Белизна - угроза Черноте. Белый храм грозит гробам и грому. Бледный праведник грозит Содому. Не мечом - а лилией. Белизна! Нерукотворный круг!
Белизна - угроза Черноте. Белый храм грозит гробам и грому. Бледный праведник грозит Содому Не мечом - а лилией в щите! Эти строки, если не знать времени их создания, можно отнести к любому из воинов, убиенных во времена гонений первых веков Христианства. Если взглянуть, например, на образы Дмитрия Солунского, Феодора Тирона, то в правой руке у всех мы увидим Крест – значит он важнее любого воинского снаряжения. Эту же мысль, идею, а по сути жизненное кредо любого христианина отразил и русский князь 13-го века Александр Невский в хорошо известных словах «Не в силе Бог, а в Правде». Однако, написаны эти слова поэтом Серебряного века М. И. Цветаевой в самые страшные для России годы - во время гражданской войны в знаменитой, пронзительной, преисполненной скорбью за Отечество книге «Лебединый стан». То, что образы белых лебедей воплощают Белую Гвардию, что белогвардейцем был её муж Сергей Эфрон, наконец, что белый цвет воплощает чистоту, верность и даже божественную Энергию в иконографии, думаю, хорошо всем известно - и к этим образам мы обратимся чуть позже. Объяснять же любому нормальному человеку, что гражданская война, - наверное, самое большое попущение Божие по грехам нашим, что в гражданской войне нет и не может быть победителей, очевидно, необходимости нет. В противном случае мы ещё долго будем «делиться на классы». Да и Белая Гвардия во многом утратила понятие Святой Руси – и оттого проиграла, как писал русский мыслитель И. А. Ильин; хотя было в ней много истинных рыцарей своего Отечества, истинно русских православных офицеров. Но речь в статье идёт, прежде всего, об образах литературных.
Белизна! Нерукотворный круг! Чан крестильный! Вещие седины! Червь и чернь узнают Господина По цветку, цветущему из рук. Совершенно очевидно, что в произведении отражена не просто борьба добра и зла в каком-то «бытовом понимании», и уж, конечно, не противоборство «белых» и «красных», а вечная борьба Света и тьмы, Христа и антихриста - и победа Света над тьмою. Когда мы произносим слова: «Красная Армия», говоря о Великой Отечественной войне, о защите отечества (см. 1-ую часть), это совсем иное – да и называли нас часто просто: «Русские». Иное по сравнению с тем, что вкладывала в это понятие и М. И. Цветаева, и те, о ком речь ещё впереди. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы эту разницу осознать. В произведениях, созданных вскоре после октябрьского переворота, это – полчище бесов, слуги антихриста, образы иуд. Это – «черви» и «чернь», «новоявленные творцы жизни», которые «рвут самую память Руси, стирают Имена - Лики». Те, кто «осквернил гроб Святого Князя Александра» (Строки И. С. Шмелёва из эпопеи «Солнце мёртвых», созданной после расстрела единственного сына – участника сражений Первой Мировой войны, белогвардейского офицера). И книга «Лебединый стан» - один из самых ярких тому примеров, тем более, что речь идёт прежде всего о воинской доблести. Только агнца убоится - волк, Только ангелу сдается крепость. Торжество - в подвалах и в вертепах! И взойдет в Столицу - Белый полк!
Войдёт «полк» Белой Гвардии? Тем более, - «взойдёт»?! Конечно же «полк» Воинства Небесного, который победит силы тьмы, войско антихриста! Звучит столь присущая русской литературе тема Апокалипсиса – потому что само время …. Время «русского» Апокалипсиса! А теперь вспомним про образы белых лебедей, которые встречаются ещё в древнерусской литературе. — Где лебеди? — А лебеди ушли. — А вороны — А вороны — остались. — Куда ушли? — Куда и журавли. — Зачем ушли? — Чтоб крылья не достались. — А папа где? — Спи, спи, за нами Сон, Антитеза белых лебедей, воплощающих русских воинов, и чёрных воронов, символизирующих вражеские войска, несущие смерть, встречаются и в «Слове о полку Игореве», и в «Сказании о Мамаевом побоище». И нет необходимости напоминать, что русские войска сражаются за веру Христианскую с полчищами поганых. По сути, это же противостояние отражено и в «Лебедином стане» - страшно только, что «погаными» стали русские люди, отрекшиеся от Христа. А ещё, конечно, белогвардейцы в её произведениях – мученики – Мученики за Веру и Родину!
Волны и молодость — вне закона! Тронулся Дон. — Погибаем. — Тонем. Ветру веков доверяем снесть Внукам — лихую весть: Да! Проломилась донская глыба! Белая гвардия — да! — погибла. Но покидая детей и жен, Но уходя на Дон, Белою стаей летя на плаху, Мы за одно умирали: хаты! Перекрестясь на последний храм, Белогвардейская рать — векам. На самом деле «векам». Много десятилетий спустя появятся эти слова: Нас ещё помянут добром, Станет подвигом наш разгром. Наши души перекрестят Полстолетья спустя.
(Н. Жданов-Луценко)
Конечно, невольно вспоминается и образ истинно русского офицера Алексея Турбина с его братьями и друзьями. И реальные герои: А. И. Деникин, которого И. С. Шмелёв назвал «непреклонным», и В. О. Каппель, чей мундир почти не истлел за много десятилетий. Пусть, хоть после земной жизни, но вернулись они в своё отечество - и прах их покоится в некрополе столь любимого истинно русскими православными людьми Донского Монастыря. А на их могиле стихи М. И. Цветаевой о славных героях Отечества, погибших на Дону. В Музее же самой М. И. Цветаевой на одном из стендов написаны слова, принадлежащие одному из белогвардейских офицеров: «Будьте вы красные, будьте вы белые, но любите нашу истерзанную Родину и помогите нам спасти её». Комментировать их незачем. Очень обидно только, когда кто-то отделяет себя от Царской России и считает, что история наша началась с 1917г. Это - путь в пропасть! И, наверное, нет более оклеветанных, ошельмованных, оболганных, чем офицеры Белой Гвардии. Пора, наконец, осознать «уроки» главной русской трагедии!!!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|