Рщу III. . Философия бытия
I 150 ♦ Философия медицины -0- Раздел I ♦ Глава 6 места. И все же предпочтение отдается процессу познания, совершен ствованию его средств, форм, методов, а также исследованию человеч ка и общества. Усиление геополитических, общепланетарных и более конкретны* социально-философских тенденций в зарубежной философии бы. ло обусловлено обострением глобальных проблем, рассмотрением истории общества через человека, через соотношение «общество^ технический прогресс». В западноевропейской философии возрос интерес к духовному миру личности, роли в нем сознательного и бессознательного; к выявлению и изучению социальных противоречий культурологического и цивилизационного исторического развития. Разрабатываются и предлагаются методики и программы решения глобальных проблем. 3. Экзистенциализм В многообразной философско-антропологической и социально-философской тематике европейских и североамериканских исследователей можно условно выделить следующие доминантные проблемы: а) анализ бытия человека в обществе, его существования, прав и свобод, жизни, смерти и бессмертия (Ж. -П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс, Г. Марсель, М. Хайдеггер и др. ); б) изучение психики человека, проблемы человеческого «Я», психологический анализ цивилизации (3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, А. Адлер и др. ); в) социально-философские концепции общественного развития (Франкфуртская школа, Римский клуб, К. Поппер, Д. Гелбрейт, Р. Арон, Д. Белл, К. Леви-Стросс и др. ); г) осмысление соотношения добра и зла в обществе и человеке (религиозная философия, психоанализ и др. ). Разработку проблемы человека можно рассмотреть на примере экзистенциализма. Он оформился на рубеже 20—30-х годов XX века в Германии. Затем получил распространение во Франции и других европейских странах. С 60-х годов стал известен в США. Идейными истоками экзистенциализма стали: религиозно-мистическое учение о человеке С. Кьеркегора (1813-1855), который впервые употребил этот термин; феноменология Э. Гуссерля (1859—1938), философия ж#3' ни Ф. Ницше (1844-1900), В. Дильтея и др. Использованы взгляДы Ф. Достоевского.
Экзистенция (от лат. ех$15(епПа — существование) — централь ная категория учения. Она отражает способ бытия такого конечно ^ (конкретного) сущего, которым является человек. Экзистенциальна
Современная западная философия < > • 151 особ бытия человека состоит в самоопределении того, кем он ре-С ип быть. Экзистенция - это самоконструирование себя как возмож-
в соотношении с трансценденцией - определенной проблема- чностью, риском, решимостью, броском вперед. Экзистенция - не щность человека и не его свойства, данные от природы. Она - ре-«чьтат собственных усилий человека как способ жизни, как превращение внутренне возможного во внешне действительное. В зависимости от того, куда направлены экзистенциальные усилия человека при переходе к трансцендентному: к Богу, к природе, обществу и самому человеку или к «ничто», сложились разновидности экзистенциальных учений. Их можно условно объединить в две группы: религиозный экзистенциализм и нерелигиозный («атеистический»). Первый ориентируется на Бога, второй - на самого человека. Представителями экзистенциализма являются: К. Ясперс (1883— 1969), Ж. -П. Сартр (1905-1980), Г. Марсель (1889-1973), А. Камю (1913-1960) и др. Русские философы Л. Шестов (1866-1938) и Н. Бердяев (1874-1948), жившие в эмиграции, также активно занимались экзистенциальной проблематикой. Они были сторонниками экзистенции личности, которая формируется на подлинном христианстве, аутентичном социализме и феномене веры. Истинную свободу человек, как они считали, может приобрести, если он движется к Богу. При этом Бог должен восприниматься не где-то вне человека существующим, а быть в душе у каждого. Экзистенциализм стал ответом на потерю европейскими народами свободы и эпохальный кризис между двумя мировыми войнами. Он противостоял романтическому, а также и практическому оптимизму, который отстаивали Г. Гегель и его последователи.
