Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

142-0- Философия медицины ♦ Раздел 1 -0- Глава 5 Темы докладов и рефератов




1.

ы основные периоды развития русской философии? ■ К-акое место занимает русская философия в мировой культуре? Чем заключаются основные черты русской философии? чем состоят особенности современного этапа русской философии?



142  -0- Философия медицины ♦ Раздел 1 -0- Глава 5 Темы докладов и рефератов

1. Основные черты отечественной философии.

2. Русская философия «Серебряного века».

3. Развитие отечественной философии в советский период.

4. Философия всеединства В. С. Соловьева.

5. Проблема человека в философии Н. А. Бердяева.

6. Вклад отечественных врачей в развитие философии.



 С


СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ


Зарубежная философия в начале XXI века представляет чрезвычай­но сложное и многообразное проявление современной духовной куль­туры. Современная западная философия многолика, чрезвычайно из­менчива, и поэтому ее сложно классифицировать. Она представлена как достаточно самостоятельными школами и учениями, так и интег-ративными образованиями, не имеющими четких границ и отличий от других философий. Один и тот же философ может исследовать эк­зистенциальные, герменевтические и иные проблемы, иметь работы комплексного характера. В этом также проявляется одна из особенно­стей современной философии, когда принадлежность мыслителя к той или иной школе является условной.

Современная западная философия все более «уходит» в исследо­вание частных или прикладных проблем и меньше проявляет ин­тереса к общим и всеобщим проблемам бытия, его видам и формам. В ней заметно нарастание иррациональных и оккультных позиций, мистики и «нетрадиционных» философских учений. Происходит об­щее ослабление влияния религии на философию, хотя в восточ­ной и некоторых других философских системах позиции религии сохраняются.

В современной литературе, посвященной философии XX века, в отдельные школы и направления выделяются: неокритицизм Марбург-Ской и Баденской школ, философский историцизм, прагматизм, нео-т°мизм, инструментализм, неоидеализм, позитивизм и его формы, (Реноменология, экзистенциализм, герменевтика, философия жиз-и> Философия языка, критический рационализм, спиритуализм, пер-

Фил0 Фило,

Нализм, интуитивизм, неосхоластика новой теологии, философия _ РКсизма в XX веке, Франкфуртская школа, психоанализ, струк-. 1изм, философия науки, а также неоконфуцианство, синтоизм,

София мировых религий, философия йоги, этнофилософия,

эсофия негритюда, логика небытия и др. Часть из этих школ и Равлений обращается к проблемам бытия, но почти все - к про-лемам познания.


144 ♦ Философия медицины ♦ Раздел I -О- Глава 6

1. Религиозная философия

Проблема бытия рассматривается прежде всего в религиозных фи_ лософских концепциях, для которых она является не только традици. онной, но и постоянно актуальной в связи с объяснением Бога, при-родного и человеческого бытия.

Философия буддизма уходит своими корнями в VI век до н. э. Со­временные ее последователи считают, что религия и философия воз­никают из размышлений человека о природе своего существования о круговороте жизни и смерти. Центральной категорией философии буддизма является небытие. Оно понимается как всеобъемлющий уни­версум. Универсум есть все, но сам он есть ничто, «действует без дей­ствующего» и «определяет без определяющего». Бог в буддизме пред­ставляет «единую реальность», в которой проявляется природа и дух через конфликт и единство. Бог есть также основа реальности. Он «ра­створяет» различия между субъективностью и объективностью, объе­диняет дух и природу. Бог есть и фундаментальный принцип, лежа­щий в основе реальности. Атман (душа, духовное начало человека) и Брахман (объективная духовная реальность, духовный Абсолют) иден­тичны. Бог — универсум и великий дух универсума. В жизни людей Бог и небытие проявляются в четырех «благородных истинах»: а) жизнь есть страдание; б) надо объяснить страдание, найти причины его воз­никновения; в) надо уничтожить страдание, преодолевая его причи­ны; г) средство преодоления страдания — срединный восьмеричный путь: правильное видение, правильная мысль, правильная речь, пра­вильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, пра­вильное внимание, правильное сосредоточение. Жизнь людей есть проявленное бытие (сансара). Человек должен преодолеть сансару и достичь непроявленного бытия - нирваны.

В западном мире религиозно-философское объяснение бытия преД' ставлено прежде всего в христианстве. Оно возникло в I веке новой эры, которая в христианском летоисчислении именуется как «от роЖ' дения Иисуса Христа». В христианстве многое изменилось, но объяс­нение бытия остается неизменным, догматическим. Бог принимается на веру как существующий в трех ипостасях (лицах): Бог-отец, БоГ' сын и Бог-дух святой. Он признается Абсолютом, создателем всего сТ шествующего: природы, человека, самой веры. Бог есть воплошен^ Абсолютного Добра, Абсолютной Истины и Абсолютной Красоты. Он ~* объективное идеальное, вечное и не развивающееся, созидаюШее' но непознаваемое человеком бытие. Философия современного хРиС тианства имеет свои особенности в католицизме, православии и пр


146 ♦ Философия медицины О- Раздел I О- Глава 6

кровение, озарение, видение и другие способы установления с редственной связи с Богом, а также методы и содержание познанщ человеком природы и самого себя. Не отрицаются чувственное и ра циональное познание материального бытия. Вопрос об истине связы. вается с тринитарным догматом существования Бога и с конкретными объектами познания. Много внимания уделяется проблемам социаль­ной философии и философии истории.

