Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литература. Ленин В. И. К вопросу о диалектике // Поли. собр. соч., т. 29. . пРосы для самоконтроля




Литература

Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К. и Энгельс ф Соч., т. 13. С. 6-8.

Маркс К. Капитал. Т. 1 // Там же. т. 23. С. 188-195.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Там же, т. 20.

Ленин В. И. К вопросу о диалектике // Поли. собр. соч., т. 29.

Ленин В. И. О значении воинствующего материализма // Там же, т. 45.

Ильенков Э. В. Маркс и западный мир // Ильенков Э. В. Философия и куль тура. М., 1991.

История марксистской диалектики. М., 1971.

Карл Маркс и современная философия. М., 1999.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы предпосылки возникновения материалистической диалектики?

2. В чем заключается суть открытия К. Марксом материалистического по­
нимания истории?

3. Что означает по своему содержанию «вечное и естественное условие»
человеческой жизни?

4. В чем состоит отличие между идеалистической и материалистической
диалектикой?

5. Каково содержание понятия «общественно-экономическая формация»?

6. Каков принцип взаимосвязи материалистической диалектики и есте­
ствознания?

Темы докладов и рефератов

1. Общественно-исторические предпосылки возникновения материалис­
тической диалектики.

2. Идейные истоки материалистической диалектики.

3. Материалистическая диалектика — закономерный вывод из истории
философии.

4. Общественно-исторический идеал всесторонне развитой личности -
утопия или исторический прогноз?


РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И МЕДИЦИНА

В переломные периоды общественного развития повышается ин­терес и внимание к духовным истокам жизни. Особенно это актуаль­но для российских народов, всегда высоко ценивших духовность, и только в течение XX века дважды вынужденных проводить корректи­ровку ценностей, идеалов, норм. В условиях системного кризиса об­щественного бытия философия по праву рассматривалась и рассмат­ривается в качестве одного из духовных стержней возрождения России.

История русской философии находится в центре многих дискус­сий современности. Ее описание во многом зависит от мировоззре­ния авторов. Религиозная версия русской философии наиболее полно представлена в трудах Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, В. В. Зеньковс-кого. Материалистическая трактовка отечественной философии содер­жится в многочисленных изданиях советского периода по ее истории. С позиции сегодняшнего дня видится необходимость отказа от уста­ревших стереотипов в раскрытии ее содержания, характерных черт, специфических этапов развития. Крайняя агрессивность или полней­шее замалчивание взглядов оппонентов, как показала история, ниче­го хорошего для развития философии в России не дали.

1- Этапы и основное содержание отечественной философии

Возникновение и развитие русской философии происходило и Р°исходит в контексте формирования отечественной государст-енности и культуры. Важнейшим событием Киевского периода госу-Рственности и культуры явилась христианизация Руси в 988 году, -дожившая начало формированию новой духовной культуры, право-. авной по содержанию. Древнерусская богословская и философская ль формировалась под влиянием византийской философии (ан-Ной культуры). Особенностью отечественной мысли и русской об-п„. °Ванности явилось то, что она использовала свой собственный генный язык. Первым русским философом считают киевского


122 О- Философия медицины -0- Раздел I ♦  Глава 5

митрополита Иллариона. В своем «Слове о законе и благодати» Оц построил богословско-историческую концепцию, обосновавшую включенность «русской земли» в общемировой процесс тор^е. ства божественного «света», т. е. Христа, называемого «благодатью» и «истиной», над «тьмой» язычества. Илларион оставил нам пер. вый образец осмысления общественной жизни конца X—начала XI веков, поставил вопрос о месте русского народа в мировой исто­рии, обосновал общечеловеческую значимость духовных ценностей христианства.

В этот же период написан Святославом «Изборник», содержащий трактаты об основных категориях и понятиях, толкование богослов­ских текстов, анализ темы Софии как символа благоустроенности и гармонии бытия. Образцом практической философии является «По­учение» князя Владимира Мономаха (начало 12 в. ). В нем дан этичес­кий кодекс поведения мирян, отражены правовые и политические проблемы того времени.

