Важнейшие социально-экономические и политические предпосылки и факторы возникновения и развития в конце XIX века современной политической науки в США
Стр 1 из 12Следующая ⇒ Историческое формирование и развитие традиций изучения политики, ее институциональных форм, политического языка, категориального аппарата и стилей аргументации от Древней Греции до эпохи Просвещения (по Г. Алмонду) Греция эпохи Геродота, представляла собой мир, в котором анализ политических идей и идеалов, рассуждения о свойствах различных типов политики, природе государственной власти и гражданства уже стали частью житейской мудрости. Образованные греки V в. до н.э., жили во многих независимых греческих полисах, говорили на одном языке, поклонялись одним и тем же богам, рассказывали одинаковые предания и мифы, занимались торговлей и дипломатией, воевали с соседями и заключали союзы. Они проявляли большой интерес к сведениям и рассуждениям о различных системах правления и политической организации, экономике, обороноспособности и внешней политике. История политической науки как таковая начинается с Платона, работы которого «Государство», «Политик» и «Законы» явились первыми классическими трудами политической науки. В этих трех произведениях Платон выдвинул ряд тезисов о справедливости, политической добродетели, различных типах политических систем и их трансформации. В первой политической типологии, данной в «Государстве», Платон говорил о том, что идеальный режим основывается на знании и обладании истиной, благодаря чему правление осуществляется на основе добродетели. Далее в нисходящем по отношению к добродетели порядке он охарактеризовал четыре других типа политических режимов, имеющих между собой определенные черты сходства, — тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия представляет собой извращение идеала государства, при котором почести и воинская слава подменяют знание и добродетель; олигархия является извращением тимократии, заменяя почести как основной критерий, по которому определяется власть, богатством; демократия извращает принципы олигархии и, в свою очередь, со временем перерастает в тиранию. В диалоге «Политик» Платон проводит различие между идеальной республикой и практически возможными разновидностями устройства политий. Для классификации реальных режимов он вводит классификацию, в которой сочетаются качество и количество: правление одного, нескольких, многих, причем каждое предстает как в своей чистой разновидности, так и в смешанном виде. Такой подход позволил ему создать классификацию из шести типов политических режимов — монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии, охлократии. Эта схема, усовершенствованная в дальнейшем Аристотелем в его «Политике», служила основой для систематизации типов политического правления на протяжении многих столетий вплоть до XIX в. В «Законах» Платона дан первый вариант «смешанной конституции», представляющей собой оптимальную основу для реально лучшего и стабильного режима. Смешанная конституция в формулировке Платона позволяет достичь стабильности за счет сочетания принципов, которые в ином случае противоречат друг другу — монархического принципа мудрости и добродетели и демократического принципа свободы. Здесь институты, установки и идеи увязывались с процессом и эффективностью правления. Аристотель 20 лет провел в платоновской Академии. После этого он некоторое время был наставником Александра Македонского, а потом вернулся в Афины, где основал собственный Ликей — учебное заведение, при котором действовало нечто вроде библиотеки-музея и исследовательского центра. Методы обучения, применявшиеся в Ликее, были в основном индуктивные, эмпирические и исторические в противоположность преимущественно идеалистическим и дедуктивным подходам, практиковавшимся в Академии Платона. Аристотель проанализировал 158 конституций, которые легли в основу его «Политики». Аристотель (в отличие от Платона) подходил к рассмотрению политической действительности с эмпирических и практических позиций. Хотя в качестве исходного пункта теория политики Аристотеля опирается на схему Платона о шести типах государственного устройства, но, исследуя конкретные формы современной ему Греции, он говорит о реальной значимости четырех из них: олигархии и демократии — двух типов власти, наиболее распространенных в греческих городах- государствах; «политии» — конституционном или «смешанном» типе правления, представляющем собой комбинацию олигархии и демократии, этот тип (в силу способности к соединению добродетели со стабильностью) является оптимальной из достижимых форм правления; и тирании, представляющей собой худшую его разновидность. Там, где преобладает богатое население, существует олигархия; там, где властвуют бедные, — демократия. Если же в полисе развит средний класс, то можно говорить о наличии «смешанного» или конституционного правления, имеющего 4 тенденцию к стабильности, поскольку интересы крайних общественных сил перевешиваются там интересами умеренной части населения. Аристотель выдвинул целый ряд предположений и гипотез — об основах политической стабильности и факторах, ее подрывающих, о последствиях политических изменений, о моделях системы образования и эффективности политических решений. Метод Аристотеля состоял прежде всего в клиническом отборе конкретных образцов и выдвижении предположений о причинах их возникновения и возможных следствиях их существования, но без систематического тестирования тезисов. Греческая политическая теория Платона и Аристотеля представляла собой сочетание универсальных и частных идей. Мир, на который она распространялась, ограничивался греческими городами-государствами. Они делали обобщения, применимые к греческому обществу, а не ко всему роду человеческому. После завоеваний Александра и взаимопроникновения греческой и восточной культур в эпоху эллинизма особое значение приобрели два постулата философской школы стоиков — концепции об универсальности человечества и о мировом порядке, основанном на естественном законе. В наиболее яркой форме они были отражены в работах Панетия и Полибия (II в. до н.