Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бури-вьюги, вихри-ветры вас взлелеяли,




Бури-вьюги, вихри-ветры вас взлелеяли,

А останетесь вы в песне — белы-лебеди!

Знамя, шитое крестами, в саван выцвело.

А и будет ваша память — белы-рыцари.

И никто из вас, сынки! — не воротится.

А ведёт ваши полки — Богородица!


Наверное, - в этом произведении из той же книги выражена суть тех, кто пытался защитить не своё добро, а Святую Русь                                           от осквернения нечестивцев, отрекшихся от Бога, о от Святой Руси. Потому и ведёт их Богородица, как и воинов под предводительством наших великих предков. И пред ними «Свод Небесный будет раздвинут», и встретит их «Начальник в ярком доспехе», как писал Н. С. Гумилёв                        (см. 1-ую часть). Потому и в другом стихотворении из «Лебединого стана», обращаясь к дочке, М. И. Цветаева пишет: «Помолись за Наше Воинство завтра утром                             на Казанскую».

    И, конечно, говоря о воинстве Российской Империи, нельзя не обратиться к этим стихам:


На бой последний, бой кровавый

 За честь и счастье всех племен.

Зовет бойцов орел двуглавый

Под сени царственных знамен.

Туда, где годы рушат веки,

Где бродит смерть среди степей,

Где льются                   огненные реки

В кровавом                             скрежете цепей.


Это - одно из самых знаменитых произведений, может быть,                   и не самого известного поэта Серебряного века, но истинного православного человека, монархиста, вынужденного закончить свой земной путь вдали от Родины, - С. С. Бехтеева.

 А название говорит само за себя - «Двуглавый орёл».                                                                                                                              

 Создание произведения относится ко времени после свершившейся русской трагедии – октябрьского переворота. Однако, совершенно очевидно, что это не ностальгия                      об утраченной Державе, или по крайней мере не только.                       Это – образ битвы со злом, с антихристом, который возжелал взять в рабство Святую Русь, и по вине которого кругом и «огненные реки»,  и всюду «бродящая смерть»,                                             и «скрежет кровавых цепей». Это он за несколько мятежных лет целенаправленно разрушает вековые устои – и прежде всего Святую Веру русского народа! На этом образе, наверное, стоит остановиться подробнее.


Воспрянь, ликуй душа героя!

Прошла пора скорбей и зол.

Тебя зовет на праздник боя

Наш старый                          царственный орел.                                                             Все ближе-ближе день великий,

И под немолчный звон церквей

В священный гимн сольются клики

Поднявших меч                         богатырей.  


Думаю, совершенно очевидно, что образы этого бесспорно великого произведения, ставшего песней, что, кстати, само                            по себе говорит о многом, достаточно сложные - сложнее, чем образы во многих произведениях Серебряного века русской поэзии. Однако, главное - для нас важно то, что отражена                                     в них кровная, нераздельная, неразрывная связь воинства земного и Воинства Небесного, глубинная связь времён, готовность к жертвенному служению!


Вперед! Победными стопами,

Молитву жаркую творя,

Вперед с заветными словами:

" За Русь, за Веру,                               за Царя! "


Как во все времена, поднимаются русские воины с молитвой, хоругвями и идут на бой с погаными. И звучит в этих строках призыв к свободе - не мнимой, а истинной, которая невозможна без веры в Вечную Жизнь, в Царствие Небесное.

А вот слова ещё одной песни годов лихолетья:


Вот показались красные цепи, С ними мы будем драться до смерти.

Мы смело в бой пойдём за Русь Святую, И, как один, прольём кровь молодую.


 (Последние два строки повторяются в песне                             многократно).

В этой хорошо известной, имеющей множество вариантов белогвардейской песне «За Русь Святую» неизвестного автора образ антихриста более конкретен, чем в произведении С. С. Бехтеева – антихрист принимает обличие « красных цепей» -  тех, кто свершил атеистический бунт. Они «чужды»  русскому православному народу, вековым устоям Святой Руси!             (Очевидно, что слово «Русь», а не «Россия» во многих произведениях подчёркивает глубину духовных корней нашего Отечества – и именно эту корневую связь всегда пытались разрушить враги –  и внешние, и внутренние).

Русь наводнили чуждые силы, Честь опозорена, храм осквернили.


В одном из самых страшных произведений С. С. Бехтеева                         по России «идет великий Хам, многорукий, многоногий, многоглазый, но без-богий, беззаконный, чуждый нам», который на «глазах топчет розы, рушит зданья, вековые изваянья повергая дерзко в прах». Это он грозит «храмы, смеясь, разрушить, вырвать сердце, вырвать душу                                у живущих головой», а потом «дать иные чувства, чуждые стыда». (Стихотворение   «Великий Хам», что тоже говорит само за себя). Но с ним будут « драться до смерти» русские православные воины. И снова и снова звучит из их уст:

Мы смело в бой пойдём за Русь Святую, И, как один, прольём кровь молодую.

Конечно, нельзя не увидеть, что неизвестный автор и его лирический герой - родственные души с лирическим героем С. С. Бехтеева и самим автором. В обоих произведениях выражена готовность отдать свою земную жизнь во имя Отечества Небесного!

А сейчас перед нами снова строки великого произведения С. С. Бехтеева «Двуглавый орёл»:


Воспрянь народная стихия,

Проснись угасший дух веков.

Стряхни свободная   Россия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...