Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 в как концепции развития




'20


162 ♦ Философия медицины ♦ Раздел III ♦ Глава 7

вом. В этой связи следует коснуться и проблем бытия в религиоз ном мировоззрении.

Религия есть особое преломление бытия в сознании людей. Релц гия, в отличие от материализма, видит в основе бытия сокровенную Божественную Сущность и определяет себя как связь с этой сущн0, стью. Но если природное бытие очевидно для всех, то при помощц каких органов чувств может узнать человек о Бытии Божествен­ном, запредельном? Факты сверхрассудочной структуры мира мо­гут быть познаны, как считают богословы, не чувственным или ра-циональным способами, а третьим путем познания — интуицией которая шире житейской логики и выходит за пределы рационально­го познания.

В философии советского периода, отвергающей все формы идеа­лизма и иррационализма, бытие рассматривалось с позиций его мно-гоуровневости: неорганическая и органическая природа, биосфера, общественное бытие, бытие индивидуальное. Бытие понималось как бытие природы и как реальный процесс жизнедеятельности людей. Однако проблема бытия, несмотря на повсеместное использование этого понятия, десятилетия не обсуждалась на философских конфе­ренциях, не выделялась самостоятельной темой в учебниках, то есть не рассматривалась в качестве особой философской категории.

Исходным для категориального определения бытия является поня­тие существования. Термин «быть» означает существовать, иметься. Бытие как существование определяли Аристотель, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, Ф. Энгельс. В свою очередь, категорию существования определить сложно, ибо вряд ли возможно более широкое понятие, под которое можно подвести содержание этой категории.

Признание факта с/шествования предмета - вопрос далеко не празд­ный. История свидетельствует об ошибках и заблуждениях в науке в связи с признанием наличия эфира, живого вещества, и наоборот -с непризнанием наличия гена.

Категория бытия в философии употребляется для обозначения су­ществования реальности, реально сущего.

Поскольку реальностью называют совокупность существуют" * нечто, постольку бытие охватывает и материальное, и духовное, Ре' альность объективную и реальность субъективную.

Как считал немецкий философ М. Хайдеггер (1889—1976), каким бь< образом ни брались истолковывать сущее, или как дух (в смысле спИ ритуализма), или как материю и силу (в смысле материализма) или & становление и жизнь, или как представление, или как волю, или & субстанцию, или как субъект, или как энергию, или как вечное в°


164 -О- Философия медицины < > • Раздел III -О Глава 7

2. Бытие человека в мире вещей и специфическое человеческо
бытие. Бытие отдельного человека - это единство тела и духа, сомати-
ческого и психического. Функционирование тела и психики человека
взаимообусловлено, представляет собой главные составляющие здо
ровья. Известно, что человек, его здоровье и болезнь являются объек-
том медицины. Следовательно, бытие человека является основанием
бытия медицины, которая представляет собой систему научных зна­
ний и практической деятельности, целью которых является укрепле­
ние и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение
заболеваний и лечение человека. Круг интересов медицины охватыва­
ет все стороны жизни человека. Медицина изучает строение и про­
цессы жизнедеятельности организма человека в норме и патологии
условия жизни и трудовой деятельности, воздействие факторов при­
родной и социальной среды на здоровье человека, собственно болез­
ни человека, закономерности их развития и возникновения, методы
диагностического исследования и лечения больного.

3. Бытие духовное (идеального).

4. Бытие социальное (индивидуальное бытие и бытие общества).

В объективно-идеалистическом понимании (идеалистический мо­низм) бытие представляет собой объективно существующую идею, лежащую в основе всего сущего.

В субъективно-идеалистической трактовке бытие находится в от­ношении координации с чувствами субъекта. Воспринимаются не вещи, а ощущения. Вещи есть комплекс ощущений. Существовать -значит быть воспринимаемым.

Кроме монистического взгляда на бытие существует дуализм, рас­сматривающий мир с позиций 2-х равноценных, независимых начал. Наиболее ярко дуализм проявился в философии Р. Декарта, разделив­шего бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяженную (материю)-Применительно к медицине такая позиция приводит к психофизио­логическому параллелизму, согласно которому психические и физио­логические процессы не зависят друг от друга, а следовательно снима­ется проблема единства психического и соматического в человеке, проблема генезиса и сущности сознания.

