Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 2. Фиксация информации




Для слепоглухонемых учащихся важную роль играют сред­ства, фиксирующие информацию, которые служат не только для ее сохранения, но и являются одним из немногих способов об­щения между слепоглухонемыми людьми и слепоглухонемыми и зрячеслышащими.

Существует несколько видов приборов, фиксирующих ин­формацию но системе Брайля с помощью грифеля.

Одним из наиболее распространенных приборов является 18-строчечное металлическое устройство размером 240Х 180 мм, в каждой строчке которого имеется по 24 клетки. На этом приборе может быть записано около 400 знаков без смены бумаги. Прибор состоит из двух металлических пластин. На нижней пластине выдавлены шеститочия, расположенные в строчку; в верхней пластине вырезаны клетки, по расположению соответ­ствующие шеститочиям нижней пластины. Для письма лист бумаги вкладывается между этими пластинами и закрепляется при помощи зубцов, находящихся на раме прибора. Запись про­изводят грифелем, выдавливая точки на плотной перфокарточной бумаге, употребляемой в школах слепых для письма. На приборе пишут справа налево, переходя от одной строчки к другой.

Приборы для письма по Брайлю используются в школе сле­поглухонемых для выполнения чертежей, схем, графиков, со­ставления черновиков по различным предметам, но особое при­менение приборы находят во время экскурсий, прогулок, пред­метных уроков, когда приходится вести записи вне школы. Однако такие металлические приборы весят от 600 до 700 г, по­этому пользоваться ими на экскурсиях неудобно. Предпочти­тельнее малогабаритные приборы из оргстекла, размером 170x85 мм и весом 38 г. Эти приборы содержат 28 клеток и вмещают 140 знаков.

Более эффективное средство, фиксирующее информацию по системе Брайля, — пишущая машинка для слепых, печатающая рельефно-точечным шрифтом. По эксплуатационным качествам она превосходит все приборы для письма по Брайлю, позволяя печатать, без остановки по всей площади листа размером 250x380 мм, где умещается около 800 знаков; читать написан­ное, производить текущий самоконтроль и исправление ошибок, не вынимая листа из машинки; расходовать меньше физической энергии по сравнению с работой грифелем па приборе, увели­чивать скорость печатания в среднем до 145 знаков в минуту (при 50 на приборе). Печатающий нажимает клавиши пальца­ми обеих рук. Количество пальцев, одновременно участвующих в воспроизведении брайлевского знака, зависит от количества точек, составляющих данный знак.

Как основное средство, фиксирующее информацию, брай-левские машинки типа «Ласточка», «Пихта» используются, в младших и средних классах школы, где еще нецелесообразно вводить плоскопечатные машинки из-за низкого уровня грамот­ности учащихся, которым необходимо осуществлять частый самоконтроль, что возможно лишь при письме по Брайлю. В стар­ших классах брайлевские машинки используются при написа­нии черновиков по литературе, русскому языку, вычислитель­ных операциях по математике, фиксации промежуточных ре­зультатов лабораторных работ по физике, химии, при ведении дневниковых записей. Важное место брайлевские машинки за­нимают в сфере общения внутри коллектива слепоглухонемых посредством стенной печати и переписки, которая в жизни данной категории детей играет большую роль, чем в жизни зря-чеслышащих, когда широко используется звуковая речь.

Очень важным техническим средством фиксации информации являются плоскопечатные машинки со стандартным шрифтом типа «Украина», «Башкирия», применяемые в педагогическом процессе школы слепоглухонемых. Удобны они также при об­щении слепоглухонемых детей со зрячими и слабовидящими через стенную печать, для переписки с родными и знакомыми. Обучение слепоглухонемых печатанию на плоскопечатных ма­шинках дает им в руки еще один, пожалуй, самый понятный для окружающих способ общения, так как дактильная речь и брайлевское письмо доступны лишь ограниченному кругу лиц, а искусственная звуковая речь слепоглухонемых с ее неизбеж­ными недостатками требует тренированного слуха.