В XVI веке возник протестантизм. Философские основы современ­ного протестантизма состоят в основном в иных объяснениях христи­анских символов веры, культа, других сторон вероучения. В теологии и философии протестантизма важными принципами являются: «оп­равдание верой»; право каждого верующего индивидуально обращаться к Богу за спасением, без каких-либо посредников; принцип единствен­ности веры как способ познания Бога и отрицание спекулятивности разума, логических способов доказательства бытия Бога и др. По мере исторического развития западного общества, протестантская теоло­гия и философия приобретала формы: ортодоксии (М. Лютер, Ж. Каль­вин и др. ); либеральной теологии и философии (Ф. Шлейермахер, Э. Трельч и др. ); «теологии кризиса» (К. Барт, П. Тиллих и др. ); раци­ональной или «новой теологии» (Д. Бонхёффер, В. Гамильтон и др. ). Многообразие философских течений характерно и для философий католицизма, а также православия.

Обобщая идеи христианской философии о бытии и познании, мож­но сказать, что, во-первых, бытие понимается как единство объектив­но идеального (Бога) и природы (объективно материального). В дан­ном единстве Бог - основа, первичное, абсолютное идеальное начало. Бог не развивается, не познаваем человеком или частично познаваем через откровение, озарение, но обладает созидающим началом и про­видением. Он творит (сотворил) природный мир и человека, власт­вует над тем, что создано им. Во-вторых, человек обладает духовной свободой и свободой на Земле среди других людей. Он может позна­вать природу, преобразовывать ее в своих интересах, развивать сферы своей жизни и деятельности, улучшать быт, уровень и качество жиз­ни. В овладении природой и самим собой, общественными процесса­ми у человека большие возможности. Но они предопределены и как бы санкционируются Богом, его волей. Достигает больших успехов в жизни человек с верой в Бога. Таким людям Бог помогает, готовй> их к райской жизни после физической смерти, когда душа человек продолжает жить.

В вероучении ислама много общего с христианской теологией философией. Специфика состоит в ином сопряжении ислама с 3


Современная западная философия -0- 147

[О людей, с особенностями прежде всего арабской культуры, а также культурой тех народов, где данное вероучение получило распростра-нИе. Ислам (или мусульманство) возник в VII веке на базе иудаизма христианства. Основными разновидностями исламского вероучения являются суннизм и шиизм. Абсолютным Богом признается Аллах. Он также творец всего существующего, непознаваем или частично позна­ваем, выступает единственной властвующей верховной силой над че-човеком и природой. Важной особенностью философии ислама выс­тупает объяснение строгости соблюдения догм и норм культа, а также отсутствие различий между светской и духовной властью в обществе. Некоторые представители ислама и его философии предлагают сегодня «исламский путь» как способ «чистой», «истинной» жизни людей; как преодоление кризисных процессов в мировом сообществе и решение глобальных проблем. Сравнивая данное предложение с христианским пониманием рая или буддистской нирваной, можно отметить, что оно ближе к самой жизни общества, к образу жизни человека. Но при этом не учитывается принцип свободы совести как одно из великих завое­ваний Нового времени и современности. Насаждение ислама как пути и способа жизни людей неизбежно приведет к массовому насилию, к нивелировке или уничтожению других национальных культур, к подчиненному их положению по отношению к исламской культуре. Таким образом, современная религиозная философия много вни­мания уделяет проблемам бытия, подчиняет познавательную дея­тельность божественной воле и провидению. Данное внимание объ­ясняется необходимостью постоянного напоминания о Боге как о первичном, абсолютном и творческом начале всего бытия и матери­ального бытия, в частности. Человек в религиозной современной фи­лософии трактуется достаточно свободным и самостоятельным в при-Родном и социальном мире, но зависим от Бога как от своего творца и Абсолюта. Он познает мир, согласуя познание с религиозной верой. Более последовательно и полно проблемы гносеологии представ-Лены в позитивизме и герменевтике.

2- Позитивизм

" озитивизм возник в середине XIX века во Франции. Его основате-

чем Считается О. Конт (1798-1857). Философия позитивизма прошла

р Ь1Ре основных стадии: собственно позитивизм (О. Конт, Дж. Милль,

пенсер), эмпириокритицизм или «новейшая философия естествоз-

Ия XX века» (Э. Мах, Р. Авенариус), неопозитивизм 30—60-х годов


148 ♦ Философия медицины ♦ Раздел I ♦ Глава 6

(М. Шлик, Р. Карнап, Б. Рассел) и постпозитивизм - с 60-х годо XX века. Сторонники позитивизма считают, что философия не дол* на заниматься экспериментально неразрешимыми проблемами: бьпц ем, первичностью материального или идеального, атрибутами бытця и т. п. Она должна изучать конкретные проблемы и добывать позитив, ное, проверяемое и доказуемое знание. Такими проблемами могутбыт^ человек, его речь и анализ речи, наука, язык науки и другие онтологи­ческие, гносеологические и ценностные проблемы.