2. Проблемы материи и форм ее существования

«Нет надобности рассказывать о том, каким великим другом тов во все времена была материальная субстанция. Все их чуд ные системы до того очевидно, до того необходимо зависят от нее, чТ


Философия бытия ♦ 165

будет удален этот краеугольный камень - и все здание неминуемо Ра валится», - писал епископ Д. Беркли (1684—1753) в работе «Трак-

о принципах человеческого знания». Действительно, главный спор Т териализма с идеализмом и религией относится к проблеме начал * юоздания, к проблеме единства бесконечного мира.

Категория материи имеет историю своего становления. Античные Философы отождествляли материю с неким первоматериалом, перво-ешеством, первокирпичиком. Философия Нового времени рассматри­вала материю как вещество, обладающее суммой некоторых неизменных свойств: протяженность, непроницаемость, масса, тяжесть и так далее.

Однако в этот период появилась тенденция отойти от идеи перво-вешества, первосвойств и понимать под материей всю природу в це-юм. Так, Б. Спиноза (1632—1677) считал, что материя — это природа, выступающая как субстанция, то есть то, что существует само в себе, представляет само через себя, то, что не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было образоваться. Субстанция является причиной самой себя, находится в вечном движении и обла­дает атрибутами протяженности и мышления.

Такой подход впоследствии позволил подойти к гносеологическо­
му определению материи через ее сопоставление с сознанием и про­
цессом познания. Так, французский материалист П. Гольбах (1723—
1789) считал, что сущность материи связана с всеобщим свойством
материальных объектов вызывать ощущения. Однако это положение в   '

дальнейшем не было развито.                                                                      ;,

Изложенные представления о сущности материи, с одной сторо­ны, признавали материальность мира, его материальное единство, от-Рицали идеализм, способствовали развитию естествознания. Русский Философ В. С. Соловьев в работе «Исторические дела философии» пи­сал, что восстановление прав материи было законным актом в освобо­дительном процессе философии, ибо только признание материи ос-в°бождает от фактического рабства материи. С другой стороны, старые пРедставления и подходы не позволяли проникнуть в сущность мате­ри, охватить все ее многообразные формы.

Определение категории «материя», в котором сконцентрирован весь Пь'т практического и теоретического освоения мира человеком, было

Но Философией диалектического материализма (см. ниже).

и конце XIX - начале XX веков в естествознании, которое основы-

Ось на механически-атомистической картине мира, назревал кри-

> связанный с открытием явлений, для которых объяснения с по-

ии атомистического строения материи оказались несостоятельны, " " атом оказался делимым.




Философия бытия •♦ ■ 167

т0, что имеет массу покоя. Науке известны три вида поля: электро-8 гнитное, ядерное, гравитационное.

* 0 этой связи следует заметить, что русский биолог А. Г. Гурвич 1874-1954) ввел понятие и принцип поля в биологию. Главное значе-ие принципа поля заключается в том, что данный принцип объясня-т с0Гласованное поведение как компонентов организма, так и всего организма в целом. Процесс согласованного изменения или переме­щения частей сложного органического целого подчиняется законам поля. По имеющимся данным, принципу поля подчинены процессы не только в рамках индивида, но и процессы взаимодействия индиви­дов внутри колоний, видов.

Кроме видов, в материальном мире различают сферы: неоргани­ческая природа (имеет микро-, макро- и мега-уровни), органичес­кая материя (имеет также уровни организации живого: молекуляр­ный, субклеточный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный), социально-организованная материя, представляющая собой динамически функ­ционирующую, исторически развивающуюся действительность чело­веческих индивидов, находящихся в общественных отношениях.

Все виды и сферы материи связаны между собой: низшие предше­ствуют высшим, высшие основываются на низших.

Взаимосвязь уровней существования материи получила свое при­знание в медицине в ее новом и во многом гипотетическом разделе гелиобиологии. В начале XX века русский ученый А. Л. Чижевский (1897-1964) обратил внимание на связь самочувствия человека с про­цессами, протекающими в космосе. Ученый сделал вывод, что солнеч­ная активность влияет на течение эпидемических процессов в масштабе планеты. И несмотря на тот факт, что заболевания имеют социальную основу, нельзя вырывать человека, организмы из естественной среды, 0|фужающего мира с его радиацией, электрическими полями, потока­ми солнечной энергией. Так, колебания магнитного поля Земли, по мнению специалистов, влияют на биосферу, у людей может появить­ся чувство тоски, страха, тревоги, появляется бессонница, снижается Работоспособность.

