в как концепции развития
'20 162 ♦ Философия медицины ♦ Раздел III ♦ Глава 7 вом. В этой связи следует коснуться и проблем бытия в религиоз ном мировоззрении. Религия есть особое преломление бытия в сознании людей. Релц гия, в отличие от материализма, видит в основе бытия сокровенную Божественную Сущность и определяет себя как связь с этой сущн0, стью. Но если природное бытие очевидно для всех, то при помощц каких органов чувств может узнать человек о Бытии Божественном, запредельном? Факты сверхрассудочной структуры мира могут быть познаны, как считают богословы, не чувственным или ра-циональным способами, а третьим путем познания — интуицией которая шире житейской логики и выходит за пределы рационального познания. В философии советского периода, отвергающей все формы идеализма и иррационализма, бытие рассматривалось с позиций его мно-гоуровневости: неорганическая и органическая природа, биосфера, общественное бытие, бытие индивидуальное. Бытие понималось как бытие природы и как реальный процесс жизнедеятельности людей. Однако проблема бытия, несмотря на повсеместное использование этого понятия, десятилетия не обсуждалась на философских конференциях, не выделялась самостоятельной темой в учебниках, то есть не рассматривалась в качестве особой философской категории. Исходным для категориального определения бытия является понятие существования. Термин «быть» означает существовать, иметься. Бытие как существование определяли Аристотель, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, Ф. Энгельс. В свою очередь, категорию существования определить сложно, ибо вряд ли возможно более широкое понятие, под которое можно подвести содержание этой категории.
Признание факта с/шествования предмета - вопрос далеко не праздный. История свидетельствует об ошибках и заблуждениях в науке в связи с признанием наличия эфира, живого вещества, и наоборот -с непризнанием наличия гена. Категория бытия в философии употребляется для обозначения существования реальности, реально сущего. Поскольку реальностью называют совокупность существуют" * нечто, постольку бытие охватывает и материальное, и духовное, Ре' альность объективную и реальность субъективную. Как считал немецкий философ М. Хайдеггер (1889—1976), каким бь< образом ни брались истолковывать сущее, или как дух (в смысле спИ ритуализма), или как материю и силу (в смысле материализма) или & становление и жизнь, или как представление, или как волю, или & субстанцию, или как субъект, или как энергию, или как вечное в° 164 -О- Философия медицины < > • Раздел III -О Глава 7 2. Бытие человека в мире вещей и специфическое человеческо
3. Бытие духовное (идеального). 4. Бытие социальное (индивидуальное бытие и бытие общества). В объективно-идеалистическом понимании (идеалистический монизм) бытие представляет собой объективно существующую идею, лежащую в основе всего сущего. В субъективно-идеалистической трактовке бытие находится в отношении координации с чувствами субъекта. Воспринимаются не вещи, а ощущения. Вещи есть комплекс ощущений. Существовать -значит быть воспринимаемым. Кроме монистического взгляда на бытие существует дуализм, рассматривающий мир с позиций 2-х равноценных, независимых начал. Наиболее ярко дуализм проявился в философии Р. Декарта, разделившего бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяженную (материю)-Применительно к медицине такая позиция приводит к психофизиологическому параллелизму, согласно которому психические и физиологические процессы не зависят друг от друга, а следовательно снимается проблема единства психического и соматического в человеке, проблема генезиса и сущности сознания. 2. Проблемы материи и форм ее существования «Нет надобности рассказывать о том, каким великим другом тов во все времена была материальная субстанция. Все их чуд ные системы до того очевидно, до того необходимо зависят от нее, чТ Философия бытия ♦ 165 будет удален этот краеугольный камень - и все здание неминуемо Ра валится», - писал епископ Д. Беркли (1684—1753) в работе «Трак- о принципах человеческого знания». Действительно, главный спор Т териализма с идеализмом и религией относится к проблеме начал * юоздания, к проблеме единства бесконечного мира. Категория материи имеет историю своего становления. Античные Философы отождествляли материю с неким первоматериалом, перво-ешеством, первокирпичиком. Философия Нового времени рассматривала материю как вещество, обладающее суммой некоторых неизменных свойств: протяженность, непроницаемость, масса, тяжесть и так далее. Однако в этот период появилась тенденция отойти от идеи перво-вешества, первосвойств и понимать под материей всю природу в це-юм. Так, Б. Спиноза (1632—1677) считал, что материя — это природа, выступающая как субстанция, то есть то, что существует само в себе, представляет само через себя, то, что не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было образоваться. Субстанция является причиной самой себя, находится в вечном движении и обладает атрибутами протяженности и мышления.
