Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Добрые деяния. Труд и трудолюбие




Добрые деяния

Добрые деяния — проявления здоровой духовной жизни. Добрые деяния укрепляют добродетель, упрочивают связь с Богом и представляют собой лучший путь к исправлению прошлых грехов.

Как из вороха цветов можно сделать много венков, так и смертный, когда он родится, может совершить много добрых дел.
Буддизм. Дхаммапада 53

Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
Христианство. Послание к ефесянам 2: 10

... Ни один добродетельный никогда не идет дурным путем, сын мой.
Достигнув миров праведников, прожив [там] *
бесчисленные годы, в чистом счастливом доме рождается отпавший от йоги.
Индуизм. Бхагавадгита 6. 40—41

... Они богобоязненны и уверовали и творили благие дела, потом были богобоязненны и веровали, потом были богобоязненны и делали добро, — ведь Аллах любит добродеющих!
Ислам. Коран 5: 94(93)
... Любовь покрывает множество грехов. Христианство. Первое послание Петра 4: 8

Поистине, добрые деяния удаляют дурные! Это — напоминание для помнящих. Ислам. Коран 11: 116(114)

Кто добрым делом искупает сделанное зло, тот освещает этот мир, как луна, освобожден­ная от облакрв.
Буддизм. Дхаммапада 173

Я призываю небо и землю в свидетели: еврей или нееврей, мужчина или женщина, раб или свободный человек — все они равны в том, что Дух Святой нисходит на них по их делам!
Иудаизм. Седер Элийагу Раббах 10

Злое деяние сменяется добрым. Как только ты освободишься от влияния злых звезд, тебя тут же окружат добрые ангелы-хранители.
Даосизм. Инчжи вэнь [Трактат о тихом пути]

Когда сотрясется земля своим сотрясением,
и изведет земля свои ноши,
и скажет человек: " Что с нею? " —
в тот день расскажет она свои вести,
потому что Господь твой внушит ей.
В тот день выйдут люди толпами, чтобы им показаны были их деяния; и кто сделал на вес пылинки добра, увидит его, и кто сделал на вес пылинки зла, увидит его.
Ислам. Коран 99: 1—8

Что пользы, братия мои, если кто говорит,, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: " идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: " ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писа­ния: " веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим". Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?.. Ибо, кактело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
Христианство. Послание Иакова 2: 14—26

 

Труд и трудолюбие

Важной практической функцией религии является то, что она поддержива­ет добродетели, содействующие экономическому успеху, такие, как трудолю­бие, бережливость, преданность дому и семье, умение отложить развлечение на будущее, честность в поступках, настойчивость в выполнении обяза­тельств. К тому же религия положительно оценивает мирские успехи и труд, приносящий процветание. Известный тезис Макса Вебера о развитии капита­лизма предполагает, что своим возникновением и развитием западный капитализм обязан кальвинистской протестантской этике, которая воодушев­ляла верующих считать свой успех знаком Господней милости. Он сомневал­ся, что современные индустриальные общества могут возникнуть в культурах, основанных на других религиях. Сегодня, однако, доказано, что богатство экономически развитого общества присуще различным народам и, следовате­льно, каждое общество развивается на собственной основе. Действительно, экономика, возникшая в основанных на конфуцианстве обществах государств Восточной Азии, доказывает, что другие религии тоже содержат — или потенциально могут содержать — основы, необходимые для поддержания развития современного индустриального общества в их культурной сфере.
Мы приводим несколько фрагментов из священных писаний, одобря­ющих трудолюбие и подчеркивающих ценность накопления богатства. Они утверждают, что честный труд сам по себе служит наградой, порицают медлительность, лень и расточительность. Но труд благословен вдвойне, если накопленное богатство расходуется затем на благотворительные и об­щественные нужды. Филантропия — логическое завершение капиталисти­ческого накопления и одно из его важнейших религиозных оправданий.

В конце раздела мы приводим два варианта Притчи о талантах: из Нового завета и из джайнистских священных книг. Они неравноценны, но совпадают в том, что человек должен как можно лучше употребить то, что ему отпущено.

Труд это богослужение. Индуизм. Пословицы Вирашаива

Труд велик, он приносит честь тому, кто трудится. Иудаизм. Талмуд, Недарим 496

Когда кузнец умирает, его рука остается жить.
Африканские традиционные религии. Пословица народа айдома (Нигерия)

А когда кончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто, — может быть, вы будете счастливы!
Ислам. Коран 62: 10

Пусть ваши ноги, руки, разум будут готовы, о Маздаясни Зороастрийцы, чтобы совершать законные, своевременные, добрые дела и не совершать незаконных, несвоевременных и плохих дел. Упражняйтесь в трудолюбии, делайте бедняков состоятельными.
Зороастризм. Авеста, Виспарад 15. 1

И даст тебе Господь [Бог твой] Изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле... Сделает тебя Господь [Бог твой] главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего...
Иудаизм и христианство. Второзаконие 28: 11—13

Плач — не средство от бедности; голодному лентяю некого винить, кроме самого себя. Тому, кто хочет достать мед из-под скал, не стоит слишком заботиться об остроте топора. Нет такого места, где человек не мог бы достичь величия; только ленивец не добивается ничего и нигде. Нет такого места, которое не подходило бы мне, о Господи!
Африканские традиционные религии. Пословицы народа йоруба (Нигерия)