тест

Многообразие уровней организации материи связано с проблемой Динства мира. Единство мира означает то реальное общее, которое Меется в явлениях и предметах. Материалистический монизм утвер­ждает единство мира в его материальности. В мире нет ничего, кроме чно движущейся материи, которая отображается в сознании чело-Ка- Эта истина доказывается длительным и трудным развитием ес-

в°знания. Открытие законов сохранения массы и энергии служит


Философия бытия О- 169

Движение ~ не единственный способ бытия. Другими основными

омами существования материй являются пространство и время. 1 бые предметы находятся не только в движении, но и обладают раз-

оами, определенным образом расположены в отношении друг к дру-

следуют друг за другом в различной последовательности. Эти фак-

, отражены в категориях пространства и времени.

Пространство — это философская категория, отражающая факт сосуществования вещей и процессов, их протяженность и упорядо­ченность.

Время - это философская категория, отражающая факт смены яв-ний, их длительность и последовательность.

Основными характеристиками пространства и времени являются их объективность, абсолютность и относительность.

Пространство и время не обладают самостоятельным существова­нием вне зависимости от материи и движения. А. Эйнштейн в 1905 году создал теорию относительности, философский смысл которой выда­ющийся физик определил положением: пространство и время не су­ществуют без материи, они меняют свои свойства в зависимости от движения материи.

Свойством пространства и времени является бесконечность. Они бесконечны как движение и материя. Вообще признание конечности одной из четырех характеристик бытия означает одновременно конеч­ность остальных.

Свойством пространства и времени является их мерность. Про­странство трехмерно. Понятие многомерного пространства пред­ставляет собой научную абстракцию, имеющую математический и физический смысл, и содержание. Выражая конкретные явления мик­ромира, многомерные пространства не претендуют на замену про-странства трехмерного. Теория относительности пользуется понятием единого пространственно-временного континуума, где четвертым из-МеРением является время.

Время одномерно, необратимо, и в философском смысле не есть

н°мерный ход событий. Время есть порядок реальных событий, которого их начала, развития и конца. Реальное время есть время

НкРетное, определенное движение конкретных объектов и потому, отличие от циферблата часов, оно течет неравномерно.

•ч. Эйнштейн утверждал, что время есть характеристика, необходи-л м °бразом связанная с телом отсчета, к которому оно относится.

этому возможно рассмотрение пространства-времени в соответ- И" °° сФеРами существования материи, пространство-время в не-°и природе (мега-, макро-, микромире); биологическое прост-




170 ♦ Философия медицины -0- Раздел III ♦ Глава 7        |

ранство-время, связанное с появлением живого; социологическаяф01) ма пространства-времени, связанная с возникновением человека.

Социологическая форма пространства-времени зависит от бытия и деятельности человека. В этом случае можно утверждать, то состояние этой формы, ход пространства-времени, его содержание зависит от человека. Ритмы человеческой деятельности задают време-ни свое течение, определяют время. Поэт Р. Гамзатов писал;

Ты перед нами, время, не гордись,

Считая всех людей своею тенью,

Немало средь людей таких, чья жизнь

Сама источник твоего свеченья.

Будь благодарно озарявшим нас

Мыслителям, героям и поэтам.

Светилось ты и светишься сейчас

Не собственным, а их великим светом.

Существует время индивидуального бытия человека, определяюще­еся событиями в его жизни. Очевидно, что отношение ко времени, умение спрессовать время, наполнить его разумным содержанием -показатель культуры человека, показатель смысложизненной напол­ненности его бытия.

Древнеиндийская мудрость утверждает: «Не мы беспечно проводи­ли время, но время нас, беспечных, провело».

Длительность процессов исторического времени имеет такие точ­ки отсчета как формация, цивилизация, эпоха.

Проблемы пространства-времени имеют свое специфическое пре­ломление в биологии и медицине.

Пространство и время явились фундаментальными факторами, ко­торые воздействовали на живое. Только благодаря приспособлений к пространственно-временным взаимодействиям на планете мог­ла возникнуть жизнь, законом которой является отражение в своих структурных формах свойств внешнего мира. В микроскопических пространственных структурах живого отражается пространственно-временной континуум внешних явлений. Вообще нормальное фУн1С' ционирование живого организма зависит от геометрии пространствен­ного расположения внутренних органов.

П. К. Анохин сформулировал закон работы мозга, сущность кот рого заключается в том, что мозг животных, как специальный оРг отражения и приспособления, в процессе эволюции приобрел св° ство непрерывного течения его процессов в полном соответстви компонентами пространственно-временного континуума внеШН мира. Все формы нашего поведения вписаны в этот закон, коЮР


1


Философия бытия < > ■ 171

 ч

еТ свою биологическую основу в нервных клетках мозга, отражаю- непрерывность событий внешнего мира.

