Основные определения
Педагогика – наука и практика обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития (А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум). Педагогика – наука о закономерностях обучения и воспитания (А.А. Орлов, А.С. Агафонова). Педагогика – наука о законах и закономерностях воспитания (И.П. Подласый). Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников с целью усвоения знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепления навыков самообразования (И.П. Подласый). Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; это коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности (И.П. Подласый). Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков (И.П. Подласый). Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения (И.П. Подласый). Воспитание – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется (Педагогический энциклопедический словарь). Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином определенных государством образовательных уровней (Законе РФ «Об образовании»).
Содержание образования – содержание триединого целостного процесса, характеризующегося: во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений (обучение); во-вторых, воспитанием типологических качеств личности (воспитание); в-третьих, умственным и физическим развитием человека (развитие) (В.С. Леднев). Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов (экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.) (И.П. Подласый). Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий (В.А. Сластенин). Научное наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях (И.П. Подласый). Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных вопросников, называемых анкетами (И.П. Подласый). Интервью – целенаправленный опрос, при котором интервьюер должен помнить, что он – исследователь, не упуская из внимания план и вести разговор в нужном ему русле (Б.Б. Айсмонтас). Педагогический эксперимент: 1)исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; 2) активное воздействие исследователя на педагогическое явление (В.А. Сластенин). Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, которое проводится в строго контролируемых условиях (И.П. Подласый). Моделирование – метод создания и исследования моделей. Главное его преимущество – целостность представления информации (И.П. Подласый).
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение, как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии (В.А. Сластенин). Список литературы 1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология [электронный ресурс] // URL: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/2.html (дата обращения 10.02.2015). 2. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А.А. Орлова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 4. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М.: Педагогическое общество России, 1998. 5. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 6. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 7. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Педагогика и психология. СПб.: Питер, 2002. 8. Сивашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен. Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009 [электронный ресурс] // URL: http://www.pedlib.ru/Books/6/0374/6_0374-110.shtml (дата обращения 09.01.2015). 9. Сидоров С.В. Теоретическая педагогика. Электронное учебно-методическое пособие для бакалавров [электронный ресурс] // URL: http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_5.htm (дата обращения 10.01.2015). 10. Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 11. Фицула М.М. Педагогика: Научное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. К.: Издательский центр «Академия», 2002. 12. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е издание, переработанное и дополненное. М., 2007.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|