Такой подход впоследствии позволил подойти к гносеологическо дальнейшем не было развито. ;, Изложенные представления о сущности материи, с одной стороны, признавали материальность мира, его материальное единство, от-Рицали идеализм, способствовали развитию естествознания. Русский Философ В. С. Соловьев в работе «Исторические дела философии» писал, что восстановление прав материи было законным актом в освободительном процессе философии, ибо только признание материи ос-в°бождает от фактического рабства материи. С другой стороны, старые пРедставления и подходы не позволяли проникнуть в сущность матери, охватить все ее многообразные формы. Определение категории «материя», в котором сконцентрирован весь Пь'т практического и теоретического освоения мира человеком, было Но Философией диалектического материализма (см. ниже). и конце XIX - начале XX веков в естествознании, которое основы- Ось на механически-атомистической картине мира, назревал кри- > связанный с открытием явлений, для которых объяснения с по- ии атомистического строения материи оказались несостоятельны, " " атом оказался делимым. Философия бытия •♦ ■ 167 т0, что имеет массу покоя. Науке известны три вида поля: электро-8 гнитное, ядерное, гравитационное. * 0 этой связи следует заметить, что русский биолог А. Г. Гурвич 1874-1954) ввел понятие и принцип поля в биологию. Главное значе-ие принципа поля заключается в том, что данный принцип объясня-т с0Гласованное поведение как компонентов организма, так и всего организма в целом. Процесс согласованного изменения или перемещения частей сложного органического целого подчиняется законам поля. По имеющимся данным, принципу поля подчинены процессы не только в рамках индивида, но и процессы взаимодействия индивидов внутри колоний, видов.
Кроме видов, в материальном мире различают сферы: неорганическая природа (имеет микро-, макро- и мега-уровни), органическая материя (имеет также уровни организации живого: молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный), социально-организованная материя, представляющая собой динамически функционирующую, исторически развивающуюся действительность человеческих индивидов, находящихся в общественных отношениях. Все виды и сферы материи связаны между собой: низшие предшествуют высшим, высшие основываются на низших. Взаимосвязь уровней существования материи получила свое признание в медицине в ее новом и во многом гипотетическом разделе гелиобиологии. В начале XX века русский ученый А. Л. Чижевский (1897-1964) обратил внимание на связь самочувствия человека с процессами, протекающими в космосе. Ученый сделал вывод, что солнечная активность влияет на течение эпидемических процессов в масштабе планеты. И несмотря на тот факт, что заболевания имеют социальную основу, нельзя вырывать человека, организмы из естественной среды, 0|фужающего мира с его радиацией, электрическими полями, потоками солнечной энергией. Так, колебания магнитного поля Земли, по мнению специалистов, влияют на биосферу, у людей может появиться чувство тоски, страха, тревоги, появляется бессонница, снижается Работоспособность.
Многообразие уровней организации материи связано с проблемой Динства мира. Единство мира означает то реальное общее, которое Меется в явлениях и предметах. Материалистический монизм утверждает единство мира в его материальности. В мире нет ничего, кроме чно движущейся материи, которая отображается в сознании чело-Ка- Эта истина доказывается длительным и трудным развитием ес- в°знания. Открытие законов сохранения массы и энергии служит Философия бытия О- 169 Движение ~ не единственный способ бытия. Другими основными омами существования материй являются пространство и время. 1 бые предметы находятся не только в движении, но и обладают раз- оами, определенным образом расположены в отношении друг к дру-
следуют друг за другом в различной последовательности. Эти фак- , отражены в категориях пространства и времени. Пространство — это философская категория, отражающая факт сосуществования вещей и процессов, их протяженность и упорядоченность. Время - это философская категория, отражающая факт смены яв-1ений, их длительность и последовательность. Основными характеристиками пространства и времени являются их объективность, абсолютность и относительность. Пространство и время не обладают самостоятельным существованием вне зависимости от материи и движения. А. Эйнштейн в 1905 году создал теорию относительности, философский смысл которой выдающийся физик определил положением: пространство и время не существуют без материи, они меняют свои свойства в зависимости от движения материи. Свойством пространства и времени является бесконечность. Они бесконечны как движение и материя. Вообще признание конечности одной из четырех характеристик бытия означает одновременно конечность остальных. Свойством пространства и времени является их мерность. Пространство трехмерно. Понятие многомерного пространства представляет собой научную абстракцию, имеющую математический и физический смысл, и содержание. Выражая конкретные явления микромира, многомерные пространства не претендуют на замену про-странства трехмерного. Теория относительности пользуется понятием единого пространственно-временного континуума, где четвертым из-МеРением является время. Время одномерно, необратимо, и в философском смысле не есть н°мерный ход событий. Время есть порядок реальных событий, которого их начала, развития и конца. Реальное время есть время НкРетное, определенное движение конкретных объектов и потому, отличие от циферблата часов, оно течет неравномерно. •ч. Эйнштейн утверждал, что время есть характеристика, необходи-л м °бразом связанная с телом отсчета, к которому оно относится. этому возможно рассмотрение пространства-времени в соответ- И" °° сФеРами существования материи, пространство-время в не-°и природе (мега-, макро-, микромире); биологическое прост- 170 ♦ Философия медицины -0- Раздел III ♦ Глава 7 | ранство-время, связанное с появлением живого; социологическаяф01) ма пространства-времени, связанная с возникновением человека. Социологическая форма пространства-времени зависит от бытия и деятельности человека. В этом случае можно утверждать, то состояние этой формы, ход пространства-времени, его содержание зависит от человека. Ритмы человеческой деятельности задают време-ни свое течение, определяют время. Поэт Р. Гамзатов писал; Ты перед нами, время, не гордись, Считая всех людей своею тенью, Немало средь людей таких, чья жизнь Сама источник твоего свеченья. Будь благодарно озарявшим нас Мыслителям, героям и поэтам. Светилось ты и светишься сейчас Не собственным, а их великим светом. Существует время индивидуального бытия человека, определяющееся событиями в его жизни. Очевидно, что отношение ко времени, умение спрессовать время, наполнить его разумным содержанием -показатель культуры человека, показатель смысложизненной наполненности его бытия. Древнеиндийская мудрость утверждает: «Не мы беспечно проводили время, но время нас, беспечных, провело». Длительность процессов исторического времени имеет такие точки отсчета как формация, цивилизация, эпоха. Проблемы пространства-времени имеют свое специфическое преломление в биологии и медицине. Пространство и время явились фундаментальными факторами, которые воздействовали на живое. Только благодаря приспособлений к пространственно-временным взаимодействиям на планете могла возникнуть жизнь, законом которой является отражение в своих структурных формах свойств внешнего мира. В микроскопических пространственных структурах живого отражается пространственно-временной континуум внешних явлений. Вообще нормальное фУн1С' ционирование живого организма зависит от геометрии пространственного расположения внутренних органов. П. К. Анохин сформулировал закон работы мозга, сущность кот рого заключается в том, что мозг животных, как специальный оРг отражения и приспособления, в процессе эволюции приобрел св° ство непрерывного течения его процессов в полном соответстви компонентами пространственно-временного континуума внеШН мира. Все формы нашего поведения вписаны в этот закон, коЮР 1 Философия бытия < > ■ 171
еТ свою биологическую основу в нервных клетках мозга, отражаю- непрерывность событий внешнего мира.
