Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава VI специальные технические средства




Глава VI СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

§ 1. ОБЩЕНИЕ

Самая острая проблема слепоглухонемоты — общение. Его хронический дефицит ощущается при обучении слепоглухоне­мых. Это объясняется тем, что слепоглухонемой учащийся мо­жет воспринимать только обращенную персонально к нему кон­тактную речь. Однако дактильно-контактный способ общения требует больших физических усилий, так как дактилирующие пальцы учителя, встречая сопротивление считывающей руки ученика, быстро устают. Кроме того, наличие трех учеников в группе не позволяет учителю одновременно вести работу со всеми учащимися даже при условии дактилировання двумя ру­ками. Один из троих учащихся обязательно выпадет из сферы непосредственного педагогического воздействия. Можно, конеч­но, при объяснении материала двум ученикам предложить третьему выполнять задание самостоятельно, но это не всегда бывает оправдано. Если же учесть, что каждого ученика нужно индивидуально опросить, рассказать ему новый материал, отве­тить на вопросы, проверить письменные работы, выполненные на уроке брайлевским шрифтом, то малоэффективность обуче­ния группы слепоглухонемых учащихся с применением дактильно-контактного способа общения станет очевидной.

В общественной работе среди слепоглухонемых дефицит жи­вого общения еще более возрастает. Ограниченность дактильно-контактного способа общения препятствует эффективному про­ведению массовых мероприятий. Вот как проводились комсо­мольские собрания, беседы, коллективные читки газетных и журнальных материалов, выполненных средствами обычной пе­чати. На стульях, поставленных в ряд, рассаживались слепо­глухонемые воспитанники. Сообщение передавалось выступаю­щим к соседу и далее от звена к звену этой живой цепи, в бук­вальном смысле из рук в руки. Однако каждый, составляющий эту цепь, принимая информацию, интерпретирует ее в соответ­ствии со своим уровнем развития и уже в таком виде передает дальше, искаженную и перефразированную. Но иного способа нет. И если цепь длинная (пять и более человек), то инфор­мация до последнего звена доходит в столь измененном виде, что серьезное мероприятие обращается в известную детскую игру «испорченный телефон». Между тем перед школой слепо­глухонемых стоит задача добиться гармонического развития личности учащихся при условии их группового воспитания и обучения. Мы же сталкиваемся с непреодолимым дефицитом информации, который накладывается на уже имеющуюся у ча­сти слепоглухонемых детей педагогическую запущенность.

Уже в первые годы существования Загорской школы для слепоглухонемых встал вопрос об интенсификации общения воспитанников путем разработки специальных технических средств.

Разработкой и применением этих средств стали заниматься в начале текущего столетия. Первыми появились специальные технические средства индивидуальной коммуникации: пере­говорный диск, переговорная перчатка, механический коммуни­катор, телетакторный телефон.

Переговорный диск представляет собой вращающийся на оси диск, по периметру которого расположены изображения дактильных букв, а на поверхности — обычные буквы. Для пе­редачи сообщения слепоглухонемому зрячий собеседник подво­дил под руку слепоглухонемого дактильные буквы, совпадаю­щие по значению с нанесенными на поверхности круга. Слепо­глухонемой считывает их с помощью осязания.

Применялась и специальная перчатка, на ладонной стороне которой располагались буквенные знаки. Перчатка надевалась на руку слепоглухонемого, заучившего порядок расположения знаков. Для передачи сообщения зрячий в определенной после­довательности касался знаков на перчатке, а слепоглухонемой расшифровывал эти касания. Оба указанных устройства при­менялись для связи слепоглухонемых с людьми, не владеющи­ми специальными средствами общения.

Механический коммуникатор И. А. Соколянского представ­ляет собой портативное устройство, в корпусе которого распо­ложены подвижные штыри. При нажатии кнопок, размещенных на панели устройства, соответствующие им штыри приходят в движение и слегка выступают над поверхностью панели-такто-ра, образуя буквы под воспринимающим пальцем слепоглухо­немого. Это устройство предполагает знание собеседником шрифта Брайля.

В практике обучения слепоглухонемых все перечисленные устройства не применялись, потому что процесс передачи сооб­щений с их помощью очень замедлен и требует контактного об­щения, для чего передающий и воспринимающий должны на­ходиться рядом. Эти способы передачи информации по удоб­ству и скорости не лучше обычного писания печатных букв на ладони слепоглухонемого.

Дальнейшее развитие технических средств шло по линии разработки электрических устройств, которые позволили ре­шить такие актуальные задачи, как: а) передача информации слепоглухонемым на расстояние; б) передача информации од­новременно группе слепоглухонемых; в) обеспечение прямой, обратной и взаимной связи; г) автоматическое перекодирование с брайлевского шрифта на плоскопечатный и наоборот; д) строчная индикация информации как в виде рельефно-то­чечных знаков, так и в образах букв, воспринимаемых зрячими; е) повышение скорости передачи и приема информации; ж) запись и хранение информации на магнитной ленте.

К электрическим устройствам относится прежде всего теле­такторный телефон, разработанный под руководством И. А. Со­колянского в 40-х гг. Телефон состоит из двух пультов, соеди­ненных многожильным кабелем. На каждом из пультов име­ется шестиклавишная клавиатура, электромеханический тактор и шестиламповое световое табло. Устройство обеспечивает двух­стороннюю связь. С его помощью могут переговариваться слепо­глухонемые между собой и зрячеслышащие со слепоглухоне­мыми. Однако зрячеслышащим для общения по телефону необ­ходимы навыки использования брайлевской клавиатуры, что требует специальной подготовки.

