Литература. Ленин В. И. К вопросу о диалектике // Поли. собр. соч., т. 29. . пРосы для самоконтроля
Литература Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К. и Энгельс ф Соч., т. 13. С. 6-8. Маркс К. Капитал. Т. 1 // Там же. т. 23. С. 188-195. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Там же, т. 20. Ленин В. И. К вопросу о диалектике // Поли. собр. соч., т. 29. Ленин В. И. О значении воинствующего материализма // Там же, т. 45. Ильенков Э. В. Маркс и западный мир // Ильенков Э. В. Философия и куль тура. М., 1991. История марксистской диалектики. М., 1971. Карл Маркс и современная философия. М., 1999. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы предпосылки возникновения материалистической диалектики? 2. В чем заключается суть открытия К. Марксом материалистического по 3. Что означает по своему содержанию «вечное и естественное условие» 4. В чем состоит отличие между идеалистической и материалистической 5. Каково содержание понятия «общественно-экономическая формация»? 6. Каков принцип взаимосвязи материалистической диалектики и есте Темы докладов и рефератов 1. Общественно-исторические предпосылки возникновения материалис 2. Идейные истоки материалистической диалектики. 3. Материалистическая диалектика — закономерный вывод из истории 4. Общественно-исторический идеал всесторонне развитой личности - РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И МЕДИЦИНА В переломные периоды общественного развития повышается интерес и внимание к духовным истокам жизни. Особенно это актуально для российских народов, всегда высоко ценивших духовность, и только в течение XX века дважды вынужденных проводить корректировку ценностей, идеалов, норм. В условиях системного кризиса общественного бытия философия по праву рассматривалась и рассматривается в качестве одного из духовных стержней возрождения России.
История русской философии находится в центре многих дискуссий современности. Ее описание во многом зависит от мировоззрения авторов. Религиозная версия русской философии наиболее полно представлена в трудах Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, В. В. Зеньковс-кого. Материалистическая трактовка отечественной философии содержится в многочисленных изданиях советского периода по ее истории. С позиции сегодняшнего дня видится необходимость отказа от устаревших стереотипов в раскрытии ее содержания, характерных черт, специфических этапов развития. Крайняя агрессивность или полнейшее замалчивание взглядов оппонентов, как показала история, ничего хорошего для развития философии в России не дали. 1- Этапы и основное содержание отечественной философии Возникновение и развитие русской философии происходило и Р°исходит в контексте формирования отечественной государст-енности и культуры. Важнейшим событием Киевского периода госу-Рственности и культуры явилась христианизация Руси в 988 году, -дожившая начало формированию новой духовной культуры, право-. авной по содержанию. Древнерусская богословская и философская ль формировалась под влиянием византийской философии (ан-Ной культуры). Особенностью отечественной мысли и русской об-п„. °Ванности явилось то, что она использовала свой собственный генный язык. Первым русским философом считают киевского 122 О- Философия медицины -0- Раздел I ♦ Глава 5 митрополита Иллариона. В своем «Слове о законе и благодати» Оц построил богословско-историческую концепцию, обосновавшую включенность «русской земли» в общемировой процесс тор^е. ства божественного «света», т. е. Христа, называемого «благодатью» и «истиной», над «тьмой» язычества. Илларион оставил нам пер. вый образец осмысления общественной жизни конца X—начала XI веков, поставил вопрос о месте русского народа в мировой истории, обосновал общечеловеческую значимость духовных ценностей христианства.
