6. Дизаденоидные заболевания 4 страница
2. Паранойя Из необычайно большой массы заболеваний с системой бреда выделяется сравнительно небольшое число случаев, при которых из своеобразного предрасположения путем болезненной переработки жизненных событий незаметно развивается непоколебимая бредовая система, при полном сохранении сознательности и упорядоченности в мыслях, воле и поступках (случай 58). Создающими бред силами являются: во-первых, повышенное самомнение, которое в связи с дефектами предрасположения ведет к конфликту с требованиями и трудностями жизненной борьбы, далее живость воображения, которая заполняет пробелы в наблюдении богатыми добавлениями, наконец, сильное влияние на разум со стороны эмоции. Все это — своеобразности, которые мы в подобном виде наблюдаем при недоразвитой детской психике. Таким образом, образуется склонность оценивать и толковать жизненные опыты более или менее произвольным образом, с чисто личной точки зрения, приводить их в связь с собственными желаниями и опасениями, разрисовывать отношение к окружающей среде, пренебрегая действительностью, таким образом, как это самому хочется. Галлюцинации играют при этом роль лишь разве в форме случайных зрительных явлений или в виде ошибок и превратных толкований действительных восприятий; обманы памяти, наоборот, часты. Результатом этого очень медленно происходящего изменения личности является бредовое миросозерцание, односторонний “сдвиг” точки зрения, свойственной больному по отношению к его жизненному кругу. Так как мы здесь имеем, собственно, дело не с болезнью, а с ненормальным развитием, которое предоставляет богатый простор личной своеобразности, то разнообразие клинических картин здесь очень велико. Можно, однако, различать несколько чаще встречающихся основных форм, в зависимости от того, вращаются ли бредовые идеи более в области преследования или в области величия; можно, правда, в отдельном случае встретиться с обоими направлениями вместе, хотя степень их выраженности и будет весьма различная.
A. Бред преследования и ревности. Из предчувствий, предположений, подозрительного толкования невинных происшествий и обманов памяти под давлением собственной неуверенности ткется сеть представлений об отношениях, в центр которых больной ставит себя. Враждебное недружелюбие и ненависть служит, по его мнению, причиной его унижений, оскорблений и нанесения ему ущерба всякого рода; все это не явной открыто, а тайно и скрытно так, что связь и побуждения становятся ясны лишь изощренному глазу. Мало-помалу все больше совершается сдвиг в отношениях больного к окружающей среде в смысле его бредовой предвзятости, которая из бесчисленных ложно истолкованных переживаний черпает все новую пищу и являет ему совершенно искаженной картину действительности. Рядом с этим всегда имеется упрямое самомнение, в котором больной находит богатое вознаграждение за недружелюбие и угнетение. Поведение и поступки остаются при этом, за исключением тех странностей, которые обусловливаются самим бредом, до такой степени правильными, что больные обычно без больших затруднений живут на свободе, и в состоянии самостоятельно поддерживать свое существование. Подвид составляет не слишком редкий паранояльный бред ревности, мучительное, опирающееся на разноречивые наблюдения и часто на обманы памяти убеждение в обмане со стороны супруга. B. Бред величия. Сообразно с разнообразием человеческих стремлений, паранояльный бред величия может принимать ряд самых различных форм, которые однако часто соединяются друг с другом и с бредом преследования. Одну из групп образуют изобретатели и исследователи; вооруженные совершенно недостаточными предварительными знаниями и средствами они подходят к труднейшим вопросам (воздухоплавание, использование воздушного электричества, солнечного тепла, морских движений) и полагают, что сделали величайшие открытия (Perpetuum mobile), использовать которые не позволяют им то-
