Вся жизнь их - подвиг неустанный. Они, не пожалев сердец, Сверкают темой для романа И дали чести образец.
Вся жизнь их - подвиг неустанный. Они, не пожалев сердец, Сверкают темой для романа И дали чести образец. Их жизнь не промелькнула мимо, Не затерялась вдалеке. Их след лежит неизгладимо На времени и на моряке. Они живут свежо и пылко, Распорядительны без слов, И чувствуют родную жилку B горячке гордых парусов. Неслучайно многие глаголы звучат в настоящем времени. Герои – наши соотечественники, служившие Богу, Царю и Отечеству, с нами. Они тоже помогают русским воинам в борьбе с «супостатом». И неважно, что в самом произведении слово «супостат », как в предыдущем, не звучит. Суть от того не меняется. А уж тем более, в том ключе, в котором поэт говорит о России И русская судьба безбрежней,
Подчёркнутые слова, пусть и не так открыто, как в «Ожившей фреске», но тоже отражают неразрывную связь Нашего Отечества с Отечеством Небесным. И при внимательном прочтении это становится совершенно очевидным. А Фёдор Фёдорович Ушаков впоследствии будет причислен к Лику Святых. Но и неявленные были великие русские полководцы святы для русского воинства, для русского народа. И, ещё, столь же очевидно и очень важно то, что и Святые Воины, и великие флотоводцы «появляются» не в самом начале произведения. Их надо захотеть увидеть и обратиться к ним за помощью в благом деле освобождения Родины от «супостата».
Та глубинная связь, о которой говорилось в самом начале, духовная реальность и святых воинов, великих флотоводцев становится вдруг совершенно ясной, ощутимой, не вызывающей никаких сомнений. И вот пришла долгожданная Великая Победа! Славно начато славное дело В грозном грохоте, в снежной пыли́, Где томится пречистое тело Осквернённой врагами земли. К нам оттуда родные берёзы Тянут ветки и ждут и зовут, И могучие деды-морозы С нами сомкнутым строем идут. Эти строки написала великая А. А. Ахматова ещё в 1942году! Какая непоколебимая, святая вера в победу русского воинства, несмотря на всё, что переживала тогда наша Родина! И всё произведение с неисчерпаемым по глубине названием «Победа», особенно приведённые здесь строки первой части, как и у Б. Л. Пастернака, соединяют время и пространство и образами «могучих дедов-морозов», и «родных берёз».
Но всё же главное и для самой А. А. Ахматовой, и для многих русских людей, « пречистое тело». И образ этот у А. А. Ахматовой встречается неоднократно. (Об этом будет ещё сказано далее). То, что Россия - Удел Пресвятой Богородицы, и то, что её «в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя», очевидно, объяснять ныне уже никому не надо. Но строки великого поэта, великой женщины, благодаря которой многие приходили к вере, ещё раз напоминают об этом великом предназначении России. И напоминают именно в годину страшных для Родины испытаний.
Низко, низко небо пустое, «Ранят тело твое пресвятое, (Июль 1914) Образ этот, как видно даже по названию, создан в годы приближающейся катастрофы, началом которой стала Первая Мировая война. Враги топчут не просто землю, а русскую святость. Но, возможно, не только внешние враги – никому не нужно напоминать, в каком духовном состоянии находилась Россия, в которой оскудела молитва, – за что и «приблизились» «сроки страшные »; и сбылись пророчества «одноногого прохожего», и стало «тесно от свежих могил». Известен случай, когда на фронт был привезён знаменитый Песчанский Образ Пресвятой Богородицы. Пока Образ пребывал в войсках, не было ни одного поражения. Только из-за оскудения веры - даже выговорить такое трудно - не состоялся крестный ход, как было изначально задумано, как было это во все времена перед великими сражениями. А дальше… Комментировать незачем. Однако, из пророческих уст «одноногого прохожего» звучит и то, что, думаю, выходит за рамки и времени Первой Мировой войны, и любого времени вообще: «Только нашей земли не разделит Богородица белый расстелет Как можно объяснить эти слова, если не верой в победу сил добра заступничеством Пресвятой Богородицы и Святых Угодников, даже тогда, когда всё кругом рушится?! В каждом древе распятый Господь В каждом колосе Тело Христово, И молитвы пречистое слово Исцеляет болящую плоть. Думаю, не будет ошибкой сказать, что эти созданные вскоре после Великой Победы строки через 30 лет снова возвращают к мысли о святой вере русского народа – и что А. А. Ахматова, как и Н. С. Гумилёв, и их лирические герои – «носители мысли великой» о русской святости и о бессмертии души человека!
И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами - Изначально А. А. Ахматова написала: «Для Бога мёртвых нет». (Почему слово было заменено в годы советской власти, объяснять не нужно). Единство мёртвых с живых воплощается на Литургии – главной православной службы, созданной Отцами Церкви ещё в 4-ом веке! И вот главную литургическую идею воплощает великий русский поэт, свидетель двух мировых войн в страшные годы Ленинградской блокады. Наверное, объяснять что-либо незачем! И, конечно, невозможно в связи с этим не вспомнить её же слова, сказанные в годы Первой Мировой войны и ставшие пророческими:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|