Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные содержательные тезисы фрагментов книги Чарльза Мерриама «Новые аспекты политики»




11 Содержательный анализ статьи “Building the Chicago School” by Michael T. Heaney & John Mark Hansen

M. Heany, J. Hansen “Building the Chicago school”

Золотой век Чикагской школы ПН во главе с Ч. Мэриамом и группой близких по духу ученых приходится на 1923 – 1940 гг. и соотносится с бихевиоралистской революцией в соц.-гум. науках.

Поле исследований ЧШ: поведение избирателей, городская политика, afro-american policy, полит. психология, сравн. политика, феномен войны, полит. партии, методология ПН, публичность и сфера администрирования.

Методология: наблюдение, field experiment (включенный эксперимент?), контент-, корреляционный-, регрессивный-, факторный виды анализа. Качественные методы анализа + исторический анализ (желательно сопровождаемый результатами количественного анализа)

Выпускники ЧШ преподают впоследствии в ведущих мировых учебных заведениях: Йель (Лассуэл), Колумбийский университет (Д. Трумэн), Принстон и Стэнфорд (Алмонд)

ДО Чикагской школы:

1. Первый ученбный курс ПН читается в университете Дж. Хопкинса профессором Г. Адамсом в рамках историко-правового подхода: «История – это прошлое политики. Политика – настоящее истории».

2. В Колумбийском университете происходит процесс постепенного слияния историко-аналитического подхода с гос-венным администрированием и правом. Читаются курсы: компаративное право (J. Burgess), административное право (F. Goodnow) и «история и политическая философия» (W. Dunning). Кредо: ‘Law is with us, the chief avenue into politics’ (Право для нас – ведущий проспект внутри политики)

В 1924 г. в “Review” выходит статья-манифест Ч. Мэриама, в кот. излагается концепт «новой науки о политике» и кот. становится поворотным. Провозглашенные в ней принципы ПН:

1. Опора на естественные науки как в методологическом смысле, так и с учетом их достижений. В этой связи начинается изучения политического поведения и психологии индивида и соц. групп.

2. Необходимость создать единую школу социальных наук, в которой политология будет одним из направлений.

3. Систематические наблюдения и исследования следует проводить в специализированных научных лабораториях и центрах. Статистика – важнейшая составляющая «проекта Мэриама», т.к. этот инструмент позволяет регулярно получать точную и объективную информацию из постоянно меняющегося мира человека. Статистика – это «телескоп, микроскоп, светоскоп» социального поля. Однако не следует забывать и о теории, поскольку только с ее помощью можно интерпретировать «табличные результаты».

4. Политическая наука должна производить практическое знание, кот. будет конструктивно отражаться на работе правительства.

Безусловно, эти идеи витали в воздухе еще задолго до восхождения Ч. Мэриама, однако он был первым, кто систематизировал эти принципы (выражены в пятнадцати ежегодных докладах для департаментов университета) и приступил к их реализации на практике. Он испытал влияния Дж. Дьюи (философия прагматизма) и Дж. Бюргесса (сторонник научного подхода в гумунитаристике), занимался работой адваката, вопросами образования и реальной политикой (в чикагском муниципалитете).

Устройство департамента ПН:

В период с 1900 (Мэриам прибывает в Чикаго с PHd Колумбийского университета) по 1920 г. департамент включает в себя всего 4 направления (по-нашему «кафедры»). H. Judson является первой фигурой, в то время как Мэриам – всего навсего третьей. Затем он понимает, что для утверждения собственного подхода в ПН необходимо собрать воедино его стороннников. Так, Мэриам окружает себя самыми талантливыми студентами (Ласуэлл, Gosnell, Уайт, Шуман, Вуди) и добивается у администрации Чикаго права их закрепления за департаментом после защиты PHd, хотя в Америке того периода времени в академической среде действует принцип «обмена» выпускниками. Ласуэлл изучает политическую психологию, Gosnell – использует в исследованиях методы статистического анализа и полевого эксперимента, а Уайт занимается проблематикой публичного администрирования. Все они – поддерживают подход и деятельность Ч. Мэриама и занимают свою нишу в структуре департамента, состоящего из трех (кафедр?) и диссертационного совета.

