«Духовная преемственность русского воинства».
«Духовная преемственность русского воинства». А теперь снова возвратимся к «Ожившей фреске» Б. Л. Пастернака. Думаю, нет необходимости особенно углубляться в произведение, чтобы увидеть, что созданные здесь образы во многом перекликаются с образами из произведений Героя Отечества времён Первой Мировой войны, дважды награждённого Георгиевским Крестом - Н. С. Гумилёва. Но не надо яства земного В этот страшный и смертный час, Оттого что Господне слово Лучше хлеба питает нас. Эти слова из «Наступления» 1914г. Они словно возглас русских князей и их дружин, доносящийся сквозь века. Это – воплощение жертвенной любви к Господу и к России! Это – готовность отдать «Жизнь свою за други своя»! Словно молоты громовые Или волны гневных морей, Золотое сердце России Мерно бьётся в груди моей. Каждая строка, каждое слово проникнуто чувством великой сопричастности! И, думаю, совершенно необходимо обратить внимание на эти строки стихотворения:
Я, носитель мысли великой, «Не может умереть», когда кругом «рвутся шрапнели и птиц быстрей взлетают клинки»?! Когда кругом падают убиенные?! Нет, дело, конечно, в ином. Лирический герой, а по сути сам Н. С. Гумилёв «не может умереть» именно потому, что он « носитель мысли великой»! Какой? Конечно, мысли о бессмертии души человеческой, о чём писал ещё великий Ф. М. Достоевский в своём «Дневнике писателя».
И, конечно, Н. С. Гумилёв тоже воплощает эту «великую мысль». И он, и его лирический герой, и, конечно, многие безымянные герои Отечества! И младший офицер Александр Зацепа почти через 30 лет в свой последний день, накануне «злой битвы», тоже становится «носителем мысли великой» - а потому идти в атаку «не страшно» - ведь «глядит» на него Сам Создатель. А теперь снова обратимся к безымянным героям Первой Мировой войны. Многие отдали жизнь за Бога, Царя и Отечество – и вот в следующем 1915 году Н. С. Гумилёвым будет создано стихотворение «Смерть», в котором души на поле брани убиенных предстоят пред Судом Божием: Свод небесный будет раздвинут Пред душою – и душу ту Белоснежные кони ринут В ослепительную высоту. Там начальник в ярком доспехе, В грозном шлеме звездных лучей, И к старинной, бранной потехе Огнекрылых зов трубачей. А в финале снова грешная земля – слёзы товарищей и молитвы за души убиенных: Здесь священник в рясе дырявой Умиленно поёт псалом, Здесь играют гимн величавый Над едва заметным холмом. Неслучайно с древних времён об убиенных на поле брани служилась Лития. Конечно, над Александром Зацепой и другими убиенными и на Курской дуге, и под Сталинградом псалмы «умилённо» не пелись (по крайней мере, официально). Но, как уже говорилось выше, хочется верить, что и их души « б елоснежные кони ринут в ослепительную высоту» и встретит их « начальник в ярком доспехе, в грозном шлеме звездных лучей». Потому что они тоже отдали жизнь «За други своя», за своё Отечество! А потому, совершенно неудивительно, что произведения великого Н. С. Гумилёва, созданные в годы Первой Мировой войны, вне времени и пространства!
А потому, думаю, не будет преувеличением сказать, что и к тем, кто, как Н. С. Гумилёв, ушёл добровольцем на Первую Мировую войну, и к тем, кто почти через 30 лет принял бой у берегов Волги или у Прохоровки, можно в полной мере отнести слова великого поэта: Серафимы, ясны и крылаты За плечами воинов видны. (Стихотворение «Война») И также в полной мере относятся к готовому во все времена испытаний пожертвовать собой русскому народу следующие строки великого русского поэта и героического русского офицера: Тружеников, медленно идущих, На полях, омоченных в крови, Подвиг сеющих и славу жнущих, Ныне, Господи, благослови». И даже в годы официального «безбожия». Часто перед лицом смерти, даже по воспоминаниям очевидцев, рассеивался атеистический дурман, как дым. Потому и в «Ожившей фреске», созданной Б. Л. Пастернаком почти через 30 лет, «сияет» Лик Святого Воина – Георгия, побеждающего змея, и Архистратиг Михаил пронзает копьём «чертей», побеждая силы тьмы! (О чём уже говорилось ранее). И последнее: если все эти образы возникли даже в годы официального атеизма, значит, в душе народа они жили всегда! Всегда помнили на Руси Святых Воинов и призывали на помощь в час испытаний! «И русская судьба безбрежней, Чем может грезиться во сне…» Строки эти выражают суть Вечной России в созданном в том же году несколько менее известном, но не менее прекрасном произведении «Неоглядность». И отразил поэт Великую Россию в образе «безбрежного» моря и Русского Флота В этом произведении на русских воинов смотрят «из глубины веков Нахимов в звёздном ореоле и в медальоне Ушаков».
Наши русские флотоводцы смотрят с неба на солдат Великой Отечественной войны! И снова совершенно естественным образом сопоставляются битвы Великой Отечественной войны с великим сражениями из прошедших веков. Русские моряки гонят с родной земли, из родного моря фашистские полчища, как гнали когда-то наши великие соотечественники «стаи турок». Конечно, в предыдущем произведении появляются образы святых воинов, а здесь - образы великих флотоводцев 18-19 веков. Но разве и это не причастность Вечности?!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|