1.1 Понятие и сущность навыков самообслуживания у дошкольников в психолого-педагогических исследованиях
Самообслуживание – это процесс взаимодействия личности с окружающим ее миром, включающий накопление представлений о действительности, обогащение жизненного опыта, овладение умениями, навыками, необходимыми ей для самостоятельной жизни. М. П. Азорская отмечает, что навыки самообслуживания – это умения, которым ребенок учится в первую очередь (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п. ). Определяя навык как компонент автоматизированного действия, который вырабатывается в ходе неоднократного повторения, стоит отметить, что самообслуживание – навык обслуживать самого себя, удовлетворять бытовые потребности собственными силами [1]. Е. В. Моржина указывает, что самообслуживание – это начальный этап трудового воспитания дошкольника, через него ребенок впервые устанавливает взаимоотношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним [18]. О. О. Лагойкина отмечает, что элементарные навыки самообслуживания включают в себя усвоение следующих умений: - прием пищи (есть ложкой, пить из чашки); - раздевание и одевание (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки); - гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой); - опрятности (пользоваться горшком)» [15]. По мнению Т. Н. Мангазеевой, элементарные навыки самообслуживания развиваются под влиянием воспитания при конкретном уровне развития у ребенка некоторых психофизических возможностей: - общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);
- мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры); - зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом); - мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т. е. подражать действиям взрослых) [17]. Собственно, с развития этих простых умений зарождается путь к освоению более серьезных навыков самообслуживания. А. А. Баранов выделил следующие составляющие способности к самообслуживанию как категории жизнедеятельности по Международной классификации функционирования: 1. Мытье (тело, части тела, вытирание и сушка). 2. Уход за частями тела. 3. Физиологические отправления (регуляция мочеиспускания, регуляция дефекации). 4. Прием пищи. 5. Питье. 6. Забота о своем здоровье. 7. Бытовая жизнь (приобретение товаров и услуг, ведение домашнего хозяйства, выполнение работы по дому, использование бытовой техники, забота о домашнем имуществе и помощь другим) [2]. Самообслуживание у детей различного возраста зависит от развития двигательного навыка, а также психической сферы. Навыки самообслуживания у ребенка 5-6 лет: умеет сам мыть руки, чистить зубы, одеваться и раздеваться, спокойно сидеть за столом, складывать свою одежду. Г. Ю. Волкова указывает, что самообслуживание включает в себя сложные по своей структуре навыки. У детей здесь могут возникнуть два затруднения: в определении и усвоении последовательности операций и в овладении каждой из них. Накопление социально-бытовых знаний и навыков самообслуживания происходит постепенно [6]. М. Браткова отмечает, что самообслуживание как вид самоорганизованного труда, помогает ребенку научиться обходиться без посторонней помощи в решении самых простых однообразных повторяющихся ежедневных ситуациях, – утренняя гигиена, одевания, завтрак, обед и ужин, уборка за собой, вечерняя гигиена и т. д. Самообслуживание является навыком, приходящим после многократных повторений одних и тех же действий, которые выучиваются детьми до степени автоматизма [5].
В процессе самообслуживания у детей развиваются трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. По мнению Т. И. Тарабариной, самообслуживание – это не просто навыки содержания самого себя в чистоте и порядке, это еще и формирование определенных нужных социальных черт личности, таких, как воля, активная позиция, стремление получить нужный результат, самоуверенность, самооценка себя как самостоятельного члена общества. Когда ребенок может уже сам себя обслуживать, это делает его на ступеньку выше других детей, которым для этого еще требуется помощь родителей [22]. Е. Н. Гусарова полагает, что в процессе обучения навыкам самообслуживания эффективно решаются задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации [9]. Проанализируем некоторые программы, которые применяются в дошкольных учреждениях для развития навыков самообслуживания. 1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Т. С. Комаровой, Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой [19]. По разделу «Самообслуживание» в старшей группе (5-6 лет) программа ставит следующие задачи: закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель; воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы. 2. Программа «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева) [10]. По разделу «Самообслуживание» в старшей группе (5-6 лет) программа ставит следующие задачи: развитие самостоятельности в самообслуживании; расширение объема процессов самообслуживания и хозяйственно-бытового труда (убрать игрушки, застелить свою постель, вытереть пыль, вымыть дома после еды чайную посуду); освоение трудовых процессов, обеспечивающих ребенку возможность с небольшой помощью взрослого заботиться о своей одежде и обуви (почистить, высушить после прогулки); представления о роли самообслуживания в заботе о здоровье: важность чистоты кожи, полоскания рта после еды; участие в новых видах дежурства – по уголку природы, помощи педагогам при подготовке к занятиям; освоение способов распределения коллективной работы по типу общего труда (объединение всех результатов детского труда в единый) и совместного выполнения трудового процесса, когда предмет труда переходит от одного участника труда к другому для выполнения действий.
3. Программа «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой [20]. По разделу «Самообслуживание» в старшей группе (5-6 лет) программа ставит следующие задачи: создание условий для воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников; познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков; формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. К моменту поступления в школу ребенок должен владеть определенными навыками самоорганизации и самообслуживания, поскольку они входят в состав регулятивных универсальных учебных действий. Если же ребенок не владеет простейшими навыками самообслуживания – это является поводом для привлечения специалистов, которые должны выяснить причину такого отставания. А. А. Королюк считает, что причинами такого отставания могут служить различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, нарушения интеллектуального развития [13]. Таким образом, самообслуживание – это основа освоения ребенком культурно-гигиенических навыков. Развитие навыков самообслуживания является жизненной необходимостью для дошкольников. Общая задача для педагогов и родителей заключается в том, чтобы помочь детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|