э.), которые в свою очередь передали эти идеи представителям римской интеллектуальной элиты эпохи поздней республики. Полибий использовал идеи Платона и Аристотеля при интерпретации истории Рима и его институтов. Именно с развитием римских политических институтов Полибий связывал быстрый рост и укрепление могущества Рима. Развивал идеи Платона и Аристотеля о развитии политических форм правления, пытался объяснить причины упадка чистых форм правления и перерождения их через социально-психологическое объяснение. Как считал Полибий, создатели римского государства путем проб и ошибок смогли вновь удостовериться в достоинствах смешанной конституции — комбинации монархических, аристократических и демократических принципов, что выразилось в создании институтов консулов, сената и народного собрания. Именно эти институты сделали возможным завоевание значительной части известного тогда мира за полстолетия и гарантировали, по мнению Полибия, стабильное и справедливое управление миром на основе римского законодательства. Три четверти века спустя, когда институты римской республики уже находились в стадии глубокого упадка, римский юрист Цицерон применил к интерпретации римской истории теорию «смешанной конституции». Он призывал вернуться к общественной структуре и культуре эпохи ранней римской республики. Вклад в развитие доктрины стоиков о естественном праве. Цицерон был убежден в существовании всеобщего естественного права, определяемого божественным порядком космоса, а также рациональной и социальной природой человечества. Именно он сформулировал концепцию естественного права, вошедшую в римское законодательство, а оттуда перешедшую в доктрину католической церкви, в труды мыслителей эпохи Просвещения. К концу III в. до н.э. в греческой общественной мысли и в политической мысли Рима были сформулированы две основополагающие проблемы политической теории: «Каковы инсти- туциональные формы политии?» и «Какие критерии мы применяем для их оценки?». Ответом на первый вопрос стала классификация организационных форм политической жизни, выдвинутая Платоном и Аристотелем, в которой выделены шесть типов чистых и смешанных политических режимов, а также смешанная конституция, предложенная в качестве средства от их упадка и циклического повторения. Ответом на второй вопрос об их оценке явилась концепция естественного права. Благодаря стоикам (в частности, Панетию и Полибию) эти идеи перешли к Риму, а через римских мыслителей (Цицерон) вошли в политическую доктрину католицизма. В средневековом мировоззрении концепция смешанной конституции и теория естественного права получили наиболее полное выражение в работах Фомы Аквинского (1225—1274 гг.), который связывал смешанную конституцию с идеями справедливости и стабильности через их соответствие божественному и естественному закону (Ex: Римская республики эпохи расцвета – сочетание власти народного собрания, сената и консулов). Он соглашался с доводами Аристотеля о слабости чистых форм монархического, аристократического и демократического правления и склонности их к перерождению в тиранию. Н. Макиавелли (1469—1527 гг.). До выхода в свет «Государя» и «Рассуждений» принято было разделять политические режимы на непорочные и коррумпированные, нормативные и ненормативные в изначальном понимании этих терминов Платоном и Аристотелем. Макиавелли, рассматривая политику в том виде, в каком она существовала в Италии XV—XVI вв., узаконил существование ненормативной политики как неизбежной, необходимой для выживания и существующей объективно, вне зависимости от воли людей. Государь, неспособный в случае 5 необходимости применить в целях выживания любые доступные для этого средства, не сможет творить добро тогда, когда ему представится такая возможность. Тезис Макиавелли о том, что «цель оправдывает средства» в определенном смысле поставил под сомнение основы политической науки. Концепция суверенитета, игравшая чрезвычайно важную роль в Средние века впервые была всесторонне сформулирована Ж. Боденом (1529—1596 гг.). Его доктрина абсолютизма как средства решения проблемы нестабильности и беспорядков противоречит теории смешанной конституции. Придерживаясь реалистического, исторического подхода, он стремился доказать, что классические примеры применения смешанных правительств (Рим и Венеция), на самом деле представляли собой концентрированные и централизованные режимы; и действительно, любой сколько-нибудь заметный и достаточно долго существовавший режим сосредоточивал законодательную и исполнительную власти под контролем центральной власти-авторитета. Его оценка влияния факторов окружающей среды и социальной структуры на тип государства предвосхитила политическую мысль Монтескье, подчеркивавшего