Из истории развития Юры Т. в период дошкольного и школьного обучения
⇐ ПредыдущаяСтр 41 из 41 Юра Т. родился в октябре 1967 г. В детский дом поступил в мае 1973 г. из семьи, проживающей в Алма-Ате. Диагноз при поступлении: «Врожденная катаракта обоих глаз (послеоперационная отслойка сетчатки справа). Острота зрения правого глаза — 0, левого — светоощущение. Врожденная глухонемота». Диагноз психоневролога: «Олигофрения в степени легкой дебильности». До приезда ребенка в детский дом родителям были высланы вопросник и пособие «Обучение слепоглухонемого ребенка в семье». Из ответов родителей можно было судить, что они уделяли достаточное внимание первоначальному воспитанию мальчика: способствовали развитию его двигательной активности и любознательности, а главное, поощряли его стремление к подражанию действиям взрослых. Мать обучала его элементарным навыкам самообслуживания, позволяла помогать себе по хозяйству. Отец, применявший в хозяйстве инструменты, знакомил сына с их использованием. «К пяти годам, — пишет отец, — Юра стал подражать родителям. Помогает матери лепить пельмени, катает лепешки, подметает пол, если разольет чай или воду, то берет тряпку и вытирает. Если мы, собираясь куда-нибудь, начинаем чистить одежду или обувь, то и он это же делает. Как-то я мастерил посылочный ящик, пилил пилкой доску. Юра это обнаружил. Дает понять, что ему нужно пилить, кричит, требует. Дал ему пилу и доску. Он начал пилить. В другой раз гвозди забиваю — берет гвоздь, щупает, находит острый конец, ставит на доску, нащупывает шляпку гвоздя и ставит на шляпку молоток, потом держит гвоздь и бьет молотком по гвоздю на ощупь. Что удивительно — по пальцу не попадает. Пищу различает по вкусу или запаху. Прежде чем есть, он нюхает или пробует на вкус. Если не нравится, есть не будет. Недавно заболел гриппом. Лекарство мы так и не смогли ему дать: попробует и выплюнет».
В протоколе наблюдений диагностической комиссии имеются следующие исходные данные. Мальчик контакту доступен, но внимание неустойчивое. Физически развит нормально. Ориентируется на ощупь, передвигается безбоязненно. Незнакомых людей и предметы ощупывает и обнюхивает. Память хорошая: запоминает, откуда взял предмет, и кладет его на место. Развита самостоятельность: руку, протянутую для помощи, отталкивает. Ребенок владеет навыками самообслуживания, однако не умеет шнуровать и завязывать ботинки, убирать постель, чистить зубы, временами порывается пить суп через край. Любит играть со взрослыми в мяч и кубики. В игре проявляет сообразительность. Катается на трехколесном велосипеде. С детьми ищет общения, к окружающим доброжелателен, улыбчив. Понимает запреты. На наказания реагирует плачем, но быстро успокаивается. К режиму не приучен: дома ел и спал, когда хотел. Общается с помощью непосредственного показа: берет взрослого за руку, ведет и показывает на привлекающий его предмет. Активных жестов всего четыре: «Спать», «Есть», «Иди ко мне», «Одеваться». Родители не занимались специально формированием жестов, они возникали спонтанно в процессе повседневных предметно-действенных контактов. Несмотря на заключение психоневролога, специалисты детского дома не обнаружили у Юры нарушений интеллекта, ибо даже вне сферы специального обучения он значительно преуспел в психическом развитии: в возрасте пяти лет владел навыками самообслуживания, адекватно реагировал на попытки установить с ним контакты, у ребенка спонтанно сформировались некоторые жесты, его поведение было целенаправленным и осознанным. Первоначальное обучение Юры в детском доме было направлено на коррекцию и закрепление существующих и формирование новых навыков самообслуживания, на осуществление самостоятельного перехода от одного вида деятельности к другому в течение дня, на формирование у мальчика словесной речи в дактильной форме. С помощью методики совместной разделенной дозированной деятельности началось его специальное -обучение.
