Глава VI специальные технические средства
Глава VI СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА § 1. ОБЩЕНИЕ Самая острая проблема слепоглухонемоты — общение. Его хронический дефицит ощущается при обучении слепоглухонемых. Это объясняется тем, что слепоглухонемой учащийся может воспринимать только обращенную персонально к нему контактную речь. Однако дактильно-контактный способ общения требует больших физических усилий, так как дактилирующие пальцы учителя, встречая сопротивление считывающей руки ученика, быстро устают. Кроме того, наличие трех учеников в группе не позволяет учителю одновременно вести работу со всеми учащимися даже при условии дактилировання двумя руками. Один из троих учащихся обязательно выпадет из сферы непосредственного педагогического воздействия. Можно, конечно, при объяснении материала двум ученикам предложить третьему выполнять задание самостоятельно, но это не всегда бывает оправдано. Если же учесть, что каждого ученика нужно индивидуально опросить, рассказать ему новый материал, ответить на вопросы, проверить письменные работы, выполненные на уроке брайлевским шрифтом, то малоэффективность обучения группы слепоглухонемых учащихся с применением дактильно-контактного способа общения станет очевидной. В общественной работе среди слепоглухонемых дефицит живого общения еще более возрастает. Ограниченность дактильно-контактного способа общения препятствует эффективному проведению массовых мероприятий. Вот как проводились комсомольские собрания, беседы, коллективные читки газетных и журнальных материалов, выполненных средствами обычной печати. На стульях, поставленных в ряд, рассаживались слепоглухонемые воспитанники. Сообщение передавалось выступающим к соседу и далее от звена к звену этой живой цепи, в буквальном смысле из рук в руки. Однако каждый, составляющий эту цепь, принимая информацию, интерпретирует ее в соответствии со своим уровнем развития и уже в таком виде передает дальше, искаженную и перефразированную. Но иного способа нет. И если цепь длинная (пять и более человек), то информация до последнего звена доходит в столь измененном виде, что серьезное мероприятие обращается в известную детскую игру «испорченный телефон». Между тем перед школой слепоглухонемых стоит задача добиться гармонического развития личности учащихся при условии их группового воспитания и обучения. Мы же сталкиваемся с непреодолимым дефицитом информации, который накладывается на уже имеющуюся у части слепоглухонемых детей педагогическую запущенность.
Уже в первые годы существования Загорской школы для слепоглухонемых встал вопрос об интенсификации общения воспитанников путем разработки специальных технических средств. Разработкой и применением этих средств стали заниматься в начале текущего столетия. Первыми появились специальные технические средства индивидуальной коммуникации: переговорный диск, переговорная перчатка, механический коммуникатор, телетакторный телефон. Переговорный диск представляет собой вращающийся на оси диск, по периметру которого расположены изображения дактильных букв, а на поверхности — обычные буквы. Для передачи сообщения слепоглухонемому зрячий собеседник подводил под руку слепоглухонемого дактильные буквы, совпадающие по значению с нанесенными на поверхности круга. Слепоглухонемой считывает их с помощью осязания. Применялась и специальная перчатка, на ладонной стороне которой располагались буквенные знаки. Перчатка надевалась на руку слепоглухонемого, заучившего порядок расположения знаков. Для передачи сообщения зрячий в определенной последовательности касался знаков на перчатке, а слепоглухонемой расшифровывал эти касания. Оба указанных устройства применялись для связи слепоглухонемых с людьми, не владеющими специальными средствами общения.
Механический коммуникатор И. А. Соколянского представляет собой портативное устройство, в корпусе которого расположены подвижные штыри. При нажатии кнопок, размещенных на панели устройства, соответствующие им штыри приходят в движение и слегка выступают над поверхностью панели-такто-ра, образуя буквы под воспринимающим пальцем слепоглухонемого. Это устройство предполагает знание собеседником шрифта Брайля. В практике обучения слепоглухонемых все перечисленные устройства не применялись, потому что процесс передачи сообщений с их помощью очень замедлен и требует контактного общения, для чего передающий и воспринимающий должны находиться рядом. Эти способы передачи информации по удобству и скорости не лучше обычного писания печатных букв на ладони слепоглухонемого. Дальнейшее развитие технических средств шло по линии разработки электрических устройств, которые позволили решить такие актуальные задачи, как: а) передача информации слепоглухонемым на расстояние; б) передача информации одновременно группе слепоглухонемых; в) обеспечение прямой, обратной и взаимной связи; г) автоматическое перекодирование с брайлевского шрифта на плоскопечатный и наоборот; д) строчная индикация информации как в виде рельефно-точечных знаков, так и в образах букв, воспринимаемых зрячими; е) повышение скорости передачи и приема информации; ж) запись и хранение информации на магнитной ленте. К электрическим устройствам относится прежде всего телетакторный телефон, разработанный под руководством И. А. Соколянского в 40-х гг. Телефон состоит из двух пультов, соединенных многожильным кабелем. На каждом из пультов имеется шестиклавишная клавиатура, электромеханический тактор и шестиламповое световое табло. Устройство обеспечивает двухстороннюю связь. С его помощью могут переговариваться слепоглухонемые между собой и зрячеслышащие со слепоглухонемыми. Однако зрячеслышащим для общения по телефону необходимы навыки использования брайлевской клавиатуры, что требует специальной подготовки.
