зрительного анализа и контроля за собственными действиями у дошкольников появляется много ошибок в выполнении действий по самообслуживанию.
Специальные исследования проблемы обучению навыкам самообслуживания детей с нарушением зрения проводились Л. И. Солнцевой, которая изучала начальные формы трудовой деятельности – самообслуживания и выявила отставание их в предметно-практической деятельности, диспропорциональность в развитии самооценки у этих детей, и оценки достигнутых ими результатов [21]. Наблюдая за детьми с нарушением зрения, можно заметить, что не все имеют устойчивые представления, навыки, умения и потребности в самостоятельном обслуживании. Все это требует систематического контроля и помощи со стороны педагогов и родителей. Е. И. Бережкова считает, что у детей с нарушениями зрения наблюдается снижение контроля над качеством одевания, умывания и причесывания. Также это можно продемонстрировать на примере умения детей заправлять постель. Навыки и умения заправлять постели у детей с нарушением зрения значительно отстают в развитии от нормально видящих детей. При этом у них снижен интерес к контролю и анализу своих действий, оценке результатов выполнения работы. Также стоит отметить, что их речь бедна формулировками, которые представляли бы качественный анализ труда [4]. По мнению Л. И. Солнцевой, дети с нарушением зрения при поступлении в специальное дошкольное учреждение иногда оказываются беспомощными в самообслуживании. Это может быть результатом большой недооценки дошкольников со стороны взрослых. Дети, привыкшие к постоянной родительской опеке, нередко негативно относятся к любой деятельности, требующей усилий, не проявляют интерес к занятиям, желания овладеть какими-либо приемами, стремления к самостоятельности. Поэтому в детском саду следует обеспечивать условия для преодоления таких недостатков и проводить систематическую работу по воспитанию самостоятельности [21]. Регулярное участие в трудовой деятельности повышает общее развитие детей с нарушениями зрения, придает им уверенность в своих силах, по существу меняет положение ребенка в среде сверстников и его взаимоотношения с окружающими взрослыми. У детей появляются простейшие формы сотрудничества: помощь сверстнику и взаимопомощь, участие в труде взрослых (мытье игрушек, приготовление стола к завтраку, обеду).
Таким образом, дети с нарушениями зрения характеризуются недостаточным уровнем сформированности навыков самообслуживания в силу наличия особенностей в психическом развитии (сниженный уровень психических процессов и моторики), а также в силу особенностей семейного воспитания (гиперопека, убежденность родителей в том, что дошкольник не сможет справиться самостоятельно). Дошкольники с нарушениями зрения испытывают трудности при овладении многими навыками самообслуживания, особые трудности вызывает процесс одевания, поскольку необходимо определение свойств одежды, таких как левая и правая сторона, изнаночная и наружная сторона, а также соблюдение алгоритма одевания, который включает в себя значительное количество операций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|