Вечная жизнь
Цель религиозного подвижничества часто описывают как бессмертие или вечную жизнь. Людей всегда угнетают ограничения строгой морали, и поэтому они находят в религии возможность превзойти смерть, что кажется истинным раскрытием действительных возможностей человека. В главе " Бессмертная душа" мы уже приводили фрагменты из священных текстов, которые показывают, что каждая личность обладает бессмертным духом. Каждый будет жить вечно в иной форме после прекращения физического существования. Вечная жизнь поэтому не означает вечного существования как такового, ибо смерть остается преградой для осуществления этой полноты человеческого существования.
Священные тексты разных религий используют понятия " жизнь" и " смерть" в двух главных значениях. Во-первых, это существование в физическом облике. Во-вторых, — это духовное понимание жизни: благословенное состояние, переходящее от жизни к жизни и превосходящее смерть. Аналогично физическая смерть означает оставление тела душой, а духовная смерть — удаление от Бога, неведение и, вследствие этого, пребывание в аду.
Если посмотреть на вопрос с точки зрения спасения, то можно обнаружить, что слова " вечная жизнь" и " бессмертие" часто символически описывают состояние благодати. Это состояние личность может обрести уже в земной жизни, если она живет в соответствии с Истиной или удостаивается милости Божьей. Это состояние благодати, несомненно, продолжается и после физической смерти. Человек, обретающий вечную жизнь, достигает цели своей жизни. Его уже не пугает граница смерти, как это свойственно обычному человеку, цепляющемуся за свою собственность и мирские удовольствия.
Однако некоторые даосские тексты говорят именно о физическом бессмертии. Вечная молодость даосских Бессмертных означает, что их жизнь обрела гармоничное единство с дао. Учения о воскрешении во плоти придерживаются и христиане, и иудеи, и мусульмане, понимая под этим обретение умершими их физического тела после воскрешения. Тем не менее эти концепции также основаны на духовном понимании жизни и смерти: только жизнь в Духе считается истинным бессмертием и истинным воскрешением.
Мы уже отмечали, что в буддизме состояние благодати не понимается как вечная жизнь. Буддисты учат, что любое желание жизни есть источник страдания и поэтому мешает освобождению.
Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Христианство. Послание к римлянам 6: 23
Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет... Христианство. Евангелие от Иоанна 11: 25
От ложного веди меня к Истине! От тьмы веди меня к свету! От смерти веди меня к жизни!
Индуизм. Брихадараньяка упанишада 1. 3. 28
Поистине, те, которые уверовали и творили доброе, эти — лучшие из твари. Воздаянием им у их Господа — сады Адна, где внизу текут реки, — для вечного пребывания там навсегда.
Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом. Это — для тех, кто боится своего Господа.
Ислам. Коран 98: 6(7)—8
Постигнув того Атмана, что беззвучен, неосязаем, лишен образа, не гибнет, а также лишен
вкуса, вечен, лишен запаха,
Без начала, без конца, превыше великого, постоянен, [человек] освобождается из пасти смерти. Индуизм. Катха упанишада 1. 3. 15
Тот, кто следует дао, вечен...
Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 16
Нет вечности вне истинной любви.
Церковь Объединения. Сан Мюн Мун 8—18—88
Тогда я возвещу о том, что Величайший сказал мне. Это слова, в которых нуждаются, лучшие для людей: Те, которые будут внимать Мне и последуют за Мной, Обретут вечность и бессмертие, От дел благого духа Владыки Мудрости!
Зороастризм. Авеста, Ясна 45. 5
Высшее состояние души — это свобода от рождений, старости и смерти. Эта душа высшая, чистая, в ней отсутствуют восемь карм. Она обладает беспредельным знанием, ведением, блаженством и силой. Она невидима, неразрушима и неистощима. Кроме этого она сверхчувственна и ни с чем не связана, для нее нет преград, она освободилась и от заслуг, и от недостатков, и от перерождения, она вечна, неизменна и самодостаточна.
Джайнизм. Кундакунда, Ниямасара 17& —177
Есть лотос с девятью лепестками, Перевязанный тремя лентами, В котором обитает дух — вместилище Атмана, О котором знают знатоки Вед.
Бесстрастный, безмятежный, бессмертный, самодостаточный, Утвержденный в сущности, не испытывающий недостатка — таков Он. Познавший Его не имеет страха смерти. Таков Атман — безмятежный, нестареющий, вечно юный.
Индуизм. Атхарваведа 10. 8. 43—44
Выше этого — Брахман, высший, великий, скрытый во всех существах, в теле каждого,
Единый, объемлющий вселенную, — познав этого владыку, становятся бессмертным.
Я знаю этого Пурушу, великого, цвета солнца, [находящегося] по ту сторону мрака, —
Лишь познав его, идет [человек] за пределы смерти; нет иного пути, [которым можно было бы] следовать. Выше которого ничего нет, меньше или больше которого ничего нет,
Единый, он стоит словно древо, утвержденное в небе; этим пурушей наполнен весь этот [мир].
Лишено образа, свободно от страдания то, что выше этого [мира];
Те, кто знает это, становятся бессмертными, прочие достигают лишь несчастья.
Индуизм. Шветашватара упанишада 3. 7—10
... Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Христианство. Евангелие от Луки 9: 60[8]
Разве тот, кто был мертвым, и Мы оживили его и дали ему свет, с которым он идет среди людей, похож на того, кто во мраке и не выходит из него?
Ислам. Коран 6: 122
" Живые знают, что умрут" (Еккл. 9: 5): это праведники, которых в смерти их называют живущими. " А мертвые ничего не знают": это грешники, которых и при жизни называют умершими.
Иудаизм. Талмуд, Брахот 18ав
... Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется словно написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!
Христианство. Первое послание к коринфянам 15: 52—57
Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей... [... ] И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это.
И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: " кости сухие! слушайте слово Господне! " Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я — Господь.
Я изрек пророчество, как поведено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху [... ] и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище.
И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии — весь дом Израилев. Вот, они говорят: " иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня". Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву [... ] И вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Иезекииля 37: 1, 3—8, 10—12, 14[9]
Наньбо Цзы-куэй сказал женщине по имени Нюй Юй:
" Ты стара годами, а выглядишь, как ребенок. Как это возможно? "
Нюй Юй ответила: " Я постигла дао".
" Могу и я постигнуть дао? "
" Боюсь, что нет, — сказала Нюй Юй, -*- ты не годишься для этого.
Вот Бу Лянь-и, прежде чем начать обучение у меня, стал настоящим аскетом. Вот что для этого нужно. В течение трех дней должны перестать существовать все различия высокого и низкого, хорошего и плохого. В течение последующих семи дней должен перестать существовать весь внешний мир. В течение последующих девяти дней подвижник должен стать непознаваемым в своем собственном существовании. Сначала он становится словно эфир, затем обретает вечную мудрость, затем теряет прошлое и будущее, и, наконец, становится способным войти туда, где нет жизни и смерти — где убийство не отнимает жизнь, где рождение не прибавляет ничего нового к жизни. В этом состоянии нет ничего, что бы он ни встретил с радостью, от чего бы он ни отказался охотно, что бы он ни разрушил и что бы он ни создал. Здесь — Мир в Борьбе. Тот, кто может обрести Мир в Борьбе, становится на путь к Вечности".
Даосизм. Чжуан-цзы 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: