Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 10. Значение чтения в жизни слепоглухонемого




§ 10. ЗНАЧЕНИЕ ЧТЕНИЯ В ЖИЗНИ СЛЕПОГЛУХОНЕМОГО

ШКОЛЬНИКА. ЭТАПЫ ПРИОБЩЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМОГО

ШКОЛЬНИКА К КНИГЕ

Невозможность познать окружающее с помощью основных дистантных анализаторов приводит к поиску иных каналов ин­формации для слепоглухонемых.

У обычного ребенка восприятие многоканально и синхронно. Зрением он воспринимает предметы и явления окружающей жизни, слухом улавливает сопровождающие их звуки, но, глав­ное, слышит словесное обозначение этих предметов и явлений. Он одновременно, зрительно и через слово, знакомится с на­значением окружающих предметов, узнает суть и причины яв­лений природы и общественной жизни.

У слепоглухонемого ребенка отсутствует такая комплексная актуальная информация до тех пор, пока он не научится сло­весному общению, а главное, восприятию печатного слова. Кни­га открывает слепоглухонемому путь к вершине человеческих знаний, дает простор для беспредельного интеллектуального развития, для оперативного самостоятельного пополнения све­дений об окружающей жизни. «... Знаниями и литературной ре­чью, — пишет О. И. Скороходова, — я обязана чтению, чтению и еще раз чтению книг, и в первую очередь художественной ли­тературе. Спасение слепого, глухонемого и особенно слепоглу­хонемого— в чтении. Как научить слепоглухонемого чтению и письму, об этом пусть расскажут мои учителя, а я говорю толь­ко о том, что думаю о чтении как о единственном средстве спасения слепоглухонемого, слепого, глухонемого. Когда это поймут те, кто руководит обучением и воспитанием слепоглухо­немых, слепых и глухонемых, обучение это двинется вперед гораздо успешнее, чем теперь».

После практического освоения языка приобщение слепоглу­хонемого ребенка к чтению становится первостепенной задачей. Опоздание с приобщением к чтению, отсутствие интереса к печатному слову может нанести непоправимый вред всему после­дующему развитию ребенка. Практика работы с слепоглухоне­мыми детьми показывает, что высокого интеллектуального раз­вития достигают только те слепоглухонемые, у которых свое­временно удалось развить интерес к чтению.

Во время чтения формируется эмоционально-образное мыш­ление, раздвигаются границы познания; отчасти решаются вопросы «Кто я? », «Какой я? ». В этой связи очень важно сохра­нение контактов с воспитателем, формирующим активную со­циальную позицию ребенка.

Трудно переоценить роль чтения в сфере самосознания вос­питанников, в развитии эмоционального сочувствия. Неотъем­лемым фактором в становлении мировоззрения чтение является еще и потому, что все вопросы, противоречия, проблемы ребе­нок воспринимает интимно-личностно, эмоционально. Чтение помогает эмоциональному осознанию опыта, полученного в практической деятельности и общении.

Очень сложный момент в воспитании слепоглухонемых — проблема уединения. Чтение позволяет и в уединении сохра­нить непрерывность воспитательного процесса. Чтение и обду­мывание прочитанного в моменты уединения позволяют вклю­чать в эти процессы воспитание активной жизненной позиции, решение проблем общения, познания, обособления, самосозна­ния, выработки мировоззрения, а также эмоциональные пере­живания и сопоставления с жизненным опытом.

Уединение во время чтения имеет и компенсаторную функ­цию, проявляющуюся в эмоциональном переживании новых психических состояний, новых потребностей, переживании меч­ты. Иногда компенсируется отсутствующее признание товари­щами через общение с героями книг. Именно для выявления таких состояний очень важны беседы с воспитателем о прочи­танном.

Развивая любовь к книге, следует учитывать прежде всего заинтересованность ребенка в информации, которую поставляет ему тот или иной текст.

Замечено, что слепоглухонемые любят получать письма от родных и знакомых. Каждое письмо, сколь бы пространным оно ни было, прочитывается от начала до конца. Это обстоятельство используют для развития интереса к чтению у слепоглухонемых учащихся. Родителям рекомендуется писать письма чаще и объемнее, включая в содержание волнующие ребенка темы. Для развития у детей интереса к переписке устраиваются коллек­тивные игры в почту, которые всегда вызывают оживление и проходят при активном участии ребят. В этих играх закрепля­ются навыки письма и чтения, ведения почтовой переписки и ее оформления.

