Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Корреляции между столбцами таблицы 4 3 глава




и с их включенностью в субъектно-субъективные отношения.

Своеобразие способностей к интерперсональному отраже-

нию обнарркивается в успешности познавательной деятельно-

сти, направленной на отражение по крайней мере следующих

видов социальных объектов: это широкий спектр личностных осо-

бенностей окружающих и многообразные характеристики ин-

терперсональных отношений. Конкретизируя выраженность

индивидуально-психологических особенностей познавательных

процессов всех уровней отражения, можно представить прояв-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ления социально-интеллектуальных способностей следующим

образом.

Способность к социальному восприятию проявляется в осо-

бенностях построения чувственного образа. Среди его разнооб-

разных характеристик можно выделить широту и точность от-

ражения признаков, характеризующих внешний облик другого

человека (выразительных движений лица, жестов, походки, позы,

вокальной мимики и др.), и адекватно интерпретировать на ос-

нове этого отражения его внутреннее состояние.

Способность к социальному воображению проявляется в воз-

можности прогнозирования поведения людей, их взаимоотноше-

ний, в умении посмотреть на себя глазами других, представить

себя на месте другого, предвосхитить результат взаимодействия

с кем-либо, точно определить стратегию собственного поведения,

учитывая многообразие его альтернатив, и ряд других.

Способность к социальному мышлению проявляется в глу-

бине ориентации и понимании жизненных планов, помыслов, по-

ступков людей, в умении выделить ведущие и второстепенные

черты в структуре личности другого человека, в осознании осо-

бенностей собственной личности и своего поведения, компетент-

ности и дифференцированности в определении характера взаи-

моотношений между людьми, роли и места каждого в социальном

взаимодействии.

Социальная память проявляется в запоминании большого ко-

личества психологических особенностей окружающих, социаль-

ное оценивание состоит в умении делать правильные умозаклю-

чения относительно поведения кого бы то ни было.

Выделяя типичные проявления ведущих познавательных про-

цессов, включенных в социальное отражение, мы исходили из

того, что их свойства характеризуют и процесс познания других,

и процесс самопознания. Основанием к такому утверждению слу-

жат и имеющиеся в научной литературе положения о взаимо-

связи самопознания и познания ближних. Близость этих фено-

менов усматривается в общности процессов отражения

(ощущениях, восприятиях, мышлениях), их свойства (адекватно-

Глава XIII. Личность в общении

ста), принятии себя и других их механизмов (стереотипизации,

проекции, аналогии и др.).

Анализ литературных данных показывает, что эти феномены

характеризуются общностью набора познавательных процессов,

их уровневых и инструментальных характеристик, а также от-

дельных механизмов, лежащих в их основе. Поэтому представля-

ется закономерным выделение в сложной структуре социально-

перцептивного потенциала личности как способности к познанию

других, а также к самопознанию.

В научной литературе в качестве одной из особенностей со-

циального отражения выделяется адекватность. Это качество рас-

сматривается как показатель социально-перцептивных способно-

стей. Мы полагаем, что важнейшими свойствами познавательных

процессов, свидетельствующих о наличии социально-перцептив-

ных способностей, являются, помимо адекватности и точности, еще

и такие показатели, как глубина отражения, его когнитивная ос-

нащенность, широта категоризации свойств социального объекта,

тонкость и дифференцированность в выделении существенных

и второстепенных признаков отражаемых объектов и др. То есть

сюда следует включить широкий диапазон свойств, обеспечиваю-

щих успешность и эффективность межличностного познания.

Вполне очевидно, однако, что умение правильно понять друго-

го человека не является достаточным условием для эффективного

взаимодействия с ним. Поэтому наряду с гностическим в общей

структуре социального интеллекта следует выделять поведенческий

компонент. При этом регулятивная функция социального интел-

лекта проявляется в координации процессов взаимодействия с ок-

ружающими: представлением о цели взаимодействия, формиро-

ванием программы для ее достижения, прогнозированием

возможного результата, регуляцией непосредственных актов об-

щения, — поуровневой когнитивной системы, начиная с эле-

ментарных сенсорных образов и кончая сложными концеп-

туальными схемами. Сложный синтез выделенных когнитивных

единиц определяет индивидуальную структуру социального ин-

теллекта личности.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Социальный интеллект как форма социального отражения

может быть представлен по крайней мере в трех ипостасях: как

процесс, как состояние и как свойство. Его процессуальную сто-

рону характеризует прежде всего динамика формирования об-

раза социального объекта. Процесс формирования этого образа

включает прошлый опыт (память), наличные впечатления (вос-

приятия текущей информации) и опережающее отражение (прог-

ноз последствий).

