Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ритуал. Не только ритуал




Ритуал

К сожалению, у нас нет возможности отдать должное всему тому многообразию ритуалов, с помощью которых люди всего мира поклоняют­ся Богу. Ритуалы, предписываемые священными книгами основных религий мира, можно разделить на несколько больших групп. Некоторые тексты передают практику поклонения и поминания имени Бога с помощью об­разов и определенных символов. Евхаристия (причащение) христиан являет в хлебе и вине тело и кровь Христову; индуистская пуджа представляет собой ритуал, во время которого поклонение образам богов совершается в форме различных приношений, возложения цветов, церемоний, связанных с водой, и т. д.; у зороастрийцев-огнепоклонников огонь представляет боже­ственную справедливость; многим религиям свойственно почитание свя­тынь, особенно буддизму; три великих символа синтоизма представлены Солнечной Богиней Аматерасу, а трубка мира у американских индейцев приносит благословение Великого Духа.
Другая часть ритуалов связана со святым местом или временем. Во многих религиях паломничество, путешествие к святым местам являются религиозной обязанностью. В исламе, например, центральное место зани­мает хадж, паломничество в Мекку. Об этом сказал Мухаммед после своего победного возвращения в Мекку, однако в Коране говорится, что эта церемония впервые была предписана Аврамом (Ибрахимом). Ритуалы, концентрирующиеся на священном времени, включают в себя, как правило, многочисленные действия и символы, обозначающие начало или конец праздничных дней. Так, например, законы иудеев выделяют субботу изо всех остальных дней недели как день отдыха.
Многие ритуалы связаны с чистотой и обрядами очищения. Ритуальные купания, крещение, омовение рук и т. п. — все это символы, обозначающие очищение души. Веды говорят о необходимости купания в Ганге, христи­анский Новый завет предписывает совершать обряд крещения. Для очище­ния тела и души пригодны также и ограничения в питании, з. апрет есть нечистую пищу либо еду, приготовленную не по установленным правилам, как, например, предписывает иудаистский " кашрут" или индийское учение о вегетарианстве.
Заключительные фрагменты священных книг говорят о практике прине­сения в жертву животных. Здесь мы должны четко разграничить ритуалы существующих ныне религий с древнейшими обрядами, о которых именно и сохранились упоминания в текстах священных писаний. Животные жерт­воприношения сохраняются отчасти в религии сегодняшнего Китая, в ис­ламе — как одна из составных хаджа, в ряде примитивных религий и очень редко в индуизме. Но многие индусы отказались ныне от подобных ведичес­ких жертв, либо эти жертвы получили с помощью " пуджи" духовное наполнение. Иудаизм же считает молитву и учение выполнением библейс­кого завета о принесении в жертву животных.

Давайте сделаем так, как мы обычно делали это, Чтобы у нас получилось то, что обычно.
Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия)

Те, кто, зная мою истинную природу, стойко поклоняются мне, есть мои истинные поклонники. Поклоняйтесь мне в тех образах и символах, которые напоминают вам обо мне, а также в сердцах моих преданных, в которых я проявляюсь более всего [... ] Смотрите на ритуалы, обозначенные в священных книгах, не упуская из вида их внутренний дух.
Индуизм. Шримад Бхагаватам 11. 5

Твой огонь, о Господь, могущественный Справедливостью, быстрый и сильный — Мы верим, что он будет блистательной опорой Тому, кто возвышает его, но не для врага, О, Мудрейший, прегрешения которого, По мощи руки своей, ты показываешь!
Зороастризм. Авеста, Ясна 34. 4.

... Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспомина­ние. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
Христианство. Первое послание к коринфянам 11: 23—25

И затем Солнечная Богиня Аматерасу передала первому императору мириад бусинок Мага-тама, а также зеркало, с помощью которого ее можно было вызвать из пещеры, и меч Куса-наги [... ] и сказала: " Имей это зеркало всегда с собой — это дух мой, и поклоняйся ему, как если бы я была перед тобой".
Синтоизм. Кодзики 39. 2—3

В нужное время они очистили останки заболевшего святого самой лучшей водой, а затем положили их в золотой кувшин в городе Маллас и воспели молитвенный гимн: " В этом сосуде лежат величайшие реликвии, исполненные добродетелей, подобные драгоценной руде из великой горы. Они не повреждены огнем, словно шар Брахмы на небесах, хотя весь мир должен сгореть. Эти останки, напитанные вселенской благожелательностью и не подвержен­ные горению в огне страстей, сохраняются благодаря влиянию набожности, и хотя они холодны, сердца наши согреваются их теплом".
Мудрецы знают, что доблести Будды таковы, что, при равной чистоте сознания, можно достичь одинакового результата как почитанием Пророка во время его земного существова­ния, так и поклонением его останкам после Паринирваны.
Буддизм. Ашвагхоша, Буддхачарита [Жизнеописание Будды] 27. 76—78, 28. 69
Мудрецы говорят, что Шиву Пуджу следует представлять выступающим за счастье всех живых существ. На пьедестале представлена супруга Шивы — Парвати, а его фаллический символ означает нечто чувствующее. Как господин, Шива всегда обнимает богиню Парвати, но его фаллический знак по-прежнему остается на пьедестале [... ] Его поклонники устанавлива­ют этот фаллический символ и поклоняются ему шестнадцатью установленными типами обрядов: заклинанием, принесением особого трона, водными подношениями, омовением ног, принесением воды для омовения рта (что тоже является мистическим обрядом), масляными ваннами, принесением одежд, благовоний, цветов, курениями, светильниками, едой, листьями бетеля, почтительными поклонами и мистическими выражениями [... ] Шиву встречают так повсюду.
Индуизм. Шива Пурана, Видьешварасамхита 11. 22—35

Ты столь же необъятен, как небо и мир, И все же ты больше! Твои ступни опускаются вниз глубже Любой пропасти!
Корона твоя возвышается надо всей Вселенной!
Ты — незаметный, все понявший, Неограничиваемый и несравнимый. Но, приходя к пальме руки моей, Ты принимаешь форму Линги, Небольшой, но светоносный: О Господин Кудала Сангама!
Индуизм. Басаванна, Вакана 743

Женщина вступила в круг... очень красивая женщина, одетая в мягкую одежду из оленьей кожи, украшенную бахромой и цветным орнаментом. Ее одежда была такой красивой, что ни одна женщина Лакоты никогда такой не делала. Затем она обнесла всех мужчин едой, а когда они поели, она сказала, что желает им служить вечно. Она сказала, что они впервые увидели ее в образе дыма, и что они всегда должны видеть ее в этом образе.
Затем она вытащила из своего мешка трубку, кору ивы, табак; наполнила трубку табаком и корой и разожгла ее с помощью трута. Сделав несколько затяжек, она передала трубку старшему и сказала ему, чтобы он, покурив, передал ее другим. Таким образом трубка ходила по кругу до тех пор, пока не закончился табак. Затем она рассказала совету, как собирать кору и табак, и как готовить их; после чего отдала им трубку, сказав, что она будет служить им до тех пор, пока эта трубка остается у них. Но служить она будет только следующим образом: она появится только тогда, когда из трубки покажется дым, и только тогда она прислушается к их молитвам и возьмет их в Вакан Танка, уверив при этом, что мольбы их будут услышаны.
Пожив на стоянке в течение нескольких дней... она собрала всех людей и приказала им сесть в кружок вокруг костра. Сама она стояла посредине круга, и когда костер прогорел, она приказала шаману положить на угли сладкую траву. Когда появились клубы дыма, она вошла в них и исчезла. Тогда шаманы поняли, что это была Вопе и что именно она дала им эту трубку. Они поставили особого охранника наблюдать за ней и объявили трубку священной, предписав использовать ее только по самым торжественным и важным случаям.
Религии американских индейцев. Традиция священной трубки племени сиу

