Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тоталитарное искушение в архитектуре




ми безликая и безучастная земля — реальность, этически индифферентная. Отношение к Другому неизменно подчинено связи с этой обезличенной землей.

В результате воля к власти получает безграничную свободу действий, и противопоставить что-либо, например, нацизму, провозглашающему приоритет права сильнейшего, мы уже не в силах. Именно здесь следует искать корни эстетики Хайдеггера: эстетики, отрекающейся от времени, зачарованной традицией язычества и системой идолопоклонства. Это совершенно очевидно, достаточно лишь обратить внимание на те примеры, которые он приводит в «Истоке художественного творения»1: все они связаны с физической пространственностыо (статуи, храмы) и верно копируют греко-египетскую модель.

В архитектуре стратегия персонификации основывается на языческом рефлексе, наделяющем произведение активной ролью в мироздании. В итоге же произведение возвышается до статуса личности в ущерб человеку, чью индивидуальную судьбу оно стирает, включая его в племенной и гомоморфный проект. Эта тенденция подкрепляется общей политикой накопления ценностей, основанной на приоритете запаса, резерва: причем «резерв» здесь понимается двояко: как нечто, что я собираю сам, и как то, чего я лишаю других. Доверие не может вырваться из круга светских предосторожностей, а надежда становится пленницей стремления к материальному обогащению. Перед нами — извращение архитектуры, искажение ее отношения ко времени. Основой ей служит уже не время, созидающее смысл и инаковость, а превознесение неизменности мира и моделирование времени по принципу деградации. Самой верной иллюстрацией такой схемы станет теория ценности руин Шпеера: дом как орудие самоубийства.

Такой невротический комплекс образуется вокруг импульсивного влечения к смерти, разрушающего инаковость. В качестве примера здесь можно привести описание дома Рогожина в «Идиоте» Достоевского, где фигурирует «Снятие с креста» Гольбейна, картина абсурда и нигилизма, и — там же — эпизод с выглядывающим из-под савана краешком ноги Настасьи Филипповны (при этом зарезанная Рогожиным героиня романа вряд ли потеряла

ТОТАЛИТАРНОЕ ИСКУШЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ

больше столовой ложки крови). Дом приобретает здесь все черты могилы. То же самое мы наблюдаем и когда Ипполит меняет императорский парк в Павловске с его прекрасными деревьями на смертоносную для него кирпичную («Мейерову») стену.

Можно вспомнить и о других — довольно многочисленных — образцах архитектурного типа дома-могилы. Схожую роль играет поместье Мандерли в романе Дафны Дюморье «Ребекка», мастерски экранизированном Хичкоком: и миссис Дэнверс, и призрак Ребекки де Винтер оказываются заложницами самоубийственной страсти; таким же некрополем предстает и наполненный потайными ходами и комнатами дворец Павла I в Санкт-Петербурге — настоящем египетском городе.

Естественно, велик соблазн упомянуть здесь и пирамиду, последнее пристанище фараонов. Однако пирамида — это только могила: она лишь принимает прах, и похоронное предназначение ее конструкции лишено какой-либо двойственности. В других приведенных примерах архитектура, напротив, определяет лишь внешнее соответствие модели среды обитания, тогда как весь проект задуман именно для того, чтобы парализовать существование, отлить его в бездвижную форму.

Хайдеггер возвращает нас к гитлеровской схеме искусства. Внутренний опыт, определенный как встреча с бесконечной трансцендентностью Другого, в таком искусстве неизменно отвергается. Принципу общности, смешения противостоит единокровная солидарность народа. Эстетика этого искусства порождает параноидную архитектуру, строящуюся по оси процесса персонификации. Храм как здание становится личностью, и у Хай-деггера именно это персонифицированное произведение служит фактором различения вещей, принцип которого он излагает в «Истоке художественного творения», разделяя «дерево и траву, орла и быка, змею и сверчка». Роль земли из примера с крестьянином здесь выполняет понятие cpûcnç, расчистка, сбор. За ним стоит пародирующее мысль иудаизма прочтение связи Бога с народом. Персонификация храма вписывается в парадигму идолопоклонства, которое замыкается на идеализированной индивиду-ации подобного, исключающей всякое смешение — иными слова-

ТОТАЛИТАРНОЕ ИСКУШЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ

ми, созидающую инаковость. Мы сталкиваемся с подобием распространяющегося повсеместно клонирования, искореняющего отличие как таковое. Помимо этого, воинственный характер идола неотвратимо обращает нас к диалектике хозяина и раба, неизменно питавшей тоталитаризм.