Социальный интеллект как состояние определяется такими

когнитивными реалиями, как знание, понимание личностных осо-

бенностей другого человека и интерперсональных отношений.

Эти состояния взаимодействия с партнерами по общению могут

быть охарактеризованы с точки зрения их адекватности, диффе-

ренцированности, глубины, точности, полноты. Как свойство со-

циальный интеллект выступает в качестве социально-перцептив-

ных и социально-интеллектуальных способностей.

Поведенческая структура социального интеллекта определя-

ется актами выбора оптимальной стратегии действовать опреде-

ленным образом в конкретной ситуации, способностью дости-

гать поставленных перед собой целей взаимодействия.

Теоретический анализ феномена социального интеллекта был

бы в некоторой степени односторонним, если бы он основывал-

ся лишь на свойствах общности интеллектуальных компонентов,

составляющих когнитивную целостность. Вполне очевидно, что

интеллект представляет собой единое интегрированное образо-

вание. Основу этой целостности составляют когнитивные опера-

ции, включающие элементы сравнения, анализа, синтеза, абст-

ракции, конкретизации.

Интеллектуальная регуляция является необходимым обеспе-

чением любого вида человеческой деятельности. В этой связи мож-

но полагать, что общение как особая сторона человеческой ак-

тивности необходимо детерминировано функционированием

специфической когнитивной системы, своеобразие которой и про-

истекает из коммуникативной природы этой деятельности. По-

пытаемся рассмотреть те главные отличительные черты, которы-

Глава XIII. Личность в общении

ми наделен социальный интеллект как основной регулятор меж-

личностного взаимодействия.

Интеллект социальных отношений организует сложную сис-

тему коммуникативных связей человека с окружающими. Глав-

ное же в общении заключается в осознании людьми их общеро-

довой принадлежности, возможности отожествления себя

с окружающими. Возможность социального сравнения рождает

совершенно особые механизмы познавательной деятельности, су-

щественно отличающиеся от механизмов познания предметной

сферы. Важными среди них являются процессы рефлексии.

В своем основном, традиционном значении понятие рефлек-

сии обозначает самоотражение, или обращение познающего со-

знания на свою собственную деятельность, познание им самого

себя. Употребление этого термина обычно равнозначно понятию

размышления над своими собственными психическими состоя-

ниями. Однако нередко под рефлексией понимают процесс

взаимного отражения, который происходит в результате обще-

ния. Так, например, рефлексия в межличностных отношениях вы-

ступает не только как способность «Я» наблюдать за своим пове-

дением и мыслями, но и как способность встать в позицию

исследователя по отношению к другому, к его действиям и мыс-

лям. И в этом контексте имеются в виду особые интеллектуаль-

ные действия, связанные со способностью вообразить себя на

месте другого человека, представить ход его рассуждений. Иног-

да такую способность встать в позицию другого еще называют

социальной децентрацией.

На рефлексирование как отличительную черту социального

интеллекта обращали внимание многие специалисты (М. Соков-

нин, А. Лук;). Они отмечали, что чередование размышлений «за

себя» и «за партнера» имеет место лишь в процессе межлично-

стного взаимодействия. Для интеллекта предметных отношений

такое чередование не свойственно.

Персонализация объекта ведет к формированию и других спе-

цифических познавательных форм. К ним относится идентифи-

кация (осознание степени своей похожести на другого, уггодоб-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ление себя ему), проекция (приписывание окружающим собствен-

ных неосознаваемых черт). Однако отличие этих механизмов за-

ключается не столько в том, какими чертами наделяет субъект со-

циального познания окружающих, сколько в соотнесенности

субъективного видения и объективной реальности. Если иденти-

фикация означает только субъективное сходство субъекта и объек-

та, которое на самом деле может и отсутствовать, то проекция

подразумевает бессознательное наделение партнера чертами, ко-

торые в действительности характеризуют самого субъекта.

