Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подставь другую щеку




Пацифистская этика, предписывающая принимать, не жалуясь, удар и подставлять другую щеку, соотносится с заповедью возлюбить своего врага. Если человек отвечает на зло гневом или защищается, зло коснется его и, возможно, победит. Гнев и ненависть обидчика превратятся в его собственный гнев и негодование, и он потеряет душевное равновесие. Если же принимать удары и оскорбления, не теряя доброжелательности и духо­вной сосредоточенности, можно стать выше ненависти и сохранить духо­вную независимость и самообладание. В конечном счете, только сохраняя свою духовную индивидуальность под ударами, человек может набраться сил, чтобы возлюбить врага своего и расположить его к себе. Мы включили в данный раздел несколько удивительных примеров из священных книг, относящихся к разным религиям, которые подтверждают это.
Заключают раздел фрагменты писаний, также свидетельствующие в пользу такой модели поведения — подставить другую щеку. Они пред­полагают существование неизменного принципа " Космической справедли­вости", который подтверждает правильность такого поведения и оправды­вает безответность жертвы. Апостол Павел указывает, что мирское возмез­дие могло бы смягчить кару Господню, поэтому своим непротивлением верующий сыплет на голову своему врагу горящие уголья. Буддийские священные книги тоже говорят о наказании, которое постигнет злочинца, если его оскорбления останутся без ответа. Жертва же, подвергаясь пресле­дованиям и проявляя терпение, укрепляется в добродетели.

Победа порождает ненависть; побежденный живет в печали. В счастье живет спокойный, отказавшийся от победы и поражения.
Буддизм. Дхаммапада 201

Смотрите, они готовы скорее пожертвовать своими жизнями, нежели отнять жизнь у своего врага; и они погребли глубоко под землею свое оружие, ведомые любовью к ближ­нему своему.
Церковь Иисуса Христа святых Последнего дня. Книга Мормона, Альма 26. 32

Тому, кто бьет тебя,
не плати тою же монетой,
Но подойдя к его дому, облобызай его ноги.
Сикхизм. Ади-Грантх, Шалок, Фарид

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
Христианство. Евангелие от Матфея 5: 38—41

Те, кого оскорбляют, но кто не отвечает тем же обидчикам, кто молча выслушивает укоры, кто трудится во имя любви к Господу и находит радость в страданиях, [... ] подобны " солнцу в его полной силе".
Иудаизм. Талмуд, Йома 23а

Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут.
Христианство. Евангелие от Матфея 26: 50—52

Братья, если кто-то чужой станет говорить против меня, либо против Веры, либо против Предписаний, вы не должны ни таить против него зла, ни ощущать обиду, ни питать дурных чувств. Если же вы станете сердиться или почувствуете обиду, это помешает вашему самооб­ладанию.
Буддизм. Дигха Никайа

Учитель сказал: " Быть бедным и не таить злобы гораздо труднее, чем быть богатым, но не самонадеянным".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 14. 11

Монахи, если даже низкие злодеи станут ручной пилою отпиливать вам одну за другою конечности, даже тогда тот, в чей разум проникнет враждебность, перестанет быть последовате­лем моего учения. Монахи, вы должны испытывать себя таким образом: " Наш разум не может извратиться, мы не произнесем злых слов, наш разум исполнен доброжелательности, в сердце нет ненависти. Мы наполним весь мир, начиная с этого злодея, своими благими мыслями, широкими, возвышенными, безмерными, лишенными враждебности и злонамеренности".
Если вы, монахи, будете регулярно прибегать к помощи этой параболы пилы, найдется ли что-нибудь смешное, высокое или грубое, чего вы не могли бы выдержать?
Буддизм. Мадждхима Никайа 129

Почему его назвали Почитающим? Потому что он хвалил, потому что он дарил уважением всех, кого встречал: монахов, монахинь, послушников и послушниц, говоря так: " Я глубоко почитаю вас. Почему? Потому что вы идете путем Бодхисаттвы и станете Буддами". Этот монах не предавался чтению и повторению сутр, но лишь дарил всех уважением, поэтому как только он видел вдалеке кого-либо из послушников, он специально подходил к нему и выражал свое уважение, говоря: " Я должен выразить вам свое уважение, потому что все вы станете Буддами". Среди послушников находились такие, кто раздражался, сердился, ругал и оскорблял его, говоря: " откуда взялся этот невежественный монах, который говорит: " Я должен выразить вам свое уважение" и предсказывает, что мы станем Буддами? Мы не нуждаемся в этих ложных предсказаниях". Так он прожил много лет, постоянно осыпаемый оскорблениями, но никогда не обижался и не сердился. Иногда, после сказанных им слов, в него бросали палками, черепками и камнями. Но отбежав на расстояние, он громко восклицал: " Я должен выразить вам свое почтение. Все вы станете Буддами". И поскольку он всегда говорил именно так, высокомерные монахи, монахини, послушники и послушницы стали называть его Почитающим".
Буддизм. Лотосовая сутра 20

Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде. Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Исайи 50: 4—8

Если грешный человек, услышав о чем-то хорошее, придет и устроит беспорядок, ты не должен выходить из себя. Ты не должен гневно укорять его; тогда тот, кто пришел обидеть тебя, просто причинит вред самому себе.
Буддизм. Сутра сорока двух разделов

Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
Христианство. Послание к римлянам 12: 19—20

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...