Жилище — это убежище, отмечает Левинас. Это также отправная точка, от которой человек отталкивается, отправляясь вовне, к организующей деятельности мира. Дом обращен к внешнему миру и вместе с тем закрыт, скрывая секрет отрешенности человека. Ритм этой двойственной динамики, по мнению Левина-са, задают стена и окно.

Еще не родившийся ребенок формируется в материнском чреве — своем первом доме. Его не принимают как гостя, уже сложившегося индивида: приют он находит лишь в качестве потенции; именно как такую возможность его сопровождают в течение всего развития плода, подводя к рождению. Жилище человека вообще редко полностью соответствует незыблемому статусу его существа. Это не та среда, в которой могла бы укрепиться стройная система существования, как это происходит в случае с буржуазной утопией или во дворце могущественного властелина. В жилище человек переходит к действию.

Однако подобно умирающему, чьи руки «собирают», лихорадочно сучат по покрывалу, всякий индивид стремится к накоплению. Он фиксирует свое становление в окончательном состоянии — в обладании. Он хочет сделать архитектуру самой жизнью, что равнозначно десакрализации жилища и обездвижению времени. Трансгрессия созидающей сакральности представляет собой антиномию жилища; имя ей — могила. Человек останавливает время и фиксирует его; не хватает лишь надгробного памятника. На одном из парижских кладбищ можно найти могилу изобретателя керосиновой лампы (модели Pigeon), украшенную скульптурной композицией: автор изобретения приподнимается на ней с ложа, рядом мирно спит его супруга — посреди ночи ему пришла в голову конструкция его лампы. Этого кульминационного момента оказывается достаточно для того, чтобы все вокруг остановилось. Остальное кажется лишь ловкостью коммерсантов, по-

ТОТАЛИТАРНОЕ ИСКУШЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ

пуляризовавших его модель. Жизнь самого изобретателя в это мгновение остановилась, и впечатляющий надгробный памятник схватывает этот апогей всего его существования.

Парадокс жилища состоит в том, что не человек сооружает его, а наоборот — жилище творит человека. Оно существует для того, чтобы обеспечить его развитие. Оно должно стать опорой его жизненного пути. Предметы, которыми обладает человек, вовсе не складываются в музей его существования: они формируют его будущее; это не следы прошлого, отблески бесплодной славы, но орудия перемены. Жилище становится точкой пересечения кочевнической природы человека и его временной оседлости.

В Библии пастухи изображены свободными людьми. Они верят в Авраама, верой простой и набожной. У них нет дома, они принадлежат к презираемому людьми меньшинству. Они существуют вне системы запасов, накопления. Их доверие свободно от кандалов предрассудков, их надежда возлагается не на богатства земли. Египтянам пастухи внушают отвращение2.

При этом отказ признать жертву Каина (ср. у Филона Александрийского) объясняется прежде всего тем, что имя его на иврите означает «обладающий». Он, соответственно, отдает Всевышнему то, чем обладает. Как крестьянин, земледелец, он приносит в жертву часть своего имущества — но не жертвует самим собой. Тем самым он оскверняет понятие жертвы, поскольку предназначением жертвования является посвящение, одно лишь способное придать самому верующему черты сакральности. Известно, что для иудеев измерение жертвования двояко: отделение сопровождается причащением. У Каина причащение отсутствует.

И напротив, оно отличает Авеля, которому Божье избранничество стоило жизни. Без цельного причащения жертвенное отделение неотвратимо становится идолопоклонническим. Оно приобретает характер почитания в обмен: жертвуя чем-то, я рассчитываю что-то получить. Я говорю со Всевышним на равных. Однако Всевышнему нет дела до моих подношений3. Подарком можно задобрить идола, но не Бога, требующего сердца человека, — ни больше, ни меньше.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...