И вот Мы устроили для Ибрахима место дома: " Не придавай Мне в сотоварищи ничего и очисти дом Мой для обходящих его, и стоящих, и кланяющихся с преклонением".
И возвести среди людей о хадже: они придут к тебе пешком и на всяких тощих, которые приходят из всякой глубокой расщелины, чтобы свидетельствовать о полезном им и поминать имя Аллаха в определенные дни над дарованными им животными из скота: ешьте их и накормите несчастного бедняка!
Потом пусть они покончат со своею неопрятностью и полностью выполнят свои обеты и пусть обойдут кругом древнего дома...
Тучных Мы сделали для вас из отмеченных для Аллаха; для вас в них благо: Поминайте же имя Аллаха над ними, стоящими в ряд. А когда их бока повергнутся, то ешьте их и кормите сдержанного и просящего стыдливо. Так Мы подчинили их вам, — может быть, вы будете благодарны!
Не дойдет до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но доходит до Него богобоязненность ваша. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на прямой путь...
Ислам. Коран 22: 27(26)—30(29), 37(36)—38(37)
И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым так: субботы Мои со­блюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился.
Иудаизм и христианство. Исход 31: 12—17

Унесите, Воды, все,
Что есть во мне греховного, все, что я сделал неправедно, Все проклятия, какие я произнес, И всю ложь, что говорил я. Сегодня пришел я к Водам, И мы смешались с ними;
Приблизься ко мне, Агни, со всею мощью твоей И наполни меня сверканием.
Индуизм. Ригведа 10. 9. 8—9

... Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа.
Христианство. Деяния святых апостолов 2: 38

... Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Христианство. Послание к римлянам 6: 3—11

Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез и который скот жует жвачку, тот ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика, потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены; нечисты они для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их и к трупам их не прикасайтесь. Из всех животных, которые в воде, ешьте всех, у которых есть перья и чешуя; а всех тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто эго для вас [... ] Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу, который случится в жилищах твоих, отдай ее, он пусть ест ее, или продай ему, ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его.
Иудаизм и христианство. Второзаконие 14: 3-21

О чем думает Бог, когда человек убивает животное подобающим образом и ест его, или когда он душит животное и ест его? И что думает Бог, когда человек ест [мясо] чистого и нечистого животного? " Если ты мудр, то мудр для себя; и если буен, то один потерпишь" (Притчи Соломона. 9: 12). Так что знай, что Заповеди были даны, чтобы очистить создания Божьи, как говорится: " Чисто слово Господа, щит Он для всех, надеющихся на Него" (2" Самуила. 22: 31).
Иудаизм. Танхума, Шемини 156


О, Почтенный Старик, что живешь на горе Кения, ты, заставляющий горы содрогаться, а реки разливаться. Мы приносим тебе эту жертву, дабы ты ниспослал на нас дождь. Взрослые и дети плачут, овцы, козы, весь скот изнывает от жажды. Нвене-нгаи, мы умоляем тебя кровью и жиром этой овцы, которую мы хотим принести тебе в жертву.
Африканские традиционные религии. Молитва народа кикуйю (Кения)

 

Не только ритуал

Ритуал — это самый действенный путь для желающих войти в контакт с Богом. Вместе с тем к ритуалу иногда прибегают и лицемеры, чтобы скрыть свое нечестие. Поэтому ритуал никоим образом не заменяет внут­реннего благоговения, любви к ближнему и личного понимания Бога. И когда бы он ни исполнялся, делать это следует искренне и с определен­ным настроением — ведь цель ритуала заключается именно в формирова­нии искреннего и подвижнического состояния души.
Тем не менее во многих религиях существует критическое отношение к ритуалу. И даже тогда, когда, как в приводимых ниже фрагментах, священное писание одной религии содержит критику ритуала другой, эта критика является неотъемлемой частью учения, обращенного к собствен­ному народу.
В буддизме, индуизме и джайнизме высшая цель — единство с Брахма­ном или умиротворение Нирваны — не может быть достигнута лишь путем ритуальных действий или достойных похвалы деяний. Они могут помочь получить лишь временное небесное блаженство, которое недолговечно. Достаточно скоро душа вселяется в новое тело и, соответственно, воз­вращается к мирским страданиям. Можно даже сказать, что и упанишады, и сутры учат как раз тому, что путь к высшей цели предполагает прежде всего именно внутреннюю дисциплину и внутреннее понимание, а не меди­тацию.
Однако что делать в случае, если практика милосердия вступает в проти­воречие с ритуальными запретами? Иисусу был задан такой вопрос: " До­зволено ли лечить в субботу? " Мэн-цзы как-то раз спросили, может ли мужчина подать руку тонущей женщине, когда, с ритуальной точки зрения, он не имеет права ее касаться. Фрагменты синтоистских священных текстов свидетельствуют о том, что позволяется оказывать гостеприимство чуже­странцу, даже если это будет нарушением ритуала уединения.
В заключение необходимо сказать, что почти во всех религиях прослежи­вается тенденция видеть в поклонении, постижении учения или милосердии суть формальных ритуалов, предписываемых священными книгами. Так, в Талмуде даются рекомендации, как сделать более духовным весь ритуал, поскольку традиционная ритуальная практика стала для иудеев невозмож­ной в силу того, что Иерусалимский храм — единственно законное место для приношения жертв и сжигания приношений — оказался разрушен. В других ситуациях Будда критикует животные жертвоприношения как создающие отрицательную карму из-за убийства и выдвигает учение о духо­вном значении жертвы, приносимой в память о родителях, во благо семьи или в виде оказания милосердия.

