§ 10. Значение чтения в жизни слепоглухонемого
§ 10. ЗНАЧЕНИЕ ЧТЕНИЯ В ЖИЗНИ СЛЕПОГЛУХОНЕМОГО ШКОЛЬНИКА. ЭТАПЫ ПРИОБЩЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМОГО ШКОЛЬНИКА К КНИГЕ Невозможность познать окружающее с помощью основных дистантных анализаторов приводит к поиску иных каналов информации для слепоглухонемых. У обычного ребенка восприятие многоканально и синхронно. Зрением он воспринимает предметы и явления окружающей жизни, слухом улавливает сопровождающие их звуки, но, главное, слышит словесное обозначение этих предметов и явлений. Он одновременно, зрительно и через слово, знакомится с назначением окружающих предметов, узнает суть и причины явлений природы и общественной жизни. У слепоглухонемого ребенка отсутствует такая комплексная актуальная информация до тех пор, пока он не научится словесному общению, а главное, восприятию печатного слова. Книга открывает слепоглухонемому путь к вершине человеческих знаний, дает простор для беспредельного интеллектуального развития, для оперативного самостоятельного пополнения сведений об окружающей жизни. «... Знаниями и литературной речью, — пишет О. И. Скороходова, — я обязана чтению, чтению и еще раз чтению книг, и в первую очередь художественной литературе. Спасение слепого, глухонемого и особенно слепоглухонемого— в чтении. Как научить слепоглухонемого чтению и письму, об этом пусть расскажут мои учителя, а я говорю только о том, что думаю о чтении как о единственном средстве спасения слепоглухонемого, слепого, глухонемого. Когда это поймут те, кто руководит обучением и воспитанием слепоглухонемых, слепых и глухонемых, обучение это двинется вперед гораздо успешнее, чем теперь».
После практического освоения языка приобщение слепоглухонемого ребенка к чтению становится первостепенной задачей. Опоздание с приобщением к чтению, отсутствие интереса к печатному слову может нанести непоправимый вред всему последующему развитию ребенка. Практика работы с слепоглухонемыми детьми показывает, что высокого интеллектуального развития достигают только те слепоглухонемые, у которых своевременно удалось развить интерес к чтению. Во время чтения формируется эмоционально-образное мышление, раздвигаются границы познания; отчасти решаются вопросы «Кто я? », «Какой я? ». В этой связи очень важно сохранение контактов с воспитателем, формирующим активную социальную позицию ребенка. Трудно переоценить роль чтения в сфере самосознания воспитанников, в развитии эмоционального сочувствия. Неотъемлемым фактором в становлении мировоззрения чтение является еще и потому, что все вопросы, противоречия, проблемы ребенок воспринимает интимно-личностно, эмоционально. Чтение помогает эмоциональному осознанию опыта, полученного в практической деятельности и общении. Очень сложный момент в воспитании слепоглухонемых — проблема уединения. Чтение позволяет и в уединении сохранить непрерывность воспитательного процесса. Чтение и обдумывание прочитанного в моменты уединения позволяют включать в эти процессы воспитание активной жизненной позиции, решение проблем общения, познания, обособления, самосознания, выработки мировоззрения, а также эмоциональные переживания и сопоставления с жизненным опытом. Уединение во время чтения имеет и компенсаторную функцию, проявляющуюся в эмоциональном переживании новых психических состояний, новых потребностей, переживании мечты. Иногда компенсируется отсутствующее признание товарищами через общение с героями книг. Именно для выявления таких состояний очень важны беседы с воспитателем о прочитанном.