В этот же период написан Святославом «Изборник», содержащий трактаты об основных категориях и понятиях, толкование богословских текстов, анализ темы Софии как символа благоустроенности и гармонии бытия. Образцом практической философии является «Поучение» князя Владимира Мономаха (начало 12 в. ). В нем дан этический кодекс поведения мирян, отражены правовые и политические проблемы того времени. Главным итогом развития древнерусской философской мысли оказалась выработка принципиально новых, в сравнении с дохристианскими, представлений о мире как творении Бога, человеческой истории как арене борьбы божественной благодати и дьявольских козней, о человеке как двойственном существе, состоящем из бренного тела и бессмертной души. Значительное влияние в период образования Московской Руси имел исихазм — богословское учение, основанное византийским богословом и философом Г. Паламой. В данном учении нашли отражение философские проблемы отношения знака и значения, познаваемости Бога и мира. Исихазм (от греч. кезусМа — покой) прочно вошел в русскую философскую традицию, что нашло отражение в трудах многих выдающихся мыслителей XIV- XVI веков. К началу XVI в. высшее духовенство раскалывается на иосифлян, исповедующих традиции древнекиевского религиозного рационализма, и нестяжателей, ориентировавшихся на учение византийских иси-хастов. Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким (1440-1515) утверждали, что книги священного писания являются мерилом истины и единственным средством обоснования любых теоретических положений. Нестяжатели, идейным лидером которых был Нил Сорский (У*1' в 1508 г. ), считали недостаточной слепую веру и связанную с ней стр0' жайшую обрядность для достижения истины и духовного совершен' ства. Они проповедовали аскетизм, внутреннее сосредоточение, М" ' литву как единственно правильный путь к слиянию души человек^ мировым началом. Нил Сорский и его последователи культивировав
Русская философия и медицина ♦ 123 оставление о человеке как «образе и подобии» Бога, властелине „арного мира, наместнике Бога на земле, призванном своим трудом ддерживать гармонию и порядок универсума. Конец XV—начало XVI века принесли в Московскую Русь новую +)цпософскую традицию, связанную с «новгородо-московской ере-, ь10> > . «Политическая философия» еретиков утверждала особый образ государя, советующегося со своими подчиненными, приближенными, однако больше полагающегося на «тайное искусство» управлять. Народ выступает как объект абсолютной опеки, повинующийся грозному иарю, укрепляющему законность, любящему народ, следящему за порядком. В русской философии XVI века имело место сочетание и разделение философии «внешней», т. е. античной («языческой») и внутренней - христианской. Наиболее заметными врачами-философами России XV—XVII вв. являются Г. Дрогобыч (Котермак) (1450-1494), Г. Скорина (1490— 1551) и П. В. Постников (1676-? ). Г. Дрогобыч придерживался в медицине и философии идеалистических взглядов в соответствии с господствовавшей в то время традицией. Из дошедших до наших времен трудов Г. Дрогобыча известно, что он занимался вопросами астрологии, чумы и смерти. Г. Скорина выступал за углубленное изучение природы, верил в возможности и беспредельность человеческого разума, всемерно содействовал просвещению народа, высказывал прогрессивные идеи. П. В. Постников является первым доктором медицины и философии России. Сферой его научного интереса была экспериментальная физиология. Постников критически оценивал идеалистические концепции Аристотеля, построенные на основе метафизики. Второй крупной эпохой в историческом становлении русской культуры является период с конца XVII по первую четверть XIX века. ^на открывается реформистской деятельностью Петра I, нацеленной На европеизацию России. Русскую философию XVII века можно рассматривать как форму русской ренессансной философии, еще со-хРаняющей отпечаток формы средневековой, но уже содержащей Потенциал той формы философии, которая была порождена запад-0евРопейской культурой ранних буржуазных революций XVI-XVII вв. • Сский народ, как известно, принял христианство в 988 г. Он по-