Экзистенциализм рассматривает человека как конечное существо, «заброшенное в мир». Жизнь человека трагична, проблематична, временна и даже, по отдельным ситуациям, абсурдна. Человек должен очень хорошо изучить себя, найти внутренние силы для жизни и преодо-Ления сложившегося кризиса. Он руководствуется при этом прин-ципиальным различием между вечностью (бесконечным) и временем конечным), выраженным в суждении: «Бог на небе и ты на земле» ■ Кьеркегор). Экзистенция позволяет человеку выйти за пределы ко-ечности своей жизни, осуществить прорыв в вечное. При этом К. Яс- Рс> Н. Бердяев, Г. Марсель предлагали осуществлять «прорыв» к Богу нем обрести свободу, а Ж. -П. Сартр, М. Мерло-Понти, А. Камю с ентировали на достижение свободы в самом человеке (бытие для ^ или в обществе (бытие для других). ф Оскольку экзистенция, по мнению представителей этой филосо-' есть внутренняя возможная жизнь, существование своего «Я», то 152 -О Философия медицины ♦ Раздел I -О- Глава 6 она индивидуальна, дана индивиду непосредственно и обычными способами и наукой не познаваема. Но экзистенция всегда направлена на что-то, на кого-то, поскольку человек желает чем-то стать, что-то еде. лать, чего-то достичь. И тогда она открывается индивиду, переходя из внутреннего состояния во внешне воспринимаемое. Экзистенция не соотносима с объектом, вещью, она не объективируется. Подлинное бытие - это «Я», мое внутреннее существование. Все остальное - само по себе, цепь событий, которую человек контролировать не может, так как она вне его экзистенции. Но человек переживает и осмысливает свое «Я» на фоне этих событий. Основными экзистенциальными признаками человека могут быть: возможность что-то узнать, сделать, чего-то достичь нетрадиционным способом; наличие заботы и ответственности, рождения и любви, страха и совести, отчаяния и надежды, решимости и активности по осуществлению внутренней возможности, которые в совокупности означают истинную его сущность и судьбу. Нетрадиционность познания человеком своей экзистенции состоит в создании особых внутренних ситуаций и состояний (напряженности сознания и всей психики, обострение эмоциональности и воли и т. п. ) или «вхождение» в реальные жизненные ситуации (опасность для жизни, риск, радость и вдохновение, порыв и т. п. ). На этом пути человек может воплотить свою истинную сущность (экзистенцию) и добиться чего-то, когда главным ориентиром является свобода. Но конечность экзистенции состоит все равно в трагичности, в смерти человека, в ее неотвратимости.
В религиозном варианте экзистенциализма трансцендирование, т. е. «выход» внутреннего «Я» в мир, осуществляется по направлению к Богу. Обрести подлинную свободу человек может в Боге при жизни или после физической смерти. «Атеистический» экзистенциализм исходит из постулата «Сознание - это свобода» (Ж. -П. Сартр). Свобода достигаема внутри себя, в духовности и сознании человека. Экзистенциализм оказал большое влияние на общественные науки за рубежом. Политическая активность Ж. -П. Сартра (который встречался с Ф. Кастро и Че Геварой на Кубе, с Н. Хрущевым в Москве), а также других представителей экзистенциализма, способствовала У1" " верждению гуманизма в обществознании, пониманию человека ка* главной ценности социального развития, его уникальности, сложное' ти связей с социумом. Многие представители экзистенциализма за нимались художественным творчеством, выступали пропагандиста^ новой культуры, свободной от тоталитаризма и абсолютизма. Позй тивное воздействие оказал экзистенциализм на изучение психик человека и развитие психологических наук. Экзистенция как возМ°* Современная западная философия О- 153 оСхь познания человеком самого себя ориентирует духовность лич-оСхи на добро, ответственность, совесть, достоинство. Экзистенци-1ЬНые идеи и методология сохраняют актуальность и сегодня. Они достаточно распространены и в восточной философии.