Другая сторона специфики социального интеллекта происте-

кает из свойств самого процесса общения как особой стороны

человеческой активности. И важной отличительной особенностью

общения, влияющей на формирование интеллекта социальных

отношений, является практический характер этого вида актив-

ности.

Статус практического вида человеческой деятельности, кото-

рым наделяется общение (М. С. Каган), обусловлен рядом причин.

Во-первых, оно предполагает действие или даже сложную цепь по-

ступков субъекта коммуникации. Во-вторых, в отличие от сферы

предметных отношений, внутренне детерминированной и целе-

направленной активностью обладает не только субъект, но и объект

коммуникативной деятельности. То есть общение характеризует

не просто коммуникативное действие, а взаимодействие общаю-

щихся субъектов. В-третьих, оно предполагает прямые подкрепле-

ния, проверки или налаженную обратную связь в контексте

субъект-субъективных отношений. В-четвертых, каждый комму-

никативный акт, как и любая практическая ситуация, наделен свой-

ствами конкретности и особенности. Безусловно, предложенный

ряд признаков не является исчерпывающим, однако уже этих пе-

речислений достаточно для того, чтобы проследить те особенности

социального интеллекта, которые указывают на его общеродовую

принадлежность к сфере практических форм человеческого ума.

Попытаемся рассмотреть эти особенности.

Коммуникативное действие является результатом интегри-

рующей деятельности регуляторного компонента коммуникатив-

Глава XIII. Личность в общении

ной интеллектуальной системы субъекта. И центральное значе-

ние этого компонента состоит в управлении коммуникативны-

ми формами человеческого праксиса. Стратегия социально-ин-

теллектуального акта включает процессы целеполагания,

принятия решения на основе имеющейся информации, разра-

ботку программы осуществления поставленной цели, продумы-

вания технологии коммуникативной деятельности, коррегирова-

ния действия и коммуникативных средств по мере выполнения

плана. Прерогатива этой интеллектуальной целостности прояв-

ляется в умении повлиять на мнение и поведение собеседника,

вызвать у него нужную реакцию, убедить его в чем-либо, постро-

ить позитивные отношения с окружающими, используя при этом

даже неблагоприятную ситуацию, быть хозяином положения, т. е.

вести взаимодействие в нужном направлении. Кроме того, это

проявляется в способности урегулировать конфликт, в умении

ладить даже с неприятными людьми, в правильном использова-

нии дистанции в межличностных отношениях.

Интеллектуальное управление проявляется в инструменталь-

ной стороне коммуникативной деятельности в форме рациональ-

ного использования интеракционных умений. К ним относится

широта применения экспрессивных навыков, богатство речево-

го и неречевого самовыражения, отказ от шаблонов и ролевая

гибкость, владение правилами приличия и этикета, регуляция

дистанции в отношениях и др. Словом, при решении коммуни-

кативной задачи недостаточно быть лишь проницательным, а важ-

но владеть средствами управления ситуацией, суметь быстро и пра-

вильно принять оптимальное решение, найти соответствующие

способы его реализации. Из всего этого следует, что в коммуни-

кативной деятельности удельный вес исполнительной фазы зна-

чительно выше, чем ориентировочный.

Но для общения характерно не просто действие субъекта,

а взаимодействие общающихся субъектов. Только в процессе

межличностного общения выработка стратегии и тактики соб-

ственного поведения непременно сопряжена с анализом значе-

ния поступка партнера и множественности детерминирующих

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

этот поступок условии, а также с осознанием возможных послед-

ствий акта взаимодействия. Причем зачастую мыслительная дея-

тельность субъекта направлена на постижение сложного кода

скрытых намерений других людей, на отстаивание собственной

позиции.

Передача и получение информации в процессе общения так-

же является специфической особенностью, характеризующей его

как практический вид деятельности.

