Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключение. Список использованных источников




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, проведенное исследование дает основание для следующих выводов:

1. Проблема формирования навыков самообслуживания у детей с нарушениями зрения является актуальной, поскольку благодаря приобретению самостоятельности в самообслуживании ребенок может чувствовать себя более уверенно, что будет оказывать влияние на его самооценку и общение с окружающими. При формировании навыков самообслуживания необходимо помнить, что у детей с нарушениями зрения на это требуется гораздо больше времени. Поэтому педагогу и родителям следует проявлять терпение. Следует помнить, что нельзя научить ребенка всему и сразу, так как какое-либо трудовое действие может быть ему непосильно, в связи с недоразвитием крупной и мелкой моторики, координации движений. Для формирования правильного навыка рекомендуется разделить каждый трудовой процесс на отдельные операции, предварительно отработав необходимые действия. Дети старшего дошкольного возраста обладают достаточно сформированными навыками самообслуживания, которые необходимо продолжать развивать и закреплять. Одним из эффективных средств формирования навыков самообслуживания является дидактическая игра, поскольку она способствует удержанию внимания и активизации интереса дошкольников.

2. На констатирующем этапе экспериментального исследования были получены следующие результаты: у большинства детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения средний уровень сформированности навыков раздевания после прогулки и умывания, но низкий уровень сформированности навыков одевания на прогулку, обувания и приема пищи.

3. На формирующем этапе экспериментального исследования нами была разработана программа работы, направленная на формирование навыков самообслуживания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения. Было проведено 20 занятий продолжительностью 15-20 минут. Использовались такие методы как чтение художественной литературы и дидактические игры.

4. На контрольном этапе экспериментального исследования было установлена, что динамика результатов более выражена в экспериментальной группе:

- на 80% увеличилось количество детей со средним уровнем сформированности навыка одевания на прогулку, они стали выполнять отдельные действия самостоятельно, однако периодически им все же требовалась помощь воспитателя, у них появилось стремление к самостоятельности и желание самоутвердиться путем демонстрации навыком самообслуживания;

- на 60% увеличилось количество детей со средним уровнем сформированности навыка раздевания после прогулки, они стали снимать одежду по правильному алгоритму, лишь изредка совершая ошибки, научились складывать одежду и убирать ее в специально отведенное место;

- на 40% увеличилось количество детей со средним уровнем сформированности навыка обувания, они стали обуваться самостоятельно, правильно определять где левый сапог/ботинок, а где правый;

- на 80% увеличилось количество детей со средним уровнем сформированности навыка приема пищи, они стали более ловко орудовать столовыми приборами, аккуратнее пить напитки, меньше пачкать одежду и сорить;

- на 60% увеличилось количество детей со средним уровнем сформированности навыка умывания, они стали самостоятельно мыть лицо и руки, использовать расческу и полотенце, носовой платок.

5. Выдвинутая нами гипотеза о том, что для формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения необходимо соблюдать следующие психолого-педагогические условия: владение диагностическим материалом и проведение первичной диагностики, на основе которой разрабатывается коррекционно-развивающая программа работы; реализация программы коррекционно-развивающей работы, основанной на использовании игрового метода, подтвердилась.

6. Результаты проведенного нами исследования имеют прикладное значение, поскольку разработанная и апробированная программа работы по формированию навыков самообслуживания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения может использоваться педагогами в коррекционных ДОУ.

7. Данное исследование не исчерпывает решение проблемы. В перспективе исследования могут быть посвящены вопросам, связанным с изучением формирования навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

 

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Азорская, М. П. К вопросу о формировании навыков самообслуживания у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья / М. П. Азорская // Актуальные проблемы психологического знания. – 2019. – № 1 (50). – С. 88-94.

2. Баранов, А. А. Определение ограничений жизнедеятельности в категории «Способность к самообслуживанию» («Самообслуживание») у детей разного возраста на основе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья: метод. рекомендации / А. А. Баранов. – Москва: ПедиатрЪ, 2013. – 80 c.

3. Баташева, В. А. Воспитание элементов самостоятельности / В. А. Баташева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2013. – №7. – С. 88-100.

4. Бережкова, Е. И. Восприятие, внимание, память и мышление у дошкольников с нарушением зрения / Е. И. Бережкова // Вестник ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2016. – № 4-1. – С. 113-122.

5. Браткова, М. Формирование навыков самообслуживания / М. Браткова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 11. – С. 79-84.

6. Волкова, Г. Ю. Развитие навыков самообслуживания детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность / Г. Ю. Волкова // Актуальные исследования. – 2021. – № 31 (58). – С. 56-60.

7. Гурвиц, В. Н. Развитие навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста / В. Н. Гурвиц // Наука и школа. – 2013. – № 4. – С. 125-127.

8. Гурьянова, И. А. Психолого-педагогическое сопровождение образования дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования / И. А. Гурьянова // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2015. – № 2. – С. 86-89.

9. Гусарова, Е. Н. Формирование самостоятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е. Н. Гусарова, Е. А. Соколова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 1. – С. 110- 112.

10. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014. – 321 с.

11. Зверева, С. А. Теоретические основы развития самостоятельности в трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста / С. А. Зверева. – Пенза: Академия Естествознания, 2015. – 91с.

12. Киселева, А. В. Формирование навыков самообслуживания и бытового труда у детей с особенностями психофизического развития / А. В. Киселева, Е. А. Шилович // Специальная педагогика. – 2016. – № 1 (108). – С. 36-42.

13. Королюк, А. А. Усвоение навыков самообслуживания дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью / А. А. Королюк // Мир детства в современном образовательном пространстве. Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. – Витебск, 2017. – С. 235-238.

14. Кузина, А. М. Формирование культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников / А. М. Кузина // Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100-летию РГУ имени С. А. Есенина 59 «Модернизация образования: проблемы и перспективы. – Рязань: Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, 2015. – С. 222-225.

15. Лагойкина, О. О. Особенности формирования навыков самообслуживания у детей со сложными нарушениями развития / О. О. Лагойкина // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2018. – № 6. – С. 50-53.

16. Максимова, М. В. Особенности формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе самообслуживания / М. В. Максимова, Н. В. Логина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 6. – С. 12-15.

17. Мангазеева, Т. Н. Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения / Т. Н. Мангазеева // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. – С. 60-63.

18. Моржина, Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома / Е. В. Моржина. – Москва: Теревинф, 2012. – 40 с.

19. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва: Мозаика синтез, 2014. – 368 с.

20. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др. / Науч. рук. Е. В. Соловьева. – Москва: Просвещение, 2016. – 232 с.

21. Солнцева, Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Л. И. Солнцева. – Москва: Полиграф-сервис, 1997. – 121 с.

22. Тарабарина, Т. И. Формирование навыков самообслуживания у дошкольников как педагогическая проблема / Т. И. Тарабарина // Вопросы теории и методики профессионального образования. материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». – Ярославль, 2018. – С. 83-85.

23. Тарарыв, О. М. Формирование культурно-гигиенических и навыков самообслуживания как одно из направлений ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии / О. М. Тарарыв // Современные подходы к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Курган, 2014. – С. 114-117.

24. Толбатова, Е. В. Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ как средство социализации личности / Е. В. Толбатова, Ж. П. Артемова, И. М. Акимова // Педагогика и психология: перспективы развития. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2019. – С. 250-253.

25. Шинкаренко, В. А. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей: Методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителям / В. А. Шинкаренко. – Минск: Открытые двери, 1997. – 63 с.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Список детей с указанием диагноза