Ж

мИруют своеобразную модель временных отношений в виде био в представляющих собой цикличную временную организаци

 организмы в результате приспособительной активности

тмов, н

 представляющих собой цикличную временную организацию

■ зненных процессов. Ритмичные физиологические функции живо-0 организма обеспечивают его устойчивость, сохраняют индивидуаль­ность. Поскольку биоритмы рассогласовываются с реальностью соци-

ьНОй жизнедеятельности, постольку сложилась хрономедицина, ионотерапия.

Рассмотрев проблему материи и форм ее существования, следует отметить, что принцип материального единства мира необходимо связан с принципом развития. А это означает необходимость связи материализма и диалектики, т. е. невозможность существования одно­го без другого.

Литература

Кучевский В. Б. Анализ категории «материя». М., 1983. Моисеева Н. И. Время в нас и время вне нас. Л., 1991. Молчанов Ю. Б. Проблема времени в современной науке. М., 1990. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993. Чижевский А. А. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие основные концепции бытия в истории философии Вы знаете?

2. Каковы основные сферы бытия?

 

3- Каковы историко-философские взгляды на проблему материи?

4- Какие естественнонаучные и философские предпосылки научного оп-
РеДеления категории «материя» Вы можете назвать?

^ Какие решения в поисках единства мира Вы знаете? & - Каковы основные атрибуты материи?

Мь| Докладов и рефератов

" роблема бытия в современной философии. Основные концепции пространства и времени, " ремя в биологии и медицине. ' " роблема поля в современной философии и естествознании.


 й     ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИ^

 В      КАК КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

СИНЕРГЕТИКА - ТЕОрця

САМООРГАНИЗАЦц{

Диалектика как общая теория развития, как логика и теория по-знания играет важнейшую роль в научном обосновании картины мира проблем бытия. Диалектический подход имеет особое значение для объяснения сути общественного развития, понимания законов обще­ства. Соотношение объективных процессов и деятельности человека может быть познано лишь при условии диалектического подходах общественной форме движения материи.

Диалектический способ мышления имеет глубокую связь с есте­ствознанием, его достижениями. История развития философского зна­ния доказывает, что естественно-научные открытия уточняют и даже изменяют содержание философии.

Диалектика как существенный элемент философского знания имеет свой предмет и структуру.

1. Диалектика как научная система

В комплексе философских проблем важное место занимает уче­ние о всеобщей связи и развитии явлений природы, общества, мыш­ления — диалектика.

Термин «диалектика» в переводе с древнегреческого языка означа­ет «рассуждать», «вести беседу».

Древняя Греция была родиной диалектики, где возникла ее первая форма, представленная в учениях Гераклита, Зенона, Сократа, Плато­на, Аристотеля.

Диалектика, с одной стороны, выступала как метод спора, поиск» истины, а с другой стороны, характеризовала изменчивость, текучее1* мира, его противоречивость и внутреннюю гармонию.

В средние века элементы диалектики содержатся в учениях АвгУ тина Блаженного, Фомы Аквинского. Диалектика здесь выступа

как школа логики, реализуется в учениях о троице, о творении  ^ Развитой формой диалектики является диалектика немецкой кЛа сической философии от Канта до Гегеля. Гегелевская система ид


Диалектика и метафизика как концепции развития... -О- 173

кой диалектики выступает как развитие абсолютной идеи и " аТЬшает в своем единстве практически всю совокупность знаний своей эпохи.

Естествознание XVIII-XIX веков разрабатывает идеи развития в

фОде. Французский врач-философ Ж. О. Ламетри (1709-1751), ав-р книги «Человек-машина» (1747), выступал против представлений неизменности видов, доказывал, что нынешние виды животных пред­ставляют собой результат длительного процесса смены менее совер­шенно устроенных организмов более совершенными. Автор «Ес­тественной истории» Ж. Л. Бюффон (1707-1788) критиковал идею неизменяемости видов и заявлял, что в пределах родов может проис­ходить смена одних видов другими. Ламарк в своей «Философии зо­ологии» также не принимал метафизического тезиса о вечности видов. Наконец, Ч. Дарвин в труде «Происхождение видов путем естествен­ного отбора» рассматривал движущие силы эволюции живой при­роды. Развитие понимается Ч. Дарвином как непрерывный процесс создания новых видов путем скачков.

