Один рабочий день (Наталья К.)
Один рабочий день (Наталья К. ) Мне хотелось побывать в цехе, где работают наши ребята, и, договорившись с Наташей Ш. и сопровождавшим ее воспи-тателем, я смогла исполнить свое желание. Как труд меняет людей! Обычно Наташа все делает долго, везде опаздывает, а вот на работу собирается быстро. Она первая пришла в столовую и стала накрывать к завтраку, заботливо разносить товарищам пищу. Собрались все быстро, ждали педагогов уже одетыми. И вот мы в цехе. Все разошлись по своим рабочим местам, а я села возле Наташи, и она показала мне, как собирают вилку. Я удивлялась, глядя, как она быстро и уверенно собирает детали, казалось, что она только включает электроотвертку. А мне это дело показалось трудным, маленькие винтики не слушались, их надо правильно держать около электроотвертки, а у меня еще нет опыта, и электрическая отвертка вырывала из моих рук детали, если я неправильно прикладывала их, а у Наташи она работала спокойно и ровно. Пришлось мне на время отказаться от сборки вилок и начать изолировать концы проводов. Казалось бы, что это просто— наматывать изоляционную ленту на провод. На самом деле и это требует умения — наматывать надо туго и так, чтобы не закрывать кольцо. Работа должна быть аккуратной. Скоро от такой работы заболели непривычные пальцы. В обеденный перерыв мы пошли в столовую. Опять наши ребята-рабочие показали, как они быстро со всем справляются. А вот нас, студентов, Саша С. подвел: он не только долго обедал, но и заставил всех ребят долго ждать себя. Нашей интеллигенции надо учиться у рабочих беречь время и не копаться. Во второй половине дня работа была интереснее — я уже поняла, как надо накладывать изоляционную ленту, и работалось веселее. Я даже отважилась сделать две вилки, хотя сердитая электроотвертка так меня пугала, что руки от волнения становились мокрыми и трудно было удерживать винтики. К концу смены мы очень устали, болели пальцы. Но мы выполнили норму — сделали шесть пачек электрошнура — и были довольны. Хорошие впечатления остались у меня от влияния работы на ребят.
Конечно, работать трудно, руки устают, но зато мы можем гордиться, что сделанные нашими ребятами электрошнуры с вилками будут нагревать утюги, крутить вентиляторы, а булавки помогут исправить неполадки в костюме. А сколько людей благодаря рукам наших ребят увидят изображение на голубых экранах! Руки наших рабочих делают доброе дело для улучшения жизни советских людей. Как я буду самостоятельно жить и работать (Валентина Б. ) В следующем году я буду жить в общежитии и продолжать работать в УПП ВОС. Каждый месяц я буду получать пенсию и 90 или 100 рублей за работу. Я буду платить немного денег за общежитие, тратить на питание, одежду и обувь, а остальные буду копить в сберкассе. Питаться я буду в столовой. В свободное время буду заниматься учебой и общественной работой, переписываться с воспитанниками, стирать и гладить белье, заниматься уборкой, ухаживать за цветами, гулять на свежем воздухе, в парке, читать книги по Брайлю. Когда мне дадут отпуск, я буду отдыхать: ездить к родителям, в гости, к друзьям, на экскурсии в другие города. Я буду загорать и купаться в море, ездить с друзьями на лыжах или ходить в походы в лес. В лесу мы будем ночевать в палатке, готовить пищу, играть в разные игры и беседовать о жизни людей и о новостях. Будет весело и интересно. У меня есть жених. Когда он кончит учиться, мы поженимся. У нас будет настоящая семья. История развития слепоглухонемого Канатбека А. в период первоначального обучения
