Корреляции между столбцами таблицы 4 3 глава
и с их включенностью в субъектно-субъективные отношения. Своеобразие способностей к интерперсональному отраже- нию обнарркивается в успешности познавательной деятельно- сти, направленной на отражение по крайней мере следующих видов социальных объектов: это широкий спектр личностных осо- бенностей окружающих и многообразные характеристики ин- терперсональных отношений. Конкретизируя выраженность индивидуально-психологических особенностей познавательных процессов всех уровней отражения, можно представить прояв- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ления социально-интеллектуальных способностей следующим образом. Способность к социальному восприятию проявляется в осо- бенностях построения чувственного образа. Среди его разнооб- разных характеристик можно выделить широту и точность от- ражения признаков, характеризующих внешний облик другого человека (выразительных движений лица, жестов, походки, позы, вокальной мимики и др.), и адекватно интерпретировать на ос- нове этого отражения его внутреннее состояние. Способность к социальному воображению проявляется в воз- можности прогнозирования поведения людей, их взаимоотноше- ний, в умении посмотреть на себя глазами других, представить себя на месте другого, предвосхитить результат взаимодействия с кем-либо, точно определить стратегию собственного поведения, учитывая многообразие его альтернатив, и ряд других. Способность к социальному мышлению проявляется в глу- бине ориентации и понимании жизненных планов, помыслов, по- ступков людей, в умении выделить ведущие и второстепенные черты в структуре личности другого человека, в осознании осо- бенностей собственной личности и своего поведения, компетент-
ности и дифференцированности в определении характера взаи- моотношений между людьми, роли и места каждого в социальном взаимодействии. Социальная память проявляется в запоминании большого ко- личества психологических особенностей окружающих, социаль- ное оценивание состоит в умении делать правильные умозаклю- чения относительно поведения кого бы то ни было. Выделяя типичные проявления ведущих познавательных про- цессов, включенных в социальное отражение, мы исходили из того, что их свойства характеризуют и процесс познания других, и процесс самопознания. Основанием к такому утверждению слу- жат и имеющиеся в научной литературе положения о взаимо- связи самопознания и познания ближних. Близость этих фено- менов усматривается в общности процессов отражения (ощущениях, восприятиях, мышлениях), их свойства (адекватно- Глава XIII. Личность в общении ста), принятии себя и других их механизмов (стереотипизации, проекции, аналогии и др.). Анализ литературных данных показывает, что эти феномены характеризуются общностью набора познавательных процессов, их уровневых и инструментальных характеристик, а также от- дельных механизмов, лежащих в их основе. Поэтому представля- ется закономерным выделение в сложной структуре социально- перцептивного потенциала личности как способности к познанию других, а также к самопознанию. В научной литературе в качестве одной из особенностей со- циального отражения выделяется адекватность. Это качество рас- сматривается как показатель социально-перцептивных способно- стей. Мы полагаем, что важнейшими свойствами познавательных процессов, свидетельствующих о наличии социально-перцептив- ных способностей, являются, помимо адекватности и точности, еще и такие показатели, как глубина отражения, его когнитивная ос- нащенность, широта категоризации свойств социального объекта,
тонкость и дифференцированность в выделении существенных и второстепенных признаков отражаемых объектов и др. То есть сюда следует включить широкий диапазон свойств, обеспечиваю- щих успешность и эффективность межличностного познания. Вполне очевидно, однако, что умение правильно понять друго- го человека не является достаточным условием для эффективного взаимодействия с ним. Поэтому наряду с гностическим в общей структуре социального интеллекта следует выделять поведенческий компонент. При этом регулятивная функция социального интел- лекта проявляется в координации процессов взаимодействия с ок- ружающими: представлением о цели взаимодействия, формиро- ванием программы для ее достижения, прогнозированием возможного результата, регуляцией непосредственных актов об- щения, — поуровневой когнитивной системы, начиная с эле- ментарных сенсорных образов и кончая сложными концеп- туальными схемами. Сложный синтез выделенных когнитивных единиц определяет индивидуальную структуру социального ин- теллекта личности. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Социальный интеллект как форма социального отражения может быть представлен по крайней мере в трех ипостасях: как процесс, как состояние и как свойство. Его процессуальную сто- рону характеризует прежде всего динамика формирования об- раза социального объекта. Процесс формирования этого образа включает прошлый опыт (память), наличные впечатления (вос- приятия текущей информации) и опережающее отражение (прог- ноз последствий). Социальный интеллект как состояние определяется такими когнитивными реалиями, как знание, понимание личностных осо- бенностей другого человека и интерперсональных отношений. Эти состояния взаимодействия с партнерами по общению могут быть охарактеризованы с точки зрения их адекватности, диффе- ренцированности, глубины, точности, полноты. Как свойство со- циальный интеллект выступает в качестве социально-перцептив- ных и социально-интеллектуальных способностей. Поведенческая структура социального интеллекта определя- ется актами выбора оптимальной стратегии действовать опреде- ленным образом в конкретной ситуации, способностью дости-
гать поставленных перед собой целей взаимодействия. Теоретический анализ феномена социального интеллекта был бы в некоторой степени односторонним, если бы он основывал- ся лишь на свойствах общности интеллектуальных компонентов, составляющих когнитивную целостность. Вполне очевидно, что интеллект представляет собой единое интегрированное образо- вание. Основу этой целостности составляют когнитивные опера- ции, включающие элементы сравнения, анализа, синтеза, абст- ракции, конкретизации. Интеллектуальная регуляция является необходимым обеспе- чением любого вида человеческой деятельности. В этой связи мож- но полагать, что общение как особая сторона человеческой ак- тивности необходимо детерминировано функционированием специфической когнитивной системы, своеобразие которой и про- истекает из коммуникативной природы этой деятельности. По- пытаемся рассмотреть те главные отличительные черты, которы- Глава XIII. Личность в общении ми наделен социальный интеллект как основной регулятор меж- личностного взаимодействия. Интеллект социальных отношений организует сложную сис- тему коммуникативных связей человека с окружающими. Глав- ное же в общении заключается в осознании людьми их общеро- довой принадлежности, возможности отожествления себя с окружающими. Возможность социального сравнения рождает совершенно особые механизмы познавательной деятельности, су- щественно отличающиеся от механизмов познания предметной сферы. Важными среди них являются процессы рефлексии. В своем основном, традиционном значении понятие рефлек- сии обозначает самоотражение, или обращение познающего со- знания на свою собственную деятельность, познание им самого себя. Употребление этого термина обычно равнозначно понятию размышления над своими собственными психическими состоя- ниями. Однако нередко под рефлексией понимают процесс взаимного отражения, который происходит в результате обще- ния. Так, например, рефлексия в межличностных отношениях вы-
ступает не только как способность «Я» наблюдать за своим пове- дением и мыслями, но и как способность встать в позицию исследователя по отношению к другому, к его действиям и мыс- лям. И в этом контексте имеются в виду особые интеллектуаль- ные действия, связанные со способностью вообразить себя на месте другого человека, представить ход его рассуждений. Иног- да такую способность встать в позицию другого еще называют социальной децентрацией. На рефлексирование как отличительную черту социального интеллекта обращали внимание многие специалисты (М. Соков- нин, А. Лук;). Они отмечали, что чередование размышлений «за себя» и «за партнера» имеет место лишь в процессе межлично- стного взаимодействия. Для интеллекта предметных отношений такое чередование не свойственно. Персонализация объекта ведет к формированию и других спе- цифических познавательных форм. К ним относится идентифи- кация (осознание степени своей похожести на другого, уггодоб- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ление себя ему), проекция (приписывание окружающим собствен- ных неосознаваемых черт). Однако отличие этих механизмов за- ключается не столько в том, какими чертами наделяет субъект со- циального