чил первое представление о философии только тогда, когда на Рковнославянский язык стали переводиться сочинения отцов церк- При помощи подобных сочинений некоторые представите- с РУСского духовенства предпринимали попытки продолжать бого- ские и философские труды византийцев. К ним можно отнести ТТ1 124 ♦ Философия медицины ♦ Раздел I О Глава 5 митрополита Петра Могилу в XVII веке и епископа Феофана Проко-повича в начале XVIII века. Века татарского господства, а впоследствии изоляционизм Московского государства, помешали русскому народу ознакомиться с западноевропейской философией. Русское общество не было в достаточной мере знакомо с западной культурой, пока Петр I «не прорубил окно в Европу». С основанием Московского университета (1755) начинается процесс секуляризации философии, ее постепенного отхода как от средневекового византийского, так и западноевропейского схоластического образцов. Первый профессор философского факультета Н. Н. Поповский прямо призвал отказаться от прежней традиции философских курсов на латыни и перейти к философии на «российском языке». Оригинальные поиски русской философской мысли связаны с именами М. В. Ломоносова, Г. С. Сковороды, М. М. Щербатова, А. Н. Радищева. Все они в той или иной степени выражают синтез античной (языческой) и христианской культур. Их произведения, как правило, строятся в форме диалога, выступающего то как примиряющее согласование противоречий, то как столкновение нескольких непримиримых позиций. Первым русским по национальности членом Петербургской Академии наук был Михайло Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) — гениальный отечественный ученый, энциклопедист и просветитель. Его плодотворная деятельность была направлена на утверждение опытного метода и способствовала развитию многих естественных наук: физики, химии, геологии, географии, астрономии, технологии стекла, горного дела, металлургии, российской истории и грамматики. Важнейшее место в его трудах уделено вопросам организации медицинского дела в России. М. В. Ломоносов неоднократно обращал внимание на охрану здоровья российского народа, приращение которого считал «самым главным делом», ибо в нем «состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тшеТ-ной без обитателей». В 1761 г. М. В. Ломоносов составил обширное письмо «О размножении и сохранении российского народа», которое направил крупному государственному деятелю России графУ И. И. Шувалову. В письме, которое явилось результатом глубокого скрупулезного исследования, он указал на необходимость непосреД' ственного учета новорожденных и показал, какой ущерб наносит Ро°' сии высокая детская смертность. Он обратил внимание на н точное число лекарей и аптек, плохую помощь при родах,
Русская философия и медицина ♦ 125 б крестить детей в холодной воде, говорил о вреде обжорства пьянства во время религиозных праздников. М. В. Ломоносов пред-ага1 меры, направленные на развитие медицинского дела в России: это подготовка достаточного числа лекарей и повивальных бабок из циста «прирожденных россиян»; создание учебника о повивальном искусстве; организация борьбы с «моровыми поветриями»; учреждение богаделен и приютов для младенцев; искоренение вредных привычек; улучшение труда «работных людей» (горнорабочих). Передовые идеи М. В. Ломоносова во многом определили дальнейшее развитие медицинского дела в России. М. В. Ломоносов внес значительный вклад в развитие материализма XVIII века. Речь идет, прежде всего, о доказательстве сохранения массы при химических реакциях, о философском обосновании материалистического атомистического учения в процессе борьбы против идеалистических концепций о существовании нематериальных сущностей — теплорода и флогистона. Рационализированный вариант христианского платонизма представлен князем М. М. Щербатовым (1733—1790) - автором утопии «Путешествие в землю Офирскую», рисующей образ идеального государства и критико-обличительного, антиекатерининского трактата «О повреждении нравов в России». В своем «Разговоре о бессмертии души» он выдвинул ряд аргументов в пользу бессмертия.