Канатбек А. родился 26 декабря 1970 г. В детский дом поступил 14 марта 1978 г. из семьи, проживающей в Казахстане. Диагноз при поступлении: глухонемота, двусторонняя врожденная неоперированная катаракта, светоощущение на оба глаза. Имеется задержка психического развития. Ребенок переболел корью в возрасте около одного года, при этом врачебная помощь ему не оказывалась. Другими болезнями не болел. Когда мальчику исполнился год, родители заметили, что он не слышит, а в возрасте полутора лет была обнаружена катаракта. Родители ребенка по профессии чабаны, и он почти все время находился с ними на пастбищах. Специального обучения до поступления в детский дом мальчик не получал, привык к неограниченной свободе и самостоятельности. Наблюдения диагностической комиссии позволили установить полное отсутствие у него естественных жестов. Общение ребенка со взрослыми осуществлялось предметно-действенным способом. Людей и привлекающие его предметы мальчик обнюхивает, иногда предметы осязает губами. Обращала на себя внимание расторможенность ребенка, его необузданность, хаотичность движений. На стуле в общепринятой позе сидеть не умеет, со стула соскакивает, садится на пол, громко кричит, стучит об пол ногами. По лестнице ходить не умеет, ступенек боится, опускается и поднимается по лестнице на четвереньках. У ребенка наблюдаются аффективные вспышки, когда он сталкивается с непониманием взрослыми его нужд и желаний или встречает отпор своим притязаниям. При этом он громко кричит, топает ногами или падает на пол и бьется головой об пол. Интересно отметить, что обычно к концу аффективных вспышек ребенок начинает ощупывать собственный рот рукой, проверяя, достаточно ли громко он кричит. При этом он начинает усиливать крик и растягивать губы пальцами. По-видимому, делает он это сознательно. Таким образом устрашал он своих родителей, добиваясь от них уступок. Мальчик ищет контакта с детьми, но играть и ладить с ними не умеет. Вырывает игрушки, однако адекватно их не использует. Причиняет детям боль: щиплется, кусается, дерется. Дети его сторонятся. Ребенок имеет некоторые незакрепленные навыки самообслуживания: одевается, раздевается, однако действия его беспорядочны, непоследовательны, небрежны. Обувь надевать и зашнуровывать не умеет. Умываться, чистить зубы, заправлять кровать не может.
Приступая к еде, даже жидкую пищу трогает руками, запуская в тарелку пальцы, а затем облизывает их и определяет таким образом вкус пищи. Пищу нюхает, есть пытается руками (и первое и второе блюдо). Гигиеническими навыками приема пищи не владеет: салфетками, передником не пользуется, оставляет после еды много разбросанной пищи. Руки после еды облизывает. Несмотря на поведенческие аномалии, вычленялись элементы осознанных, целенаправленных действий ребенка, в них обнаруживалось проявление желаний и притязаний, которые свидетельствовали в пользу сохранности интеллекта. То, что ребенок обнюхивал и пробовал пищу руками, облизывая пальцы, указывало на разборчивость его в еде. Аффективные вспышки, переходящие в сознательные действия ребенка, имеющие целью обратить на свои нужды внимание взрослых, также подтверждали сохранность его интеллекта. Отсутствие же у семилетнего слепоглухонемого ребенка навыков самообслуживания объяснялось, по-видимому, условиями быта, в которых протекала его предшествующая жизнь, отсутствием целенаправленного воспитания. Вместе с тем утверждать с уверенностью, что интеллект мальчика сохранен, было нельзя. Требовалось пробное его обучение. С первых же дней пребывания Каната в детском доме перед педагогами встала задача нормализовать его поведение. Ребенок был включен в стабильный режим. Для нормализации поведения и установления с ребенком взаимопонимания необходимо было перевести его общение с предметно-действенного на жестовое. У пего были сформированы дисциплинирующие естественные жесты и жесты, связанные с режимными моментами: «Нельзя», «Плохо», «Тихо», «Сядь», «Встань», «Иди», «Умывайся», «Ешь», «Убери кровать», «Одевайся», «Дай», «Туалет», «Прости», «Гулять», «Возьми». Эти жесты стали активно употребляться ребенком. Их оказалось достаточно, чтобы Канат осознал возможность и смысл обозначения символами окружающих предметов и действий. Лишь в связи с осознанием смысла указанных жестов удалось нормализовать поведение ребенка.