4. франкфуртская школа В осмыслении общества и исторического процесса самостоятельных философских школ в зарубежной философии меньше, чем учений о человеке. Многие школы и направления обращаются к социальной проблематике в свете решения других, более актуальных, по их мнению, проблем. Существуют и относительно самостоятельные философские учения об обществе или об обществе и человеке. К ним можно отнести Франкфуртскую школу, философский историцизм, психоанализ, культурную антропологию, Римский клуб, марджина-лизм и кейнсианство, неомарксизм, прагматизм, социальную стратификацию и др. Кратко рассмотрим Франкфуртскую школу. Она возникла в Германии в 20-х годах XX века в Институте социальных исследований в г. Франкфурт. С 1931 г. его директором стал М. Хоркхаймер. Ранее он, а также К. Корш, Д. Лукач, Д. Рязанов (директор Института марксизма-ленинизма в Москве) выступили с рядом статей по социальной проблематике в журнале «Архив истории социализма и рабочего движения». В них критически осмысливалась сложившаяся социальная ситуация в мире. В 1932 г. М. Хоркхаймер основал журнал «Социальные исследования», в котором тематика статей «Архива» получила дальнейшую разработку. Особое внимание обращалось на проблемы всеобщего, диалектики, социально-экономические и социально-культурологические вопросы. Была предпринята п°пытка найти общие черты в идеях гегельянства, марксизма и фрей-дизма. Первыми представителями формирующейся новой школы ста-Ли М. Хоркхаймер, Ф. Поллак, Г. Гроссман, К. Витфогель. Позже к Им присоединились Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Л. Левенталь, • Нейман и др. Их работы и составили новое осмысление общества. тУРы и исторического процесса, период фашизма франкфуртские философы эмигрировали в Же- У> Париж и Нью-Йорк. После войны Г. Маркузе, Э. Фромм, Л. Ле- таль и К. Витфогель остались жить в США. Т. Адорно, М. Хоркхай-^ и Ф. Поллак вернулись во Франкфурт. В 1950 г. вновь был открыт титут социальных исследований. В нем стали работать А. Шмидт, ' Негг- Ю. Хабермас. 154 О- Философия медицины О- Раздел I О- Глава 6 " Представители Франкфуртской школы выступили против диаде*, тики примирения Г. Гегеля, отстаивали диалектику отрицания, не при. знающую тождества бытия и мышления. Такая диалектика получила у них название «негативная диалектика» (Т. Адорно). Они считали, чТо в обществе много разногласий, противоречий, конфликтов, войн, мне-ний, которые невозможно привести к состоянию тождества, всеобще. му единству. Поэтому в диалектике социального развития основным должно быть не «сближение противоположностей», а выявление разногласий на основе не всеобщего, а индивидуального. Надо «ра3. говорить» реальность, чтобы покончить с абстрактностью идеалистических систем.
Применительно к обществу негативная диалектика должна была выступить «критической теорией общества». Она и была с успехом использована для переосмысления как существующих социально-философских концепций, так и реальной экономики, политики, духовной культуры общества. Представители школы стремились показать, что идеализм и неокантианство - формалистичны; неопозитивизм «рассеялся, как дым»; рафинированная и амбициозная феноменология Гуссерля осталась нереализованной; экзистенциализм Хайдеггера есть «примитивный иррационализм». В таком стиле критиковались и другие учения. Они предложили новую концепцию просвещения. Концепция была призвана развенчать ложные образы культуры и утвердить новые. Знание, считали, например, Т. Адорно и М. Хоркхаймер, стало больше техничным, инструментальным, чем критическим и гуманным. Страх внедрился в сознание и привел к утрате веры в силы разума. Важна не истина теорий, а их практическая воплощаемость в жизнь, функциональность. Необходимо преодолеть единообразность, примитивность и аморфность ценностей, насаждаемых масс-медиа. Развивать инициативу, творчество, расширять и доказывать свободу. Интересна идея М. Хоркхаймера о том, что монополистический капитализм разрушает рыночную экономику и насаждает тоталитаризм. Кто не желает говорить о капитализме, писал он, тот должен помалкивать и о фашизме. Стремление к прибыли выливается встреМ' ление к социальной власти. Коммунизм как государственный капитз лизм — заурядная версия авторитарного государства, а массовые пр летарские организации стали бюрократическими и не смогут выйти рамки государственного капитализма. Философия индустриально общества - это философия субъективного разума, волюнтаризм-Необходима всеобъемлющая критика социального развития и Д тижение того, чтобы обществом управлял объективный разум. Та Современная западная философия ♦ 155
