Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Экспериментальная работа по формированию навыков самообслуживания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения




2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

2. 1 Исследование навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения на констатирующем этапе эксперимента

 

 

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №1 компенсирующего вида» г. Чебоксары Чувашской республики. В исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Список детей с указанием диагнозов представлен в Приложении А.

Целью констатирующего этапа эксперимента явилось изучение уровня сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Методы исследования представляют собой психодиагностическую методику, количественную и качественную обработку полученных экспериментальных данных.

В основу констатирующего эксперимента была положена диагностика навыков самообслуживания для детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии, разработанная В. А. Шинкаренко [25].

Методика была адаптирована для детей с нарушением зрения в старшем дошкольном возрасте. Задания отбирались в соответствии с программой обучения и воспитания в ДОУ для детей с нарушением зрения в соответствии с их уровнем психофизического развития.

Целью диагностики являлось выявление уровня развития навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

Эксперимент состоял из 5 серий.

1 серия констатирующего эксперимента была направлена на изучение уровня развития навыка одевания на прогулку.

Этот раздел оценивался по следующим параметрам:

1) самостоятельно / с помощью взрослого.

2) последовательность одевания: комбинезон/штаны, кофта, обувь, куртка, шарф, шапка, варежки.

3) проследить последовательность доставания вещей из шкафчика.

4) различает ли лицевую и изнаночную стороны одежды, заднюю и переднюю части одежды (умение выворачивать вещи с изнаночной стороны на лицевую).

5) умение завязывать шарф, шапку.

6) умение завязывать шнурки.

7) умение застегивать липучки, молнию.

8) наличие контролирующих движений (заправляет ли майку в штаны, подтягивает колготки/ гольфы, натягивает шапку).

2 серия констатирующего эксперимента была направлена на изучение уровня развития навыка раздевания после прогулки.

Раздел оценивался по следующим параметрам:

1) самостоятельно / с помощью взрослого.

2) последовательность раздевания: варежки, шапка, шарф, куртка, обувь, кофта, комбинезон/штаны.

3) умение складывать вещи в шкафчик аккуратно (обувь – вниз, шапка/шарф/варежки – наверх и т. д. ).

4) умение оценить опрятность вещей (проверить чистая ли обувь, помыть ее, если она грязная, просушить, поставить в шкафчик на свое место и т. д. ).

5) умение выворачивать вещи на лицевую сторону.

6) наличие носового платка и умение им пользоваться.

7) наличие контролирующих движений (пользуется расческой, подтягивает колготки и т. д. ).

3 серия констатирующего эксперимента была направлена на изучение уровня развития навыка обувания.

Оценивание осуществлялось по следующим параметрам:

1) самостоятельно / с помощью взрослого;

2) умение различать правую и левую ноги;

3) умение завязывать шнурки;

4) умение застегивать молнию;

5) умение застегивать липучки.

4 серия констатирующего эксперимента была направлена на изучение уровня развития навыков приема пищи.

Раздел оценивался по следующим параметрам:

1) ест аккуратно, не разливает, не роняет на пол;

2) пользуется салфеткой;

3) умение сервировать стол;

4) уборка посуды и стола после еды;

5) проверка одежды после еды (если грязная переодевает ли).

5 серия констатирующего эксперимента была направлена на изучение уровня развития навыков умывания.

Раздел оценивался по следующим параметрам:

В этот раздел включались такие действия как:

1) умение намылить руки/лицо;

2) умение включить/выключить кран;

3) смывает ли остатки мыла/грязи с раковины;

4) вытирает ли руки/лицо;

5) моет ли руки перед едой;

6) моет ли руки/лицо после улицы;

7) моет ли руки/лицо после сна;

8) пользуется расческой.

Уровни развития навыков и критерии оценки:

Низкий уровень (1 балл). Ребенок выполняет действия с помощью взрослого; стремление к самостоятельности недостаточно выражено; ожидает помощи даже в освоенных микропроцессах.