Хотя его безграничная энергия продолжала изнурять трех взрослых в течение дня, появилась некоторая возможность включить его в учебный процесс и начать формирование у него словесной речи в дактильной форме. Обучение ребенка первые полгода проводилось по следующим разделам индивидуальной программы. 1. Формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков и навыков социально приемлемого поведения. 2. Перевод общения ребенка с предметно-действенного на жестовое, а затем дактильное. 3. Развитие движений, моторики и ориентировки. 4. Обучение изобразительной деятельности: лепка из пластилина, аппликации, рисунки на пластилиновой доске. 5. Конструирование из детского строительного материала. 6. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Чего нет? »,, «Положи, как было», «Угадай, что там»; сюжетно-ролевые игры с куклой: «Кукла спит», «Кукла, вставай! », «Кукла, умывайся! » и т. д.; подвижные игры с детскими машинками, тележками, колясками. 7. Приобщение к уходу за животными: курами, кроликами» кошкой. Формирование навыков самообслуживания с самого начала было затруднено расторможенностью ребенка, его суетливостью. Привыкнув к полной свободе, он не понимал, почему вдруг взрослый своими руками сковывал свободу его движений и принуждал выполнять незнакомым способом непривычные дли него манипуляции. Канат вырывал руки, кусался, царапался. Стоило большого труда и необыкновенной выдержки постепенно приучить его к повиновению и сознательному выполнению инструкций. Привлекая ребенка к действиям по самообслуживанию, преодолевая его сопротивление, педагог демонстрировали ему через осязание действия других воспитанников. Дальнейшие наблюдения показали, что Канат стал соотносить свое поведение с поведением товарищей по группе, стал им подражать и 6eз сопротивления приступал к выполнению поручения педагога после того, как, ощупав руки других воспитанников, убеждался, что они выполняют аналогичные поручения. Уже через месяц в журнале наблюдений появились обнадеживающие записи: «Канат стал спокойнее, меньше кричит», «С режимными моментами справился отлично. Старался даже помогать девочкам. Но проявляет агрессивность, если ему понравилась чужая игрушка. Начинает кричать дурным голосом и драться наотмашь»; «Канат стал привыкать к режиму, проявляет организованность, терпеливо ждет инструкций, отчетливо представляет очередность режимных моментов».
Вот что отмечено далее в наблюдениях: «Сложно было формировать у Каната навыки общения с помощью дактилологии. Рука педагога, воспроизводящая дактильные инструкции, вначале не занимала его внимание, он воспринимал манипуляции пальцев как навязывание ему какой-то игры и соответственно реагировал: смеялся, отталкивал руку педагога, сам начинал гримасничать. Пальцы мальчика были безвольны, педагогу с трудом удавалось складывать пальцы в отдельные дактилемы». Ориентировочно-исследовательская деятельность малыша позволила выявить притягательные для него предметы и действия. Было замечено, что Каната влечет к себе содержимое шкафа •с игрушками. «У Каната обнаружился интерес к ключам. Жестом (имитация движения рукой, как это делается при открывании замка ключом) просил ключ от шкафа. После многократных совместных проговариваний стал складывать пальцы в слове «ключ», правда, прибегая к опоре. Причем другой рукой он изучает свои сложенные в дактилему пальцы, иногда осязает дактилемы губами». Этого уже было достаточно, чтобы он задерживал внимание на манипуляциях пальцев педагога, подражая ему, и держал собственные пальцы в нужном положении. За правильные действия педагог хвалит ребенка, поглаживая его по голове или тыльной стороне ладони. Такое поощрение становится дополнительным стимулом для мальчика: «С сияющим лицом Канат встречает меня и дактильно проговаривает «кл... », просит, чтобы я вместе с ним сложила до конца слово «ключ», и гладит себя по голове». Важно заметить, что теперь ребенок уже не получает актуального подкрепления в виде ключа, но вполне удовлетворяется «моральным поощрением»— поглаживанием. Он отчетливо осознает, что это поощрение получено за правильные действия от человека, к которому он питает привязанность. Стремление мальчика обладать ключом послужило поводом для внедрения в его сознание первого дактильного слова «ключ», а затем фразы «дай ключ». Поначалу Канат понял дактилологию не как средство общения, а как способ, дающий ему возможность получить желаемое. Через полгода со времени своего поступления в детский дом Канат, помимо активного использования около трех десятков естественных жестов, усвоил и активно использовал следующие слова: «ключ», «дай ключ», «часы», «яблоко», «авто», «иди гулять», «солнце», «нос», «мяч», «ухо», «бант». Кроме