Для передачи информации группе слепоглухонемых с 1966 г. пытались применить телетактор, сконструированный И. А. Со-колянским. Центральный пульт телетактора предназначен для передачи информации от докладчика к слепоглухонемым слушателям; он снабжен шестью передающими клавишами и соединен с десятью индивидуальными пультами. При нажатии клавишей в определенной комбинации на индивидуальных пультах появляются соответствующие выпуклые брайлевские буквы, образуемые выступающими над поверхностью такторов металлическими штырьками. Слепоглухонемой читает эти буквы, двигая указательным пальцем по тактору. Первые же испытания на практике выявили, однако, непригодность аппарата для использования в процессе уроков; мало подходил он и к условиям комсомольских собраний. Дело и том, что на уроках и собраниях требовалась, помимо прямой связи, которую обеспечивал аппарат, обратная связь и взаимосвязь. Первый телетактор прямой, обратной и взаимной связи (сокращенно ТЕПРОИВС) был разработан и изготовлен в Загорской школе слепоглухонемых в 1968 г. Его внедрение в практику уроков позволяло педагогу без большого физического напряжения объяснять учебный материал одновременно неограниченному числу слепоглухонемых учащихся. В качестве вызывного устройства использованы вентиляторы, подсоединенные к каждому, из пультов. Достаточно педагогу нажать на центральном пульте кнопку, как включался вентилятор соответствующего индивидуального пульта и поток воздуха устремлялся на ученика, которому надлежало отвечать. Взаимная связь позволяла всем ученикам группы слушать ответ товарища, считывая с тактора, дополнять и исправлять его, печатая па клавиатуре индивидуального пульта. Таким образом, ТЕПРОИВС впервые позволил ввести в практику школы слепоглухонемых фронтальные методы работы. Однако разработка приборов и ее воплощение в условиях школы требовали большого напряжения сил и наличия своей материально-технической базы. Возникла необходимость в кооперации.
Одним из детищ этой кооперации явился «Специализированный класс», успешно заменивший цепочку «испорченного телефона». Он состоял из центрального пульта, расположенного стационарно в головной части подковообразного стола, и индивидуальных пультов, размещенных на его периферии. К столу подсоединялся второй подковообразный стол с пятью индивидуальными пультами таким образом, что внутри двух «подков» на стуле размещался оператор. Между всеми пультами обеспечивалась прямая, обратная и взаимная связь. На центральном пульте, кроме брайлевской клавиатуры, имелась клавиатура обычной плоскопечатной машинки, что позволяло общаться со слепоглухонемыми любому грамотному человеку, даже не владеющему навыками работы на брайлевской клавиатуре. Стало возможным приглашать на комсомольские собрания, встречи, беседы интересных людей, а в период подготовки выпускников школы к поступлению в институты — организовывать встречи с преподавателями вузов и учеными. «Специализированный класс» снабжен сигнализацией, которая представляет собой систему кнопок и вибраторов. Нажатием кнопки на индивидуальном пульте любой из присутствующих мог включить вибратор центрального пульта и сообщить таким образом председателю со» браиия о своем желании выступить. Ведущий собрание поворотом соответствующего рычага включал в сеть обратной связи индивидуальный пульт слепоглухонемого, желающего выступить, и тот, работая на клавиатуре, передавал свое выступление всем присутствующим. Затем появился «Комплект брайлевских строк». Необходимость в разработке этого аппарата вызвана тем, что все уже существующие специальные технические средства общения выдавали на такторе под считывающий палец слепоглухонемого одиночную букву, исчезающую прежде чем появлялась следующая. Такой принцип подачи информации на тактор приводил к побуквенному ее считыванию, нарушалась сигнальность восприятия текста. Около каждого ученика имеется вентилятор, который потоком воздуха при нажатии соответствующей кнопки на центральном пульте сигнализирует о том, что именно этому ученику надлежит отвечать на вопрос, заданный группе. Внедрение в практику «Комплекта брайлевских строк» полностью удовлетворяло принципу сигнальности восприятия. Слепоглухонемые получили возможность считывать с тактора информацию так же, как читают они брайлевские книжные тексты. Значительно увеличилась скорость считывания.
Все испытания новых технических средств и их внедрение проходили с участием самих учащихся. Каждый из учащихся старшей группы письменно излагал свои соображения по результатам испытаний. Вот выдержка из одного отчета. «13 ноября мы побывали во Владимирском пединституте, где испытывали новый аппарат «Комплект брайлевских строк». Аппарат отличается от прежних тем, что в нем применена новая методика считывания — такторы имеют целые строки. Еще одно оригинальное новшество в аппарате — это магнитограф, с помощью которого можно записывать и воспроизводить сообщения, однажды воспроизведенные на строках. Каковы же преимущества нового аппарата? Он позволяет приучать учеников к повседневному чтению книг и развивать скорость чтения. Еще одно преимущество комплекта — возможность неоднократного прочитывания одной и той же строки для ее более прочного запоминания. Я, например, лучше запоминаю предложение или новые слова, если несколько раз прочту их. Аппарат позволяет два или более раз пробегать пальцами но написанному, что избавляет собеседника от лишних повторений. Но главное —увеличение скорости считывания».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|