Одним из тех, кто стоял у истоков отечественной философии, был А. Н. Радищев (1749-1802) - человек высокой культуры, знакомый с трудами Руссо, Локка, Монтескье, Гельвеция, Лейбница и Гердера. Свои взгляды Радищев особенно ярко выразил в книге «Путешествие из Петербурга в Москву». Радищев выступал против самодержавия, а крепостное право вызывало в нем негодование, за что в 1790 году Екатерина Великая сослала его в Сибирь. В ссылке Радищев написал философский трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792, °публ. в 1809), где проанализировал диаметрально противоположные системы взглядов французских и английских материалистов XVIII в. Сольбах, Гельвеции, Пристли) и немецких идеалистов XVII—XVIII вв. (Лейбниц, Мендельсон, Гердер). Радищев утверждал, что Гельвеции не прав, сводя все познание к чувственному опыту. Он ясно со- знавал различия между чувственным опытом и нечувственным мыш-" ением относительно объекта. придя к выводу, что душа проста и неразделима, Радищев делает 'вод о ее бессмертии. Он рассуждает следующим образом: цель жиз- и включается в стремлении к совершенству и блаженству. Всемило- РДный господь не сотворил нас для того, чтобы мы считали эту цель 126 ♦ Философия медицины ♦ Раздел I О* Глава 5 напрасной мечтой. Поэтому разумно полагать, что после смерти одной плоти человек приобретает другую, более совершенную, в соответствии с достигнутой им ступенью развития. Человек непре. рывно продолжает свое существование. Радищев впервые в русской мысли в систематизированной форме изложил проблему человека положил начало философскому обоснованию в ней революционной традиции, проявившейся во взглядах и революционных демократов. Радищев выступал против мистицизма и в силу этого не примкнул к масонам. Среди врачей-философов России XVIII века наиболее известны К. Ф. Вольф (1734-1794), С. Г. Зыбелин (1735-1802), А. С. Кайсаров (1782-1813), К. Ф. К. Уден (1753-1823), П. А. Загорский (1764-1846). К. Ф. Вольф занимался теорией зарождения, обосновал учение об эпигенезе, согласно которому в процессе зародышевого развития происходит постепенное и последовательное новообразование органов и частей зародыша из бесструктурных субстанций оплодотворенного яйца. С. Г. Зыбелин - ученик М. В. Ломоносова — стал первым русским профессором университета по медицине, преподававшим теоретическую медицину того времени: анатомию, физиологию, патологию, химию, фармацию, фармакогнозию, семиотику, хирургию. Философские взгляды Зыбелина проявились в материалистическом (корпускулярном) объяснении строения организма, в раскрытии влияния окружающей среды на здоровье и его детерминированности социальными условиями. Он исследовал взаимозависимость психического и физического здоровья человека и выявлял объективные законы его существования. А. С. Кайсаров основное внимание уделял изучению социальной жизни и обоснованию необходимости освобождения крепостных крестьян России. К. Ф. К. Уден был профессором Медико-хирургической академии. Его лекции начинались с изложения исто-рико-теоретических основ медицины, содержащих сведения о философских взглядах представителей различных философских школ. УДеН стоял на позициях деистического направления русского просвещения-В познании он придавал большое значение опыту без его абсолютизации. Философские взгляды Удена могут быть охарактеризованы как механистический материализм. П. А. Загорский выступал против господствовавшего в то время учения о «жизненной силе», которой приписывалось магическое действие, регулирующее все жизненны процессы. Задолго до появления учения Ч. Дарвина он был близо к пониманию эволюционного происхождения человека. В процесс исследований пришел к выводу о том, что между строением (стр> * турой) органа и его функцией существует тесная взаимозависимосТ ' Русская философия и медицина О 127 0 явилось одним из первых шагов в изучении важнейших жизнен-нЫх закономерностей. Начало последовательного развития русской философской мысли восходит к тому времени XIX века, когда русское общество уже перевило период увлечения немецким идеализмом Канта, Фихте, Шеллинга Гегеля. Философия природы и эстетика Шеллинга