Учитель сказал: " Если человек не обладает человеколюбием, то как он может соблюдать ритуал? "
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 3. 3

 

15 Заказ № 283

Не священной водой очищается человек, Хотя многие и купаются в ней. Тот, в ком есть истина и дхамма, тот чист; Он брахмин.
Буддизм. Удана 6

Что такое Синто?
Не на надгробных памятниках, о
Которых говорят, и не в склонности
К ненужным дарам.
Но в добрых делах, в чистоте
Сердца — основа настоящей веры.
Синтоизм. Генцы Като

... Слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека [... ] еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельст­ва, хуления — это оскверняет человека...
Христианство. Евангелие от Матфея 15: 10—11, 17—20

Воздержание от рыбы или мяса, нагота, бритье головы либо ношение спутанных волос, посыпание пеплом, облачение в грубые одежды, лицезрение жертвенного огня и исполнение всего, необходимого для достижения бессмертия, отказ от использования чар, жертвоприношений, неучастие в некоторых праздниках — все это очистит человека, не преодолевшего каких-то сомнений.
Буддизм. Сутта Нипата 249

... Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
Христианство. Первое послание к коринфянам 11: 27—29

Даже ежедневное трехкратное принесение
Трехсот горшочков с пищей
Не соответствует тем заслугам,
Что приобретены в одном из проявлений любви.
Буддизм. Нагарджуна, Драгоценное Ожерелье 283

... " С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступле­ние мое и плод чрева моего — за грех души моей? " О, человек! Сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и сми­ренному дренно ходить пред Богом твоим.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Михея 6: 6—8

Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока или запада, а благочестие — кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, — и испол­няющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, — это те, которые были правдивы, это они — богобоязненные.
Ислам. Коран 2: 172(177)
Построй мечеть свою из сострадания, сотки молитвенный
коврик — из искренности; Коран твой — из честного и правильного слушания. Будь скромен в обрезании, веди себя благородно
во время поста Рамадан — Только так ты станешь настоящим мусульманином. Совершай хорошие деяния в Каабе; доверяй своему наставнику;
Вера твоя — добрые дела и ежедневные молитвы. Сажай сад твой из того, что угодно Богу. И при последнем суде тебе воздастся.
Сикхизм. Ади-Грантх, Вар Маджх МЛ

Конечны и преходящи плоды священных обрядов. Обманываются те, кто считает их высшим благом; они подвержены, как и остальные, рождению и смерти [... ]. Увлекшись делами, они не узнают Бога. Дела же ведут их только на небо, где к их величайшему сожалению количество воздаяний быстро истощается и они опускаются обратно на землю. Считая, что религия — это соблюдение ритуалов и какие-то добродеяния, эти обманутые так никогда и не узнают самого великого добра. Насладившись на небесах воздаянием за свои хорошие поступки, они снова вступают в мир смертных. Но мудрые, контролирующие себя и пребывающие в состоянии покоя души, довольствующиеся исключительно духовным, придерживающиеся в жизни строгости и созерца­ющие в одиночестве и молчании, освобождены от всякого рода нечистоты и добиваются путем высвобождения бессмертного начала настоящего существования, появления неизменного Себя.
Индуизм. Мундака упанишада 1. 2. 7—11