Другая сторона информационного аспекта общения заключа-

ется в том, что такие коммуникативные средства, как жесты, ми-

мика, речевая деятельность, служат звеном обратной связи в кон-

тексте субъект-субъективных отношений. В результате прямого

взаимодействия с человеком в сознании субъекта формируется

образ визави, который лежит в основе соответствующих спосо-

бов интеракции. При этом правильное понимание личности ре-

ципиента предполагает адекватные приемы общения с ним. Но

здесь возможен и еще один интересный момент. В силу активно-

сти субъекта, использования им особых поведенческих форм, под-

крепляющих сформированный образ, а также податливости

объекта возникает феномен вторичной адекватности: субъект

формирует другого человека, каким его видит.

В связи с представленностью в коммуникативной деятельно-

сти прямых проверок и подкреплений есть все основания пред-

полагать в ней меньшую когнитивную неопределенность по срав-

нению, например, с вербальным интеллектом, в котором

элементы обратной связи выражены значительно слабее. И если

вследствие высокой информационной неопределённости вербаль-

ный интеллект сопряжен с повышенной тревожностью, то мож-

но ожидать, что социальный интеллект образует иные закономер-

ные связи с проявлением эмоциональной сферы.

Кроме перечисленных признаков, указывающих на практиче-

ский характер социального интеллекта, выделяется еще один —

направленность этой когнитивной формы на решение конкрет-

ных проблемных ситуаций. Как же свойство конкретности прояв-

ляется в специфике интеллекта социальных отношений?

Глава XIII. Личность в общении

Оно опосредовано категориями единичного и особенного.

А это означает, что реальная жизненная ситуация сложна и мно-

гозначна именно в силу такой специфичности, и при решении

конкретных социальных задач осмыслению подвержены мно-

жество переменных, значимость которых зависит от системы

субъективных ценностей. Отсутствие однозначности в оценке

этих переменных, в выделении главного и второстепенного при-

водит к формированию разнообразных способов в решении со-

циальных задач. Эквивалентность форм социального и практи-

ческого интеллекта как раз и проявляется в множественности

переменных и трудности выделения объективного критерия пра-

вильности используемого решения. Оптимальными, или лучши-

ми, решениями социальных задач могут считаться те, которые

оцениваются партнерами по общению как полезные, приятные,

рациональные, удобные для всех.

Свойство многозначности и специфичности социальных за-

дач зачастую исключает использование алгоритмных приемов, т. е.

таких, следование которым автоматически порождает правиль-

ное решение. Алгоритмы для многих социальных задач не найде-

ны, а нередко просто невозможны. Новизна объекта создает труд-

ности как при формулировании проблемы, так и в поиске путей

ее решения. Все это приводит к творчеству в межличностных от-

ношениях.

Рассмотренные особенности касаются регулятивной системы

социального интеллекта. Однако система ориентировки, проявляю-

щаяся в познании личности другого, интерпретация его поведе-

ния, способность выделять главное в социальной ситуации лишь

условно может называться теоретической. И это обусловлено, во-

первых, тем, что объектом для познавательной деятельности вы-

ступает конкретная социальная ситуация, предполагающая прак-

тическую деятельность, а во-вторых, даже гностический компонент

включает моменты преобразовательной деятельности. Она состо-

ит в изменении социального бытия, управляется преимуществен-

но регулятивной системой социального интеллекта Но и гностиче-

ская система, проявляющаяся в стремлении воссоздать в формах

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

своего «Я» позиции других людей, также несет на себе отпечаток

преобразовательной деятельности.

Все вышесказанное характеризует социальный интеллект как

преимущественно практическую деятельность тогда, когда общение

рассматривается в качестве самостоятельного вида человеческой ак-

тивности. Но определение общения с точки зрения его практиче-

ского характера еще более усиливается, когда мы рассматриваем его

как орудие, инструмент в организации совместной деятельности

людей. Именно здесь практическая сторона интеракции, а вслед за

ней и социального интеллекта выступает на первый план.