Основными принципами познания сторонники позитивизма счи­тают верификацию, конвенционализм, фальсификацию и др. Неопо­зитивизм и постпозитивизм иногда называются критическим рацио­нализмом. В современном постпозитивизме наиболее устойчивыми являются: лингвистическая философия (Л. Витгенштейн, Д. Остин, Г. Райл и др. ); критический рационализм (К. Поппер и др. ); философ­ский гносеологический анархизм или философия науки (Л. Фейера-бенд и др. ); историко-психологическая школа (Т. Кун и др. ).

Одни представители постпозитивизма (К. Поппер) возвышают роль науки, другие (Л. Фейерабенд) критикуют ее, призывают сдерживать научный прогресс. Считается, что необходимо преодолеть методоло­гический произвол и теоретический хаос в науке и научном познании. Современные позитивисты обратили внимание на социальную детер­минацию науки и познания. Социальные науки, по их мнению, фор­мируют наименее достоверные знания. Но научные революции имеют место, и совокупная наука продвигается от одной революционной па­радигмы к другой, новой. В этом и состоит суть научно-познаватель­ной деятельности. Важнейшими задачами философии остаются ана­лиз языка (речи) и языка науки.

Влиятельным и распространенным течением, обращающим глав­ное внимание на процесс познания, в современной западной филосо­фии стала герменевтика. Она возникла в последней четверти XX века-Ее представителями являются Г. Гадамер, Э. Бетти, П. Рикер, Д- Ват-тимо и др. Основы теории понимания, получившей впоследствии на­звание герменевтики, заложил еще Ф. Шлейермахер (1768—1834), затем на рубеже Х1Х-ХХ веков В. Дильтей (1833-1911). Герменевтика выступила своеобразным протестом против школ и концепций в заРУ бежной философии с их неуверенностью, сомнениями и всеразъеДа ющим «критическим анализом». Этимология термина связывается древнегреческим богом Гермесом, властителем письменности, иЗ° ретателем языка и вестником воли других богов. Герменевтика от делила своей задачей формировать искусство истолкования выскзз ваний для правильного понимания содержащейся в них и*1


Современная западная философия О- 149

ими корнями она уходит в толкование священных текстов древ-мИ и средневековыми мыслителями.

Современная герменевтика выросла из феноменологии, экзистен-ялизма и структурализма. Ее главный и «первый» объект — язык вся-ой философии (науки). Современные представители герменевтики язвивают ее как особое онтологическое учение и метод познания. Устный и письменный язык, считают они, имеет предметность. Он — носитель предметности. Учение о языке поэтому и есть учение о бы­тии. Герменевтика - учение о бытии языка, а через него — о бытии предметов. Быть в герменевтике — значит быть понятым. Для этого необходимо истолкование высказываний.

Большое внимание уделяется также «герменевтическому треугольни­ку» или «кругу»: отношениям «субъект» — «значение» — «смысл». Субъект имеет тексты, несущие смысл. Смысл, в свою очередь, свидетельствует о вещах. Субъект как толкователь входит в значение и смысл умом с определенным предпониманием. Та интерпретация, которая вытекает из самих вещей через их значения и смысл, гарантирует научность по­иска. В этом состоит суть герменевтики. Интерпретация — это «работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за оче­видным смыслом, в раскрытии уровней значения, заключенных в бук­вальном значении... » (Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о гер­меневтике. М., 1995. С. 18). Чтобы осмыслить понятие, его надо объяснить, а объяснить можно только через привлечение других слов (терминов) и их понимание. В этом состоит условие и требование герменевтической процедуры объяснения, имеющей онтологический (исходящий от вещей) смысл. Она образует предпонимание, без которого невозможно объ­яснить исходное понятие. Считается, что предпонимание существует в подсознании субъекта как дограмматический уровень языка и как ин­тенция (внутреннее психическое свойство) познающего текст субъекта. Современная герменевтика в поисках основ онтологически верных Интерпретаций (объяснений) обращается к культуре общества и ее стории, к лингвистике, к грамматике, фонетике и другим наукам о Зь> ке и речи, к психоанализу и структурализму, феноменологии и ир-ционализму, к самой личности и наукам о человеке. Категории и теории, считают сторонники герменевтики, это не то, ° Фиксируется априорно и на века; из них слагается качество эпохи, Генное и малостабильное. Но человек, погруженный в нее, все же и с°бен читать и толковать бытие, проявлять инициативу, терпимость УЩествлять через понимание продуктивный диалог культур. Ким образом, в современной философии и ее западноевропей-Регионе проблемы бытия и познания занимают центральные


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...