Для передачи информации группе слепоглухонемых с 1966 г. пытались применить телетактор, сконструированный И. А. Со-колянским. Центральный пульт телетактора предназначен для передачи информации от докладчика к слепоглухонемым слу­шателям; он снабжен шестью передающими клавишами и со­единен с десятью индивидуальными пультами. При нажатии клавишей в определенной комбинации на индивидуальных пуль­тах появляются соответствующие выпуклые брайлевские буквы, образуемые выступающими над поверхностью такторов метал­лическими штырьками. Слепоглухонемой читает эти буквы, дви­гая указательным пальцем по тактору.

Первые же испытания на практике выявили, однако, непри­годность аппарата для использования в процессе уроков; мало подходил он и к условиям комсомольских собраний. Дело и том, что на уроках и собраниях требовалась, помимо прямой связи, которую обеспечивал аппарат, обратная связь и взаимо­связь.

Первый телетактор прямой, обратной и взаимной связи (со­кращенно ТЕПРОИВС) был разработан и изготовлен в Загор­ской школе слепоглухонемых в 1968 г. Его внедрение в прак­тику уроков позволяло педагогу без большого физического напряжения объяснять учебный материал одновременно неогра­ниченному числу слепоглухонемых учащихся. В качестве вы­зывного устройства использованы вентиляторы, подсоединенные к каждому, из пультов. Достаточно педагогу нажать на цент­ральном пульте кнопку, как включался вентилятор соответст­вующего индивидуального пульта и поток воздуха устремлялся на ученика, которому надлежало отвечать. Взаимная связь по­зволяла всем ученикам группы слушать ответ товарища, счи­тывая с тактора, дополнять и исправлять его, печатая па кла­виатуре индивидуального пульта. Таким образом, ТЕПРОИВС впервые позволил ввести в практику школы слепоглухонемых фронтальные методы работы.

Однако разработка приборов и ее воплощение в условиях школы требовали большого напряжения сил и наличия своей материально-технической базы. Возникла необходимость в коо­перации.

Одним из детищ этой кооперации явился «Специализирован­ный класс», успешно заменивший цепочку «испорченного теле­фона». Он состоял из центрального пульта, расположенного стационарно в головной части подковообразного стола, и инди­видуальных пультов, размещенных на его периферии. К столу подсоединялся второй подковообразный стол с пятью индиви­дуальными пультами таким образом, что внутри двух «подков» на стуле размещался оператор. Между всеми пультами обеспе­чивалась прямая, обратная и взаимная связь. На центральном пульте, кроме брайлевской клавиатуры, имелась клавиатура обычной плоскопечатной машинки, что позволяло общаться со слепоглухонемыми любому грамотному человеку, даже не вла­деющему навыками работы на брайлевской клавиатуре. Стало возможным приглашать на комсомольские собрания, встречи, беседы интересных людей, а в период подготовки выпускников школы к поступлению в институты — организовывать встречи с преподавателями вузов и учеными. «Специализированный класс» снабжен сигнализацией, которая представляет собой систему кнопок и вибраторов. Нажатием кнопки на индивидуальном пульте любой из присутствующих мог включить вибратор цент­рального пульта и сообщить таким образом председателю со» браиия о своем желании выступить. Ведущий собрание поворо­том соответствующего рычага включал в сеть обратной связи индивидуальный пульт слепоглухонемого, желающего высту­пить, и тот, работая на клавиатуре, передавал свое выступле­ние всем присутствующим.

Затем появился «Комплект брайлевских строк». Необходи­мость в разработке этого аппарата вызвана тем, что все уже существующие специальные технические средства общения вы­давали на такторе под считывающий палец слепоглухонемого одиночную букву, исчезающую прежде чем появлялась следую­щая. Такой принцип подачи информации на тактор приводил к побуквенному ее считыванию, нарушалась сигнальность вос­приятия текста. Около каждого ученика имеется вентилятор, который потоком воздуха при нажатии соответствующей кноп­ки на центральном пульте сигнализирует о том, что именно это­му ученику надлежит отвечать на вопрос, заданный группе.

Внедрение в практику «Комплекта брайлевских строк» пол­ностью удовлетворяло принципу сигнальности восприятия. Сле­поглухонемые получили возможность считывать с тактора ин­формацию так же, как читают они брайлевские книжные тек­сты. Значительно увеличилась скорость считывания.

Все испытания новых технических средств и их внедрение проходили с участием самих учащихся. Каждый из учащихся старшей группы письменно излагал свои соображения по ре­зультатам испытаний. Вот выдержка из одного отчета.

 «13 ноября мы побывали во Владимирском пединституте, где испыты­вали новый аппарат «Комплект брайлевских строк». Аппарат отличается от прежних тем, что в нем применена новая методика считывания — такторы имеют целые строки. Еще одно оригинальное новшество в аппарате — это магнитограф, с помощью которого можно записывать и воспроизводить сообщения, однажды воспроизведенные на строках.

Каковы же преимущества нового аппарата? Он позволяет приучать учеников к повседневному чтению книг и развивать скорость чтения. Еще одно преимущество комплекта — возможность неоднократного прочитывания одной и той же строки для ее более прочного запоминания. Я, например, лучше запоминаю предложение или новые слова, если несколько раз прочту их. Аппарат позволяет два или более раз пробегать пальцами но написан­ному, что избавляет собеседника от лишних повторений. Но главное —уве­личение скорости считывания».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...