лько недоброжелательство завидующих, и соревнующих. К ним близко стоят благодетели народов, которые своими ребяческими предложениями и планами улучшения мира хотят искоренить все несчастия, бездарные непризнанные гении искусства, которые чувствуют себя способными к проложению путей к новым, неслыханным целям. Далее, надо упомянуть о бредовых идеях о происхождении от благородных родов; эти больные из сходства, многозначительных слов, красноречивых взглядов черпают поддерживаемое часто ошибочными воспоминаниями убеждение о своем высоком происхождении и всяческими способами добиваются основываемых на этом прав; конечно, они при этом наталкиваются на препятствия, которые ими тогда истолковываются в смысле их бреда. Религиозные направления мыслей ведут, при содействии снообразных “прозрений”, к пророческому бреду, к убеждению в избранности Богом, соединяющемуся со склонностью публично проповедывать и искать последователей, что довольно часто и удается. Быстро обнаруживаемым врагом, с которым больные страстно борятся, является здесь господствующая церковь. С отношениями к другому полу связывается, наконец, эротический бред, таинственное, питаемое взглядами, встречами, газетными объявлениями со скрытым смыслом, отношение к обожаемому издали высокому лицу другого пола; все разочарования и отказы являются здесь, как это удается больному узнать тем же путем, делом менее поощряемых соперников. Так как бред при паранойе связан с развитием личности, то он по существу не искореним, хотя больные под влиянием внешнего воздействия иногда и делают видимые уступки. Но, с другой стороны, он все-таки оставляет больным возможность справляться с жизненными затруднениями. Они поэтому лишь в исключительных случаях попадают в психиатрические больницы, а большей частью умеют, хотя и с большими внутренними и внешними трудностями, оставаться на свободен при своей профессии. Внутреннее удовлетворение, черпаемое ими из их повышенного самомнения, а точно также и размышление, обыкновенно, хотя правда и не всегда, предохраняет их от более серьезных общественно опасных действий.
Более легкие формы паранойяльного бредообразования вероятно совсем не редки. Они являются как результат преходящего влияния жизненных затруднений у лиц, недостатки которых находятся в значительном противоречии с их самомнением. Упрямая односторонность в понимании людей и отношений, живость воображения, наивная самоуверенность, скорость суж- дения могут создавать паранойяльные направления мыслей, которые при более благоприятных условиях снова исчезают и не находят развития, часто однако без того, чтобы быть действительно исправленными (абортивная паранойя). 3. Истерия (случай 55—57) Истерией мы называем не очень резко очерченную группу расстройств, общая особенность которых состоит в их тесной зависимости от эмоциональных движений. Часто они совершенно открыто являются формами выражения эмоционального возбуждения, подобно некоторым рефлекторным телесным движениям, в которых мы по Дарвину научились рассматривать остатки старых средств защиты. Отсюда ясно заключение, что их, главным образом, надо рассматривать как разряжения внутреннего напряжения, хотя часто выражающегося необыкновенным, недоступным для здоровой душевной жизни путем. Легче всего, может быть, видны эти отношения при обыкновенных истерических припадках, при которых сопровождающее всякое душевное потрясение, затемнение сознания и замешательство, выражаясь сначала обмороком, в некоторых обстоятельствах доходит до беспорядочных движений защиты, бегства и нападения, совсем подобно тому, как мы наблюдаем это при возбуждениях у плохо воспитанных детей. Также и некоторые ночные переживания истериков в полусне явно обнаруживают своей драматической окраской их связь с тревогой. Это же относится и к патетическим сумеречным состояниям и к истерии у арестантов (см. ниже Е).
Общую основу истерических явлений образует повышенная эмоциональная возбудимость (страстные вспышки, переменчивость настроения, капризность, чувствительность, страсть к преувеличениям). Живость чувственной окраски обусловливает быстро сменяющиеся, резко выраженные симпатии и антипатии, сильную индивидуальную окраску жизненного опыта и воззрений, жажду удовольствий, повышенное самомнение, уныние. Поведение кажется неровным и непостоянным, ничем не управляемым, импульсивным, колеблется между внушаемостью и упрямством; оно то ласковое, послушное, то упрямое, негативи-стическое или вызывающее, несдержанное. Отдельные истерические расстройства очень разнообразны; они обычно очень изменчивы, редко остаются на продолжительное время (Stigmata). Раньше всего здесь надо упомянуть доходящее иногда до очень резкого сужения концентрическое уменьшение поля зрения, часто с зубцеобразными границами в соединении или без смещения границ распознавания красок; там и сям можно встретить одностороннюю или двустороннюю слепоту. Попадающие на нечувствительные области сетчатки впечатления использываются, хотя и не доходят до сознания. Необыкновенно часто встречаются расстройства ощущений, именно аналгезия или гипалгезия, реже гипералгезия, то односторонние, то капризно (в виде перчатки, чулка или манжет) распространяющиеся по самым разнообразным областям тела, безотносительно к распределению нервов, поражая иногда всю кожу, доступные слизистые оболочки (отсутствие рефлексов роговой оболочки и глоточного) и суставы. К этому присоединяются неприятные ощущения и боли всякого рода, особенно также болезненность при давлении на отдельные точки, на низ живота (яичники), позвоночник, затылок, темя (Clavus), область сердца. Иногда можно давлением на эти точки вызвать или прекратить припадок (“спазмогенные” или “спазмофренные” области). Дальнейшую большую группу истерических симптомов образуют расстройства движений, первым делом параличи. Они отличаются тем, что никогда не поражают области определенных нервов, а всегда определенные формы движений, конечности или части их (гемиплегии, реже моноплегии или параплегии, часто в соединении с ана-лгезией, иногда также с контрактурами); само собой разумеется они никогда не сопровождаются симптомом Бабинского (но при случае нередко клонусом стопы) или реакцией перерождения (в некоторых обстоятельствах однако атрофией мышц от недеятельности). Сюда относятся также астазия — абазия, неспособность ходить или стоять без паралича, а также ряд других расстройств походки (качание, неуверенность, сильное шатание при закрытых глазах), речи, письма (атаксия, акатаг-рафия), далее афония, иногда встречающаяся немота, аграфия. Контрактуры обычно распространяются на один сустав или ограниченные мускульные области, (спазм век, односторонний спазм лица, спазм голосовых связок, страбизм, кривое положение головы, позвоночника). Наконец, наблюдаются дрожание, спазматические судорги (Paramyoclonus), хореати-ческие движения, судорожный смех и плач, глоточный спазм (“Globus”) singultus, отрыжка (связанная с проглатыванием воздуха), кишечные спазмы (урчание в животе, поносы, вздутие живота), спазмы желудка (рвота), ускорение деятельности сердца и дыхания. К этому присоединяются еще всякого рода
вазомоторные расстройства (дерматографизм, приливы, ограниченные отеки, крапивница, неправильность менструаций). Среди кратковременных, приступами появляющихся расстройств надо в первую очередь упомянуть о судорожных припадках (случай 55). Они появляются с предвестниками (чувство нездоровья, головные боли, чувство тоски, неприятные ощущения), или без них, иногда непосредственно после возбуждений, чаще после известного промежутка, а в иных случаях и без видимого повода. Обычно сознание затемняется и больные падают на землю, большей частью без того, чтобы нанести себе серьезный вред. Дело может ограничиться простым обмороком, иногда с намеками на ригидность и с дрожанием век, после этого обморока больные вскоре приходят в себя. Иногда дело доходит до того, что больные вытягивают и скрючивают конечности, трясутся, бьются и катаются по полу, выгибаются дугой (Opisthotonus, дугообразное положение при опоре на затылок и пятки), размахивают руками и ногами, кусаются, кричат и кувыркаются. Глаза при этом то закрыты, то широко открыты, закатываются кверху, зрачки широки, нередко не реагируют на свет. Эти судорожные движения могут с неправильными сменами и с короткими паузами отдыха повторяться много раз, даже в продолжении нескольких часов и дней, особенно если обращать на больных много внимания. К этому затем могут присоединиться делирантные состояния, как в “больших” припадках, которые раньше культивировались в Salpetrierc. Часто удается при помощи неприятных воздействий (обливание холодной водой, булавочные уколы, фарадизация) их укоротить. Число припадков и их сила при необращении на них внимания обыкновенно быстро уменьшается, но при удобном случае может снова увеличиться. Вторую основную форму образуют сноподобные и сумеречные состояния. Больные часто сообщают о ночных наивно-страшно окрашенных переживаниях в полусне, в которых отражаются их опасения. Лунатизм особенно часто наблюдается в юности. Наблюдаются также “приступы сна” (случай 56) днем, именно: внезапное засыпание, большей частью на короткое время; затем рядом с простыми обмороками наблюдаются более длительные состояния “ригидности” (неделями и даже месяцами) с снопо-добным затемнением сознания и ступорозным состоянием. Совершенно другую картину представляют делирантные состояния возбуждения в соединении с крайне резкими вспышками, которые часто следуют за эмоциональным волнением; затем, особенно у молодых больных встречаются сумеречные состояния с нелепым поведением, при которых наблюдается подражание поведению невоспитанного ребенка. Далее, наблюдается легкая спутанность в соединении с отдельными неправильными поступками и блужданием, без более глубокого расстройства внешнего поведения, иногда вместе с проведением какой-нибудь принятой на себя роли. С другой стороны, затемнение сознания может, большей частью только на несколько часов или дней, углубиться до снопо-добной спутанности с растерянностью, часто с галлюцинациями и связанностью воли (восковая гибкость). Здесь обычно каждый раз совершенно одинаковым образом повторяются, как это можно видеть из слов и жестов больного, известные возбуждающие переживания (половые покушения, опасности всякого рода, нападения без всякого отношения к действительно имевшим место событиям или в связи с ними (случай 56), пока в момент высшей опасности не наступает пробуждения (“патетические” сумеречные состояния). Гораздо большую длительность (недели и месяцы) имеют сопровождаемые также яркими галлюцинациями, но меньшим затемнением сознания бредовые сумеречные состояния, во время которых больные, не сознавая действительно окружающей их обстановки и своего положения, высказывают пестрые, часто меняющиеся идеи преследования и величия. Очень обычным симптомом, наблюдающимся при истерических сумеречных состояниях, именно при формах, развивающихся у арестантов, представляются “явления вытеснения” (случай 52), непроизвольное отстранение себя от взаимоотношения с действительностью. Сюда относится, в первую очередь, “разговор мимо темы”, неправильный, но соответствующий смыслу вопроса ответ, отказ от повседневных знаний, извращение и выдумывание воспоминаний, поступки и поведение, диктуемые несуществующими в действительности фактами, в некоторых случаях полная недоступность для окружающих. Таким образом, возникает картина Ganser1 obcyx> to сумеречного состояния (легкое затемнение сознания в соединении с явлениями вытеснения) и ступора у арестантов (недоступное, безучастное настроение с несвязным бредом, преходящим возбуждением или бессмысленными поступками). С ними граничат некоторые бредовые состояния при ясном сознании, в которых больные при незначительном сужении сознания обнаруживают бредовые обманы воспоминаний. Воспоминание о сумеречных состояниях или совершенно отсутствует, или сохраняется более или менее отчетливо; часто во время гипноза может быть снова вызвано. В отдельных случаях все воспоминания о прошлом могут быть утеряны, это бывает только в связи с мучительными, эмоционально сильно действующими переживаниями. Иногда может развиться своебразная двойная жизнь, так что больные во время сумеречных состояний помнят только о прежних подобных состояниях, но не о времени своего здорового состояния и наоборот; наблюдались у одного и того же больного и несколько различных сумеречных состояний, при чем каждое из них находилось в связи только с себе подобным. Без сомнения, мы имеем при этом дело с культивированием подобных состояний окружающими. Появление истерических расстройств в большой степени зависит от внешних влияний (душевные волнения, уговоры, подражание). Они часто могут вызываться или устраняться случайными или планомерными воздействиями, повторяются каждый раз, как является к этому повод с тем, чтобы потом опять на долго исчезнуть и позже опять появиться, нередко в другой форме. В виде случайных сопровождающих явлений они наблюдаются при различных болезненных состояниях, сопровождающихся повышенной эмоциональной возбудимостью (маниакально-депрессивное помешательство, pseudologia phantastica, реже эпилепсия, dementia praecox и даже опухоли мозга). Но те случаи, где они получают более самостоятельное значение, можно подразделить