К интеллектуальным характеристикам, проявляющимся в об-

щении, относят следующие черты: сообразительность — недогад-

ливость, разумность — глупость, мудрость — наивность, сума-

сбродность—расчетливость, глубокомысленность — верхоглядство,

прозорливость — ограниченность, бредовость — здравомыслие,

фантазерство — бдительность, беспечность — наблюдательность,

восприимчивость — отрешенность, справедливость — предубеж-

денность, объективность — пристрастность. Э. Торндайк выделял

такую черту, как «дальновидность в межличностных отношени-

ях», Л. И. Уманский — «практический психологический ум». Обоб-

щая результаты анализа социально-когнитивных способностей,

можно заключить, что набор их показателей образует некоторую

сложно-динамическую систему, компоненты которой находятся

в разных взаимосвязях. Содержательная характеристика сопря-

женности разных компонентов, их иерархический строй, отноше-

ния координации и субординации между ними нуждаются в спе-

циальных эмпирических исследованиях.

Системно-структурный анализ социального интеллекта пред-

полагает определение его места в ряду близких психологических

категорий. Поскольку социальный интеллект является детерми-

нантой общения, закономерно рассматривать его в системе ком-

муникативных свойств, в частности, одного из компонентов бо-

лее общей структуры коммуникативных способностей.

Коммуникативные способности обеспечивают эффективность

общения человека с другими людьми и психологическую совмес-

Глава XIII. Личность в общении

тимость в общей деятельности. Их структура состоит из гностиче-

ских свойств как способностей к пониманию других людей, экс-

прессивных способностей, или способностей к самовыражению,

и интеракционных, проявляющихся в эффективном межличност-

ном взаимодействии. В свою очередь, гностические способности

дифференцируются на способности к интерперсональной пер-

цепции и к адекватному самопознанию.

Таким образом, способность к правильному интерперсональ-

ному отражению выступает как важный компонент коммуни-

кативного потенциала личности — это когнитивная коммуника-

тивная компетентность. Примером включения социального

интеллекта в систему социально-психологических свойств лично-

сти может служить теоретическая схема М. И. Бобневой (1979).

В этой схеме социальный интеллект наряду с социальной пер-

цепцией и социальным воображением входит в блок социальных

способностей, обеспечивающих развитие личности и характери-

зующих ее с точки зрения социально-психологического статуса.

Чем выше уровень развития этих специальных способностей, тем,

следовательно, выше статус личности в системе социально-пси-

хологических отношений.

Как считал К. К. Платонов, коммуникативность входит в обя-

зательный компонент организаторских способностей к руковод-

ству. Роль коммуникативных способностей в педагогическом мас-

терстве была продемонстрирована в работах Н. В. Кузьминой,

в организации деятельности руководителя — в исследованиях

Ю. Н. Емельянова, в эффективности руководства коллективом —

в работах А. М. Журавлева. Таким образом, значимость разработ-

ки данной проблемы представляется бесспорной в настоящее

время. Для нас наибольший интерес вызывает специфический ас-

пект коммуникативных способностей, а именно — роль интел-

лектуального фактора в процессе коммуникативной самореали-

зации личности.

Социальный интеллект, таким образом, является централь-

ным компонентом коммуникативного потенциала личности. Он,

в свою очередь, выступает как качественная сторона личностно-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

го потенциала. Б. Г. Ананьев характеризовал его с трех сторон: мо-

тивационной (направленность личности), уровневой (способно-

сти, знания, умения) и структурной (личностная цельность, по-

следовательность, глубина). С развитием теории личностного

потенциала Б. Г. Ананьев связывал большие практические возмож-

ности психологии. Он считал, что в ближайшем будущем челове-

чество найдет более рациональные способы использования по-

тенциалов.