Средний уровень (2 балла). Ребенок выполняет действия самостоятельно; требуется помощь взрослого в выполнении целостных трудовых процессов и в контроле качества. Ярко выражено стремление к самостоятельности в самообслуживании, желание самоутвердиться. По предложению воспитателя охотно оказывает помощь сверстникам.

Высокий уровень (3 балла). Ребенок выполняет самообслуживание самостоятельно, с хорошим качеством, при небольшой помощи сверстника или взрослого. Активно отстаивает самостоятельность, обнаруживает устойчивое стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику.

Результаты диагностики испытуемых по методике «Диагностика навыков самообслуживания для детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии» (В. А. Шинкаренко) [25] по первой серии представлены в таблице 1. Индивидуальные результаты диагностики детей представлены в Приложении Б.

Таблица 1 – Результаты изучения уровня сформированности навыка одевания на прогулку

Уровень

Группа

экспериментальная

контрольная

абс. % абс. %
высокий
средний
низкий
Итого:

 

Из таблицы 1 видно, что большая часть дошкольников в обеих группах (100% в экспериментальной и 80% в контрольной) характеризуется низким уровнем сформированности навыка одевания на прогулку. Такие дети ожидали помощи со стороны взрослого, недостаточно проявляли стремление к самостоятельности, помощь требовалась даже в освоенных микропроцессах. Возникают трудности с надеванием водолазок, кофточек и рубашек, которые требуется застегнуть. Они часто ошибаются, надевая шапку и перчатки.

Пятая часть детей контрольной группы (20%) характеризуется средним уровнем сформированности навыка одевания на прогулку. Такие дошкольники выполняли действия самостоятельно, однако им требовалась помощь взрослого в выполнении целостных процессов и в контроле качества. У детей было ярко выражено стремление к самостоятельности, желание самоутвердиться. По предложению воспитателя они охотно оказывали помощь сверстникам. Дети умеют организовывать последовательный процесс одевания без помощи взрослого, только в крайних случаях обращаются за помощью к воспитателю. У них не возникает особых трудностей в надевании предметов одежды, чулочно-носочных изделий и головных уборов.

Детей с высоким уровнем сформированности навыка одевания на прогулку выявлено не было.

Следовательно, большинство детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения характеризуется низким уровнем сформированности навыка одевания на прогулку.

Результаты диагностики испытуемых по методике «Диагностика навыков самообслуживания для детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии» (В. А. Шинкаренко) [25] по второй серии представлены в таблице 2. Индивидуальные результаты диагностики детей представлены в Приложении Б.

 

Таблица 2 – Результаты изучения уровня сформированности навыка раздевания после прогулки

Уровень

Группа

экспериментальная

контрольная

абс. % абс. %
высокий
средний
низкий
Итого:

 

Из таблицы 2 видно, что многие дошкольников в обеих группах (60% в экспериментальной и 40% в контрольной) характеризуется низким уровнем сформированности навыка раздевания после прогулки. Такие дети не умеют снимать одежду в принятом порядке, им требуется помощь воспитателя, самостоятельности и активности они не проявляют.

Также многие дошкольников в обеих группах (40% в экспериментальной и 60% в контрольной) характеризуется средним уровнем сформированности навыка раздевания после прогулки. Такие дети снимают одежду по правильному алгоритму, лишь изредка совершая ошибки, они умеют складывать одежду и ставить обувь в специально отведенное место. Дети проявляют самостоятельность и стремятся все действия выполнять сами.

Детей с высоким уровнем сформированности навыка раздевания после прогулки выявлено не было.

Следовательно, большинство детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения характеризуется средним уровнем сформированности навыка раздевания после прогулки.

Результаты диагностики испытуемых по методике «Диагностика навыков самообслуживания для детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии» (В. А. Шинкаренко) [25] по третьей серии представлены в таблице 3. Индивидуальные результаты диагностики детей представлены в Приложении Б.