организмы в результате приспособительной активности
представляющих собой цикличную временную организацию ■ зненных процессов. Ритмичные физиологические функции живо-0 организма обеспечивают его устойчивость, сохраняют индивидуальность. Поскольку биоритмы рассогласовываются с реальностью соци- ьНОй жизнедеятельности, постольку сложилась хрономедицина, ионотерапия. Рассмотрев проблему материи и форм ее существования, следует отметить, что принцип материального единства мира необходимо связан с принципом развития. А это означает необходимость связи материализма и диалектики, т. е. невозможность существования одного без другого. Литература Кучевский В. Б. Анализ категории «материя». М., 1983. Моисеева Н. И. Время в нас и время вне нас. Л., 1991. Молчанов Ю. Б. Проблема времени в современной науке. М., 1990. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993. Чижевский А. А. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976. Вопросы для самоконтроля 1. Какие основные концепции бытия в истории философии Вы знаете? 2. Каковы основные сферы бытия?
3- Каковы историко-философские взгляды на проблему материи? 4- Какие естественнонаучные и философские предпосылки научного оп- ^ Какие решения в поисках единства мира Вы знаете? & - Каковы основные атрибуты материи? Мь| Докладов и рефератов " роблема бытия в современной философии. Основные концепции пространства и времени, " ремя в биологии и медицине. ' " роблема поля в современной философии и естествознании. й ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИ^ В КАК КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИНЕРГЕТИКА - ТЕОрця САМООРГАНИЗАЦц{ Диалектика как общая теория развития, как логика и теория по-знания играет важнейшую роль в научном обосновании картины мира проблем бытия. Диалектический подход имеет особое значение для объяснения сути общественного развития, понимания законов общества. Соотношение объективных процессов и деятельности человека может быть познано лишь при условии диалектического подходах общественной форме движения материи. Диалектический способ мышления имеет глубокую связь с естествознанием, его достижениями. История развития философского знания доказывает, что естественно-научные открытия уточняют и даже изменяют содержание философии. Диалектика как существенный элемент философского знания имеет свой предмет и структуру. 1. Диалектика как научная система В комплексе философских проблем важное место занимает учение о всеобщей связи и развитии явлений природы, общества, мышления — диалектика. Термин «диалектика» в переводе с древнегреческого языка означает «рассуждать», «вести беседу». Древняя Греция была родиной диалектики, где возникла ее первая форма, представленная в учениях Гераклита, Зенона, Сократа, Платона, Аристотеля. Диалектика, с одной стороны, выступала как метод спора, поиск» истины, а с другой стороны, характеризовала изменчивость, текучее1* мира, его противоречивость и внутреннюю гармонию. В средние века элементы диалектики содержатся в учениях АвгУ тина Блаженного, Фомы Аквинского. Диалектика здесь выступа как школа логики, реализуется в учениях о троице, о творении ^ Развитой формой диалектики является диалектика немецкой кЛа сической философии от Канта до Гегеля. Гегелевская система ид Диалектика и метафизика как концепции развития... -О- 173 кой диалектики выступает как развитие абсолютной идеи и " аТЬшает в своем единстве практически всю совокупность знаний своей эпохи. Естествознание XVIII-XIX веков разрабатывает идеи развития в фОде. Французский врач-философ Ж. О. Ламетри (1709-1751), ав-р книги «Человек-машина» (1747), выступал против представлений неизменности видов, доказывал, что нынешние виды животных представляют собой результат длительного процесса смены менее совершенно устроенных организмов более совершенными. Автор «Естественной истории» Ж. Л. Бюффон (1707-1788) критиковал идею неизменяемости видов и заявлял, что в пределах родов может происходить смена одних видов другими. Ламарк в своей «Философии зоологии» также не принимал метафизического тезиса о вечности видов. Наконец, Ч. Дарвин в труде «Происхождение видов путем естественного отбора» рассматривал движущие силы эволюции живой природы. Развитие понимается Ч. Дарвином как непрерывный процесс создания новых видов путем скачков. Опираясь на достижения науки своего времени, К. Маркс и Ф. Энгельс разработали материалистическую диалектику, показали действие ее законов в природе и обществе, рассмотрели ее как методологию познания и преобразования действительности. Нельзя не сказать о вкладе в развитие диалектики русской философии и естествознания. В X веке на