Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И вдруг он вспомнил детство, детство,




И вдруг он вспомнил детство, детство,

И монастырский сад, и грешников,

И с общиною по соседству

Свист соловьев                                и пересмешников.


Он мать сжимал рукой сыновней.

 И от копья архистратига ли

По темной росписи часовни

В такие ямы черти прыгали.


           

Солдат, может быть, даже неосознанно,  на уровне «генетической памяти» русского народа взывает к Архистратигу Михаилу – Главе Небесного Воинства.                                                                                     


И мальчик облекался                                в латы,

За мать в воображеньи ратуя,

И налетал на супостата

С такой же свастикой хвостатою.

А рядом в конном                поединке

Сиял над змеем лик Георгия.

И на пруду цвели                            кувшинки,

И птиц безумствовали оргии.


           И вот заступничеством Небесных Сил «налетают                     на супостата» русские воины, чтобы прогнать его с родной земли.

 Неслучайно у поэта звучит именно слово «супостат»,                         как говорили в старину, потому что сражаются русские воины, как уже говорилось, не просто с вражескими войсками,                             а со вселенским злом за право жить на земле. А слово «побоище», конечно же, ассоциируется с древнерусскими произведениями, в которых русские воины сражаются                           с « п огаными». И неслучайно молодой танкист «облекается                               в латы»: ведь эти русские мальчики - потомки тех, кто гнал супостата со Святой Руси на Чудском озере и на Поле Куликовом; кто под предводительством Минина и Пожарского выбивал из Москвы поляков, кто «клятву верности сдержал»  во время Бородинского боя. Небесное Воинство, как и во все времена, приходит на помощь русским солдатам, освобождающим Отечество, пусть даже они на время забыли о Боге                       и Святых Его. Но во время страшного «побоища» вспомнят, вспомнят обязательно! Потому и просияет «над змеем Лик Георгия».   (И снова невольно вспоминается, как на ладье                               во время Невской битвы являются Святые Борис и Глеб, чтобы помочь своему сроднику – девятнадцатилетнему князю Александру,  о чём уже упоминалось).

А вместе с русскими воинами ликует, радуется освобождению от смерти вся природа, всё мироздание – потому                                                 и «цветут кувшинки» и поют хвалебную песнь птицы.

И «топчут» русские воины «вражеские танки с такой же чешуёй драконьею», как Святой Георгий побеждал змея!  

 А мальчик-танкист в стихотворении, конечно, не только солдат Великой Отечественной войны. И род войск, в котором он служит, не слишком важен для автора или не важен вообще. Потому что показал Б. Л. Пастернак обобщённый образ русского солдата всей нашей славной истории.   

Да и вообще само название этого в чём-то уникального произведения возвращает нас своим истокам, к поруганной,                       но не убитой вере в страшную для Отечества годину.

Не будем гадать, почему поэт выбирает для раскрытия столь важной и столь несозвучной середине сороковых годов теме именно битву за Сталинград. Но ныне всем хорошо известно,

 Сталинградская битва – не только переломное сражение всей войны. Это, как уже было сказано, – и обращение                                                 к духовным истокам, это - торжество над антихристом, возжелавшим мирового господства и несущего смерть всему живому. (Именно в 1943г. возвращаются не только упразднённые большевиками погоны, но и Патриаршество, чтобы больше никогда не уйти из жизни России, из сознания каждого русского человека).

И вот финал этого удивительного произведения Б. Л. Пастернака о нашем Отечестве:


Он перешел земли                         границы,

И будущность, как ширь небесная,

Уже бушует, а не снится,

Приблизившаяся,                  чудесная.


              Русские воины победили смерть! В произведении                    не говорится, что стало с мальчиком – танкистом. После этого «побоища» многие ушли в вечность, души их на небесах за выполненный воинский подвиг, за жертвенное служение.                                                          

Они «Положили жизнь свою за други своя», как сказано                      в Писании!


Послушай, Бог… еще ни разу в жизни

С Тобой не говорил я, но сегодня

Мне хочется приветствовать Тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили,

Что нет Тебя.                                И я, дурак, поверил.

Твоих я никогда не созерцал творений

И вот сегодня ночью я смотрел

Из кратера, что выбила граната,

На небо                        звездное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,

Но я Тебе скажу и Ты меня поймешь:

Не странно ль, что средь ужасающего ада

Мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать,

Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку,

Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…

Сигнал.                    Ну что ж?

Я должен                отправляться.

Мне было хорошо с Тобой.

Еще хочу                       сказать,

Что, как Ты знаешь, битва будет злая

И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот, хоть до сих пор Тебе я не был                 другом,

Позволишь ли Ты мне                  войти, когда приду?

Но, кажется,        я плачу. Боже мой,

Ты видишь,

Со мной                     случилось то, что нынче я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.

 Как               странно,

но теперь я смерти не боюсь.


           А эти идущие от сердца слова написал не поэт                                         с мировым именем, а простой русский воин - младший офицер Александр Зацепа накануне другого страшного «побоища» битвы на Курской дуге! Может быть,                                   и придали этому «письму» впоследствии литературный вид,   но главное не в этом, а в чувствах идущего в последний бой человека, в «прозрении», как говорит сам герой –                                             и лирический, и реальный; в осознании того, что душа бессмертна! Иначе, идти на смерть было бы слишком страшно!

Если в «Ожившей фреске», как уже говорилось, отражён обобщённый образ русского воина вне времени и пространства, то это стихотворение, созданное русским офицером на поле брани, наверное, могло быть создано только в годы официального атеизма, против которого, однако, «восстаёт» душа человека, не желающая мириться с мыслью                                        о небытие! Именно тот, кто знает, что завтра его земная жизнь скорее всего оборвётся, вдруг ясно понимает, «каким жестоким может быть обман» и что атеистическая пропаганда - ложь, убивающая душу и лишающая последней надежды. Здесь как будто бы звучит упрёк и себе за то, что «дурак поверил»,   в то нет Бога; и тем, кто отнял у нас неотъемлемую частью жизни русского человека на протяжении веков – возможность, право молитвы, чтобы достойно предстать                      на Суд Божий! На другой день раб Божий Александр погиб, «прозревший» в последний день своей земной жизни, -                           и, хочется верить, «вошёл» к Создателю, как просил об этом, а чудом уцелевшее письмо было найдено у него в гимнастёрке.                                                              

Видимо, совсем неслучайно. Спустя много лет оно было озвучено и названо «Письмо к Богу». Но разве отражённые                                      в нём чувства присущи только одному из тысяч и тысяч русских воинов? Вопрос, очевидно, риторический.

 

 

 

                                                  Глава вторая:  

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...