Бури-вьюги, вихри-ветры вас взлелеяли,
Бури-вьюги, вихри-ветры вас взлелеяли, А останетесь вы в песне — белы-лебеди! Знамя, шитое крестами, в саван выцвело. А и будет ваша память — белы-рыцари. И никто из вас, сынки! — не воротится. А ведёт ваши полки — Богородица! Наверное, - в этом произведении из той же книги выражена суть тех, кто пытался защитить не своё добро, а Святую Русь от осквернения нечестивцев, отрекшихся от Бога, о от Святой Руси. Потому и ведёт их Богородица, как и воинов под предводительством наших великих предков. И пред ними «Свод Небесный будет раздвинут», и встретит их «Начальник в ярком доспехе», как писал Н. С. Гумилёв (см. 1-ую часть). Потому и в другом стихотворении из «Лебединого стана», обращаясь к дочке, М. И. Цветаева пишет: «Помолись за Наше Воинство завтра утром на Казанскую». И, конечно, говоря о воинстве Российской Империи, нельзя не обратиться к этим стихам: На бой последний, бой кровавый За честь и счастье всех племен. Зовет бойцов орел двуглавый Под сени царственных знамен. Туда, где годы рушат веки, Где бродит смерть среди степей, Где льются огненные реки В кровавом скрежете цепей. Это - одно из самых знаменитых произведений, может быть, и не самого известного поэта Серебряного века, но истинного православного человека, монархиста, вынужденного закончить свой земной путь вдали от Родины, - С. С. Бехтеева. А название говорит само за себя - «Двуглавый орёл».
Создание произведения относится ко времени после свершившейся русской трагедии – октябрьского переворота. Однако, совершенно очевидно, что это не ностальгия об утраченной Державе, или по крайней мере не только. Это – образ битвы со злом, с антихристом, который возжелал взять в рабство Святую Русь, и по вине которого кругом и «огненные реки», и всюду «бродящая смерть», и «скрежет кровавых цепей». Это он за несколько мятежных лет целенаправленно разрушает вековые устои – и прежде всего Святую Веру русского народа! На этом образе, наверное, стоит остановиться подробнее. Воспрянь, ликуй душа героя! Прошла пора скорбей и зол. Тебя зовет на праздник боя Наш старый царственный орел. Все ближе-ближе день великий, И под немолчный звон церквей В священный гимн сольются клики Поднявших меч богатырей. Думаю, совершенно очевидно, что образы этого бесспорно великого произведения, ставшего песней, что, кстати, само по себе говорит о многом, достаточно сложные - сложнее, чем образы во многих произведениях Серебряного века русской поэзии. Однако, главное - для нас важно то, что отражена в них кровная, нераздельная, неразрывная связь воинства земного и Воинства Небесного, глубинная связь времён, готовность к жертвенному служению! Вперед! Победными стопами, Молитву жаркую творя, Вперед с заветными словами:
" За Русь, за Веру, за Царя! " Как во все времена, поднимаются русские воины с молитвой, хоругвями и идут на бой с погаными. И звучит в этих строках призыв к свободе - не мнимой, а истинной, которая невозможна без веры в Вечную Жизнь, в Царствие Небесное. А вот слова ещё одной песни годов лихолетья: Вот показались красные цепи, С ними мы будем драться до смерти. Мы смело в бой пойдём за Русь Святую, И, как один, прольём кровь молодую. (Последние два строки повторяются в песне многократно). В этой хорошо известной, имеющей множество вариантов белогвардейской песне «За Русь Святую» неизвестного автора образ антихриста более конкретен, чем в произведении С. С. Бехтеева – антихрист принимает обличие « красных цепей» - тех, кто свершил атеистический бунт. Они «чужды» русскому православному народу, вековым устоям Святой Руси! (Очевидно, что слово «Русь», а не «Россия» во многих произведениях подчёркивает глубину духовных корней нашего Отечества – и именно эту корневую связь всегда пытались разрушить враги – и внешние, и внутренние). Русь наводнили чуждые силы, Честь опозорена, храм осквернили. В одном из самых страшных произведений С. С. Бехтеева по России «идет великий Хам, многорукий, многоногий, многоглазый, но без-богий, беззаконный, чуждый нам», который на «глазах топчет розы, рушит зданья, вековые изваянья повергая дерзко в прах». Это он грозит «храмы, смеясь, разрушить, вырвать сердце, вырвать душу у живущих головой», а потом «дать иные чувства, чуждые стыда». (Стихотворение «Великий Хам», что тоже говорит само за себя). Но с ним будут « драться до смерти» русские православные воины. И снова и снова звучит из их уст: Мы смело в бой пойдём за Русь Святую, И, как один, прольём кровь молодую. Конечно, нельзя не увидеть, что неизвестный автор и его лирический герой - родственные души с лирическим героем С. С. Бехтеева и самим автором. В обоих произведениях выражена готовность отдать свою земную жизнь во имя Отечества Небесного! А сейчас перед нами снова строки великого произведения С. С. Бехтеева «Двуглавый орёл»:
Воспрянь народная стихия, Проснись угасший дух веков. Стряхни свободная Россия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|