Исходя из положения Б. Г. Ананьева, И. М. Палей выделил три

стороны личностной целостности: содержательную (единство лич-

ностных целей), уровневую (общая одаренность) и инструмен-

тальную (личностный стиль). Попытаемся охарактеризовать ком-

муникативный потенциал личности на основании арсенала

выделенных параметров. Первая сторона включает такие свой-

ства коммуникативной направленности личности, как потреб-

ность в общении, общительность. Вторая содержит физические

предпосылки (привлекательность, свойство темперамента), спо-

собности адекватного социального отражения и поведения, на-

личие коммуникативных умений и навыков. Третья характери-

зуется особенностями стиля общения (широтой круга общения,

избирательностью, техникой интеракционных средств). Комму-

никативный потенциал — это целостная коммуникативная ха-

рактеристика личности, представляющая систему индивидуаль-

но-типических свойств и умений, обеспечивающих участие

личности в общении, основу которой составляют гностические

свойства. Это характеристика коммуникативных возможностей

человека, которая является предпосылкой адаптивности челове-

ка к социальной среде. Критерием развития коммуникативного

потенциала является мера успешности вхождения личности в кол-

лективную деятельность, уровень способности личности к интег-

рированию собственной деятельности с деятельностью других

людей. Кроме того, коммуникативный, или социальный, потен-

циал оценивается мерой содействия развития духовных сил и спо-

собностей других людей. В этом плане понятие коммуникатив-

ного потенциала отражает все аспекты личностной структуры

Глава XIII. Личность в общении

с точки зрения их участия в процессах общения и интерперсо-

нального взаимодействия. Он включает и мотивационные, и эмо-

циональные, и когнитивные, и инструментальные аспекты само-

реализации личности в процессе общения.

Итак, обобщая все вышесказанное, в качестве рабочего

определения социального интеллекта может быть принято сле-

дующее. Социальный интеллект — это сложная динамическая

структура в системе коммуникативного потенциала, представ-

ляющая совокупность социальных познавательных процессов

регуляции межличностного общения, детерминирующая успеш-

ность социального взаимодействия, характеризующая уровень

социального развития личности и формирующаяся в процессе

общения.

Формирование социального интеллекта обеспечивает лично-

сти процесс ее социализации, адаптации в окружающих услови-

ях и тем самым выступает как важнейшее условие ее всесторон-

него развития.

13.2 Личность и роли

13.2.1. Понятие социальной роли

Включенность личности в систему социальных отношений,

развитие социального интеллекта наиболее ярко объясняет ро-

левая теория личности. Она раскрывает механизмы и закономер-

ности процесса социализации как усвоение индивидом социаль-

ного опыта, становление его как социального существа.

Ролевая теория возникла в 20—30-е гг. и связана с такими ис-

следователями, как Т. Сарбин, Т. Парсонс, Р. Линтон. Эту концеп-

цию на западе развивали также Дж. Мид, Дж Морено, Дж. Джеймс,

Г. Оллпорт, Т. Шибутани и др. В нашей отечественной психологии

к ней обращались И. С Кон, Е С. Кузьмин, Б. Д Парыгин, А Д Добрович

и др. В настоящее время теория социальных ролей — одна из очень

распространенных и популярных социально-психологических

теорий личности.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Основные понятие этой концепции: социальный статус, со-

циальная роль и личностная определенность — «Я».

Статус — это социальная категория, это место, положение,

позиция человека в системе общественных структур, связанных

с определенными правами и обязанностями. Роль рассматрива-

ется как единица культуры, некоторая функция статуса. И. С. Кон

понимает под ролью нормативно одобренный образ поведения,

ожидаемый от каждого, кто занимает данную статусную пози-

цию. Так, от преподавателя ожидается образовательная деятель-

ность; роль отца семейства предполагает участие в воспитании

детей и соответствующую меру ответственности.

В связи со сложностью общественных отношений каждый ин-

дивид занимает множество позиций, что составляет его «статусный

набор», например: преподаватель вуза, директор предприятия —

профессиональная позиция; член депутатской комиссии — об-

щественная; муж, отец, брат, сын — семейная позиция и т. д. Лицо,

занимающее определенное положение, выполняет определенную

социальную роль.

Существует много определений понятия «социальная роль».

В одном из них отмечается, что роль — это динамический аспект

статуса: когда индивид осуществляет свои права и обязанности

(вытекающие из его статуса), он исполняет соответствующую роль

(Р. Линтон). Другой авторитетный исследователь этой теории,

Т. Парсонс, считал, что «роль — это структурно организованное,

т. е. нормативно регулируемое поведение данного лица в конк-

ретном социальном взаимодействии с конкретным социальным

(ролевым) партнером». Эти определения дополняют друг друга.

Во втором из них особенно подчеркивается фактор взаимодей-

ствия с ролевым партнером: преподаватель — студент, врач —

больной, родитель — ребенок, т. е. каждая роль предполагает ро-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...