Те, кто говорит: " Сейчас слишком жарко, слишком холодно, слишком поздно!
Оставляя работу неоконченной,
Упускают благие возможности.
Но те, для кого жара и холод — пустяки,
Те, кто как мужчины делают то, что должно,
Те никогда не расстанутся со счастьем.
Буддизм. Дигха Никайа iii. 185, Сигаловада сутта

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. ... Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.
Иудаизм и христианство. Притчи Соломона 6: 6—11

 

Кто претендует на святость,
Но занимается тем, что попрошайничает —
Не касайся его ног!
Тот, кто зарабатывает на жизнь трудом, А часть отдает на милосердные дела — Только тот, Нанак, истинно знает путь Бога.
Сикхизм. Ади-Грантх, Вар Саранг 1

... Ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, — не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.
Христианство. Второе послание к фессалоникийцам 3: 7—12

Не начинающий дел человек бездействия не достигает; И не только отреченьем он совершенства достигнет.
Ведь никто, никогда даже на миг не пребывает без действий.
Ибо все действия он производит невольно в силу качеств, рожденных природой.
Кто сидит, обуздав стремления чувств, но сердцем привязан к предметам, Заблудший, тот идущим по неверной дороге зовется.
Кто же манасом чувства смирив, действия чувств направляет На карма-йогу, того отрешенным зовут, Арджуна.
Необходимое дело свершай: лучше бездействия дело; Бездействуя, даже отправлений тела тебе не удастся исполнить.
Дела, совершенные не ради жертвы — оковы для мира; Выполняй же дела, свободный от связей, Каунтея.
Индуизм. Бхагавадгита 3. 4—9

Рабби Иуда бен Илаи, Рабби Йозе бен Халафта и Рабби Симеон бен Иохаи сидели вместе. Рабби Иуда вознес хвалу римскому правительству за прекрасные базары, мосты и купальни, которые римляне воздвигли в Палестине. Рабби Йози промолчал. Рабби Симеон возразил, что все это они сделали для собственного удобства, а не ради пользы страны.
Один из учеников нечаянно повторил их слова, а римский соглядатай донес правительству. Был издан указ, согласно которому Рабби Иуда был поставлен во главе Иудейских общин; Рабби Йозе был сослан в Галилею, а Рабби Симеон должен'был быть казнен. Рабби Симеон и его сын, Рабби Елеазар, укрылись в пещере на многие годы и проводили время в изучении мистики, заложив основы Зохара и других каббалистических трудов. Когда они покинули пещеру при изменении правления в Палестине, они увидели людей, занятых пахотой. Они воскликнули: " Эти люди пренебрегают вечными делами и беспокоятся о делах преходящих".
Тогда они вернулись в пещеру, пока их разум не привык к мысли, что люди могут быть заняты материальным трудом, так же, как и духовным, и что такова воля Господа.
Иудаизм. Талмуд, Шаббат 336

Человек создал себе богатство ценою усилий, труда и пота, не нарушая законов. При мысли: " Я добыл свое богатство ценою усилий, труда и пота, не нарушая законов", к нему приходит блаженство, к нему приходит удовлетворение. Это называется " счастье собственности".
Человек из-за своего богатства, добытого ценою усилий, труда и пота, радуется и своему богатству, и своим достойным поступкам, связанным с ним. При мысли: " Как я добыл свое богатство [... ] меня радует и мое богатство и достойные поступки", к нему приходит блаженст­во, к нему приходит удовлетворение. Это называется " счастье богатства".
Буддизм. Ангуттара Никайа i. 68

Абу Хурайра рассказывал, что Посланник Господа говорил: " Среди добрых деяний и поступков, за которые верующий получает награду после смерти, — знание, которому он учит, хороший сын, которого он оставляет на земле, или экземпляр Корана, который он завещает, мечеть или странноприимный дом, которые он построил, ручей, для которого он проложил русло, пожертвования, которые он делает, пока жив и здоров, — за это он будет награжден после смерти.
Ислам. Хадис ибн Маджаха

Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов...
Христианство. Евангелие от Матфея 25: 14—30

Три купца отправились в путь, каждый со своим состоянием. Один из них получил большую прибыль, другой сохранил свое богатство, третий вернулся домой, потеряв все деньги. Эта притча взята из обыденной жизни; учитесь прилагать ее к Вере.
Состояние — это человеческая жизнь; прибыль — небо; потеряв свое состояние, человек может родиться обитателем ада или животным.
Раб своих страстей -теряет свое состояние — человеческую жизнь и божественную жизнь. Потеряв их, он станет пребывать в нищете; ему долго будет трудно найти путь, ведущий наверх [... ].
Человека, который вернул свое состояние, можно уподобить тому, кто вновь родится человеком. Те, кто, упражняясь в различных добродетелях, становятся благочестивыми хозя­евами дома, вновь родятся людьми; каждый пожинает плоды своих деяний.
Но тот, кто приумножил свое состояние, подобен человеку выдающихся добродетелей; добродетельный, безупречный без труда достигает царства богов.
Джайнизм. Уттарадхьяянасутра 7. 14. 21

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...