познания окружающих, сколько в соотнесенности субъективного видения и объективной реальности. Если иденти- фикация означает только субъективное сходство субъекта и объек- та, которое на самом деле может и отсутствовать, то проекция подразумевает бессознательное наделение партнера чертами, ко- торые в действительности характеризуют самого субъекта. Другая сторона специфики социального интеллекта происте- кает из свойств самого процесса общения как особой стороны человеческой активности. И важной отличительной особенностью общения, влияющей на формирование интеллекта социальных отношений, является практический характер этого вида актив- ности. Статус практического вида человеческой деятельности, кото- рым наделяется общение (М. С. Каган), обусловлен рядом причин. Во-первых, оно предполагает действие или даже сложную цепь по- ступков субъекта коммуникации. Во-вторых, в отличие от сферы предметных отношений, внутренне детерминированной и целе- направленной активностью обладает не только субъект, но и объект коммуникативной деятельности. То есть общение характеризует не просто коммуникативное действие, а взаимодействие общаю- щихся субъектов. В-третьих, оно предполагает прямые подкрепле- ния, проверки или налаженную обратную связь в контексте субъект-субъективных отношений. В-четвертых, каждый комму- никативный акт, как и любая практическая ситуация, наделен свой-
ствами конкретности и особенности. Безусловно, предложенный ряд признаков не является исчерпывающим, однако уже этих пе- речислений достаточно для того, чтобы проследить те особенности социального интеллекта, которые указывают на его общеродовую принадлежность к сфере практических форм человеческого ума. Попытаемся рассмотреть эти особенности. Коммуникативное действие является результатом интегри- рующей деятельности регуляторного компонента коммуникатив- Глава XIII. Личность в общении ной интеллектуальной системы субъекта. И центральное значе- ние этого компонента состоит в управлении коммуникативны- ми формами человеческого праксиса. Стратегия социально-ин- теллектуального акта включает процессы целеполагания, принятия решения на основе имеющейся информации, разра- ботку программы осуществления поставленной цели, продумы- вания технологии коммуникативной деятельности, коррегирова- ния действия и коммуникативных средств по мере выполнения плана. Прерогатива этой интеллектуальной целостности прояв- ляется в умении повлиять на мнение и поведение собеседника, вызвать у него нужную реакцию, убедить его в чем-либо, постро- ить позитивные отношения с окружающими, используя при этом даже неблагоприятную ситуацию, быть хозяином положения, т. е. вести взаимодействие в нужном направлении. Кроме того, это проявляется в способности урегулировать конфликт, в умении ладить даже с неприятными людьми, в правильном использова- нии дистанции в межличностных отношениях. Интеллектуальное управление проявляется в инструменталь- ной стороне коммуникативной деятельности в форме рациональ- ного использования интеракционных умений. К ним относится широта применения экспрессивных навыков, богатство речево- го и неречевого самовыражения, отказ от шаблонов и ролевая гибкость, владение правилами приличия и этикета, регуляция дистанции в отношениях и др. Словом, при решении коммуни- кативной задачи недостаточно быть лишь проницательным, а важ- но владеть средствами управления ситуацией, суметь быстро и пра- вильно принять оптимальное решение, найти соответствующие способы его реализации. Из всего этого следует, что в коммуни- кативной деятельности удельный вес исполнительной фазы зна- чительно выше, чем ориентировочный. Но для общения характерно не просто действие субъекта, а взаимодействие общающихся субъектов. Только в процессе межличностного общения выработка стратегии и тактики соб- ственного поведения непременно сопряжена с анализом значе- ния поступка партнера и множественности детерминирующих ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ этот поступок условии, а также с осознанием возможных послед- ствий акта взаимодействия. Причем зачастую мыслительная дея- тельность субъекта направлена на постижение сложного кода скрытых намерений других людей, на отстаивание собственной позиции. Передача и получение информации в процессе общения так- же является специфической особенностью, характеризующей его как практический вид деятельности. Другая сторона информационного аспекта общения заключа- ется в том, что