Главным итогом развития древнерусской философской мысли ока­залась выработка принципиально новых, в сравнении с дохристианс­кими, представлений о мире как творении Бога, человеческой исто­рии как арене борьбы божественной благодати и дьявольских козней, о человеке как двойственном существе, состоящем из бренного тела и бессмертной души.

Значительное влияние в период образования Московской Руси имел исихазм — богословское учение, основанное византийским богосло­вом и философом Г. Паламой. В данном учении нашли отражение философские проблемы отношения знака и значения, познаваемости Бога и мира. Исихазм (от греч. кезусМа — покой) прочно вошел в рус­скую философскую традицию, что нашло отражение в трудах многих выдающихся мыслителей XIV- XVI веков.

К началу XVI в. высшее духовенство раскалывается на иосифлян, исповедующих традиции древнекиевского религиозного рационализ­ма, и нестяжателей, ориентировавшихся на учение византийских иси-хастов. Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким (1440-1515) утвер­ждали, что книги священного писания являются мерилом истины и единственным средством обоснования любых теоретических положе­ний. Нестяжатели, идейным лидером которых был Нил Сорский (У*1' в 1508 г. ), считали недостаточной слепую веру и связанную с ней стр0' жайшую обрядность для достижения истины и духовного совершен' ства. Они проповедовали аскетизм, внутреннее сосредоточение, М" ' литву как единственно правильный путь к слиянию души человек^ мировым началом. Нил Сорский и его последователи культивировав


Русская философия и медицина ♦ 123

оставление о человеке как «образе и подобии» Бога, властелине „арного мира, наместнике Бога на земле, призванном своим трудом

ддерживать гармонию и порядок универсума.

Конец XV—начало XVI века принесли в Московскую Русь новую +)цпософскую традицию, связанную с «новгородо-московской ере-, ь10> > . «Политическая философия» еретиков утверждала особый образ государя, советующегося со своими подчиненными, приближенными, однако больше полагающегося на «тайное искусство» управлять. На­род выступает как объект абсолютной опеки, повинующийся грозно­му иарю, укрепляющему законность, любящему народ, следящему за порядком. В русской философии XVI века имело место сочетание и разделение философии «внешней», т. е. античной («языческой») и внут­ренней - христианской.

Наиболее заметными врачами-философами России XV—XVII вв. являются Г. Дрогобыч (Котермак) (1450-1494), Г. Скорина (1490— 1551) и П. В. Постников (1676-? ). Г. Дрогобыч придерживался в ме­дицине и философии идеалистических взглядов в соответствии с господствовавшей в то время традицией. Из дошедших до наших вре­мен трудов Г. Дрогобыча известно, что он занимался вопросами аст­рологии, чумы и смерти. Г. Скорина выступал за углубленное изуче­ние природы, верил в возможности и беспредельность человеческого разума, всемерно содействовал просвещению народа, высказывал прогрессивные идеи. П. В. Постников является первым доктором ме­дицины и философии России. Сферой его научного интереса была экспериментальная физиология. Постников критически оценивал идеалистические концепции Аристотеля, построенные на основе метафизики.

Второй крупной эпохой в историческом становлении русской культуры является период с конца XVII по первую четверть XIX века. ^на открывается реформистской деятельностью Петра I, нацеленной На европеизацию России. Русскую философию XVII века можно рас­сматривать как форму русской ренессансной философии, еще со-хРаняющей отпечаток формы средневековой, но уже содержащей Потенциал той формы философии, которая была порождена запад-0евРопейской культурой ранних буржуазных революций XVI-XVII вв. • Сский народ, как известно, принял христианство в 988 г. Он по-

чил первое представление о философии только тогда, когда на

Рковнославянский язык стали переводиться сочинения отцов церк-

При помощи подобных сочинений некоторые представите-

с РУСского духовенства предпринимали попытки продолжать бого-

ские и философские труды византийцев. К ним можно отнести


ТТ1


124 ♦ Философия медицины ♦ Раздел I О Глава 5

митрополита Петра Могилу в XVII веке и епископа Феофана Проко-повича в начале XVIII века.

Века татарского господства, а впоследствии изоляционизм Москов­ского государства, помешали русскому народу ознакомиться с запад­ноевропейской философией. Русское общество не было в достаточ­ной мере знакомо с западной культурой, пока Петр I «не прорубил окно в Европу».