Имя ребенка Возраст Диагноз Острота зрения в очках Острота зрения без очков
Варя К. 5, 6 Монолатеральное сходящееся косоглазие OS, амблиопия высокой степени, Hm слабой степени OU OD=1, 0 OS=1, 0 OD=1, 0 OS=1, 0
    Астигматизм, амблиопия OD=1, 0 OS=1, 0 OD=0, 3 OS=0, 3
Леша С. 5, 7 Сходящееся косоглазие с вертикальным преобладанием OD, парез ВКМ OU OD=1, 0 OS=1, 0 OD=1, 0 OS=1, 0
Варя С. 5, 11 Врожденная миопия средней степени OU OD=0, 8 OS=0, 65 OD=0, 2 OS=0, 4
Витя С. 6, 3 Смешанный астигматизм, амблиопия OU OD=1, 0 OS=1, 0 OD=0, 9 OS=0, 75
Гриша Т. 5, 7 Сходящееся альтернирующее частичное аккомодационное косоглазие, анизометропия, гиперметропия слабой степени OU OD=1, 0 OS=1, 0 OD=0, 95 OS=0, 95
Ксюша Ф. 6, 3 Гиперметропия слабой степени, сходящееся альтернирующее косоглазие OD=1, 0 OS=1, 0 OD=0, 45 OS=0, 1
Даня К. 5, 10 Сложный гиперметропичный астигматизм OU, амблиопия средней степени OS, слабой степени OD OD=0, 95 OS=0, 95 OD=0, 9 OS=0, 6
Родион М. 6, 4 Сходящееся частичное аккомодационное косоглазие, гиперметропия средней степени, амблиопия средней степени OD=0, 8 OS=0, 75 OD=0, 65 OS=0, 6
Аня Б. 5, 10 Смешанный астигматизм, амблиопия OU OD=1, 0 OS=1, 0 OD=0, 85 OS=0, 8
Маша В. 6, 1 Сходящееся альтернирующее частичное аккомодационное косоглазие, анизометропия, гиперметропия слабой степени OU OD=1, 0 OS=1, 0 OD=0, 9 OS=0, 85

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ

 

Экспериментальная группа

Серия

 

Контрольная группа

Серия

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

 

РАЗДЕЛ «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»

1. Дидактическая игра «Вымоем куклу»

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Оборудование: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

2. Дидактическая игра «Водичка, водичка! »

Педагогическая цель: формировать навык самостоятельно умываться.

Игровая цель: помочь куклам стать опрятными.

Игровое оборудование и материалы: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: «Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток! ». Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка! »

3. Дидактическая игра «Таня простудилась»

Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться.

Оборудование: носовой платок.

Ход игры:

В группу вносят куклу Таню с чистым носовым платком в кармане. Дети смотрят, есть ли носовой платок у них в кармане. Таня чихнула, и воспитатель показывает и поясняет правила пользования носовым платком, как складывать его после употребления, убирать в карман. Все дети достают из кармана платочки, затем начинают «покашливать», прикрывая нос и рот платком, отворачиваясь друг от друга.

4. Дидактическая игра «Носики-курносики»

Педагогическая цель: закреплять навык пользоваться индивидуальным носовым платком.

Игровая цель: показать педагогу как они умеют пользоваться носовым платком.

Игровое оборудование и материалы: индивидуальные носовые платки.

Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие: Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана), будем нос им вытирать (показывает действие с платком), чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман). Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

5. Дидактическая игра «Правила гигиены».

Цель: уточнить представления детей о навыках гигиены, формировать навыки здорового образа жизни.

Ход игры: с помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.    

6. Дидактическая игра «Научим куклу мыть руки»

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Оборудование: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Ход игры:

дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Педагог говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки. ) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».

 

РАЗДЕЛ «ОДЕВАНИЕ-РАЗДЕВАНИЕ»

1. Дидактическая игра «Оденем куклу Катю на прогулку».

Педагогическая цель: формировать навык самостоятельно одеваться, застёгивать пуговицы, молнии, обуваться, используя помощь взрослых в трудных случаях, отработать навык правильной последовательности надевания теплой одежды на куклу.

Игровая цель: помочь одеть куклу Катю на прогулку.

Игровое оборудование и материал: куклы по количеству детей. Предметы кукольной одежды: куртки, кофты, сапожки, штаны, шарфы, шапки и т. д.

Ход игры: дети выбирают на столе нужные для прогулки в холодное время года вещи и надевают их, называя последовательность своих действий.

2. Дидактическая игра «Кукла ложится спать».

Педагогическая цель: совершенствовать навык раздевания – расстегивать пуговицы, развязывать шнурки, стягивать штанишки, колготки или снимать платье.

Игровая цель: помочь раздеть куклу и уложить её спать.

Игровое оборудование и материл: кукольная мебель (кровать с постельным бельем, стул); кукла с набором кукольной одежды (для мальчика, девочки).

Ход игры: покажите ребенку куклу. Прочтите рифмовку: Наша Таня хочет спать: Положите на кровать, Тапочки снимите, Быстро положите! Спросите ребенка, всю ли одежду попросила снять кукла? Можно ли спеть одетым? Почему нельзя спать одетым? Выслушайте ответ ребенка и обобщите услышанное. Попросите ребенка вспомнить, в какой последовательности нужно снимать одежду. Если задание вызывает у него затруднение, предложите рассмотреть мнемокарту последовательности раздевания и рассказать, в какой последовательности нужно снимать одежду. Предложите ребенку, раздеть куклу и уложить ее спать.