Важно отметить, что родители дома не ограничивали свободу сына, не подавляли его активности излишней опекой. Это способствовало раннему появлению у ребенка чувства независимости и самостоятельности (именно этим объясняется характерный для Юры жест, отстраняющий помощь), проявлению собственной активности и инициативы, что в значительной мере облегчило его дальнейшее успешное обучение. Особых осложнений в процессе обучения Юры индивидуальному самообслуживанию не возникало, освоение дактилологии также шло довольно успешно. Поэтому одновременно с закреплением и коррекцией навыков индивидуального самообслуживания он был включен в коллективное самообслуживание и общественно полезный труд. Включение в коллективное самообслуживание шло по мере выявления склонностей ребенка, улавливания и использования моментов его готовности поддержать действия окружающих. Вот запись из журнала наблюдений за воспитанниками группы: «Из большого количества внимательно осмотренных игрушек Юра выбрал игрушку-лейку. Налили в нее воды, педагог показал, как нужно поливать цветы. Юра с удовольствием выполнил задание. Дома, по словам отца, комнатных цветов нет, и поливать их ребенку не приходилось». Совместно с подругой по группе Юра освоил все необходимые операции по коллективному самообслуживанию. Сформировать эти навыки помогли воспитанные у него еще в семье самостоятельность и готовность к подражанию. В общественно полезный труд дети вовлечены через участие в обслуживании животных: «Кормили кота. Юра даже задрожал от любопытства и ожидания, когда ему дадут покормить животное. Пока кот ел, Юра держал руку на его голове: равномерные движения головы вызвали смех мальчика, и он продактилировал: «Ест». Юре позволили покормить кота, затем оречевили действие: «Кот ел».
Общение с животными открывало массу возможностей для формирования у детей психических новообразований. Усложнялась ориентировочно-исследовательская деятельность, переходившая в любознательность, которая, в свою очередь, вызывала потребность в оперативном общении. У воспитанников появилось стремление строить свои действия соответственно сложившейся ситуации, проявлять сообразительность. События, наблюдаемые при общении с животными, служили материалом для оречевления, совершенствования словесной речи детей, накопления их словаря. «Юра очень любит кормить животных, осматривать их с помощью осязания. Индюк клюет сетку. Юре это интересно, но руку положить на сетку он не решается. Тут же придумывает способ для безопасного восприятия действия птицы: накладывает на сетку варежку, сверху руку — и замирает. После прогулки описываем, что видели и что делали. Юра даже вздыхал и стонал от удовольствия, узнав, что будет описывать и вновь переживать то, что для него представляет особый интерес. Проявляет инициативу и подсказывает мне, что мы еще не записали: «Кот, куры, на лыжах»—и все действия изображает: показывает, как кот убежал и как сам Юра двигал руками и ногами, катаясь на лыжах». Трудовые навыки и словарь закреплялись в специально организуемых играх, имитирующих общение с животными. Эти игры построены на материале конкретной деятельности детей, доступны их пониманию и развивают воображение: «Играли в новую игру «Кролик», которая проходила очень оживленно. Дети поняли, что сооружение из стульев означает клетку. В процессе игры общались друг с другом, называя товарища не по имени, а так: «Кролик, на морковку». Изображали передвижение животного прыжками. Игра необычайно понравилась детям». Повседневная забота о животных обогащала детей эмоционально, расширяла границы их общения, способствовала формированию правильных нравственных установок. «В детском доме появился козленок. Утром мы с Юрой побежали в магазин: «Козленок хочет молока». Юра подал продавцу деньги, заранее составленную записку и получил молоко.
Козленок пьет из соски, мальчик осматривает его в это время и взвизгивает от удовольствия: «Ест! Ест! »—дактилирует он. Козленок стал бодать бутылочку — восторгу детей не было предела. Осматривали голову козленка, дактилировали: «Это уши, это глаза»—и так далее. Слово «козленок» запомнили мгновенно. Особую симпатию Юра питал к коту. По детскому дому повторялась изумившая всех Юрина фраза: «Директор — хозяин собаки, Юра —хозяин кота». В этой фразе — и привязанность к животному, и ответственность за него, умение логически мыслить и делать сопоставления. Успешное нравственное воспитание слепоглухонемых детей трудно осуществлять без включения их в коллективную конкретную деятельность. В этой же деятельности возможно искусственно создавать ситуации, направленные на выявление изъянов воспитания и их устранение. «Во время полдника я дала Юре огурец и сказала: «Дай огурец Гале». (Галя его подружка по