Опираясь на достижения науки своего времени, К. Маркс и Ф. Эн­гельс разработали материалистическую диалектику, показали действие ее законов в природе и обществе, рассмотрели ее как методологию познания и преобразования действительности. Нельзя не сказать о вкладе в развитие диалектики русской философии и естествознания.

В X веке на Руси становится известным сочинение Иоанна Дамас-кина (ок. 675-753), классика византийской патристики. Созданный им энциклопедический труд «Источник знания» одной из частей вклю­чал в себя «Диалектику», разъяснявшую логические понятия.

Высокого уровня развития диалектика достигла в трудах русских Революционных демократов А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского. Свой вклад в развитие диалектического метода мышления внесли врачи-Философы России. К. Ф. Вольф (1734—1794) отверг теорию постоянства видов и разрабатывал учение об эволюции; С. Г. Зыбелин (1735—1802) Рассматривал организм человека с позиции целостности; В. Я. Дани-Левский (1852-1939) с научных позиций объяснял диалектику внут­ренних и внешних взаимодействий организма, проблемы причиннос-*и> необходимости, отражения. И. В. Давыдовский (1887-1968) уделил ольщое внимание проблемам причинности в медицине.

диалектика является для науки важной формой мышления, ибо она ставляет собой аналог и метод объяснения происходящих в мире

Цессов. Диалектика как наука о всеобщих законах развития, буду-

Применена к природе, выступает как диалектика природы; будучи РИмененной к обществу, выступает как диалектика общественного


174 О- Философия медицины О- Раздел III ♦ Глава 8

развития; диалектика, взятая как наука о законах и формах мыщЛе^ ния, выступает как диалектика мышления.

Диалектика — это наука, систематизированное, стройное знание все части которого связаны друг с другом и представляют собой об­ширный арсенал принципов, законов и категорий.

Принципы диалектики — это основополагающие начала, лежащие в основе ее как науки. Диалектика включает целый ряд принципов Субординация принципов в этом ряду должна отражать действитель­ность, принципы должны быть связаны и детерминированы друг с дру. гом, последовательно выводиться друг из друга и тем самым представ­лять собой целостную, открытую, динамичную систему, которая может быть представлена в следующем виде: принцип объективности бытия, принцип материального единства мира, принцип неисчерпаемости материи, принцип всеобщей связи, принцип развития, принцип детерминизма, принцип системности, принцип функционирования.

Вторым системным элементом диалектики являются законы. Закон-это необходимая, существенная, устойчиво повторяющаяся связь-отно­шение, характеризующая взаимозависимость явлений, порядок их стро­ения и функционирования, тенденции их возникновения и развития.

Многообразие мира порождает многообразие его законов, которые можно классифицировать по степени их общности: всеобщие, общие и частные. Законы диалектики относятся к числу всеобщих, действу­ющих и в природе, и в обществе, и в мышлении.

Закон единства и борьбы противоположностей выступает ядром, стержнем диалектики, ибо он раскрывает источник движения мира, образует логическую основу, стержень всех других законов и опреде­ляет главное содержание диалектического метода познания, требуя изучать противоположности в сущности явлений.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изме­нений раскрывает механизм, характер развития.

Закон отрицания отрицания определяет направленность развития, связь старого и нового.

Категории - третий элемент диалектики.

Категории - это наиболее общие, основные узловые понятия, свя­занные с законами, отражающие существенные свойства, связи и от­ношения предметов действительности. Категории диалектики нося* всеобщий характер, отражая объективную действительность, взаимо­связаны, изменчивы, взаимопереходящи.

Категории диалектики можно систематизировать на основании си­стемы принципов, ибо последние синтезируют в своем содержайИ информацию о всеобщих свойствах бытия. \


Диалектика и метафизика как концепции развития... О- 175

На основе принципа существования выводится категория «бытие».

иниип материального единства мира служит основанием выведе-категорий материи, сознания, единства.

Принцип неисчерпаемости материи конкретизируется в категори-. цемента, части, отдельного, всеобщего, особенного, количества и ячества (характеристики отдельного).

Принцип всеобщей связи дает возможность вывести раскрываю­щие его суть категории: взаимодействия, отношения, связи, законы, противоречия.

Принцип развития содержит категории изменения, движения, раз­вития, прогресса, регресса, скачка, меры, отрицания.

Принцип детерминизма является основанием для выведения кате­горий условия, причины, следствия, случайности, необходимости, формы.

Содержание принципа системности представлено категориями: система, организация, структура, сущность, функция.

Принцип функционирования выражается в категориях: свойства, явления, возможности, действительности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...