3. Дидактическая игра «Волшебный шнурок».

Педагогическая цель: формировать навык обуваться, (шнурование, завязывание).

Игровая цель: помочь дорисовать не достающие детали.

Игровое оборудование и материл: игра-книжка «Волшебный шнурок» и шнурки разного цвета (желтый, красный, зеленый).

Ход игры: воспитатель вместе с ребенком рассматривает сюжетную картинку, просит назвать, кто изображен на рисунке и что он делает. Предлагает ребенку «дорисовать» шнурком (по выбору) недостающие штрихи (элементы) в картинке: лестница, качели и т. д. Если у ребенка не получается выполнить действие самостоятельно, педагог совместно с ним воспроизводит эти действия.

4. Дидактическая игра «Посади цветочки на лужок».

Педагогическая цель: формировать умение вдевать петельку на пуговицы разного размера, развитие мелкой моторики рук, соотнесение правой и левой руки.

Игровая цель: посадить на лужок красивые цветочки. К каждой пуговичке найди и присоедини нужный цветок.

Игровое оборудование и материал: зеленое полотно, на которое пришиты пуговицы разного цвета и разного размера, цветы вырезаны из плотной ткани разного размера с прорезями в центре, соответствующими пуговицам.

Ход игры: педагог: «Давайте посадим на лужок красивые цветочки. К каждой пуговичке найди и присоедини нужный цветок. Ребенок выбирает цветок из ткани и пробует вдеть пуговицу на полотне в прорезь, если пуговица не подходит к петельке, педагог предлагает попробовать присоединить к другим пуговичкам и обращает внимание ребенка на размер петельки и пуговицы, чтобы они совпадали». Таким образом, ребенок «сажает» цветы на зеленое полотно. Взрослый хвалит ребенка по ходу игры за каждый прикрепленный цветочек. Детям нравится видеть результат своих действий.

5. Дидактическая игра «Найди пару».

Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды – правый.

Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.

Ход игры: педагог вводит детей в игровую ситуацию: «Маша-растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т. д. ». Детям предлагается помочь Маше-растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т. д. ) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару». В случае затруднения выполнения задания помогает отыскать пару, обращает внимание ребенка на одинаковый размер и цвет. Через некоторое время взрослый просит отыскать эту же пару самостоятельно.

Другой вариант игры может проводиться на предметах одежды детей. Игра способствует закреплению умения различать левые и правые варианты одежды и обуви, правильно соотносить, на какую ногу или руку одеваем тот или иной вариант.

6. Дидактическая игра «Завяжи шнурки».

Цель: закреплять умение завязывать первый узел.

Материал: кукла в ботинках с развязанными шкурками.

Ход игры: воспитатель показывает ребенку куклу и читает рифмовку:

Как у куклы-крошки

На ногах сапожки,

В сапожках шнурочки.

Кто завяжет дочке

Эти вот шнурочки?

Может, мама?

Нет, нет, я!

Это ж доченька моя!

Ах, шнурочки!

Ох, шнурочки!

Завязать бы узелочки!

Педагог предлагает ребенку завязать шнурки на ботинках у куклы. Вспоминает вместе с ребенком, как нужно завязать первый узелок на шнурке. Продолжает начатую ребенком работу и завязывает бантики на шкурках. Когда шнурки завязаны, педагог берет куклу с собой на прогулку. Подчеркивает значимость выполненного ребенком действия – если бы он не завязал шнурок на ботинке куклы, она могла бы на него наступить и упасть. А падать всегда больно.

 

РАЗДЕЛ «ПРИЕМ ПИЩИ»

1. Дидактическая игра «Убери со стола».

Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.

Оборудование: посуда, щетка, совочек.

Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: " Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т. д. Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: «Крошки со стола сметем и совочком уберем! ». Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.

2. Дидактическая игра «Что чем едят».

Педагогическая цель: отработка представление, о том какими приборами нужно пользоваться во время еды.

Игровая цель: правильно подобрать карточки.

Игровое оборудование и материал: карточки с изображением различных продуктов и блюд.