Заблуждающиеся люди накапливают в себе испорченные
качества и не идут по Пути. Они думают так, что собирание достоинств и следование
по Пути есть одно и то же. Хотя их заслуги в деле раздачи милости
и жертвоприношений не определены, Они не понимают, что источник греха лежит
именно в их головах. Они думают, что искупят свои грехи,
приобретя какие-то заслуги, Не понимая, что блаженство, обретаемое в
будущей жизни, не имеет ничего общего с искуплением
грехов.
Почему бы нам не избавиться от греха внутри
самих себя, Ибо это и есть настоящее покаяние?
Буддизм. Сутра Хуэйнэна 6

И, отойдя оттуда, вошел Он [Иисус] в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросил Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы? Итак можно в субботы делать добро. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул; и стала она здорова, как другая.
Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его.
Христианство. Евангелие от Матфея 12: 9—14

Чунь-юй Кунь сказал: " Обычаем предписано, что при передаче друг другу чего-либо мужчина и женщина не должны касаться друг друга, не так ли? " " Да, это так", — отвечает Мэн-цзы.
" Когда чья-либо свояченица тонет, можно ли взять ее руку и помочь ей? "
" Не помочь свояченице было бы неразумно. Действительно, обычаи запрещают мужчинам и женщинам касаться друг друга, если они дают или берут что-либо, но протягивая руку помощи свояченице, когда она тонет, человек поступает благоразумно".
Конфуцианство. Мэн-цзы IV. A. 17
Как-то давным-давно один из верховных богов скитался по владениям богов, стоявших ниже него. И вот пришел он к горе Фудзи, что в провинции Суруга. Уже смеркалось, и поэтому он отправился в дом бога горы Фудзи и попросил приютить его у себя на ночь. Тот же ему отвечал так: " К сожалению, сегодня праздничный день — богам приносят первые плоды, и вся моя семья соблюдает табу воздержания и чистоты. Поэтому мы не сможем принять неизвест­ного странника. Извини меня, но это действительно единственный день в году, когда я не могу выказать тебе необходимые знаки внимания".
Тот в свою очередь сильно обиделся и сказал: " Но я же старше тебя! Так что? Даже теперь ты меня не пустишь? За это я напущу на твою гору, где ты живешь, снег, и будет он лежать там летом и зимой. Я покрою ее туманом и весь год там будет холодно, так что никто не сможет взобраться туда, дабы принести тебе что-нибудь! "
Сказав это, он направился на гору Цукуба, что в провинции Хитачи, и попросил ночлега там. Бог же Цукубы отвечал ему так: " Вечером мы соблюдаем воздержание в связи с праздни­ком первых плодов, но мы не можем отказать тебе в просьбе". После чего он почтительно угостил пришедшего бога и предоставил ему место для ночлега.
Бог-предок, преисполнившись радости, сказал: " О дитя мое, сколь дорог ты мне и сколь велики твои святыни. Так пусть тебе сопутствует благополучие на земле и небесах, днем и ночью, и пусть люди всегда собираются здесь для приношения в честь твою даров, дабы и род твой благоденствовал вечно".
Вот так гора Фудзи покрылась снегом, так что на нее теперь нельзя забраться ни весной, ни летом. А на горе Цукуба в определенный день собираются люди, которые веселятся, поют песни и танцуют.
Синтоизм. Хитачи Фу доки