С основанием Московского университета (1755) начинается про­цесс секуляризации философии, ее постепенного отхода как от сред­невекового византийского, так и западноевропейского схоласти­ческого образцов. Первый профессор философского факультета Н. Н. Поповский прямо призвал отказаться от прежней традиции фи­лософских курсов на латыни и перейти к философии на «россий­ском языке».

Оригинальные поиски русской философской мысли связаны с име­нами М. В. Ломоносова, Г. С. Сковороды, М. М. Щербатова, А. Н. Ра­дищева. Все они в той или иной степени выражают синтез античной (языческой) и христианской культур. Их произведения, как правило, строятся в форме диалога, выступающего то как примиряющее согла­сование противоречий, то как столкновение нескольких непримири­мых позиций.

Первым русским по национальности членом Петербургской Ака­демии наук был Михайло Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) — гени­альный отечественный ученый, энциклопедист и просветитель. Его плодотворная деятельность была направлена на утверждение опытно­го метода и способствовала развитию многих естественных наук: физики, химии, геологии, географии, астрономии, технологии стек­ла, горного дела, металлургии, российской истории и грамматики. Важнейшее место в его трудах уделено вопросам организации ме­дицинского дела в России. М. В. Ломоносов неоднократно обращал внимание на охрану здоровья российского народа, приращение кото­рого считал «самым главным делом», ибо в нем «состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тшеТ-ной без обитателей». В 1761 г. М. В. Ломоносов составил обширное письмо «О размножении и сохранении российского народа», кото­рое направил крупному государственному деятелю России графУ И. И. Шувалову. В письме, которое явилось результатом глубокого скрупулезного исследования, он указал на необходимость непосреД' ственного учета новорожденных и показал, какой ущерб наносит Ро°' сии высокая детская смертность. Он обратил внимание на н точное число лекарей и аптек, плохую помощь при родах,


Русская философия и медицина ♦ 125


б    крестить детей в холодной воде, говорил о вреде обжорства

пьянства во время религиозных праздников. М. В. Ломоносов пред-ага1 меры, направленные на развитие медицинского дела в России: это подготовка достаточного числа лекарей и повивальных бабок из циста «прирожденных россиян»; создание учебника о повивальном искусстве; организация борьбы с «моровыми поветриями»; учрежде­ние богаделен и приютов для младенцев; искоренение вредных при­вычек; улучшение труда «работных людей» (горнорабочих). Передо­вые идеи М. В. Ломоносова во многом определили дальнейшее развитие медицинского дела в России.

М. В. Ломоносов внес значительный вклад в развитие материализ­ма XVIII века. Речь идет, прежде всего, о доказательстве сохранения массы при химических реакциях, о философском обосновании мате­риалистического атомистического учения в процессе борьбы против идеалистических концепций о существовании нематериальных сущ­ностей — теплорода и флогистона.

Рационализированный вариант христианского платонизма пред­ставлен князем М. М. Щербатовым (1733—1790) - автором утопии «Пу­тешествие в землю Офирскую», рисующей образ идеального государ­ства и критико-обличительного, антиекатерининского трактата «О повреждении нравов в России». В своем «Разговоре о бессмертии души» он выдвинул ряд аргументов в пользу бессмертия.

был

Одним из тех, кто стоял у истоков отечественной философии, был А. Н. Радищев (1749-1802) - человек высокой культуры, знакомый с трудами Руссо, Локка, Монтескье, Гельвеция, Лейбница и Гердера. Свои взгляды Радищев особенно ярко выразил в книге «Путешествие из Петербурга в Москву». Радищев выступал против самодержавия, а крепостное право вызывало в нем негодование, за что в 1790 году Ека­терина Великая сослала его в Сибирь. В ссылке Радищев написал фи­лософский трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792, °публ. в 1809), где проанализировал диаметрально противоположные системы взглядов французских и английских материалистов XVIII в. Сольбах, Гельвеции, Пристли) и немецких идеалистов XVII—XVIII вв. (Лейбниц, Мендельсон, Гердер). Радищев утверждал, что Гельвеции

не прав, сводя все познание к чувственному опыту. Он ясно со-

знавал различия между чувственным опытом и нечувственным мыш-" ением относительно объекта.

придя к выводу, что душа проста и неразделима, Радищев делает

'вод о ее бессмертии. Он рассуждает следующим образом: цель жиз-

и включается в стремлении к совершенству и блаженству. Всемило-

РДный господь не сотворил нас для того, чтобы мы считали эту цель


126   ♦ Философия медицины ♦ Раздел I О* Глава 5

напрасной мечтой. Поэтому разумно полагать, что после смерти одной плоти человек приобретает другую, более совершенную, в со­ответствии с достигнутой им ступенью развития. Человек непре. рывно продолжает свое существование. Радищев впервые в русской мысли в систематизированной форме изложил проблему человека положил начало философскому обоснованию в ней революцион­ной традиции, проявившейся во взглядах и революционных демо­кратов. Радищев выступал против мистицизма и в силу этого не прим­кнул к масонам.

Среди врачей-философов России XVIII века наиболее известны К. Ф. Вольф (1734-1794), С. Г. Зыбелин (1735-1802), А. С. Кайсаров (1782-1813), К. Ф. К. Уден (1753-1823), П. А. Загорский (1764-1846). К. Ф. Вольф занимался теорией зарождения, обосновал учение об эпи­генезе, согласно которому в процессе зародышевого развития про­исходит постепенное и последовательное новообразование органов и частей зародыша из бесструктурных субстанций оплодотворенного яйца. С. Г. Зыбелин - ученик М. В. Ломоносова — стал первым русским профессором университета по медицине, преподававшим теорети­ческую медицину того времени: анатомию, физиологию, патологию, химию, фармацию, фармакогнозию, семиотику, хирургию. Фило­софские взгляды Зыбелина проявились в материалистическом (кор­пускулярном) объяснении строения организма, в раскрытии влияния окружающей среды на здоровье и его детерминированности соци­альными условиями. Он исследовал взаимозависимость психическо­го и физического здоровья человека и выявлял объективные законы его существования. А. С. Кайсаров основное внимание уделял изуче­нию социальной жизни и обоснованию необходимости освобождения крепостных крестьян России. К. Ф. К. Уден был профессором Медико-хирургической академии. Его лекции начинались с изложения исто-рико-теоретических основ медицины, содержащих сведения о фило­софских взглядах представителей различных философских школ. УДеН стоял на позициях деистического направления русского просвещения-В познании он придавал большое значение опыту без его абсолюти­зации. Философские взгляды Удена могут быть охарактеризованы как механистический материализм. П. А. Загорский выступал против господствовавшего в то время учения о «жизненной силе», которой приписывалось магическое действие, регулирующее все жизненны процессы. Задолго до появления учения Ч. Дарвина он был близо к пониманию эволюционного происхождения человека. В процесс исследований пришел к выводу о том, что между строением (стр> * турой) органа и его функцией существует тесная взаимозависимосТ '


Русская философия и медицина О 127

0 явилось одним из первых шагов в изучении важнейших жизнен-нЫх закономерностей.

Начало последовательного развития русской философской мысли восходит к тому времени XIX века, когда русское общество уже пере­вило период увлечения немецким идеализмом Канта, Фихте, Шеллин­га Гегеля. Философия природы и эстетика Шеллинга была воспринята к изложена профессорами М. Г. Павловым, А. Н. Галичем, Н. И. Надеж-диным и Д. М. Велланским (1774-1847) - русским ученым-медиком и философом, первым в России проповедником идей натурфилософии Шеллинга. Велланский сделал попытки самостоятельного приложе­ния идей натурфилософии к разработке физиологии и физики. В пре­дисловии к «Опытной, наблюдательной и умозрительной физике» (1831) он говорит о том, что физиология и физика по существу нераз­делимы, ибо природа создается в духе, а дух обретается в природе, и первая (физиология) излагает органический мир, рассматривает внут­ренне душу, идеальное существо универсума, а вторая (физика) долж­на исследовать внешнее его содержание, тело, реальную форму. Выс­тупал против опытного естествознания (в частности, в физиологии отрицал роль вивисекции) и противопоставлял ему умозрительное зна­ние. В противоположность эмпиризму с его метафизическим расчле­нением явлений, Велланский развивал идеи о всеобщей связи явле­ний. Его многочисленные натурфилософские сочинения оказали влияние на развитие русской идеалистической философии. Посколь­ку совершенное познание требует исследования всех родов предметов, °н признает одинаково односторонними и неполными теории мате­риалистов (или атомистов), изучающих только вещество, и идеалис­тов, занимающихся проблемами только идеального представления ве-щей как возможной формы без действительного содержания. В русском шеллингианстве, которое было чрезвычайно плодотворным для рус­ской философской мысли, Велланскому принадлежит по праву пер-в°е место - не только в хронологическом смысле, но и в силу его серь­езной и настойчивой работы в натурфилософии.