Ход игры: педагог говорит слова (блюда), а дети должны правильно подобрать карточку, на которой изображены столовые приборы.

Ложкой едят супы и бульоны, каши, а также десерты (варенье, мороженное, торт, компоты).

Вилку используют, когда едят салаты, овощные гарниры, яичницу, макароны, пельмени, изделия из мяса.

Вилка и нож нужны, когда вы едите продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки: сложные бутерброды, сыры, колбасы, блины, блюда из рыбы и мяса. Руками можно брать маленькие бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню, печенье, конфеты.

3. Дидактическая игра «Правильно – неправильно».

Педагогическая цель: закрепить правила поведения детей во время приема пищи.

Игровая цель: объяснить, что правильно, а что нет.

Игровое оборудование и материал: карточки с правилами поведения за столом

Ход игры: дети подходят к столу, на котором лежат перевернутые картинки с изображением правильного — неправильного поведения за столом во время еды и становятся на 2 стороны зала или площадки. Одни — влево, если считают, что там нарисовано правильное поведение, другие становятся напротив.

4. Дидактическая игра «Что сначала, что потом? ».

Педагогическая цель: закрепить алгоритм приема пищи

Игровая цель: разложить картинки в правильном порядке.

Игровое оборудование и материал: карточки с алгоритмом приема пищи.

Ход игры: детям нужно по порядку разложить картинки на столе, например, сначала вымыть руки, сесть за стол, проверить кулачком или ладонью правильно ли задвинут стул к столу, затем пожелать приятного аппетита своему соседу по столу или всем детям, сидящим за этим столом. Взять хлеб, правильно ложку (вилку) и приступать к трапезе. Помогать хлебом набирать в ложку (вилку) пищу. При употреблении второго блюда нужно отделять маленькие кусочки от большого и, взяв в рот, хорошо прожевать их. Во время прожевывания не разговаривать. Следить за посадкой, руками (локти не должны стоять на столе). Если что-то на столе трудно достать, попросить вежливо товарища подать хлеб, салфетку и т. д. При употреблении супа не выкладывать на края тарелки лук и др. продукты. Когда остается мало супа в тарелке, нужно от себя откинуть тарелку и доесть содержимое. После приема пищи вытереть губы салфеткой и прополоскать рот.

5. Дидактическая игра «Красивые салфеточки для трех поросят».

Цель: продолжать обучать детей навыкам пользования салфеткой.

Игровая цель: научить пользоваться салфеткой.

Ход игры: к нам в гости пришили 3 поросенка, они не знают. что это за красивые бумажки стоят у вас на столе. Что это стоит на столе? Верно, это салфетки, а стоят они в салфетнице. Сейчас дети вам объяснят, для чего они нужны и как правильно пользоваться салфетками. (Промокнув губы надо сложить салфетку и положить ее под тарелку или сбоку от тарелки. Закончив есть, промокнуть сначала губы, а потом ручки и положить ее на использованную тарелку).

6. Дидактическая игра «К нам медведица пришла, медвежонка принесла».

Цель: совершенствовать захват щепотью, закреплять умение правильно держать ложку, продолжать формировать координацию ведущей руки.

Материал: два игрушечных медведя, разные по величине, набор игрушечной посуды.

Ход игры. Воспитатель показывает ребенку маму-медведицу и маленького медвежонка, читает рифмовку:

К нам медведица пришла,

Медвежонка принесла.

дайте быстро ложку!

Покормите крошку!

Мама строгая такая.

И кормить я начинаю!

Педагог показывает ребенку набор игрушечной столовой посуды. Попросит найти те предметы, которые понадобятся ему для того, чтобы накормить медвежонка. Спрашивает, чем ребенок будет кормить медвежонка. Просит показать, как правильно держать ложку (мотивируйте просьбу тем, что, если ребенок будет держать ложку неправильно, то медвежонок, когда подрастет, возьмет ложку тоже неправильно). Предлагает ребенку покормить медвежонка вторым блюдом. Спрашивает, чем удобно есть котлету. Просит показать, как накалывать кусочки котлеты на вилку. Интересуется у ребенка, почему нужно разрезать котлету на кусочки? Просит показать, как это нужно сделать и чем.

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ

 

 

Экспериментальная группа

Серия

 

Контрольная группа

Серия

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...