того, у него имелся пассивный запас в рамках оречевления режимных моментов. Пришедшее с использованием указанных слов осознание дактилологии как средства общения вызвало у Каната острую потребность в общении: «Канат стал интересоваться окружающей обстановкой. Сегодня попал ногой в лужу, остановился и трясет мою руку, требуя, чтобы я назвала явление дактильно. Несколько раз опустил ногу в лужу и успокоился после совместного дактилирования слова «лужа». Канат стал ценить возможность общения, у него возникло чувство привязанности к воспитателям: «Канат заболел и находился в изоляторе. Утром отнесла ему завтрак, он обнюхал мои руки и прижался ко мне, положив голову на плечо. Ласкаясь, он горько заплакал. Когда ел, то другой рукой держался за мою, боясь, что я уйду, Да, в первый момент, как только узнал меня, начал дактилировать самостоятельно различные дактилемы, а затем с удовольствием повторял за мной названия пищи. Когда я уходила, on опять заплакал». Канат довольно быстро научился ориентироваться в пространстве и стал использовать осязание для получения информации об окружающем: «Когда пришли в столовую, — пишет педагог, — то Канат рукой провел вокруг себя, как бы спрашивая меня, где остальные дети, а затем пошел ощупывать стулья. Никого не найдя на местах, подошел ко мне и жестом показал, что детей нет». Немалые способности проявил Канат и в изобразительной деятельности: «Канат поразил меня тем, что у него быстро появились образные представления и он способен их выразить. Когда мы с ним рисовали на пластилиновой доске, у него появилось изображение круга и радиально отходящие от него отрезков. Он показывал мне на это изображение, а затем на свой глаз, давая понять, что круг — это глазное яблоко, а отходящие от него прямые — ресницы». Одним из любимых занятий Каната было конструирование из кубиков. Правда, его сооружения ничего не напоминали, по тем не менее он ревностно относился к сохранности их, никому не давал их ломать, предпочитая разрушать сам. По заданию педагога собирает пирамидки, мозаичные фигуры. В играх, так же как и в самообслуживании, Канат подражает девочкам: «Сегодня, —пишет педагог, — играл с куклой: одевал ее, кормил, баюкал. Посадил' ко мне на колени и, положив руку на мою гортань, воспринимал вибрацию, когда я говорила «бай-бай». Попробовал сам воспроизводить звуки. Потом стал гладить кукольные платья маленьким утюжком. Старался нагреть его на батарее, а потом, поняв, что это бесполезно, направился в швейную мастерскую. Там, приложив свой утюжок к большому утюгу, сумел нагреть его и был очень доволен, когда успешно погладил платья». Привлечение Каната к уходу за животными расширило мир его представлений и сферу ориентировочно-исследовательской деятельности: «Канатбек очень любит кормить кур. Сам нащупал корыто, насыпал в пего корм. Старался дотронуться до курицы, но сразу у него это не получилось». Успехи Каната в усвоении индивидуальной программы явились дополнительным подтверждением справедливости нашего предположения относительно сохранности интеллекта ребенка. Дальнейшее его обучение строилось на убеждении, что у него отсутствуют органические нарушения мозга. Проявление Канатом интереса к пишущей брайлевской машинке, на которой печатал мальчик соседней группы, послужидо поводом для привлечения его к печатанию по Брайлю. Вначале мальчик печатал орнамент, развивая мышцы пальцев. Но этот орнамент представлял собой строки, составленные из брайлевских букв. Поэтому ребенок исподволь знакомился с их воспроизведением на машинке и конфигурацией. Однако оказалось, что затягивать печатание буквенных орнаментов не следует, так как потом слепоглухонемому трудно переключиться на печатание слов. «Канат никак не мог понять, что теперь нужно печатать не буквы, а слова. Напечатала ему слово «авто», показала, что надо печатать еще раз это слово, а он по привычке опять начал воспроизводить строчки из одинаковых букв. Потом под мою диктовку он напечатал четыре строчки слова «авто». Затем стали подкладывать с ним таблички с брайлевским изображением этого слова к игрушечным машинам, а табличку со словом «мяч»—к мячам. Когда подкладывали таблички к игрушкам, Канат был очень внимателен, серьезен и потом долго сидел, задумавшись». Развитие мальчика шло достаточно быстро, он стал проявлять сообразительность, иногда по-детски хитрить. Панически боясь уколов и пытаясь уклониться от них, он однажды перед обходом дежурной медсестры подложил в кровать под одеяло большого игрушечного мишку, а сам забрался под кровать. Через девять месяцев от начала обучения в детском доме Канат имел активный словарный запас в пределах 20 слов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|