фетья эпоха русской культуры берет начало со второй четверти XIX в.,

в°сстания декабристов, в философском творчестве которых продол-

^ась секулярная тенденция XVIII века. Русская культура обретает

^в°й национальный язык. Вспомним А. С. Пушкина (1799-1837) - ве-

айшего русского поэта, художника-мыслителя, «поэта-философа».

к и в поэзии, он искал в философии самобытные пути для русской

о Ли> считал необходимым разработку «метафизического языка», а

^ Овными направлениями - гражданственность, науку, философию.

ептиццзме поэт-философ видел начало разумного философствова-


 


Русская философия и медицина О- 129

нОфчтьству как своеобразному направлению в русской
 славя отн" о'сятся'ВОззрения К. С. Аксакова (1817-1860), Ю. Ф. Са-
с0*^|                 И. Я. Данилевского (1822-1885), Н. Н. Страхова

 . Леонтьева.

С189б).

(1

 ое место в отечественной философии занимает К. Н. Леон-

^аМ< п |_1891) - писатель, философ и социолог, врач по образова-ТЬеВ п новная идея его мировоззрения, как считал мыслитель, — не-Н'" ° мость и благость неравенства, контраста, разнообразия. Это 00Х° эстетическая, и биологическая, и социологическая, и мораль- Б

и пелигиозная. Бытие есть неравенство, а равенство есть путь в ' пне Стремление к равенству, к смещению, к единообразию враж-бно жизни и равносильно безбожию. Сам Бог хочет неравенства, контраста, разнообразия. По мнению Леонтьева, в прогресс надо ве­рить, но не как в улучшение непременно, а как в новое перерождение тягостей жизни, в новые виды страданий и стеснений человеческих. Правильная вера в прогресс должна быть пессимистической, не бла­годушной. Культурно-исторические взгляды Леонтьева характеризу­ются выделением «трех» стадий циклического развития - первичной «простоты», «цветения», «цветущей сложности» и вторичного «упро­щения» и «смещения», что служит у Леонтьева дополнительным осно­ванием идеала «красочной и многообразной» российской действитель­ности, противопоставленной западному «всесмещению». В качестве организующего принципа государственной и общественной жизни мыслитель видел «византизм» — твердую монархическую власть, стро-гую церковность, сохранение крестьянской общины, жесткое сослов-" о-иерархическое деление общества.

е основные сферы философских построений славянофилов еют к полюсу «тотальности». Православие трактуется ими как нос МСНТ миР°В033Рения и познания, обеспечивающий возмож-Поз Рмонизации всех способностей человека в едином «цельном няющ И> " МонаРхия ~ как идеальная форма социума, предохра-ких отн Шество и народ от политических и формально-юридичес­кая -- ени^ *а тем более от революционного насилия). Кресть-МиР». вн ИНЭ ВЫстУпала в их схеме как идеальный «нравственный НЬ|й субъ РИ К0Т0Р°Г0 только и возможен подлинно нравствен-Начала. о ' гаРмонично сочетающий личностное и коллективное ТИя России °   овали самобытность пути исторического разви-

иду^                             славянофильством сложилась философия

Дставител СТИ' тяготевшая к западничеству. Наиболее заметными
з-г, го                      ЯМи западничества являются: П. Я. Чаадаев, Н. В. Стан-

 е и борьбе со славянофильством сложилась философия  С


130   ♦ Философия медицины -О- Раздел I -О- Глава 5

кевич, В. Г. Белинский, А. И. Герцен. Они ориентировались на западноевропейской цивилизации, критиковали православие. П. ненков в своих «Литературных воспоминаниях» отмечал, что спор ду славянофилами и западниками является спором двух различных видов одного и того же русского патриотизма. Западники никогда не отвергали исторических условий, дающих особенный характер циви­лизации каждого народа, а славянофилы терпели напраслину, когда их упрекали в наклонности к установлению неподвижных форм ддя ума, науки и искусства.

