Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из истории развития Юры Т. в период дошкольного и школьного обучения




Юра Т. родился в октябре 1967 г. В детский дом поступил в мае 1973 г. из семьи, проживающей в Алма-Ате.

Диагноз при поступлении: «Врожденная катаракта обоих глаз (послеоперационная отслойка сетчатки справа). Острота зрения правого глаза — 0, левого — светоощущение. Врожден­ная глухонемота». Диагноз психоневролога: «Олигофрения в степени легкой дебильности».

До приезда ребенка в детский дом родителям были высла­ны вопросник и пособие «Обучение слепоглухонемого ребенка в семье». Из ответов родителей можно было судить, что они уде­ляли достаточное внимание первоначальному воспитанию маль­чика: способствовали развитию его двигательной активности и любознательности, а главное, поощряли его стремление к под­ражанию действиям взрослых. Мать обучала его элементарным навыкам самообслуживания, позволяла помогать себе по хозяй­ству. Отец, применявший в хозяйстве инструменты, знакомил сына с их использованием. «К пяти годам, — пишет отец, — Юра стал подражать родителям. Помогает матери лепить пельмени, катает лепешки, подметает пол, если разольет чай или воду, то берет тряпку и вытирает. Если мы, собираясь куда-нибудь, начинаем чистить одежду или обувь, то и он это же делает. Как-то я мастерил посылочный ящик, пилил пилкой доску. Юра это обнаружил. Дает понять, что ему нужно пилить, кричит, требует. Дал ему пилу и доску. Он начал пилить. В другой раз гвозди забиваю — берет гвоздь, щупает, находит острый конец, ставит на доску, нащупывает шляпку гвоздя и ставит на шляпку молоток, потом держит гвоздь и бьет молотком по гвоздю на ощупь. Что удивительно — по пальцу не попадает.

Пищу различает по вкусу или запаху. Прежде чем есть, он нюхает или пробует на вкус. Если не нравится, есть не будет. Недавно заболел гриппом. Лекарство мы так и не смогли ему дать: попробует и выплюнет».

В протоколе наблюдений диагностической комиссии имеются следующие исходные данные.

Мальчик контакту доступен, но внимание неустойчивое. Фи­зически развит нормально. Ориентируется на ощупь, передвига­ется безбоязненно. Незнакомых людей и предметы ощупывает и обнюхивает. Память хорошая: запоминает, откуда взял пред­мет, и кладет его на место. Развита самостоятельность: руку, протянутую для помощи, отталкивает. Ребенок владеет навы­ками самообслуживания, однако не умеет шнуровать и завя­зывать ботинки, убирать постель, чистить зубы, временами по­рывается пить суп через край.

Любит играть со взрослыми в мяч и кубики. В игре прояв­ляет сообразительность. Катается на трехколесном велосипеде. С детьми ищет общения, к окружающим доброжелателен, улыб­чив. Понимает запреты. На наказания реагирует плачем, но быстро успокаивается. К режиму не приучен: дома ел и спал, когда хотел.

Общается с помощью непосредственного показа: берет взрослого за руку, ведет и показывает на привлекающий его предмет. Активных жестов всего четыре: «Спать», «Есть», «Иди ко мне», «Одеваться». Родители не занимались специально фор­мированием жестов, они возникали спонтанно в процессе по­вседневных предметно-действенных контактов.

Несмотря на заключение психоневролога, специалисты дет­ского дома не обнаружили у Юры нарушений интеллекта, ибо даже вне сферы специального обучения он значительно преус­пел в психическом развитии: в возрасте пяти лет владел навы­ками самообслуживания, адекватно реагировал на попытки установить с ним контакты, у ребенка спонтанно сформирова­лись некоторые жесты, его поведение было целенаправленным и осознанным.

Первоначальное обучение Юры в детском доме было на­правлено на коррекцию и закрепление существующих и фор­мирование новых навыков самообслуживания, на осуществле­ние самостоятельного перехода от одного вида деятельности к другому в течение дня, на формирование у мальчика словесной речи в дактильной форме. С помощью методики совместной раз­деленной дозированной деятельности началось его специальное -обучение.

Важно отметить, что родители дома не ограничивали сво­боду сына, не подавляли его активности излишней опекой. Это способствовало раннему появлению у ребенка чувства незави­симости и самостоятельности (именно этим объясняется харак­терный для Юры жест, отстраняющий помощь), проявлению собственной активности и инициативы, что в значительной мере облегчило его дальнейшее успешное обучение.

Особых осложнений в процессе обучения Юры индивидуаль­ному самообслуживанию не возникало, освоение дактилологии также шло довольно успешно. Поэтому одновременно с закреп­лением и коррекцией навыков индивидуального самообслужи­вания он был включен в коллективное самообслуживание и общественно полезный труд.