была воспринята к изложена профессорами М. Г. Павловым, А. Н. Галичем, Н. И. Надеж-диным и Д. М. Велланским (1774-1847) - русским ученым-медиком и философом, первым в России проповедником идей натурфилософии Шеллинга. Велланский сделал попытки самостоятельного приложения идей натурфилософии к разработке физиологии и физики. В предисловии к «Опытной, наблюдательной и умозрительной физике» (1831) он говорит о том, что физиология и физика по существу неразделимы, ибо природа создается в духе, а дух обретается в природе, и первая (физиология) излагает органический мир, рассматривает внутренне душу, идеальное существо универсума, а вторая (физика) должна исследовать внешнее его содержание, тело, реальную форму. Выступал против опытного естествознания (в частности, в физиологии отрицал роль вивисекции) и противопоставлял ему умозрительное знание. В противоположность эмпиризму с его метафизическим расчленением явлений, Велланский развивал идеи о всеобщей связи явлений. Его многочисленные натурфилософские сочинения оказали влияние на развитие русской идеалистической философии. Поскольку совершенное познание требует исследования всех родов предметов, °н признает одинаково односторонними и неполными теории материалистов (или атомистов), изучающих только вещество, и идеалистов, занимающихся проблемами только идеального представления ве-щей как возможной формы без действительного содержания. В русском шеллингианстве, которое было чрезвычайно плодотворным для русской философской мысли, Велланскому принадлежит по праву пер-в°е место - не только в хронологическом смысле, но и в силу его серьезной и настойчивой работы в натурфилософии. фетья эпоха русской культуры берет начало со второй четверти XIX в., в°сстания декабристов, в философском творчестве которых продол- ^ась секулярная тенденция XVIII века. Русская культура обретает ^в°й национальный язык. Вспомним А. С. Пушкина (1799-1837) - ве- айшего русского поэта, художника-мыслителя, «поэта-философа». к и в поэзии, он искал в философии самобытные пути для русской о Ли> считал необходимым разработку «метафизического языка», а ^ Овными направлениями - гражданственность, науку, философию. ептиццзме поэт-философ видел начало разумного философствова-
С189б).
ое место в отечественной философии занимает К. Н. Леон- ^аМ< п |_1891) - писатель, философ и социолог, врач по образова-ТЬеВ п новная идея его мировоззрения, как считал мыслитель, — не-Н'" ° мость и благость неравенства, контраста, разнообразия. Это 00Х° эстетическая, и биологическая, и социологическая, и мораль- Б и пелигиозная. Бытие есть неравенство, а равенство есть путь в ' пне Стремление к равенству, к смещению, к единообразию враж-бно жизни и равносильно безбожию. Сам Бог хочет неравенства, контраста, разнообразия. По мнению Леонтьева, в прогресс надо верить, но не как в улучшение непременно, а как в новое перерождение тягостей жизни, в новые виды страданий и стеснений человеческих. Правильная вера в прогресс должна быть пессимистической, не благодушной. Культурно-исторические взгляды Леонтьева характеризуются выделением «трех» стадий циклического развития - первичной «простоты», «цветения», «цветущей сложности» и вторичного «упрощения» и «смещения», что служит у Леонтьева дополнительным основанием идеала «красочной и многообразной» российской действительности, противопоставленной западному «всесмещению». В качестве организующего принципа государственной и общественной жизни мыслитель видел «византизм» — твердую монархическую власть, стро-гую церковность, сохранение крестьянской общины, жесткое сослов-" о-иерархическое деление общества. е основные сферы философских построений славянофилов еют к полюсу «тотальности». Православие трактуется ими как нос МСНТ миР°В033Рения и познания, обеспечивающий возмож-Поз Рмонизации всех способностей человека в едином «цельном няющ И> " МонаРхия ~ как идеальная форма социума, предохра-ких отн Шество и народ от политических и формально-юридическая -- ени^ *а тем более от революционного насилия). Кресть-МиР». вн ИНЭ ВЫстУпала в их схеме как идеальный «нравственный НЬ|й субъ РИ К0Т0Р°Г0 только и возможен подлинно нравствен-Начала. о ' гаРмонично сочетающий личностное и коллективное ТИя России ° овали самобытность пути исторического разви-