не должен быть тождественным социальной практике. Он обя-
также добиться отчуждения идеалистических и субъективистских нЦегший, отбросить их. Объективный разум - это сознание людей, пошедших все «круги ада». Это разум безвестных мучеников концен-ацИонных лагерей, ставших символом человечности, рвущейся на Божий свет. Задача философии — услышать таких людей и перевести (\ идеи на общедоступный язык. Важной проблемой у представители франкфуртской школы стали потребности людей и их полное удов-1еТВорение. Опираясь на учение 3. Фрейда, они считали, что человеческие потребности и инстинкты подавлены цивилизацией. Г. Маркузе считал, например, что поворот к цивилизации означал переход от немедленного удовлетворения потребностей к их отложенному удовлетворению; от удовольствия к подавлению удовольствия; от радости (игры) к труду (работе); от восприимчивости к продуктивности; от отсутствия подавления потребностей к гарантированной безопасности личности. Все вместе взятое означает, по его мнению и мнению 3. Фрейда, переход от принципа удовольствия к принципу реальности. Необходимо отказаться от такой цивилизации. Представители Франкфуртской школы резко критиковали «одномерное общество», т. е. закрытое общество без оппозиции (Г. Маркузе). В таком обществе формируется и «одномерный» человек. Необходимо переходить к демократизму, к предоставлению личности больших прав и свобод, к новой культуре, где потребности людей удовлетворяются свободно и полно. Человек, порывая первобытные связи с природой, становится подлинным человеком (Э. Фромм). Дискомфорт своей изоляции от природы он стремится устранить приобретением нового подчинения: или самому подчиниться какой-либо власти, или подчинить себе других. На этом пути человеку необходима помощь, чтобы сохранить душевное равновесие и сделать правильный выбор, оптимально интегрироваться в новый социокультурный «град бытия». В данном аспекте, считал Э. Фромм, человеку предстоит выбор: 'меть или быть? Иметь означает: «Я есть то, что имею и потребляю». следует чрезмерно стремиться к собственности. Ничто не утешит ловека, обретшего весь мир. но потерявшего себя. Ориентир для л°века - быть! Бытие означает для него независимость, свободу и ичие критического разума, а также обновление, рост, выход из изо- ' Яц" и собственного «Я». с, аким образом, современная европейская и вся зарубежная фило- я пРедставляет сложное и многообразное явление духовной куль- бь Не^ осмысливаются самые различные процессы и стороны я- Наиболее распространены философские школы и концепции, 156 ♦ Философия медицины О Раздел Глава 6 в которых исследуется процесс познания, проблемы языка и понимя ния, человека и общества. Современная философия выступает суще ственным фактором формирования мировоззрения людей, составляет главное его содержание. Литература Антология мировой философии. М., 1969. Т. 4. Губман В. Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций М., 1996. Проблема человека в западной философии. М., 1998. Сартр Ж. -П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы общие черты современной зарубежной философии? 2. В чем заключаются основные идеи и формы позитивизма? 3. В чем состоит сущность экзистенциализма? 4. Что такое герменевтика? Темы докладов и рефератов 1. Позитивизм и его исторические формы. 2. Учение «философия жизни». 3. Шопенгауэр и Ницше. 4. Герменевтика. 5. Сартр и проблема свободы. 6. Фромм о способах жизни «иметь или быть? » РЩУ III. 0СШ41Ш ПР0ШМ41 ФИЛОСОФИИ И и 7 ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ Проблемы бытия и его форм рассматриваются многими философскими системами. Это не случайно. Изучение философских вопросов бытия мира, человека в мире, проблем духа ведет к решению сложных проблем мировоззрения, определяет систему отношений человека к миру и место человека в мире. 1. философское понимание бытия Проблема бытия является объектом философской мысли более двух с половиной тысячелетий. «Это необходимо говорить и думать, что должно быть бытие: есть лишь бытие, ничто - его нет», — утверждал античный философ Парменид (VI в. —V в. до н. э. ) в поэме «О природе». Категория бытия является исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира. Пожалуй, невозможно найти философскую систему, в которой бы не ставилась проблема бытия. Отношения бытия отражены в основном вопросе философии, тесно связаны с прошлым, настоящим и будущим в существовании мира, с жизнью и деятельностью человека. Конкретная и конечная жизнь человека в конкретных и изменяющихся условиях приводит к мысли о бренности мира, о пространствен-н°-временных границах его существования. Тревога по поводу конеч-°сти и изменчивости существования человека, окружающего мира, ОтРицание пребывающего бытия отражалась в формулах «все течет» еРаклит), «все суета», «томление духа» (Ветхий Завет). Это экзистен- Э-тьные основания, попытки осознания своего бытия, бытия мира, _ х°Дяшего и непреходящего, времени и вечности, граничности и °езгРаничности. Нормирование философской категории «бытие» явилось результа-
