§ 2. Фиксация информации
Для слепоглухонемых учащихся важную роль играют средства, фиксирующие информацию, которые служат не только для ее сохранения, но и являются одним из немногих способов общения между слепоглухонемыми людьми и слепоглухонемыми и зрячеслышащими. Существует несколько видов приборов, фиксирующих информацию но системе Брайля с помощью грифеля. Одним из наиболее распространенных приборов является 18-строчечное металлическое устройство размером 240Х 180 мм, в каждой строчке которого имеется по 24 клетки. На этом приборе может быть записано около 400 знаков без смены бумаги. Прибор состоит из двух металлических пластин. На нижней пластине выдавлены шеститочия, расположенные в строчку; в верхней пластине вырезаны клетки, по расположению соответствующие шеститочиям нижней пластины. Для письма лист бумаги вкладывается между этими пластинами и закрепляется при помощи зубцов, находящихся на раме прибора. Запись производят грифелем, выдавливая точки на плотной перфокарточной бумаге, употребляемой в школах слепых для письма. На приборе пишут справа налево, переходя от одной строчки к другой. Приборы для письма по Брайлю используются в школе слепоглухонемых для выполнения чертежей, схем, графиков, составления черновиков по различным предметам, но особое применение приборы находят во время экскурсий, прогулок, предметных уроков, когда приходится вести записи вне школы. Однако такие металлические приборы весят от 600 до 700 г, поэтому пользоваться ими на экскурсиях неудобно. Предпочтительнее малогабаритные приборы из оргстекла, размером 170x85 мм и весом 38 г. Эти приборы содержат 28 клеток и вмещают 140 знаков. Более эффективное средство, фиксирующее информацию по системе Брайля, — пишущая машинка для слепых, печатающая рельефно-точечным шрифтом. По эксплуатационным качествам она превосходит все приборы для письма по Брайлю, позволяя печатать, без остановки по всей площади листа размером 250x380 мм, где умещается около 800 знаков; читать написанное, производить текущий самоконтроль и исправление ошибок, не вынимая листа из машинки; расходовать меньше физической энергии по сравнению с работой грифелем па приборе, увеличивать скорость печатания в среднем до 145 знаков в минуту (при 50 на приборе). Печатающий нажимает клавиши пальцами обеих рук. Количество пальцев, одновременно участвующих в воспроизведении брайлевского знака, зависит от количества точек, составляющих данный знак.
Как основное средство, фиксирующее информацию, брай-левские машинки типа «Ласточка», «Пихта» используются, в младших и средних классах школы, где еще нецелесообразно вводить плоскопечатные машинки из-за низкого уровня грамотности учащихся, которым необходимо осуществлять частый самоконтроль, что возможно лишь при письме по Брайлю. В старших классах брайлевские машинки используются при написании черновиков по литературе, русскому языку, вычислительных операциях по математике, фиксации промежуточных результатов лабораторных работ по физике, химии, при ведении дневниковых записей. Важное место брайлевские машинки занимают в сфере общения внутри коллектива слепоглухонемых посредством стенной печати и переписки, которая в жизни данной категории детей играет большую роль, чем в жизни зря-чеслышащих, когда широко используется звуковая речь. Очень важным техническим средством фиксации информации являются плоскопечатные машинки со стандартным шрифтом типа «Украина», «Башкирия», применяемые в педагогическом процессе школы слепоглухонемых. Удобны они также при общении слепоглухонемых детей со зрячими и слабовидящими через стенную печать, для переписки с родными и знакомыми. Обучение слепоглухонемых печатанию на плоскопечатных машинках дает им в руки еще один, пожалуй, самый понятный для окружающих способ общения, так как дактильная речь и брайлевское письмо доступны лишь ограниченному кругу лиц, а искусственная звуковая речь слепоглухонемых с ее неизбежными недостатками требует тренированного слуха.
Плоскопечатные машинки позволяют интенсифицировать процесс обучения и освобождают педагогов от неквалифицированного труда по переводу письменных работ учащихся с брайлевского текста на плоский. Плоскопечатный текст можно проверить значительно быстрее, чем брайлевский, что увеличивает долю урочного времени, используемого учениками непосредственно на выполнение упражнений и дактилыюе общение с учителем; при этом увеличивается частота обратных связей. Ученики под руководством педагогов овладевают десяти-пальцевым методом печатания, не требующим зрительного контроля при работе на клавиатуре. С самого начала обучения от детей требуется максимальная самостоятельность в работе с машинкой н в ее обслуживании. Некоторым специфическим приемам приходится обучать специально. Так, для выравнивания листа бумаги при закладывании его в машинку слепоглухонемых детей обучают вращать вал до тех пор, пока вставляемый лист не появится с другой стороны вала. Затем ученик при помощи рычага освобождает вал и соединяет обе поперечные кромки листа до полного их выравнивания. Наконец вал каретки возвращается в рабочее состояние. Обучение слепоглухонемых детей печатанию на плоскопечатной машинке на первом этапе нуждается в применении специальных приспособлений. Например, граница хода каретки слышащими людьми определяется по звонку, что недоступно слепоглухонемым. Поэтому буквы у них часто вылезают за пределы листа и при остановке каретки слово оказывается в самом неудобном для переноса положении. Для устранения этого недочета полезно снабдить машинку приспособлением, позволяющим предупредить слепоглухонемого об окончании строки до остановки каретки. Приспособление представляет собой консоль с пластиной, выдающейся в сторону печатающей руки; консоль укреплена с правой стороны каретки. Одновременно со звонком эта пластина касается руки ученика, предупреждая его о предстоящей остановке каретки.
Имеются и другие приспособления, позволяющие слепоглухонемым без особых затруднений обучаться печатанию на плоскопечатных машинках. С приобретением учащимися достаточных навыков эти приспособления становятся ненужными и снимаются с машинки. Опыты показали, что при печатании на плоскопечатной машинке ученик затрачивает меньше усилий и меньше утомляется, чем при печатании па брайлевской машинке, потому что усилие от нажима на клавиши плоскопечатной машинки почти в три раза меньше, чем от нажима на клавиши брайлевской. Следует добавить, что количество опечаток при работе на плоскопечатных машинках не превышает количества опечаток при работе слепоглухонемых учащихся на брайлевских машинках. В этом случае компенсацией зрительного контроля является двигательный самоконтроль, основанный на комплексе кинестетических ощущений. Таким образом, применение плоскопечатных машинок при обучении слепоглухонемых позволяет: 1) интенсифицировать педагогический процесс; 2) обеспечить своевременную оценку действий учащихся и увеличить частоту обратных связей; 3) снизить физическую утомляемость учащихся; 4) высвободить добавочное время для дополнительного общения учителя с учениками на уроке; 5) освободить учителя от неквалифицированного и утомительного труда по переводу брайлевских текстов. Средства, фиксирующие информацию, используются также-как дополнительные узлы в специальных технических средствах. Так, в «Комплекте брайлевских строк» применяют приставку-магнитограф, которая позволяет автоматически фиксировать всю проходящую через устройство информацию. Магнитограф обеспечивает протоколирование собраний, запись лекций и бесед, проводимых со слепоглухонемыми учащимися учителями и преподавателями вузов. Возможность длительного сохранения фиксированных лекций и бесед позволяет слепоглухонемым неоднократно возвращаться к ним для тщательного изучения. Подключенная в режим воспроизведения приставка-магнитограф выдает информацию через устройство на его. строчные такторы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|