Многие из западников развивали философию русских революци­онных демократов. Наиболее заметными представителями данного течения являются В. Г. Белинский (1811 — 1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1823-1889), Н. А. Добролюбов (1836-1861). Усилиями названных революционных демократов преодолены ряд су­щественных недостатков немецкой классической философии, соеди­нены философские идеи с практикой борьбы за осуществление назрев­шей в России антикрепостнической народной революции.

Основными чертами данной философии являются материализм и атеизм, диалектический подход к действительности и процессу позна­ния. Герцен и Чернышевский вплотную подошли к материалистичес­кому пониманию истории. Данное направление философии не носило академического характера, а, будучи составной частью литературно-критической и публицистической деятельности, отражало актуальные проблемы современности во взаимосвязи философских, эстетических, этических и политических проблем.

Непосредственными продолжателями славянофильской «филосо­фии тотальности» в 60-70 гг. выступали почвенники. Полемизируя с «теоретизмом» славянофилов и нигилизмом революционных демок­ратов, они обратились к сфере интуитивно-художественного и да*е иррационально-подсознательного, что особенно ярко проявляется в творчестве Ф. М. Достоевского (1821-1881) - великого русского писа­теля. Он не был профессиональным философом, но исследовал такие области человеческого бытия, которые имеют прямое отношение к философии. Писатель мыслит, прежде всего, как художник. Диалек­тика идей воплощается у него в столкновениях, спорах и поступка различных литературных героев. Творчество Ф. М. Достоевского сосрв' доточено вокруг вопросов философии духа: антропологии, философ1^ истории, этики, философии религии. Для философско-художествей ных размышлений писателя характерен глубинный антиномизм и э зистенциальная напряженность духовно-нравственных исканий, которых он предвосхитил многие ключевые философские идеи XX &


Русская философия и медицина ♦ 131


великий писатель выступил родоначальником жанра антиутопии, одолженного и развитого философами и писателями XX века. Для энного жанра характерен язык притчи, исповеди, проповеди, отказа т академических форм теоретизирования, от чисто рационалистичес-г0 способа доказательства и обоснования прочувствованных серд-гем пережитых, выстраданных истин. Сложная фабула его романов есть раскрытие человека в разных аспектах, с разных сторон. В глуби­не человеческой природы он раскрывает Бога и дьявола и бесконеч­ные миры, но всегда раскрывает через человека и из интереса к чело­веку- Самым главным противоречием в человеке является противо­речие добра и зла. Момент нравственного выбора является импуль­сом внутреннего мира человека и его духа. Сущность человека и его ценность заключается в его свободе. Истинный путь свободы челове­ка состоит в следовании к Богу, выступающему основой, субстанцией и гарантией нравственности. Свобода составляет сущность человека и обязательное условие человеческого существования. Свобода — это высочайшая ответственность человека за свои поступки и одновре­менно страдание и бремя. Свобода предназначена для людей сильных духом, способных быть страдальцами и встать на путь Богочеловека. Общественным идеалом Достоевского является русский социализм. Предназначение России ему виделось в христианском примирении народов.