1 Исторического развития философской мысли. В зависимости от Рической эпохи и философской позиции мыслителя в понятие Ия вкладывалось различное содержание. 160 О- Философия медицины ♦ Раздел III ♦ Глава 7 Уже в древнегреческой философии это понятие трактовалось це однозначно. 1. Бытие рассматривалось как первоначало мира, основа всех в? 2. Бытие рассматривается как существование. Так, Парменид счи Учение Парменида о бытии оказало большое влияние на последующее развитие этой проблемы в философских системах различных направлений. В философском наследии Авиценны (Ибн-Сина, 980-1037 гг. ) бытие представлено как произведение божественного разума. В бытии Авиценна различает необходимо сущее, которого не может не быть -это Бог, и реально сущее в виде факта, которого могло бы и не быть, Такое бытие является возможно сущим, ибо в себе самом оно не имеет оснований бытия. Следование по цепи причинно-обусловленных вещей приведет к необходимо сущему — божественному разуму. В философии Фомы Аквинского (1221-1274) подлинным бытием обладает Бог. Он есть само бытие, а мир обладает лишь ограниченным' не подлинным бытием. Всякое сущее в философии Аквинского состой из сущности и существования. Сущность и существование тождествен ны в Боге, а у сотворенных им вещей они не тождественны и не согл^ суются, ибо существование не принадлежит единичной сути веше Все сотворенное, таким образом, случайно, единично, не связано, пр частно только Богу. Философия Нового времени ставит проблему познания бытия я позиций приобщения к космическому разуму, а с позиций познз ^ тельных способностей человека. Разуму не непосредственно Д Философия бытия ♦ 161 необходима познавательная деятельность на основе спосо-методов познания. С'и" кр°ме тог0' мировоззрение Нового времени в качестве подлинно- бытия рассматривает уже не потаенное бытие, являющееся основа- , еМ жизни и деятельности людей, но самого человека, его жизнь, •троение, потребности, способности, психику. Окружающие чувствен- е предметы и процессы стали восприниматься как единственное даИнное бытие. На мир перестали смотреть как на божественный порядок. Человек на основании открытых объективных законов осознал свои способности изменять мир. Материалистическая теория бытия уже не базируется на ирреальной основе и не облекается в идеа--шстическую мистификацию. Вместе с тем, в XIX и XX веках наряду с научно-материалистическими взглядами на бытие начался разрыв с рационализмом в трактовке последнего. В трудах С. Кьеркегора, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, а затем М. Фуко критикуется разум, выражается осознание некоторыми социальными слоями бессмысленности существования, слабости и беспомощности сознания человека. Новое мировоззрение повлекло за собой и иную постановку проблемы бытия, но реальное бытие здесь становится псевдопроблемой. Философия занялась изучением сложных фонологических, синтаксических механизмов языка как структуры, поиском структурных словесных форм для становящейся мысли. В конечном счете речь идет не о бытии в его многообразных формах, а о лингвистических, математических, геометрических единицах, о форме, но не субстанции. Главной же характеристикой многообразного бытия объявляется неопределенность. Решение проблемы бытия в русской философии Х1Х-ХХ веков связывалось со спецификой культуры и мировоззрения русского на- Рода, с русским религиозным сознанием. Бытие человека и мира не- Разрывно связано с Абсолютом. Так, В. С. Соловьев (1853-1900) при- имал за основу бытия сущее. Сущее не есть бытие, ибо это высший с°лют, однако ему принадлежит всякое бытие. Божественное и при-Лн°е бытие находятся в совечной нерасторжимости друг с другом. г познает себя во всяком бытии. Действительность Бога не мо-°ыть выведена из разума и логики, существование божественного ала может утверждаться, по Соловьеву, только актом веры. Однако в„ СтвУет, кроме абсолютного, еще и потенциальное бытие, пер-Ча атеРия, душа мира, служащая источником множественности век Ых Форм, природным началом. Душа мира осознает себя в чело-т0 ' ° поскольку душа мира причастна к Абсолюту и к человеку, °Век совечен Богу и первая материя является богочеловечест-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|