такие коммуникативные средства, как жесты, ми- мика, речевая деятельность, служат звеном обратной связи в кон- тексте субъект-субъективных отношений. В результате прямого взаимодействия с человеком в сознании субъекта формируется образ визави, который лежит в основе соответствующих спосо- бов интеракции. При этом правильное понимание личности ре- ципиента предполагает адекватные приемы общения с ним. Но здесь возможен и еще один интересный момент. В силу активно- сти субъекта, использования им особых поведенческих форм, под- крепляющих сформированный образ, а также податливости объекта возникает феномен вторичной адекватности: субъект формирует другого человека, каким его видит. В связи с представленностью в коммуникативной деятельно- сти прямых проверок и подкреплений есть все основания пред- полагать в ней меньшую когнитивную неопределенность по срав- нению, например, с вербальным интеллектом, в котором элементы обратной связи выражены значительно слабее. И если вследствие высокой информационной неопределённости вербаль- ный интеллект сопряжен с повышенной тревожностью, то мож- но ожидать, что социальный интеллект образует иные закономер- ные связи с проявлением эмоциональной сферы. Кроме перечисленных признаков, указывающих на практиче- ский характер социального интеллекта, выделяется еще один — направленность этой когнитивной формы на решение конкрет- ных проблемных ситуаций. Как же свойство конкретности прояв- ляется в специфике интеллекта социальных отношений? Глава XIII. Личность в общении Оно опосредовано категориями единичного и особенного. А это означает, что реальная жизненная ситуация сложна и мно- гозначна именно в силу такой специфичности, и при решении конкретных социальных задач осмыслению подвержены мно- жество переменных, значимость которых зависит от системы субъективных ценностей. Отсутствие однозначности в оценке этих переменных, в выделении главного и второстепенного при- водит к формированию разнообразных способов в решении со- циальных задач. Эквивалентность форм социального и практи- ческого интеллекта как раз и проявляется в множественности переменных и трудности выделения объективного критерия пра- вильности используемого решения. Оптимальными, или лучши- ми, решениями социальных задач могут считаться те, которые оцениваются партнерами по общению как полезные, приятные, рациональные, удобные для всех. Свойство многозначности и специфичности социальных за- дач зачастую исключает использование алгоритмных приемов, т. е. таких, следование которым автоматически порождает правиль- ное решение. Алгоритмы для многих социальных задач не найде- ны, а нередко просто невозможны. Новизна объекта создает труд- ности как при формулировании проблемы, так и в поиске путей ее решения. Все это приводит к творчеству в межличностных от- ношениях. Рассмотренные особенности касаются регулятивной системы социального интеллекта. Однако система ориентировки, проявляю- щаяся в познании личности другого, интерпретация его поведе- ния, способность выделять главное в социальной ситуации лишь условно может называться теоретической. И это обусловлено, во- первых, тем, что объектом для познавательной деятельности вы- ступает конкретная социальная ситуация, предполагающая прак- тическую деятельность, а во-вторых, даже гностический компонент включает моменты преобразовательной деятельности. Она состо- ит в изменении социального бытия, управляется преимуществен- но регулятивной системой социального интеллекта Но и гностиче- ская система, проявляющаяся в стремлении воссоздать в формах ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ своего «Я» позиции других людей, также несет на себе отпечаток преобразовательной деятельности. Все вышесказанное характеризует социальный интеллект как преимущественно практическую деятельность тогда, когда общение рассматривается в качестве самостоятельного вида человеческой ак- тивности. Но определение общения с точки зрения его практиче- ского характера еще более усиливается, когда мы рассматриваем его как орудие, инструмент в организации совместной деятельности людей. Именно здесь практическая сторона интеракции, а вслед за ней и социального интеллекта выступает на первый план. К интеллектуальным характеристикам, проявляющимся в об- щении, относят следующие черты: сообразительность — недогад- ливость, разумность — глупость, мудрость — наивность, сума- сбродность—расчетливость, глубокомысленность — верхоглядство, прозорливость — ограниченность, бредовость — здравомыслие, фантазерство — бдительность, беспечность — наблюдательность, восприимчивость — отрешенность, справедливость — предубеж- денность, объективность — пристрастность. Э. Торндайк выделял такую черту, как «дальновидность в межличностных отношени- ях», Л. И. Уманский — «практический психологический ум». Обоб- щая результаты анализа социально-когнитивных способностей, можно заключить, что набор их показателей образует некоторую сложно-динамическую систему, компоненты которой находятся в разных взаимосвязях. Содержательная характеристика сопря- женности разных компонентов, их иерархический строй, отноше- ния координации и субординации между ними нуждаются в спе- циальных эмпирических исследованиях. Системно-структурный анализ социального интеллекта пред- полагает определение его места в ряду близких психологических категорий. Поскольку социальный интеллект является детерми- нантой общения, закономерно рассматривать его в системе ком- муникативных свойств, в частности, одного из компонентов бо- лее общей структуры коммуникативных способностей. Коммуникативные способности обеспечивают эффективность общения человека с другими людьми и психологическую совмес- Глава XIII. Личность в общении тимость в общей деятельности. Их структура состоит из гностиче- ских свойств как способностей к пониманию других людей, экс- прессивных способностей, или способностей к самовыражению, и интеракционных, проявляющихся в эффективном межличност- ном взаимодействии. В свою очередь, гностические способности дифференцируются на способности к интерперсональной пер- цепции и к адекватному самопознанию. Таким образом, способность к правильному интерперсональ- ному отражению выступает как важный компонент коммуни- кативного потенциала личности — это когнитивная коммуника- тивная компетентность. Примером включения социального интеллекта в систему социально-психологических свойств лично- сти может служить теоретическая схема М. И. Бобневой (1979). В этой схеме социальный интеллект наряду с социальной пер- цепцией и социальным воображением входит в блок социальных способностей, обеспечивающих развитие личности и характери- зующих ее с точки зрения социально-психологического статуса. Чем выше уровень развития этих специальных способностей, тем, следовательно, выше статус личности в системе социально-пси- хологических отношений. Как считал К. К. Платонов, коммуникативность входит в обя- зательный компонент организаторских способностей к руковод- ству. Роль коммуникативных способностей в педагогическом мас- терстве была продемонстрирована в работах Н. В. Кузьминой, в организации деятельности руководителя — в исследованиях Ю. Н. Емельянова, в эффективности руководства коллективом — в работах А. М. Журавлева. Таким образом, значимость разработ- ки данной проблемы представляется бесспорной в настоящее время. Для нас наибольший интерес вызывает специфический ас- пект коммуникативных способностей, а именно — роль интел- лектуального фактора в процессе коммуникативной самореали- зации личности. Социальный интеллект, таким образом, является централь- ным компонентом коммуникативного потенциала личности. Он, в свою очередь, выступает как качественная сторона личностно- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ го потенциала. Б. Г. Ананьев характеризовал его с трех сторон: мо- тивационной (направленность личности), уровневой (способно- сти, знания, умения) и структурной (личностная цельность, по- следовательность, глубина). С развитием теории личностного потенциала Б. Г. Ананьев связывал большие практические возмож- ности психологии. Он считал, что в ближайшем будущем челове- чество найдет более рациональные способы использования по- тенциалов. Исходя из положения Б. Г. Ананьева, И. М. Палей выделил три стороны личностной целостности: содержательную (единство лич- ностных целей), уровневую (общая одаренность) и инструмен- тальную (личностный стиль). Попытаемся охарактеризовать ком- муникативный потенциал личности на основании арсенала выделенных параметров. Первая сторона включает такие свой- ства коммуникативной направленности личности, как потреб- ность в общении, общительность. Вторая содержит физические предпосылки (привлекательность, свойство темперамента), спо- собности адекватного социального отражения и поведения, на- личие коммуникативных умений и навыков. Третья характери- зуется особенностями стиля общения (широтой круга