Плоскопечатные машинки позволяют интенсифицировать процесс обучения и освобождают педагогов от неквалифициро­ванного труда по переводу письменных работ учащихся с брай­левского текста на плоский. Плоскопечатный текст можно про­верить значительно быстрее, чем брайлевский, что увеличивает долю урочного времени, используемого учениками непосредст­венно на выполнение упражнений и дактилыюе общение с учи­телем; при этом увеличивается частота обратных связей.

Ученики под руководством педагогов овладевают десяти-пальцевым методом печатания, не требующим зрительного конт­роля при работе на клавиатуре. С самого начала обучения от детей требуется максимальная самостоятельность в работе с машинкой н в ее обслуживании. Некоторым специфическим приемам приходится обучать специально. Так, для выравнива­ния листа бумаги при закладывании его в машинку слепоглу­хонемых детей обучают вращать вал до тех пор, пока вставляе­мый лист не появится с другой стороны вала. Затем ученик при помощи рычага освобождает вал и соединяет обе попереч­ные кромки листа до полного их выравнивания. Наконец вал каретки возвращается в рабочее состояние.

Обучение слепоглухонемых детей печатанию на плоскопечат­ной машинке на первом этапе нуждается в применении спе­циальных приспособлений. Например, граница хода каретки слышащими людьми определяется по звонку, что недоступно слепоглухонемым. Поэтому буквы у них часто вылезают за пределы листа и при остановке каретки слово оказывается в самом неудобном для переноса положении. Для устранения этого недочета полезно снабдить машинку приспособлением, позволяющим предупредить слепоглухонемого об окончании строки до остановки каретки. Приспособление представляет со­бой консоль с пластиной, выдающейся в сторону печатающей руки; консоль укреплена с правой стороны каретки. Одновре­менно со звонком эта пластина касается руки ученика, преду­преждая его о предстоящей остановке каретки.

Имеются и другие приспособления, позволяющие слепоглу­хонемым без особых затруднений обучаться печатанию на пло­скопечатных машинках. С приобретением учащимися достаточ­ных навыков эти приспособления становятся ненужными и снимаются с машинки.

Опыты показали, что при печатании на плоскопечатной ма­шинке ученик затрачивает меньше усилий и меньше утомляет­ся, чем при печатании па брайлевской машинке, потому что усилие от нажима на клавиши плоскопечатной машинки почти в три раза меньше, чем от нажима на клавиши брайлевской. Следует добавить, что количество опечаток при работе на пло­скопечатных машинках не превышает количества опечаток при работе слепоглухонемых учащихся на брайлевских машинках. В этом случае компенсацией зрительного контроля является двигательный самоконтроль, основанный на комплексе кинесте­тических ощущений.

Таким образом, применение плоскопечатных машинок при обучении слепоглухонемых позволяет: 1) интенсифицировать педагогический процесс; 2) обеспечить своевременную оценку действий учащихся и увеличить частоту обратных связей; 3) снизить физическую утомляемость учащихся; 4) высвобо­дить добавочное время для дополнительного общения учителя с учениками на уроке; 5) освободить учителя от неквалифици­рованного и утомительного труда по переводу брайлевских тек­стов.

Средства, фиксирующие информацию, используются также-как дополнительные узлы в специальных технических средст­вах. Так, в «Комплекте брайлевских строк» применяют при­ставку-магнитограф, которая позволяет автоматически фикси­ровать всю проходящую через устройство информацию. Магни­тограф обеспечивает протоколирование собраний, запись лекций и бесед, проводимых со слепоглухонемыми учащимися учителями и преподавателями вузов. Возможность длительного сохра­нения фиксированных лекций и бесед позволяет слепоглухоне­мым неоднократно возвращаться к ним для тщательного изуче­ния. Подключенная в режим воспроизведения приставка-магни­тограф выдает информацию через устройство на его. строчные такторы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...