е и борьбе со славянофильством сложилась философия С 130 ♦ Философия медицины -О- Раздел I -О- Глава 5 кевич, В. Г. Белинский, А. И. Герцен. Они ориентировались на западноевропейской цивилизации, критиковали православие. П. ненков в своих «Литературных воспоминаниях» отмечал, что спор ду славянофилами и западниками является спором двух различных видов одного и того же русского патриотизма. Западники никогда не отвергали исторических условий, дающих особенный характер цивилизации каждого народа, а славянофилы терпели напраслину, когда их упрекали в наклонности к установлению неподвижных форм ддя ума, науки и искусства. Многие из западников развивали философию русских революционных демократов. Наиболее заметными представителями данного течения являются В. Г. Белинский (1811 — 1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1823-1889), Н. А. Добролюбов (1836-1861). Усилиями названных революционных демократов преодолены ряд существенных недостатков немецкой классической философии, соединены философские идеи с практикой борьбы за осуществление назревшей в России антикрепостнической народной революции. Основными чертами данной философии являются материализм и атеизм, диалектический подход к действительности и процессу познания. Герцен и Чернышевский вплотную подошли к материалистическому пониманию истории. Данное направление философии не носило академического характера, а, будучи составной частью литературно-критической и публицистической деятельности, отражало актуальные проблемы современности во взаимосвязи философских, эстетических, этических и политических проблем. Непосредственными продолжателями славянофильской «философии тотальности» в 60-70 гг. выступали почвенники. Полемизируя с «теоретизмом» славянофилов и нигилизмом революционных демократов, они обратились к сфере интуитивно-художественного и да*е иррационально-подсознательного, что особенно ярко проявляется в творчестве Ф. М. Достоевского (1821-1881) - великого русского писателя. Он не был профессиональным философом, но исследовал такие области человеческого бытия, которые имеют прямое отношение к философии. Писатель мыслит, прежде всего, как художник. Диалектика идей воплощается у него в столкновениях, спорах и поступка различных литературных героев. Творчество Ф. М. Достоевского сосрв' доточено вокруг вопросов философии духа: антропологии, философ1^ истории, этики, философии религии. Для философско-художествей ных размышлений писателя характерен глубинный антиномизм и э зистенциальная напряженность духовно-нравственных исканий, которых он предвосхитил многие ключевые философские идеи XX & Русская философия и медицина ♦ 131 великий писатель выступил родоначальником жанра антиутопии, одолженного и развитого философами и писателями XX века. Для энного жанра характерен язык притчи, исповеди, проповеди, отказа т академических форм теоретизирования, от чисто рационалистичес-г0 способа доказательства и обоснования прочувствованных серд-гем пережитых, выстраданных истин. Сложная фабула его романов есть раскрытие человека в разных аспектах, с разных сторон. В глубине человеческой природы он раскрывает Бога и дьявола и бесконечные миры, но всегда раскрывает через человека и из интереса к человеку- Самым главным противоречием в человеке является противоречие добра и зла. Момент нравственного выбора является импульсом внутреннего мира человека и его духа. Сущность человека и его ценность заключается в его свободе. Истинный путь свободы человека состоит в следовании к Богу, выступающему основой, субстанцией и гарантией нравственности. Свобода составляет сущность человека и обязательное условие человеческого существования. Свобода — это высочайшая ответственность человека за свои поступки и одновременно страдание и бремя. Свобода предназначена для людей сильных духом, способных быть страдальцами и встать на путь Богочеловека. Общественным идеалом Достоевского является русский социализм. Предназначение России ему виделось в христианском примирении народов.