Таблица 3 – Результаты изучения уровня сформированности навыка обувания

Уровень

Группа

экспериментальная

контрольная

абс. % абс. %
высокий
средний
низкий
Итого:

 

Из таблицы 3 видно, что большая часть дошкольников в обеих группах (80% в экспериментальной и 60% в контрольной) характеризуется низким уровнем сформированности навыка обувания. Такие дети не стремились к проявлению самостоятельности в процессе обувания, ожидали помощи воспитателя, испытывали существенные трудности при застегивании молний и завязывании шнурков.

Меньшая часть детей в обеих группах (20% в экспериментальной и 40% в контрольной) характеризуется средним уровнем сформированности навыка обувания. Такие дошкольники старались обуваться самостоятельно, несмотря на то, что испытывали трудности с застежками. Некоторые дети не могли определить где левый сапог/ботинок, а где правый.

Детей с высоким уровнем сформированности навыка обувания выявлено не было.

Следовательно, большинство детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения характеризуется низким уровнем сформированности навыка обувания.

Результаты диагностики испытуемых по методике «Диагностика навыков самообслуживания для детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии» (В. А. Шинкаренко) [25] по четвертой серии представлены в таблице 4. Индивидуальные результаты диагностики детей представлены в Приложении Б.

Таблица 4 – Результаты изучения уровня сформированности навыка приема пищи

Уровень

Группа

экспериментальная

контрольная

абс. % абс. %
высокий
средний
низкий
Итого:

 

Из таблицы 4 видно, что большая часть дошкольников в обеих группах (80% в экспериментальной и 60% в контрольной) характеризуется низким уровнем сформированности навыка приема пищи. Такие дети умеют орудовать ложкой и вилкой, однако не могут самостоятельно пользоваться ножом. В процессе принятия пищи у детей возникают трудности в пользовании салфеткой. Они часто разливают чай или другие напитки и пачкают стол, пол и одежду.

Меньшая часть детей в обеих группах (20% в экспериментальной и 40% в контрольной) характеризуется средним уровнем сформированности навыка приема пищи. Такие дошкольники умело орудуют столовыми приборами, напитки пьют аккуратно из чашки, стакана, держась за ручку или через соломку. В процессе приема пищи дети практически не сорят и не проливают напитки, следят за тем, чтобы одежда не пачкалась.

Детей с высоким уровнем сформированности навыка приема пищи выявлено не было.

Следовательно, большинство детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения характеризуется низким уровнем сформированности навыка приема пищи.

Результаты диагностики испытуемых по методике «Диагностика навыков самообслуживания для детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии» (В. А. Шинкаренко) [25] по пятой серии представлены в таблице 5. Индивидуальные результаты диагностики детей представлены в Приложении Б.

Таблица 5 – Результаты изучения уровня сформированности навыка умывания

Уровень

Группа

экспериментальная

контрольная

абс. % абс. %
высокий
средний
низкий
Итого:

 

Из таблицы 5 видно, что многие дошкольников в обеих группах (60% в экспериментальной и 40% в контрольной) характеризуется низким уровнем сформированности навыка умывания. Такие дети нуждаются в помощи воспитателя, когда моют руки, умываются, однако без труда пользуются полотенцем, при расчесывании им необходима помощь взрослого.

Также многие дошкольников в обеих группах (40% в экспериментальной и 60% в контрольной) характеризуется средним уровнем сформированности навыка умывания. Такие дети моют лицо и руки самостоятельно, хотя иногда обращаются за помощью к взрослому, способны самостоятельно расчесываться и вытираться полотенцем, соблюдают гигиену в туалете.

Детей с высоким уровнем сформированности навыка умывания выявлено не было.

Следовательно, большинство детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения характеризуется средним уровнем сформированности навыка умывания.

Таким образом, обобщая полученные в ходе диагностической работы результаты, можно констатировать, что у большинства детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения средний уровень сформированности навыков раздевания после прогулки и умывания, но низкий уровень сформированности навыков одевания на прогулку, обувания и приема пищи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...