Руси становится известным сочинение Иоанна Дамас-кина (ок. 675-753), классика византийской патристики. Созданный им энциклопедический труд «Источник знания» одной из частей включал в себя «Диалектику», разъяснявшую логические понятия. Высокого уровня развития диалектика достигла в трудах русских Революционных демократов А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского. Свой вклад в развитие диалектического метода мышления внесли врачи-Философы России. К. Ф. Вольф (1734—1794) отверг теорию постоянства видов и разрабатывал учение об эволюции; С. Г. Зыбелин (1735—1802) Рассматривал организм человека с позиции целостности; В. Я. Дани-Левский (1852-1939) с научных позиций объяснял диалектику внутренних и внешних взаимодействий организма, проблемы причиннос-*и> необходимости, отражения. И. В. Давыдовский (1887-1968) уделил ольщое внимание проблемам причинности в медицине. диалектика является для науки важной формой мышления, ибо она ставляет собой аналог и метод объяснения происходящих в мире Цессов. Диалектика как наука о всеобщих законах развития, буду- Применена к природе, выступает как диалектика природы; будучи РИмененной к обществу, выступает как диалектика общественного 174 О- Философия медицины О- Раздел III ♦ Глава 8 развития; диалектика, взятая как наука о законах и формах мыщЛе^ ния, выступает как диалектика мышления. Диалектика — это наука, систематизированное, стройное знание все части которого связаны друг с другом и представляют собой обширный арсенал принципов, законов и категорий. Принципы диалектики — это основополагающие начала, лежащие в основе ее как науки. Диалектика включает целый ряд принципов Субординация принципов в этом ряду должна отражать действительность, принципы должны быть связаны и детерминированы друг с дру. гом, последовательно выводиться друг из друга и тем самым представлять собой целостную, открытую, динамичную систему, которая может быть представлена в следующем виде: принцип объективности бытия, принцип материального единства мира, принцип неисчерпаемости материи, принцип всеобщей связи, принцип развития, принцип детерминизма, принцип системности, принцип функционирования. Вторым системным элементом диалектики являются законы. Закон-это необходимая, существенная, устойчиво повторяющаяся связь-отношение, характеризующая взаимозависимость явлений, порядок их строения и функционирования, тенденции их возникновения и развития. Многообразие мира порождает многообразие его законов, которые можно классифицировать по степени их общности: всеобщие, общие и частные. Законы диалектики относятся к числу всеобщих, действующих и в природе, и в обществе, и в мышлении. Закон единства и борьбы противоположностей выступает ядром, стержнем диалектики, ибо он раскрывает источник движения мира, образует логическую основу, стержень всех других законов и определяет главное содержание диалектического метода познания, требуя изучать противоположности в сущности явлений. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм, характер развития. Закон отрицания отрицания определяет направленность развития, связь старого и нового. Категории - третий элемент диалектики. Категории - это наиболее общие, основные узловые понятия, связанные с законами, отражающие существенные свойства, связи и отношения предметов действительности. Категории диалектики нося* всеобщий характер, отражая объективную действительность, взаимосвязаны, изменчивы, взаимопереходящи. Категории диалектики можно систематизировать на основании системы принципов, ибо последние синтезируют в своем содержайИ информацию о всеобщих свойствах бытия. \ Диалектика и метафизика как концепции развития... О- 175 На основе принципа существования выводится категория «бытие». иниип материального единства мира служит основанием выведе-категорий материи, сознания, единства. Принцип неисчерпаемости материи конкретизируется в категори-. цемента, части, отдельного, всеобщего, особенного, количества и ячества (характеристики отдельного). Принцип всеобщей связи дает возможность вывести раскрывающие его суть категории: взаимодействия, отношения, связи, законы, противоречия. Принцип развития содержит категории изменения, движения, развития, прогресса, регресса, скачка, меры, отрицания. Принцип детерминизма является основанием для выведения категорий условия, причины, следствия, случайности, необходимости, формы. Содержание принципа системности представлено категориями: система, организация, структура, сущность, функция. Принцип функционирования выражается в категориях: свойства, явления, возможности, действительности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|