‘Science is a great cooperative enterprise in which many intelligences must labor together’. Ch. Merriam

(«Наука – великое кооперативное предприятие, на благо которого работают лучшие умы», Ч. Мэриам)

Разработка учебного плана:

Образовательная программа ЧШ является, пожалуй, самой инновационной и разработанной на данном историческом этапе. Учебный план трансформируется с 20х гг.и эти изменения соответствуют духу бихевиоралистской революции:

В 1921 г. в департаменте ПН читаются курсы:

1) теория

2) политика и администрирование

3) публичное право

4) частное право

5) международное право и дипломатия

К 1924 г. происходит след. трансформации:

1) «частное право» + «публичное право» = «публичное право и юриспруденция», который, в свою очередь, включен в курс «политика и администрирование»

В 1929 г.:

1) «политика и администрорование» распадается на: «политические партии и общественное мнение» и «публичное администрирование»

Эти «трансформации» в учебном плане ознаменовали собой «переход от права к науке».

В 1952 г. вводятся дисциплины: «Policy formation» и «Comparative goverment» (сравнение государственно-административных систем). Читаются экспериментальные авторские курсы, например, «Нерациональные типы политических действий», «Общественное мнение и пропаганда» (Ласуэлл), «Электорат» (Gosnell). Но главные среди них – курсы: «Политические системы» и «Гражданство и метод ПН» Мэриама, построенные на его диссертационной работе. «Чикагский проект» стремится к гармоничному сочетанию преподавания и научно-исследовательской деятельности.

Междисциплинарность также является базовым принципом ЧШ. Мэриам призывает своих студентов следить за «актуальным знанием», быть осведомленными в области достижений различных наук и посещать курсы экономики, права, социологии, антропологии, истории и психологии других департаментов. Междисциплинарность в ЧШ – это не просто риторика, а часть академической культуры. По сути, составляя такой комбинированный учебный план, студент получал возможность свободно развиваться как исследователь в рамках своей сферы научных интересов. Так например, Герберт Саймон, достиг успеха сразу в нескольких областях: ПН, экономика, математика, психология, философия.

Поддержка исследований:

Наука нуждается не только в талантливых и инициативных исследователях, но и в материальной поддержке систематических исследованиях, в грантах, степендиях и т.д. С этой целью Ч. Мэриам проводит политику привлечения новых спонсоров (коммерчиские организации, фонды, государство) и создания необходимых институтов. Так например, его усилиями организованы три конференции «Наука и политика» (1923 – 1925 гг.) и круглые столы по обмену научно-исследовательским опытом. Достижением Мэриама стала организация SSRC (1923), в который он председательствовал. Расшифровывается как: исследовательский совет социальных наук. Ее спонсировала Лаура Рокфеллер. SSRC имела в своем составе 7 ассоциаций, в т.ч. и APSA (American Political Science Association). В работу организации были вовлечены: Ласуэлл, Gosnell, Woody, Алмонд и др. За 10 лет работы SSRC на поддержание исследований было выделено 10 млн. долларов.

Другая организация, также созданная усилиями Ч. Мэриама – LCRC (Local community research comitet) занималась исследованиями жизни города Чикаго.

Итак, почему именно Чикаго становится центром мировой ПН?

1. Развитее школы ПН одновременно шло по трем направлениям: институциональное, предпринимательское и интеллектуальное

2. Созданы широкие возможности для научных исследований, а исследователям гарантирована свобода

3. Изначально – это довольно тесное научное комьюнити, связанное не только определенной исследовательской идеологией, но и неформальными дружескими связями.

4. Востребованность исследований школы ПН со ст ороны городской администрации и полит. элит.

5. Кураторство Ч. Мэриама

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...