Включение в коллективное самообслуживание шло по мере выявления склонностей ребенка, улавливания и использования моментов его готовности поддержать действия окружающих. Вот запись из журнала наблюдений за воспитанниками группы: «Из большого количества внимательно осмотренных игрушек Юра выбрал игрушку-лейку. Налили в нее воды, педагог пока­зал, как нужно поливать цветы. Юра с удовольствием выпол­нил задание. Дома, по словам отца, комнатных цветов нет, и поливать их ребенку не приходилось».

Совместно с подругой по группе Юра освоил все необходи­мые операции по коллективному самообслуживанию. Сформи­ровать эти навыки помогли воспитанные у него еще в семье са­мостоятельность и готовность к подражанию.

В общественно полезный труд дети вовлечены через участие в обслуживании животных: «Кормили кота. Юра даже задро­жал от любопытства и ожидания, когда ему дадут покормить животное. Пока кот ел, Юра держал руку на его голове: рав­номерные движения головы вызвали смех мальчика, и он продактилировал: «Ест». Юре позволили покормить кота, затем оречевили действие: «Кот ел».

Общение с животными открывало массу возможностей для формирования у детей психических новообразований. Услож­нялась ориентировочно-исследовательская деятельность, пере­ходившая в любознательность, которая, в свою очередь, вызы­вала потребность в оперативном общении. У воспитанников появилось стремление строить свои действия соответственно сло­жившейся ситуации, проявлять сообразительность. События, наблюдаемые при общении с животными, служили материалом для оречевления, совершенствования словесной речи детей, на­копления их словаря. «Юра очень любит кормить животных, осматривать их с помощью осязания. Индюк клюет сетку. Юре это интересно, но руку положить на сетку он не решается. Тут же придумывает способ для безопасного восприятия действия птицы: накладывает на сетку варежку, сверху руку — и зами­рает.

После прогулки описываем, что видели и что делали. Юра даже вздыхал и стонал от удовольствия, узнав, что будет опи­сывать и вновь переживать то, что для него представляет осо­бый интерес. Проявляет инициативу и подсказывает мне, что мы еще не записали: «Кот, куры, на лыжах»—и все действия изображает: показывает, как кот убежал и как сам Юра дви­гал руками и ногами, катаясь на лыжах».

Трудовые навыки и словарь закреплялись в специально ор­ганизуемых играх, имитирующих общение с животными. Эти игры построены на материале конкретной деятельности детей, доступны их пониманию и развивают воображение: «Играли в новую игру «Кролик», которая проходила очень оживленно. Де­ти поняли, что сооружение из стульев означает клетку. В про­цессе игры общались друг с другом, называя товарища не по имени, а так: «Кролик, на морковку». Изображали передвиже­ние животного прыжками. Игра необычайно понравилась де­тям».

Повседневная забота о животных обогащала детей эмоцио­нально, расширяла границы их общения, способствовала фор­мированию правильных нравственных установок. «В детском доме появился козленок. Утром мы с Юрой побежали в мага­зин: «Козленок хочет молока». Юра подал продавцу деньги, заранее составленную записку и получил молоко.

Козленок пьет из соски, мальчик осматривает его в это время и взвизгивает от удовольствия: «Ест! Ест! »—дактилирует он. Козленок стал бодать бутылочку — восторгу детей не было предела. Осматривали голову козленка, дактилировали: «Это уши, это глаза»—и так далее. Слово «козленок» запомнили мгновенно. Особую симпатию Юра питал к коту. По детскому дому повторялась изумившая всех Юрина фраза: «Директор — хозяин собаки, Юра —хозяин кота». В этой фразе — и привя­занность к животному, и ответственность за него, умение ло­гически мыслить и делать сопоставления.

Успешное нравственное воспитание слепоглухонемых детей трудно осуществлять без включения их в коллективную кон­кретную деятельность. В этой же деятельности возможно ис­кусственно создавать ситуации, направленные на выявление изъянов воспитания и их устранение. «Во время полдника я да­ла Юре огурец и сказала: «Дай огурец Гале». (Галя его под­ружка по группе. ) Юра любит огурцы и, чтобы не делиться с девочкой, подругу старательно обходит, благо сидит она не на своем месте. Имея опыт подобного мошенничества Юры, я за­ранее предположила, что Юра преднамеренно не найдет Галю, а сейчас же с нескрываемым удовольствием подойдет ко мне и скажет: «Гали нет». Так и случилось. Но я вновь отправила Юру на поиски Гали, и мальчик был вынужден отдать ей уго­щение. Потом сел рядом со мной, ждет, когда ему дадут еще. Но я повременила, наблюдая за ним. Нахмурился, сидел, си­дел... Знаю, сейчас по-кошачьи начнет ластиться, обнимать, гла­дить, затем быстро дактильно попросит огурец. И это подтвер­дилось».