роль антропологических воздействии. Между учеными существуют споры относительно начала эпохи Просвещения. У Алмонда Просвещение начинается с Гоббса, в учебнике “История политических учений” Чанышева с Монтескье, Википедия сомневается. С кого начнете вы, сами решайте! Отправьте “Гоббс” или “Монтескьё” на короткий номер 4242 и участвуйте в голосовании! Т. Гоббс (1588—1679 гг.). Взгляды Гоббса на природу вещей, на причины, заставляющие людей подчиняться, на сущность политических обязательств и легитимность различных форм правления в значительной степени формировались в процессе размышлений о падении Афин и того насилия и морального хаоса, который царил в современной ему Англии. В «Левиафане», Гоббс пришел к выводу о том, что суверенная власть в обществе необходима для того, чтобы избавить его членов от хаоса и насилия. В обмен на исполнение обязанностей и подчинение гражданин получает безопасность и защиту. Оптимальной формой правления является абсолютная монархия, ограниченная обязательствами правителя обеспечивать защиту и благосостояние всех членов общества. Заслугой Гоббса стал сделанный им вполне логичный вывод о том, что наилучшей является такая форма правления, которая соответствует материальным условиям и человеческим потребностям граждан. В качестве оценочного критерия деятельности правителя «материальные» показатели условий жизни людей. Дж. Локк о происхождении и легитимности правления, «Два трактата о правлении». Люди позволяют правительству обеспечивать себе благополучие и свободу. Естественное состояние у Локка не столь мрачное и предопределенное, как у Гоббса. По мере удаления от естественного состояния люди уступают общине, к которой они принадлежат, свое право навязывать разумные законы для того, чтобы надежнее сохранить жизнь, свободу и собственность. Во взглядах Локка в зачаточной форме присутствует концепция «разделения властей». Предоставляемая обществу власть подразделяется на три составляющие— законодательную, исполнительную и федеративную, последняя связана со сферой международных отношений. У Локка, как и у Гоббса, прогресс политической науки связан с логическими умозаключениями о природе и формах правления и об исходных основах власти-полномочии, свободы и обязательств, сделанными в социологическом и психологическом ключе. Заслуга этих ученых заключается скорее в логическом рационализме, чем в сборе информации
Важнейшие социально-экономические и политические предпосылки и факторы возникновения и развития в конце XIX века современной политической науки в США
Гражданская война в США бушевала с 1861 по 1865 год. Это война между штатами Севера, выступавшими за отмену рабства, и 11 рабовладельческими штатами Юга. Важными итогами войны стали запрещение рабства, закрепленоне 13-й поправкой к Конституции США, вступившей в силу 18 декабря 1865 года (рабство в восставших штатах было отменено ещё в 1863 году указом президента о провозглашении эмансипации). Масштабы военных действий в период гражданской войны требовали огромного количества военной техники и всего, что было необходимо для ведения этой войны. Используя выгодную конъюнктуру, спекулянты-финансисты наращивали солидные состояния. Создавались крупнейшие американские финансовые империи Моргана, Вандербилта, Гулда, Филла, Рокфеллера и др. Благотворительные фонды именно этих людей впоследствии будут финансировать колледжи, в которых преподаётся политология, политологические журнали и издательства, их выпускающие. За годы войны таможенные пошлины на ввозимые в США товары увеличились, что способствовало росту американской промышленности. Недостаток рабочих рук в сельском хозяйстве Севера, вызванный призывом в армию, был компенсирован широким использованием сельскохозяйственных машин. Растущий спрос на сельскохозяйственные машины стимулировал развитие машиностроительной промышленности и других отраслей промышленного производства. Бурный расцвет экономики и урбанизации привёл к возрастанию значимости экспертного знания. Как следствие, появилась потребность в институционализации знаний. Военный разгром плантаторов-рабовладельцев и освобождение рабов означали окончание только первой фазы революции. После гражданской войны встали новые революционные задачи: конфискация земель плантаторов и распределение их среди негров и безземельного белого населения, предоставление освобожденным рабам равных с белыми экономических, политических и гражданских прав; лишение контрреволюционных плантаторов политической власти на Юге. Борьба за осуществление этих мероприятий продолжалась с 1865 по 1877 г. Этот период получил название Реконструкции Юга. В этот период ход развития революции на Юге поставил перед буржуазией задачу стать во главе политического переустройства и социального возрождения. Следовательно, нужны были профессиональные эксперты в области политики (и профессионалы- юристы). То есть существовал объективный запрос на экспертное политическое знание. Политология представлялась как одна из наук о политике и поэтому она должна была заниматься институционно государством или устройством и деятельностью государства. То есть объект изучения политологов того времени – государство. Помимо этого можно упомянуть слова Вудро Вильсона: «Управленцы должны быть просвещёнными». В США (точнее эта страна называлась тогда Американским Союзом) был осуществлен ряд буржуазно-революционных преобразований. Наиболее важные из них - отмена рабства