ривает

Л. Н. Толстой (1828—1910) - писатель и философ, оказавший зна­чительное влияние на мировую культуру своей обращенностью к про­блемам психологии души, религиозной нравственности и самосовер­шенствования. Выдающийся мыслитель осуществил рациональную критику православия и показал, что религиозные догмы противоречат законам науки, логики, разума. Толстой считал, что задача человека — любовь к ближнему. В реализации данной установки важнейшая роль принадлежит религии, но не официальной христианской, а такой, ко-ТоРая бы утверждала счастье человека на Земле. Поставив перед собой задачу создать новую практическую религию, Л. Н. Толстой посвятил т°му делу всю жизнь. Свои взгляды, сомнения, поиски он вкладывал °" Разы героев произведений. В основу новой религии были положе-ы христианские идеи: равенство людей перед Богом, любовь к ближ-МУ, непротивление злу насилием, т. е. главные заветы нравственное -■ Истинная религия виделась Толстым в качестве согласия с разумом наниями человека, установленное им отношение с окружающей его онечной жизнью, которое связывает его жизнь с этой бесконеч-пи ЬЮ и Руководит его поступками. Сущность божества он рассмат-

в моральном контексте. Бог есть любовь, совершенное благо,


132 < > Философия медицины < > Раздел I ♦ Глава 5

составляющее ядро человеческого «Я». Данный Бог является законом нравственности и познание его — главная задача человече. ства, т. е. от этого зависит понимание смысла жизни и ее устройства Л. Н. Толстой считает, что жизнь есть стремление к благу, сопровожда-ющееся чувством удовольствия и страдания. Цель жизни заключается в нравственном самосовершенствовании. Это достигается не аскетиз­мом, а любовным обращением с людьми, установлением царствия бо-жия внутри нас и вне нас. Практическим средством к этому является принцип непротивления злу насилием. Толстой разработал целую про­грамму неучастия в государственном и ином насилии. Основными положениями социальной концепции религиозного анархосоциализ-ма являются: отказ от всех форм насилия государственных структур, ориентация на крестьянскую общину как основу общества, построен­ного на принципах добра и любви.

Философия Владимира Соловьева (1853—1900) впитала в себя ос­новные тенденции русской религиозной философии XIX в. и законо­мерно оказалась ее завершающим синтезом. В славянофильской тра­диции противостояния западному «рационализму» он начинаете критики «отвлеченных начал», выдвигая идеал «свободной теософии», совмещающей эмпиризм, рационализм и мистику. Социальный идеал Вл. Соловьева — «свободная теократия» или «вселенская церковь», чуждая какому-либо национализму и объединяющая православие, ка­толицизм и протестантизм. Реализация этого идеала предполагает «сво­бодную созидающую конечную стадию истории» - «Богочеловече-ство». Основной пафос соловьевской «философии всеединства» -«оправдание добра», вытекающего из понимания «сущего» как блага. Соловьеву принадлежит заслуга систематизированного философско­го обоснования русской идеи, придания ей концептуальной формы. Ее основные положения: критика национального самолюбования, эт­ноцентризма, самоограниченности; осуждение существовавшего в его время государственного устройства России, казенного патриотизма, утверждение идеи, что лицо нации определяется высшими дости*е' ниями ее духовности, вкладом в мировую цивилизацию, в реальное единство человеческого рода; обоснование необходимости культур*10' исторического единства человечества.

Соловьев выдвинул религиозно-универсалистскую концепцию пре ображения русской жизни, совершенствования и углубления христИ анского существования нации, в основе которого разумное самоогр ничение, развитие общественной свободы, служение идеалам добр3 справедливости. Владимир Соловьев был первым, кому выпала чес создания системы христианской философии в духе идей КиреевсК0


Русская философия и медицина О- 133


Хомякова. Его преемники составляют целую плеяду философов

Среди

них философы-богословы — князья С. Н. и Е. Н. Трубецкие,

а ф Федоров, отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, В. Ф. Эрн, и д Бердяев, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, И. А. Ильин, отец Василий Зеньковский, отец Георгий Флоровский и другие.