Другое средство приобщения к печатному слову — система­тические дневниковые записи учащихся. Дневниковые записи отражают личный опыт учащихся, связанный с их эмоциональ­ными переживаниями, а потому содержание записей притяга­тельно для ребят. Большую пользу приносит чтение учащими­ся дневниковых записей друг друга. Из них каждый узнает о знакомых ему по личному опыту событиях, о поступках това­рищей. Целесообразно также давать для прочтения воспитан­никам дневниковые записи старших учащихся, сделанные ими в прошлые годы. По форме изложения эти записи вполне доступ­ны пониманию обучаемых, а их содержание раскрывает собы­тия, происходившие в школе ранее.

Огромную роль в приобщении слепоглухонемых детей к чте­нию играет стенная печать. Заметки в стенгазету содержат ма­териал из жизни школы, описывают события, участниками ко­торых были сами дети. Поэтому заметки интересны и доступны пониманию читающих. Тем же, кто пишет заметки, они служат средством самовыражения и обретения навыков адаптирован­ного изложения мыслей, так как часть читателей стенной газеты находится по уровню развития ниже составителей заметок.

Регулярно обновляются адаптированные тексты о сезонных изменениях в растительном и животном мире. Эти тексты со­ставляют воспитатели и вывешивают на панно с контурным изображением имеющихся в школьном хозяйстве животных. Тексты расширяют возможности формирования письменной ре­чи воспитанников, их содержание близко личному опыту сле­поглухонемых учащихся, так как связано с их общественно по­лезным трудом в пришкольном хозяйстве. Тексты посвящают детей в различные забавные происшествия, происходящие в мире животных, дают рекомендации по уходу за животными, содержат критику воспитанников, нерадиво относящихся к хо­зяйственным обязанностям.

Систематически проводятся конкурсы на лучшие сочинения. Последующий их анализ под руководством педагогов позволяет совершенствовать у слепоглухонемых навыки правильного из­ложения мыслей, приобщать воспитанников к художественному слову.

Для развития интереса учащихся к художественной литера­туре в методических объединениях составляют сборники адап­тированных произведений детских писателей. Сборники рассчи­таны на различные уровни развития слепоглухонемых учащихся начальных классов.

Библиотечная работа, проведение читательских конференций и диспутов позволяют развить у детей устойчивый интерес к книге.

«... Отдыхаю хорошо, — писал своей учительнице Саша С, находившийся дома на каникулах. —Успокойте, пожалуйста, Л. И. и Р. С. — читаю ре­комендованную ими «Войну и мир». Других произведений Л. Толстого по Брайлю здесь не оказалось. Для разнообразия взял двухтомник С. Есенина, «Железный поток» А. Серафимовича, а для развития способности «думать и мыслить» взял по рецепту Э. В. «Очередные задачи Советской власти» В. И. Ленина. В редакцию «Советского школьника» послал два своих сти­хотворения».

Практика работы с различными категориями слепоглухоне­мых детей показывает, что не все они одинаково успешно при­общаются к книге. Наиболее быстро приходит интерес к чтению при тотальной и практической слепоглухонемоте. Последнее вызвано тем, что у этих двух категорий детей крайне ограни­чены виды досуга, в которых они могут участвовать наравне со своими слабовидящими глухонемыми товарищами. Поэтому то­тально слепоглухонемые и практически слепоглухонемые уча­щиеся в языковом и интеллектуальном развитии, как правило, обгоняют слабовидящих глухонемых. Этих последних отвлекает от чтения разнообразная зрительная информация. Часто можно наблюдать, как тотально слепоглухонемые учащиеся адаптиро­ванно в дактильно-жестовой форме пересказывают содержание прочитанных произведений своим слабовидящим глухонемым товарищам.

Известно, что скорость восприятия слепоглухонемыми книж­ного текста, выполненного брайлевским шрифтом, в два раза ниже, чем скорость чтения плоскопечатного текста зрячим чело­веком. В старших классах учащимся приходится много времени уделять чтению учебников и художественных произведений. По­этому немаловажное значение на этом этапе имеют навыки бы­строго чтения. Исследования показали, что восприятие брайлевского текста пальцем слепоглухонемого подчиняется принципу сигнальности так же, как и чтение плоскопечатных текстов. Этот принцип заключается в том, что каждый из нас не вчиты­вается в отдельные буквы, а узнает и считывает слова глобаль­но по определенным сигналам в виде присущих словам немно­гих индивидуальных сочетаний букв. Скорость чтения зависит от индивидуальных способностей сигнального восприятия тек­ста. Развитию сигнальности восприятия слов и целых словосо­четаний уделяется особое внимание при обучении слепоглухоне­мых. В этом помогают специальные технические средства общения («Специализированный класс» и «Комплект брайлевских строк»).