Галя, пользуясь остаточным зрением, порой обманывает Юру, зло подшучивает над ним, а затем, не в силах скрыть эмоциональное напряжение, злорадно хихикает. Педагог ставит перед собой задачу развить у Гали интерес к честному сотруд­ничеству, доброжелательность к окружающим. Совместный об­щественно полезный труд предоставляет такие возможности. «Дети с усердием работали на детской площадке: возили мусор в тачке, помогали друг другу. Дала фразу: «Я вожу мусор в тачке». Затем пошли кормить козленка. Галя несет бутылочку с молоком. Юра: «Софья, дай бутылку». Я: «Галя несет сегодня бутылку, ты нес вчера». Юра наморщился, собираясь запла­кать. «Попроси у Гали сам бутылку», — предлагаю я. Юра по­просил. Галя немного подумала, очевидно, вспомнила недав­нюю помощь Юры, оказанную ей в труде, и отдала: «Юра, на бутылку». «Спасибо», — ответил Юра. Что ж, есть некоторые сдвиги в характере Гали в сторону доброжелательности. Рань­ше необходимо было давление воспитателя — иначе бы не усту­пила».

Спустя два года после поступления Юры в детский дом на него была составлена следующая характеристика. «Юра все так же подвижен и является зачинщиком шало­стей. Получив наказание за баловство, ребенок не торопится просить прощение, он делает это очень неохотно, хотя в то же время поучает Галю: «Ты шалунья, это плохо. Иди скажи: «Софья, прости».

Мальчик, несмотря на мизерные остатки зрения левого гла­за, прекрасно ориентируется и в доме, и во дворе. Смело вы­полняет различные поручения, связанные с самостоятельным преодолением значительного расстояния.

Заметно развилась память ребенка, и главным образом сло­весная; может воспроизвести воспринятое с руки преподавателя предложение из четырех-пяти известных ему слов после одно-двухразового повторения. Но образная память развивалась у мальчика хуже, на ее развитие в дальнейшем нужно обратить внимание.

При общении Юра пользуется не только условными готовы­ми словесными формами, но и из знакомых ему слов составляет собственные высказывания, причем в самостоятельной речи ис­пользует и предлоги, и союзы: «Софья и Юрочка тоже печа­тают», «Нелли на улице, в автобусе». Мальчик мысленно пере­рабатывает ситуацию, пытается делать выводы, заключения. Воспитательница Ольга Сергеевна — в отпуске. Юра пишет:

«Ольга дома, Оля болит лоб», т. е. ее долгое отсутствие связал с болезнью.

Внимание у мальчика в основном устойчивое, но бывает, что Юра ленится, неохотно воспринимает материал, и тогда внимание рассеивается. Мальчик способный, творческий. Во время лепки или конструирования использует собственные ре­шения для построения или ваяния.

Весь программный материал, запланированный на II полу­годие, изучил полностью. Обогатился и пассивный, и активный словарь ребенка, он научился правильно и в соответствии с ситуацией отвечать на вопросы: «Что ты делаешь? »; «Куда ты идешь? »; «Где ты был? »; «Что ты сделал? »

Самое любимое занятие ребенка — печатать и читать. Как только просыпается, умывшись и убрав постель, берет в классе книгу и читает, интересуется заметками стенной газеты.

Интересны спонтанные тексты Юры. Поначалу они состояли из отдельных простых предложений, без смысла и связи между ними. К концу года самостоятельные тексты приобрели более связанный тематический характер, т. е. повествование зачастую посвящается уже чему-то одному: или прогулке, или животным, или отношениям с людьми.

Расширились социальные связи ребенка. Мальчик сам заго­варивает со старшими ребятами, отвечает на их вопросы. С Га­лей общается дактильно, жесты дети не используют, при за­труднениях пользуются предметно-действенным способом обще­ния. Общение детей активизировалось. Иногда они вместе составляют единый самостоятельный текст: один о чем-нибудь спрашивает или просто дактилирует предложение, другой печа­тает, не забывая и свое словечко вставить или исправить ошиб­ку товарища.

Юра очень любит животных. Козленок, за которым ухажи­вает наша группа, — увлечение мальчика. С ним Юра может возиться долго: и прогуливать, и кормить, и Играть. Кроликов и кур тоже не оставляет без внимания».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...