Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2 Система поэтапной работы по формированию навыков самообслуживания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения




 

С учетом результатов, полученных на констатирующем этапе эксперимента, целью нашей дальнейшей работы стала экспериментальная проверка эффективности выявленных психолого-педагогических условийформирования навыков самообслуживания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Разработать программу работы, направленную на формирование навыков самообслуживания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.

2. Апробировать созданную программу с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

При разработке системы работы по формированию навыков самообслуживания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения мы опирались на работы М. П. Азорской [1], А. А. Баранова [2], А. В. Киселевой [12], А. А. Королюк [13], О. О. Лагойкиной [15], Е. В. Моржиной [18], О. М. Тарарыв [23], Е. В. Толбатовой [24].

Цель программы: формирование навыков самообслуживания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.

Задачи программы:

1. Развитие умений самообслуживания и самостоятельного жизнеобеспечения, снижающих степень зависимости от окружающих людей.

2. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков.

3. Выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств.

Этапы работы:

1. Подготовительный этап – создание благоприятного настроя на работу, развитие интереса к занятиям с помощью чтения художественной литературы.

2. Основной этап – формирование понимания необходимости самообслуживания в игровой деятельности.

3. Заключительный этап – формирование стремления к самостоятельности в самообслуживании в игровой деятельности.

При разработке программы мы опирались на следующие принципы:

- принцип постепенности, который подразумевает необходимость давать детям задания в соответствии с их уровнем развития;

- принцип последовательности, который подразумевает переход от простых заданий к более сложным формам работы в ходе занятий с детьми;

- принцип систематичности, который предполагает обучение и усвоение знаний в определенном порядке, строгой системе.

Ожидаемые результаты: повысится самостоятельность детей в самообслуживании, повыситься уровень сформированности таких навыков самообслуживания как одевание, раздевание, обувание, умывание, прием пищи.

Программа состояла из 20 занятий с использованием художественной литературы и дидактических игр продолжительностью 15-20 минут. Занятия проводились два раза в неделю в первой половине дня с детьми экспериментальной группы в количестве 5 человек.

Конспекты игр представлены в Приложении В. Тематический план занятий представлен в таблице 6.

 

 

Таблица 6 – Содержание работы по формированию навыков самообслуживания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения

Этап Цель Мероприятия

подготовительный

создание благоприятного настроя на работу, развитие интереса к занятиям

А. Барто «Девочка чумазая»
Е. Благинина «Обедать»
3. Александрова «Что взяла, клади на место»
И. Горюнова «Этикет для карапузов»

основной

формирование понимания необходимости самообслуживания

Д/и «К нам медведица пришла, медвежонка принесла»
Д/и «Вымоем куклу»
Д/и «Красивые салфеточки для трех поросят»
Д/и «Оденем куклу Катю на прогулку»
Д/и «Правильно – неправильно»
Д/и «Таня простудилась»
Д/и «Научим куклу мыть руки»
Д/и «Кукла ложится спать»
Д/и «Найди пару»
Д/и «Что чем едят»
Д/и «Правила гигиены»
Д/и «Что сначала, что потом? »

заключительный

формирование стремления к самостоятельности в самообслуживании

Д/и «Убери со стола»
Д/и «Водичка, водичка! »
Д/и «Волшебный шнурок»
Д/и «Носики-курносики»
Д/и «Посади цветочки на лужок»
Д/и «Завяжи шнурки»

 

На подготовительном этапе было проведено четыре занятия, во время которых детям предлагалось послушать стихотворения, после чего с детьми проводилась беседа о важности культурно-гигиенических навыков. На занятиях дети проявили интерес и активность, внимательно слушали произведения, отвечали на вопросы педагога.

На основном этапе было проведено двенадцать занятий, во время которых использовались индивидуальные и групповые дидактические игры. На формирование навыка поддержания личной гигиены были направлены такие игры как «Вымоем куклу», «Таня простудилась», «Научим куклу мыть руки». В этих играх детям на примере в виде куклы демонстрировались правила мытья рук, умывания и пользования носовым платком. Также по этому разделу проводилась игра «Правила гигиены», относящаяся к числу подвижных игр, поскольку дети изображали навыки личной гигиены с помощью пантомимы. На формирование навыка одевания и раздевания были направлены игры «Оденем куклу Катю на прогулку», «Кукла ложится спать», в которых также использовался показ образца, формировались представления об алгоритмах правильного одевания и раздевания. Также по этому разделу проводилась игра «Найди пару», в процессе проведения которой дети искали пару обуви и одежде, поскольку сформированное умение находить левый и правый предмет одежды (носки, перчатки, варежки) или обуви способствует комфорту при носке и отвечает эстетическим требованиям. На формирование навыка приема пищи были направлены игры «К нам медведица пришла, медвежонка принесла», «Красивые салфеточки для трех поросят», во время проведения которых использовался метод показа образца при использовании кукол. Дет и учились правильно и аккуратно использовать столовые приборы и салфетки. Также по этому разделу проводились игры «Что чем едят», «Правильно – неправильно», «Что сначала, что потом? », во время которых требовалось разложить карточки с алгоритмом приема пищи в нужной последовательности, соотнести карточки блюд с карточками столовых приборов и определить правильность поведения по сюжетным картинкам. Эти игры проводились с детьми индивидуально, стимульный материал был выполнен в крупном формате, чтобы дети чрезмерно не напрягали зрение. Дошкольники проявили интерес к играм, но им требовалась помощь в выполнении игровых действий, а также подбадривание и стимуляция для более активных действий с игровым материалом.

На заключительном этапе было проведено шесть занятий, во время которых использовались дидактические игры, имеющие индивидуальную и групповую форму. На формирование навыка поддержания личной гигиены были направлены игры «Водичка, водичка! » и «Носики-курносики». Во время этих игр дети вспоминали об алгоритме выполнения процедур по умыванию и использованию носового платка, ориентируясь на действия, проводимые педагогом с куклой, а затем самостоятельно осуществляли действия, направленные на поддержание чистоты тела. На формирование навыка одевания и раздевания были направлены игры «Волшебный шнурок», «Посади цветочки на лужок», «Завяжи шнурки», во время которых дошкольники отрабатывали навыки использования застежек. На формирование навыка приема пищи была направлена игра «Убери со стола». Во время этой игры дошкольники самостоятельно убирали посуду со стола и сметали крошки. Дети проявляли активность при проведении игр, но у многих из них возникали трудности, особенно в играх, направленных на формирование навыка застегивать пуговицы и завязывать шнурки. После нескольких неудач дети расстраивались, не хотели больше играть в эти игры, требовалось затратить силы, чтобы убедить их в том, что благодаря тренировкам у них все получится со временем.

Таким образом, с детьми экспериментальной группы нами была проведена работа, направленная на формирование навыков самообслуживания, во время которой использовались такие средства как художественная литература и дидактические игры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...