Самостоятельное чтение слепоглухонемыми художественной литературы бывает затруднено незнанием некоторых слов и выражений. Поэтому совершенно необходимо иметь слепоглухо­немым учащимся старших классов толковый словарь. В школь­ной практике используется переведенный на шрифт Брайля «Словарь русского языка» (сост. С. И. Ожегов).

В подростковый период и в юношеском возрасте слепоглу­хонемые учащиеся начинают задумываться над необычностью своей судьбы, над личными жизненными перспективами. В это время их нельзя оставлять в одиночестве с тяжелыми раз­думьями. Нужно помочь им найти достойный путь сопротивле­ния обстоятельствам. Большую помощь может оказать худо­жественная литература. В этот период важно дать учащимся образцы борьбы и побед сильных духом людей над жизненными невзгодами. Для подросткового периода доступны такие произ­ведения, как А. Маршалла «Я умею прыгать через лужи», Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Для более старшего возраста можно рекомендовать произведения и биографию Н. Островского, книгу О. И. Скороходовой «Как я воспринимаю, представляю и по­нимаю окружающий мир», знакомить учащихся с жизнью и творчеством слепоги скульптора Лины По.

Воспитанию у слепоглухонемых учащихся активной жизнен­ной позиции служат газетные статьи, дающие образцы стойко­сти советских людей в различных экстремальных условиях. Газетные материалы используют для коллективных читок с помощью специальных технических средств или в качестве за­меток, переведенных на брайлевский шрифт в школьной стен­газете. Иногда газетные статьи приходится адаптировать.

Наконец, большой интерес для слепоглухонемых учащихся в плане осознания себя полноправными членами общества, спо­собными преодолевать трудности, получать высокое интеллек­туальное развитие и иметь жизненные перспективы, представ­ляют опубликованные в различных популярных журналах, а также специальном журнале для слепых «Наша жизнь» статьи их старших товарищей, бывших воспитанников школы слепо­глухонемых. В этих статьях они описывают свою учебу в МГУ, делятся впечатлениями о начале своей трудовой деятельности в качестве младших научных сотрудников Научно-исследова­тельского института общей и педагогической психологии АПН СССР. Систематическое чтение специальных журналов «Наша жизнь» и «В едином строю», в которых отражен быт и труд людей с дефектами зрения и слуха на современных учебно-про­изводственных предприятиях, также представляет интерес для слепоглухонемых.

Полезно знакомить, учащихся с заметками о научных дости­жениях в области офтальмологии, оториноларингологии, специ­альной техники, способствующей коррекции и компенсации де­фектов. Часто эти материалы нуждаются в разъяснении, а тер­минология — в доступном для слепоглухонемых толковании.

Процесс формирования личности слепоглухонемого ребенка при всей специфике решения многих вопросов воспитания и обучения основывается на ведущей роли предметно-практиче­ской и трудовой деятельности. Основным механизмом приобще­ния слепоглухонемых детей к духовному развитию и самораз­витию является предметно-практическая деятельность в усло­виях развитых форм общения, становление которых — постоян­ная забота воспитателей. Через воспитательное и первостепен­ное значение трудовой деятельности (как бытовой по самооб­служиванию, так и коллективно значимой) возможен подход к нравственному, физическому, эстетическому воспитанию.

Воспитание личности слепоглухонемого в коллективе осно­вывается на связи видов деятельности с формированием опти­мистического мироотношения личности, на влиянии развитых форм общения на ее самосознание, где общение рассматривает­ся как один из важнейших видов деятельности.

Огромное значение для формирования эмоциональной куль­туры в процессе социализации ребенка имеет личный опыт, при­обретаемый им в условиях непрерывного воспитательного про­цесса, а также своевременное формирование интереса к чтению как пути становления активной жизненной позиции.

Претворение в жизнь этих положений позволяет решить проблему индивидуализированного подхода в целостном вос­питании личности.

ЛИТЕРАТУРА

Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 40.

Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М., 1979.

А п р а у ш е в А. В. Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых де­тей. М, 1973.

Апраушев А. В. Трудовое воспитание слепоглухонемых детей. М., 1979.

К а п л а н А. И., Морозова Н. Г. Если ребенок плохо видит. М., 1969.

Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. М., 1973.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

Никитины Л. и Б. Мы и наши дети. М., 1979.

Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и лонимаю окружающий мир. М., 1972.

С ух о мл и иски й В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973.

Чернышевск ни Н. Г. Эстетические отношения искусства к дейст­вительности. —Избр. соч. м., 1950,


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...