общения, избирательностью, техникой интеракционных средств). Комму- никативный потенциал — это целостная коммуникативная ха- рактеристика личности, представляющая систему индивидуаль- но-типических свойств и умений, обеспечивающих участие личности в общении, основу которой составляют гностические свойства. Это характеристика коммуникативных возможностей человека, которая является предпосылкой адаптивности челове- ка к социальной среде. Критерием развития коммуникативного потенциала является мера успешности вхождения личности в кол- лективную деятельность, уровень способности личности к интег- рированию собственной деятельности с деятельностью других людей. Кроме того, коммуникативный, или социальный, потен- циал оценивается мерой содействия развития духовных сил и спо- собностей других людей. В этом плане понятие коммуникатив- ного потенциала отражает все аспекты личностной структуры Глава XIII. Личность в общении с точки зрения их участия в процессах общения и интерперсо- нального взаимодействия. Он включает и мотивационные, и эмо- циональные, и когнитивные, и инструментальные аспекты само- реализации личности в процессе общения. Итак, обобщая все вышесказанное, в качестве рабочего определения социального интеллекта может быть принято сле- дующее. Социальный интеллект — это сложная динамическая структура в системе коммуникативного потенциала, представ- ляющая совокупность социальных познавательных процессов регуляции межличностного общения, детерминирующая успеш- ность социального взаимодействия, характеризующая уровень социального развития личности и формирующаяся в процессе общения. Формирование социального интеллекта обеспечивает лично- сти процесс ее социализации, адаптации в окружающих услови- ях и тем самым выступает как важнейшее условие ее всесторон- него развития. 13.2 Личность и роли 13.2.1. Понятие социальной роли Включенность личности в систему социальных отношений, развитие социального интеллекта наиболее ярко объясняет ро- левая теория личности. Она раскрывает механизмы и закономер- ности процесса социализации как усвоение индивидом социаль- ного опыта, становление его как социального существа. Ролевая теория возникла в 20—30-е гг. и связана с такими ис- следователями, как Т. Сарбин, Т. Парсонс, Р. Линтон. Эту концеп- цию на западе развивали также Дж. Мид, Дж Морено, Дж. Джеймс, Г. Оллпорт, Т. Шибутани и др. В нашей отечественной психологии к ней обращались И. С Кон, Е С. Кузьмин, Б. Д Парыгин, А Д Добрович и др. В настоящее время теория социальных ролей — одна из очень распространенных и популярных социально-психологических теорий личности. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Основные понятие этой концепции: социальный статус, со- циальная роль и личностная определенность — «Я». Статус — это социальная категория, это место, положение, позиция человека в системе общественных структур, связанных с определенными правами и обязанностями. Роль рассматрива- ется как единица культуры, некоторая функция статуса. И. С. Кон понимает под ролью нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данную статусную пози- цию. Так, от преподавателя ожидается образовательная деятель- ность; роль отца семейства предполагает участие в воспитании детей и соответствующую меру ответственности. В связи со сложностью общественных отношений каждый ин- дивид занимает множество позиций, что составляет его «статусный набор», например: преподаватель вуза, директор предприятия — профессиональная позиция; член депутатской комиссии — об- щественная; муж, отец, брат, сын — семейная позиция и т. д. Лицо, занимающее определенное положение, выполняет определенную социальную роль. Существует много определений понятия «социальная роль». В одном из них отмечается, что роль — это динамический аспект статуса: когда индивид осуществляет свои права и обязанности (вытекающие из его статуса), он исполняет соответствующую роль (Р. Линтон). Другой авторитетный исследователь этой теории, Т. Парсонс, считал, что «роль — это структурно организованное, т. е. нормативно регулируемое поведение данного лица в конк- ретном социальном взаимодействии с конкретным социальным (ролевым) партнером». Эти определения дополняют друг друга. Во втором из них особенно подчеркивается фактор взаимодей- ствия с ролевым партнером: преподаватель — студент, врач — больной, родитель — ребенок, т. е. каждая роль предполагает ро-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|