и решение аграрного вопроса в пользу фермеров: по закону о гомстедах (1862 г.) каждому желающему было дано право приобрести участок земли размером до 160 акров (примерно 65 га) при условии уплаты 10-долларового сбора. Решение аграрного вопроса в пользу фермеров, переход политической власти полностью в руки буржуазии Севера и ликвидация рабовладения как системы - все это устранило препятствия для развития американского капитализма. Экономические предпосылки привели к демократизации политической системы. В 1868 г. поправка XIV к Конституции установила предельный возрастной ценз для приобретения (пока только мужчинами) активного избирательного права в 21 год. В 1870 г. 8 поправка XV запретила как Союзу, так и отдельным штатам ограничивать право голоса в зависимости от расы, цвета кожи или прежнего нахождения в рабстве. Следовательно нужны были политологи профессионально занимающиеся сбором и систематизацией эмпирических данных в рамках института избирательного права (что потребовало исследовать общественное мнение, позиции партий, сами избирательные системы). После гражданской войны появляется несколько сотен локальных колледжей. Курс по политической науке читали президенты этих колледжей. Самыми известными колледжами являются Амхерст (Amherst College), Вилиамс (William's college), Колумбийский (Columbia college), Дартмут (Dartmouth college). Именно в Колумбийском колледже в 1880 году Джон Бёрджесс, последователь Френсиса Либера, создал первую кафедру политической науки. Именно с этого года началось формирование Американской Ассоциации Политической Науки, закончившееся в 1903 году. В 1876 году университет Джона Хопкинса создал «graduate school» (аспирантуру, дающее право получение степени доктора, то есть Ph.D.) Свободная рыночная конкуренция, воплотившаяся в экономических отношениях после Гражданской войны, постепенно проникает в академическую среду В США политическая наука формировалась первоначально как специальная университетская (в отличие от других стран) учебная дисциплина. В 1880 г. профессор истории и политической экономии Джон Бёрджесс создал Школу политической науки Колумбийского университета; с 1886 г. эта Школа стала издавать политологический журнал "Ежеквартальник политической науки". Аналогичные школы были созданы в других крупных университетах США (в частности, Корнельском, Йельском). Вскоре была организована Американская Ассоциация политической науки (1903 г.), которая стала выпускать Американский журнал политической науки (с 1906 г.). Классическими политологическими работами, изданными до 1900 г., стали труды Д. Вулси "Политическая наука, или государство, рассматриваемое с теоретической и практической точек зрения" (1878 г.), Вудро Вильсона "Государство" (1889 г.), В. Виллоуби "Исследование природы государства" (1896 г.), "Изучение политической философии" (1896 г.). 6 В начале своего развития американская политическая наука находилась под значительным влиянием подходов, выработанных юридической и исторической науками. Однако постепенно американская политология сосредоточилась на конкретно-эмпирических исследованиях деятельности правительственных институтов и политического поведения людей. Речь шла уже о том, чтобы описывать "не легальные формы политической активности, но саму реальность" (М. Гравитц). Две области политических исследований в связи с этим стали вплоть до 50-х гг. XX в. наиболее притягательными для американских политологов — правление и публичная администрация. В рамках данной тематики американские политологи стремились создать свою науку в значительной степени прикладной. Большая заслуга в этом принадлежит Чарльзу Мерриаму, одному из основателей политической науки США, автору известного высказывания о том, что "политика джунглей и научное исследование политики несовместимы, они не могут жить в одном и том же обществе". В политологии США появилось немало работ, в которых активно используются социологические понятия и количественные методы анализа; политология обогащалась также за счет достижений психологии. Возникают новые области исследований, которые впоследствии стали признанными сферами политологии. В частности, группам влияния посвящена работа Артур Бентли "Процесс управления, изучения социального влияния" (1908 г.). Изучение общественного мнения получило в США особое развитие, что было связано, по мнению французского исследователя Пьера Фавра, со слабым использованием американскими политологами понятий социального класса или массы; общественное мнение очень рано стало рассматриваться как "основание политической жизни". Эта тема раскрыта в книге Уолтера Липпмана "Общественное мнение" (1922 г.). Политическую науку США, да и многих других стран, трудно представить без такой области исследований, как политическая философия и история политических идей. Один из основателей этого направления — У. Даннинг, автор трехтомного издания «История политических теорий». На становление американской политической науки заметное влияние оказали три человека: Чарльз Мерриам (1874-1953 гг.), он считается основателем американской политической науки и отцом бихевиористского направления в политологии, Гарольд Лассуэлл (1902-1979 гг.), преемник идей Ч.Мерриама и Ганс Моргентау (1904-1980 гг.), глава школы прагматизма и политического реализма. Следует отметить ряд особенностей изучения проблем политики до 40-х годов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|