Развивая любовь к книге, следует учитывать прежде всего заинтересованность ребенка в информации, которую поставляет ему тот или иной текст. Замечено, что слепоглухонемые любят получать письма от родных и знакомых. Каждое письмо, сколь бы пространным оно ни было, прочитывается от начала до конца. Это обстоятельство используют для развития интереса к чтению у слепоглухонемых учащихся. Родителям рекомендуется писать письма чаще и объемнее, включая в содержание волнующие ребенка темы. Для развития у детей интереса к переписке устраиваются коллективные игры в почту, которые всегда вызывают оживление и проходят при активном участии ребят. В этих играх закрепляются навыки письма и чтения, ведения почтовой переписки и ее оформления. Другое средство приобщения к печатному слову — систематические дневниковые записи учащихся. Дневниковые записи отражают личный опыт учащихся, связанный с их эмоциональными переживаниями, а потому содержание записей притягательно для ребят. Большую пользу приносит чтение учащимися дневниковых записей друг друга. Из них каждый узнает о знакомых ему по личному опыту событиях, о поступках товарищей. Целесообразно также давать для прочтения воспитанникам дневниковые записи старших учащихся, сделанные ими в прошлые годы. По форме изложения эти записи вполне доступны пониманию обучаемых, а их содержание раскрывает события, происходившие в школе ранее. Огромную роль в приобщении слепоглухонемых детей к чтению играет стенная печать. Заметки в стенгазету содержат материал из жизни школы, описывают события, участниками которых были сами дети. Поэтому заметки интересны и доступны пониманию читающих. Тем же, кто пишет заметки, они служат средством самовыражения и обретения навыков адаптированного изложения мыслей, так как часть читателей стенной газеты находится по уровню развития ниже составителей заметок. Регулярно обновляются адаптированные тексты о сезонных изменениях в растительном и животном мире. Эти тексты составляют воспитатели и вывешивают на панно с контурным изображением имеющихся в школьном хозяйстве животных. Тексты расширяют возможности формирования письменной речи воспитанников, их содержание близко личному опыту слепоглухонемых учащихся, так как связано с их общественно полезным трудом в пришкольном хозяйстве. Тексты посвящают детей в различные забавные происшествия, происходящие в мире животных, дают рекомендации по уходу за животными, содержат критику воспитанников, нерадиво относящихся к хозяйственным обязанностям.
Систематически проводятся конкурсы на лучшие сочинения. Последующий их анализ под руководством педагогов позволяет совершенствовать у слепоглухонемых навыки правильного изложения мыслей, приобщать воспитанников к художественному слову. Для развития интереса учащихся к художественной литературе в методических объединениях составляют сборники адаптированных произведений детских писателей. Сборники рассчитаны на различные уровни развития слепоглухонемых учащихся начальных классов. Библиотечная работа, проведение читательских конференций и диспутов позволяют развить у детей устойчивый интерес к книге. «... Отдыхаю хорошо, — писал своей учительнице Саша С, находившийся дома на каникулах. —Успокойте, пожалуйста, Л. И. и Р. С. — читаю рекомендованную ими «Войну и мир». Других произведений Л. Толстого по Брайлю здесь не оказалось. Для разнообразия взял двухтомник С. Есенина, «Железный поток» А. Серафимовича, а для развития способности «думать и мыслить» взял по рецепту Э. В. «Очередные задачи Советской власти» В. И. Ленина. В редакцию «Советского школьника» послал два своих стихотворения». Практика работы с различными категориями слепоглухонемых детей показывает, что не все они одинаково успешно приобщаются к книге. Наиболее быстро приходит интерес к чтению при тотальной и практической слепоглухонемоте. Последнее вызвано тем, что у этих двух категорий детей крайне ограничены виды досуга, в которых они могут участвовать наравне со своими слабовидящими глухонемыми товарищами. Поэтому тотально слепоглухонемые и практически слепоглухонемые учащиеся в языковом и интеллектуальном развитии, как правило, обгоняют слабовидящих глухонемых. Этих последних отвлекает от чтения разнообразная зрительная информация. Часто можно наблюдать, как тотально слепоглухонемые учащиеся адаптированно в дактильно-жестовой форме пересказывают содержание прочитанных произведений своим слабовидящим глухонемым товарищам.
Известно, что скорость восприятия слепоглухонемыми книжного текста, выполненного брайлевским шрифтом, в два раза ниже, чем скорость чтения плоскопечатного текста зрячим человеком. В старших классах учащимся приходится много времени уделять чтению учебников и художественных произведений. Поэтому немаловажное значение на этом этапе имеют навыки быстрого чтения. Исследования показали, что восприятие брайлевского текста пальцем слепоглухонемого подчиняется принципу сигнальности так же, как и чтение плоскопечатных текстов. Этот принцип заключается в том, что каждый из нас не вчитывается в отдельные буквы, а узнает и считывает слова глобально по определенным сигналам в виде присущих словам немногих индивидуальных сочетаний букв. Скорость чтения зависит от индивидуальных способностей сигнального восприятия текста. Развитию сигнальности восприятия слов и целых словосочетаний уделяется особое внимание при обучении слепоглухонемых. В этом помогают специальные технические средства общения («Специализированный класс» и «Комплект брайлевских строк»). Самостоятельное чтение слепоглухонемыми художественной литературы бывает затруднено незнанием некоторых слов и выражений. Поэтому совершенно необходимо иметь слепоглухонемым учащимся старших классов толковый словарь. В школьной практике используется переведенный на шрифт Брайля «Словарь русского языка» (сост. С. И. Ожегов). В подростковый период и в юношеском возрасте слепоглухонемые учащиеся начинают задумываться над необычностью своей судьбы, над личными жизненными перспективами. В это время их нельзя оставлять в одиночестве с тяжелыми раздумьями. Нужно помочь им найти достойный путь сопротивления обстоятельствам. Большую помощь может оказать художественная литература. В этот период важно дать учащимся образцы борьбы и побед сильных духом людей над жизненными невзгодами. Для подросткового периода доступны такие произведения, как А. Маршалла «Я умею прыгать через лужи», Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Для более старшего возраста можно рекомендовать произведения и биографию Н. Островского, книгу О. И. Скороходовой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», знакомить учащихся с жизнью и творчеством слепоги скульптора Лины По.
Воспитанию у слепоглухонемых учащихся активной жизненной позиции служат газетные статьи, дающие образцы стойкости советских людей в различных экстремальных условиях. Газетные материалы используют для коллективных читок с помощью специальных технических средств или в качестве заметок, переведенных на брайлевский шрифт в школьной стенгазете. Иногда газетные статьи приходится адаптировать. Наконец, большой интерес для слепоглухонемых учащихся в плане осознания себя полноправными членами общества, способными преодолевать трудности, получать высокое интеллектуальное развитие и иметь жизненные перспективы, представляют опубликованные в различных популярных журналах, а также специальном журнале для слепых «Наша жизнь» статьи их старших товарищей, бывших воспитанников школы слепоглухонемых. В этих статьях они описывают свою учебу в МГУ, делятся впечатлениями о начале своей трудовой деятельности в качестве младших научных сотрудников Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР. Систематическое чтение специальных журналов «Наша жизнь» и «В едином строю», в которых отражен быт и труд людей с дефектами зрения и слуха на современных учебно-производственных предприятиях, также представляет интерес для слепоглухонемых. Полезно знакомить, учащихся с заметками о научных достижениях в области офтальмологии, оториноларингологии, специальной техники, способствующей коррекции и компенсации дефектов. Часто эти материалы нуждаются в разъяснении, а терминология — в доступном для слепоглухонемых толковании. Процесс формирования личности слепоглухонемого ребенка при всей специфике решения многих вопросов воспитания и обучения основывается на ведущей роли предметно-практической и трудовой деятельности. Основным механизмом приобщения слепоглухонемых детей к духовному развитию и саморазвитию является предметно-практическая деятельность в условиях развитых форм общения, становление которых — постоянная забота воспитателей. Через воспитательное и первостепенное значение трудовой деятельности (как бытовой по самообслуживанию, так и коллективно значимой) возможен подход к нравственному, физическому, эстетическому воспитанию. Воспитание личности слепоглухонемого в коллективе основывается на связи видов деятельности с формированием оптимистического мироотношения личности, на влиянии развитых форм общения на ее самосознание, где общение рассматривается как один из важнейших видов деятельности. Огромное значение для формирования эмоциональной культуры в процессе социализации ребенка имеет личный опыт, приобретаемый им в условиях непрерывного воспитательного процесса, а также своевременное формирование интереса к чтению как пути становления активной жизненной позиции. Претворение в жизнь этих положений позволяет решить проблему индивидуализированного подхода в целостном воспитании личности. ЛИТЕРАТУРА Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 40. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М., 1979. А п р а у ш е в А. В. Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых детей. М, 1973. Апраушев А. В. Трудовое воспитание слепоглухонемых детей. М., 1979. К а п л а н А. И., Морозова Н. Г. Если ребенок плохо видит. М., 1969. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. М., 1973. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. Никитины Л. и Б. Мы и наши дети. М., 1979. Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и лонимаю окружающий мир. М., 1972. С ух о мл и иски й В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973. Чернышевск ни Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности. —Избр. соч. м., 1950,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|