Однажды, когда Возвышенный находился в роще Джета, что в парке Анатхапиндики около Саваттхи, для браймина Уггаташариры готовилось великое жертвоприношение: пять сотен быков, пять сотен молодых волов, множество телок, коз и баранов были согнаны в одно место, где их должны были принести в жертву. Брахмин же Уггаташарира пришел к Воз­вышенному, поприветствовал его, поговорил, как было принято в подобных случаях, после чего сел рядом с ним. Затем он сказал: " Я слышал, что возжигание огня и постройка колоннады — вещь очень полезная и выгодная... Я же, о повелитель Гаутама, боюсь зажечь огонь и поставить колонну. Так посоветуй и наставь меня, что мне делать, дабы был я счастлив и богат долгие годы".
" О брахмин! Даже перед жертвоприношением человек, который разжигает огонь или воздвигает колонну, создает три меча — грех, зло во всем урожае и зло в каждом плоде. Даже перед жертвой человек, разжигающий огонь или ставящий колонну, вызывает к жизни такие мысли: " Пусть совершится убийство ради принесения в жертву этого множества быков, волов, телок, коз и баранов! " Думая совершить нечто достойное похвалы, он совершает прямо противоположное; желая совершить добро, он творит зло; думая, что он обрел путь счастья, он вступает на тропу горести. Ведь он вызывает к жизни эту мысль-меч, греховную и по сути, и в частностях. И вновь, о брахмин, перед жертвоприношением [... ] он произносит следующие слова: " Пусть будут убиты все эти быки, волы, телки, козлы, бараны! " [... ] вызывая, таким образом, еще одно убийственное слово [... ] Более того, о брахмин, даже перед жертвоприноше­нием он сам, первый подает знак, говоря: " Пусть их заколят! " [... ] вызывая к жизни дея­ние-убийцу [... ]
О брахмин! Есть ТрИ 0гня, которые уважают, чтят, перед которыми благоговеют, должны принести высшее счастье. Но что это за огни? Огонь почитаемого, домохозяина и огонь стоящего вознаграждения. Что такое огонь почитаемого? Представь человека, воздающего должное своим родителям, — это и есть огонь почитаемого... А что значит огонь домохозя­ина? Представь, брахмин, человека, который уважает своего сына, труд женщин и их самих, а также рабов, посыльных, других работников — это и будет огонь домохозяина... А что же такое огонь стоящего вознаграждения? Представь, брахмин, отшельников, людей божьих, воздерживающихся от высокомерного отношения и праздной жизни и переносящих все с пониманием и терпением. Они смягчают свои души, успокаивают, остужают себя — это и называется огонь стоящего вознаграждения... Эти три огня, которые уважают, чтят, перед которыми благоговеют, должны принести высшее счастье".
Буддизм. Ангуттара Никайа iv. 41—45

Существует пять великих жертвоприношений, точнее, пять великих ритуальных действ: жертва всем созданиям, жертва людям, жертва предкам, жертва богам, жертва Брахману. Ежедневно человек предлагает пищу различным существам — это жертва всякого рода созданиям. Ежедневно человек оказывает услуги гостеприимства, давая всем странникам хотя бы чашку воды, — это жертва людям. Ежедневно человек совершает приношения на могилу,

пусть это будет даже чашка воды — это жертва предкам. Ежедневно человек совершает подношения богам, включая благовонную древесину, — это жертва богам. А жертва Брах­ману? Жертвоприношение Брахману состоит в священной науке и учении.
Индуизм. Шатапатха брахмана 11. 5. 6. 1—3

" И на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему" (Мал. 1: 11). " На всяком месте! Возможно ли это? " Сказал рабби Самуэль бен Нахмаи во имя рабби Ионафана: " Это относится к ученым, посвятившим себя изучению Торы в любом месте, где бы они ни оказались: [говорит Бог] " Это-то Я и имею в виду, словно они воскуряют фимиам и приносят Мне жертвы"...
" Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во время ночи" (Пс. 133: 1). " Что означает " во время ночи"? " Сказал рабби Ионафан: " Это относится к ученым, посвятившим себя изучению Торы в ночное время: Священное Писание говорит в данном случае об этом так, как если бы они выполняли обязанности в Храме... "
Рабби Исаак сказал: " Что означают стихи: " Вот закон о жертве за грех" (Лев. 6: 25) и " Вот закон о жертве повинности" (Лев. 7: 1)? Они учат, что любой, отдающийся с головой изучению закона греховного жертвоприношения, сам как бы совершает это жертвоприношение; так и любой, отдающийся с головой изучению закона о жертве мирной, сам как бы приносит мирную жертву".
Иудаизм. Талмуд, Менахот 110а

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...