Л. Н. Толстой (1828—1910) - писатель и философ, оказавший значительное влияние на мировую культуру своей обращенностью к проблемам психологии души, религиозной нравственности и самосовершенствования. Выдающийся мыслитель осуществил рациональную критику православия и показал, что религиозные догмы противоречат законам науки, логики, разума. Толстой считал, что задача человека — любовь к ближнему. В реализации данной установки важнейшая роль принадлежит религии, но не официальной христианской, а такой, ко-ТоРая бы утверждала счастье человека на Земле. Поставив перед собой задачу создать новую практическую религию, Л. Н. Толстой посвятил т°му делу всю жизнь. Свои взгляды, сомнения, поиски он вкладывал °" Разы героев произведений. В основу новой религии были положе-ы христианские идеи: равенство людей перед Богом, любовь к ближ-МУ, непротивление злу насилием, т. е. главные заветы нравственное -■ Истинная религия виделась Толстым в качестве согласия с разумом наниями человека, установленное им отношение с окружающей его онечной жизнью, которое связывает его жизнь с этой бесконеч-пи ЬЮ и Руководит его поступками. Сущность божества он рассмат- в моральном контексте. Бог есть любовь, совершенное благо, 132 < > Философия медицины < > Раздел I ♦ Глава 5 составляющее ядро человеческого «Я». Данный Бог является законом нравственности и познание его — главная задача человече. ства, т. е. от этого зависит понимание смысла жизни и ее устройства Л. Н. Толстой считает, что жизнь есть стремление к благу, сопровожда-ющееся чувством удовольствия и страдания. Цель жизни заключается в нравственном самосовершенствовании. Это достигается не аскетизмом, а любовным обращением с людьми, установлением царствия бо-жия внутри нас и вне нас. Практическим средством к этому является принцип непротивления злу насилием. Толстой разработал целую программу неучастия в государственном и ином насилии. Основными положениями социальной концепции религиозного анархосоциализ-ма являются: отказ от всех форм насилия государственных структур, ориентация на крестьянскую общину как основу общества, построенного на принципах добра и любви. Философия Владимира Соловьева (1853—1900) впитала в себя основные тенденции русской религиозной философии XIX в. и закономерно оказалась ее завершающим синтезом. В славянофильской традиции противостояния западному «рационализму» он начинаете критики «отвлеченных начал», выдвигая идеал «свободной теософии», совмещающей эмпиризм, рационализм и мистику. Социальный идеал Вл. Соловьева — «свободная теократия» или «вселенская церковь», чуждая какому-либо национализму и объединяющая православие, католицизм и протестантизм. Реализация этого идеала предполагает «свободную созидающую конечную стадию истории» - «Богочеловече-ство». Основной пафос соловьевской «философии всеединства» -«оправдание добра», вытекающего из понимания «сущего» как блага. Соловьеву принадлежит заслуга систематизированного философского обоснования русской идеи, придания ей концептуальной формы. Ее основные положения: критика национального самолюбования, этноцентризма, самоограниченности; осуждение существовавшего в его время государственного устройства России, казенного патриотизма, утверждение идеи, что лицо нации определяется высшими дости*е' ниями ее духовности, вкладом в мировую цивилизацию, в реальное единство человеческого рода; обоснование необходимости культур*10' исторического единства человечества. Соловьев выдвинул религиозно-универсалистскую концепцию пре ображения русской жизни, совершенствования и углубления христИ анского существования нации, в основе которого разумное самоогр ничение, развитие общественной свободы, служение идеалам добр3 справедливости. Владимир Соловьев был первым, кому выпала чес создания системы христианской философии в духе идей КиреевсК0 Русская философия и медицина О- 133 Хомякова. Его преемники составляют целую плеяду философов
них философы-богословы — князья С. Н. и Е. Н. Трубецкие, а ф Федоров, отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, В. Ф. Эрн, и д Бердяев, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, И. А. Ильин, отец Василий Зеньковский, отец Георгий Флоровский и другие. С середины XIX в. развитие русской философии характеризуется в03никновением собственно философских систем. Антропоцентризм, гуманизм, религиозность, а также развитие науки и техники в данный период привели к формированию оригинального философского направления — русского космизма, у истоков которого стоит Н. Ф. Федоров (1828—1903). С течением времени космизм набрал силу и в современных условиях рассматривается в качестве визитной карточки всей русской философии. Принято выделять в русском космизме три основных течения: естественно-научное (Н. А. Умов, Н. Г. Холодный и другие); религиозно-философское (Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков и другие); поэтически-художественное (В. А. Левшин, В. Ф. Одоевский, СП. Дьячков и другие). В концепции русского космизма органично проявились сущностные идеи отечественной философии, такие, как идея мирового всеединства человечества и физического космоса, идея жизнезна-чимости правильных ценностей для науки, искусства, повседневной практики. Космисты видят истоки человеческого бытия во Вселенной, порывать с которой губительно. Самого человека они рассматривают как существо родовое, связанное со своими предками. Смерть трактуется космистами как высшее выражение стихии и разрушения, зла во Вселенной. Одной из причин существования зла является несоразмерность нравственного, гуманистического и научно-технического прогресса. Предназначение человека заключается в восхождении к высшей природе, в спасении себя и мира от неизбежного конца. русский космизм в качестве средства достижения данной цели предлагает идею активной эволюции, включающей регуляцию процессов, пРотекающих в самом человеке и в природных процессах. В трудах течественных космистов отразилась одна из ведущих идей русской ^илософии - идеал всеединства, распространения совершенства по
Селенной. В XX веке учение русского космизма, в рамках которо-осуществлен синтез космизма и антропологизма, обогатился идея-^и А. д. Чижевского (1897-1964). Наиболее значимая среди них -я земнокосмической связи явлений - получила фундаментальное Лг^Чн°е обоснование, что придает особую значимость единству че-с природой, пагубности для этики и экологии деформации дан-с& язей. 134 ♦ Философия медицины О- Раздел I О- Глава 5 Идея русского космизма наиболее полно воплощена в творчестве В. И. Вернадского (1863-1945). Ученый полагал, что использование энергии, связанной с разумом, является отличительным признаком человека, и она позволит людям преобразовать природу, одухотвори^ ее. В учении о ноосфере (т. е. о новой земной оболочке, возникшей из биосферы и состоящей из мыслительной энергии человека) получила отражение закономерность превращения биосферы в процессе преобразовательной деятельности человека в сферу разума (от греч. поо$ -разум). Данный процесс породил реальную опасность родового самоубийства человечества и непредсказуемые последствия для Вселенной учитывая взаимозависимость земных и космических явлений. Отсюда родилась идея регуляции взаимодействия общества и природы в ходе овладения человеком эволюцией, т. к. наблюдается истощение биосферы. Путь к бессмертию человека, по мнению Вернадского, лежите превращении его в автотрофное существо. Речь идет об отказе употребления в пищу других организмов и переходе к непосредственной утилизации солнечной энергии. Ноосферное направление развития избрано самой эволюцией и соответствует глубинным закономерностям мироздания, избравшим разум в качестве средства регуляции природных процессов. В рамках космизма человек видится не только как общественное существо, но и как существо космическое, развивающееся в тесной связи с космосом. Человеческая жизнь немыслима без высокой духовности. Разум и наука должны содействовать созиданию и процветанию всех без исключения. Исследование, преобразование и сохранение мира выступает общечеловеческой задачей, работающей на объединение людей перед лицом глобальных проблем современности. Среди врачей-философов России Х1Х-первой половины XX вв. наиболее примечательны Н. И. Пирогов (1810-1881), И. М. Сеченов (1829-1905), И. И. Мечников (1845-1916), В. М. Бехтерев (1857-1927) и И. П. Павлов (1849-1936). Н. И. Пирогов - выдающийся хирург педагог, общественный деятель. Он не считал себя философом и не пр^' тендовал быть им, но у него имелось цельное и продуманное софское мировоззрение. Эволюцию миропонимания Пирогова х теризует последовательная смена религиозного мировоззрения на материализм и эмпиризм в науке, расширенный до «рационально)" 0 эмпиризма». В конце жизни он отошел от последовательного мат6' риализма и пришел к убеждению о невозможности свести понятй жизни к чисто материалистическому объяснению. В. В. ЗеньковсКй определил миропонимание Пирогова как «биоцентрическое». «Я пр61 ставляю себе, - писал Н. И. Пирогов, - беспредельный, беспрерЫв1) Русская философия и медицина ♦ 135 куШий океан жизни, бесформенный, вмещающий в себя всю все-' нНую. проникающий во все ее атомы, беспрерывно группир
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|