группе. ) Юра любит огурцы и, чтобы не делиться с девочкой, подругу старательно обходит, благо сидит она не на своем месте. Имея опыт подобного мошенничества Юры, я заранее предположила, что Юра преднамеренно не найдет Галю, а сейчас же с нескрываемым удовольствием подойдет ко мне и скажет: «Гали нет». Так и случилось. Но я вновь отправила Юру на поиски Гали, и мальчик был вынужден отдать ей угощение. Потом сел рядом со мной, ждет, когда ему дадут еще. Но я повременила, наблюдая за ним. Нахмурился, сидел, сидел... Знаю, сейчас по-кошачьи начнет ластиться, обнимать, гладить, затем быстро дактильно попросит огурец. И это подтвердилось». Галя, пользуясь остаточным зрением, порой обманывает Юру, зло подшучивает над ним, а затем, не в силах скрыть эмоциональное напряжение, злорадно хихикает. Педагог ставит перед собой задачу развить у Гали интерес к честному сотрудничеству, доброжелательность к окружающим. Совместный общественно полезный труд предоставляет такие возможности. «Дети с усердием работали на детской площадке: возили мусор в тачке, помогали друг другу. Дала фразу: «Я вожу мусор в тачке». Затем пошли кормить козленка. Галя несет бутылочку с молоком. Юра: «Софья, дай бутылку». Я: «Галя несет сегодня бутылку, ты нес вчера». Юра наморщился, собираясь заплакать. «Попроси у Гали сам бутылку», — предлагаю я. Юра попросил. Галя немного подумала, очевидно, вспомнила недавнюю помощь Юры, оказанную ей в труде, и отдала: «Юра, на бутылку». «Спасибо», — ответил Юра. Что ж, есть некоторые сдвиги в характере Гали в сторону доброжелательности. Раньше необходимо было давление воспитателя — иначе бы не уступила».
Спустя два года после поступления Юры в детский дом на него была составлена следующая характеристика. «Юра все так же подвижен и является зачинщиком шалостей. Получив наказание за баловство, ребенок не торопится просить прощение, он делает это очень неохотно, хотя в то же время поучает Галю: «Ты шалунья, это плохо. Иди скажи: «Софья, прости». Мальчик, несмотря на мизерные остатки зрения левого глаза, прекрасно ориентируется и в доме, и во дворе. Смело выполняет различные поручения, связанные с самостоятельным преодолением значительного расстояния. Заметно развилась память ребенка, и главным образом словесная; может воспроизвести воспринятое с руки преподавателя предложение из четырех-пяти известных ему слов после одно-двухразового повторения. Но образная память развивалась у мальчика хуже, на ее развитие в дальнейшем нужно обратить внимание. При общении Юра пользуется не только условными готовыми словесными формами, но и из знакомых ему слов составляет собственные высказывания, причем в самостоятельной речи использует и предлоги, и союзы: «Софья и Юрочка тоже печатают», «Нелли на улице, в автобусе». Мальчик мысленно перерабатывает ситуацию, пытается делать выводы, заключения. Воспитательница Ольга Сергеевна — в отпуске. Юра пишет: «Ольга дома, Оля болит лоб», т. е. ее долгое отсутствие связал с болезнью. Внимание у мальчика в основном устойчивое, но бывает, что Юра ленится, неохотно воспринимает материал, и тогда внимание рассеивается. Мальчик способный, творческий. Во время лепки или конструирования использует собственные решения для построения или ваяния. Весь программный материал, запланированный на II полугодие, изучил полностью. Обогатился и пассивный, и активный словарь ребенка, он научился правильно и в соответствии с ситуацией отвечать на вопросы: «Что ты делаешь? »; «Куда ты идешь? »; «Где ты был? »; «Что ты сделал? » Самое любимое занятие ребенка — печатать и читать. Как только просыпается, умывшись и убрав постель, берет в классе книгу и читает, интересуется заметками стенной газеты. Интересны спонтанные тексты Юры. Поначалу они состояли из отдельных простых предложений, без смысла и связи между ними. К концу года самостоятельные тексты приобрели более связанный тематический характер, т. е. повествование зачастую посвящается уже чему-то одному: или прогулке, или животным, или отношениям с людьми. Расширились социальные связи ребенка. Мальчик сам заговаривает со старшими ребятами, отвечает на их вопросы. С Галей общается дактильно, жесты дети не используют, при затруднениях пользуются предметно-действенным способом общения. Общение детей активизировалось. Иногда они вместе составляют единый самостоятельный текст: один о чем-нибудь спрашивает или просто дактилирует предложение, другой печатает, не забывая и свое словечко вставить или исправить ошибку товарища. Юра очень любит животных. Козленок, за которым ухаживает наша группа, — увлечение мальчика. С ним Юра может возиться долго: и прогуливать, и кормить, и Играть. Кроликов и кур тоже не оставляет без внимания».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|