С середины XIX в. развитие русской философии характеризуется в03никновением собственно философских систем. Антропоцентризм, гуманизм, религиозность, а также развитие науки и техники в данный период привели к формированию оригинального философского на­правления — русского космизма, у истоков которого стоит Н. Ф. Фе­доров (1828—1903). С течением времени космизм набрал силу и в со­временных условиях рассматривается в качестве визитной карточки всей русской философии. Принято выделять в русском космизме три основных течения: естественно-научное (Н. А. Умов, Н. Г. Холодный и другие); религиозно-философское (Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков и другие); поэтичес­ки-художественное (В. А. Левшин, В. Ф. Одоевский, СП. Дьячков и другие). В концепции русского космизма органично проявились сущ­ностные идеи отечественной философии, такие, как идея мирового всеединства человечества и физического космоса, идея жизнезна-чимости правильных ценностей для науки, искусства, повседневной практики. Космисты видят истоки человеческого бытия во Вселенной, порывать с которой губительно. Самого человека они рассматривают как существо родовое, связанное со своими предками. Смерть тракту­ется космистами как высшее выражение стихии и разрушения, зла во Вселенной. Одной из причин существования зла является несо­размерность нравственного, гуманистического и научно-техничес­кого прогресса. Предназначение человека заключается в восхожде­нии к высшей природе, в спасении себя и мира от неизбежного конца. русский космизм в качестве средства достижения данной цели пред­лагает идею активной эволюции, включающей регуляцию процессов, пРотекающих в самом человеке и в природных процессах. В трудах

течественных космистов отразилась одна из ведущих идей русской ^илософии - идеал всеединства, распространения совершенства по

л°веКа

Селенной. В XX веке учение русского космизма, в рамках которо-осуществлен синтез космизма и антропологизма, обогатился идея-^и А. д. Чижевского (1897-1964). Наиболее значимая среди них -я земнокосмической связи явлений - получила фундаментальное Лг^Чн°е обоснование, что придает особую значимость единству че-с природой, пагубности для этики и экологии деформации дан-с& язей.


134 ♦ Философия медицины О- Раздел I О- Глава 5

Идея русского космизма наиболее полно воплощена в творчестве В. И. Вернадского (1863-1945). Ученый полагал, что использование энергии, связанной с разумом, является отличительным признаком человека, и она позволит людям преобразовать природу, одухотвори^ ее. В учении о ноосфере (т. е. о новой земной оболочке, возникшей из биосферы и состоящей из мыслительной энергии человека) получила отражение закономерность превращения биосферы в процессе преоб­разовательной деятельности человека в сферу разума (от греч. поо$ -разум). Данный процесс породил реальную опасность родового само­убийства человечества и непредсказуемые последствия для Вселенной учитывая взаимозависимость земных и космических явлений. Отсюда родилась идея регуляции взаимодействия общества и природы в ходе овладения человеком эволюцией, т. к. наблюдается истощение биосфе­ры. Путь к бессмертию человека, по мнению Вернадского, лежите превращении его в автотрофное существо. Речь идет об отказе упот­ребления в пищу других организмов и переходе к непосредственной утилизации солнечной энергии. Ноосферное направление развития избрано самой эволюцией и соответствует глубинным закономернос­тям мироздания, избравшим разум в качестве средства регуляции при­родных процессов. В рамках космизма человек видится не только как общественное существо, но и как существо космическое, развива­ющееся в тесной связи с космосом. Человеческая жизнь немыслима без высокой духовности. Разум и наука должны содействовать сози­данию и процветанию всех без исключения. Исследование, преоб­разование и сохранение мира выступает общечеловеческой задачей, работающей на объединение людей перед лицом глобальных проблем современности.

Среди врачей-философов России Х1Х-первой половины XX вв. наиболее примечательны Н. И. Пирогов (1810-1881), И. М. Сеченов (1829-1905), И. И. Мечников (1845-1916), В. М. Бехтерев (1857-1927) и И. П. Павлов (1849-1936). Н. И. Пирогов - выдающийся хирург педагог, общественный деятель. Он не считал себя философом и не пр^' тендовал быть им, но у него имелось цельное и продуманное софское мировоззрение. Эволюцию миропонимания Пирогова х теризует последовательная смена религиозного мировоззрения на материализм и эмпиризм в науке, расширенный до «рационально)" 0 эмпиризма». В конце жизни он отошел от последовательного мат6' риализма и пришел к убеждению о невозможности свести понятй жизни к чисто материалистическому объяснению. В. В. ЗеньковсКй определил миропонимание Пирогова как «биоцентрическое». «Я пр61 ставляю себе, - писал Н. И. Пирогов, - беспредельный, беспрерЫв1)


Русская философия и медицина ♦ 135

куШий океан жизни, бесформенный, вмещающий в себя всю все-' нНую. проникающий во все ее атомы, беспрерывно группир

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...