на ряд групп. А. В большей части наблюдаемых случаев мы имеем дело с молодыми лицами, особенно женского пола (прислути, кельнерши, кухарки, преимущественно сельского происхождения), у которых после неприятных переживаний (любовный обман, спор, ложное обвинение, отказ от места, возникают состояния возбуждения или, припадки (случай 55). С ними рядом стоят дети, у которых после телесных заболеваний, наказаний или вследствие подражания развиваются отдельные истерические расстройства, обычно питаемые чрезмерной боязливостью перед окружающими. При соответствующем лечении болезненные явления обыкновенно быстро исчезают, чтобы может быть после нескольких рецидивов вообще больше не появляться после 25 года жизни. Здесь можно говорить об “истерии периода развития”, которую, может быть нужно сопоставить рядом с нередкой истерией диких народов. Лечение может обыкновенно ограничиваться успокоительными мероприятиями, удалением из неблагоприятных условий, планомерным необращением внимания на болезненные явления, а также руководящими указаниями для разумного образа жизни и занятий. В. Небольшая часть заболевающих в юношеском возрасте лиц сохраняет на всю жизнь склонность к истерическим расстройствам, которые тогда при длительном существовании могут принимать совершенно причудливые формы (случай 56). Здесь прежде всего развивается привыкание к болезненным явлениям, даже иногда инстинктивное любовное культивирование их, которое делает из болезни в известной степени жизненное призвание. Естественное желание выздороветь отодвигается на задний план стремлением выставить свои страдания в возможно более ярком свете и тем обеспечить себе надолго готовую помощь окружающих. Таким образом, дело доходит до уныния, преувеличения жалоб, потребности во враче, иногда даже до симулирования расстройств (жар, кровавая рвота, задержка мочи), до требования оперативного вмешательства, до тайных поранений себя (кожные поранения). Здесь никогда не будет недостатка во всякого рода других дефектностях индивидуального предрасположения, в отсутствии любви к истине, резкой смене настроений в соединении с чувствительностью и раздражительностью, себялюбии, половой нечувствительности или распущенности, своеволии, импульсивности действий, любви к приключениям, жажде удовольствий, — признаки того, что мы имеем здесь дело с явлениями дегенерации; мы говорим поэтому об “дегенеративной истерии”. Лечение, главным образом, состоит в целесообразном тренировании воли при помощи пользующегося доверием больного, врача (телесные упражнения, упорядоченный образ жизни, полезная работа); отдельные болезненные явления боль-щей частью побеждаются теми средствами, в действительность которых больные сами твердо верят. Операции на половых органах (выскабливания, овариотомия, удаления), к которым раньше часто прибегали вследствие их мнимого отношения к истерии (иатера матка), действуют самое большее в качестве психического воздействия; само собой разумеется, и половые сношения, которыми многие больные пользуются в значительной мере, не оказывают на болезнь никакого действия. С. Алкогольная истерия (случай 57). В противовес истерии детей и молодых девушек, нередко встречаются истерические приступы у мужчин на третьем и четвертом десятке жизни, которые находятся в теснейшей связи с злоупотреблением алкоголем (у старых пьяниц, в состоянии опьянения). Преимущественно дело идет о состояниях опьянения с возбуждением, с бесцельными волевыми разряжениями и намеками на судорожные явления, а затем и о выраженных истерических припадках и о сумеречных состояниях. Связующим звеном нужно, по-видимо- му, считать повышение эмоциональной возбудимости благодаря алкоголю при одновременном затемнении сознания, которое благоприятствует импульсивному разряжению волевого возбуждения. Воздержание от употребления алкоголя приводит здесь к скорому излечению. Д. Вызванные несчастными случаями душевные потрясения тоже могут иметь последствием, особенно у мужчин и нередко при содействии алкоголя, истерические расстройства. Истерия после несчастных случаев проявляется в виде обмороков, судорожных припадков, сумеречных состояний, к которым могут присоединиться параличи, контрактуры, расстройства походки, дрожание. Но кроме того, обыкновенно, и позже развивающаяся картина травматического невроза (см. выше III, 6) обнаруживает всякого рода истерические черты. Лечение должно стремиться к возможно быстрейшему возобновлению работы. Е. Развивающаяся преимущественно у подследственных арестантов истерия мест заключения выражается иногда в бурных возбуждениях с судорожными явлениями или без них, иногда затем в форме Ganser'оъскот сумеречного состояния (случай 52) с “разговором мимо темы”, иногда в виде ступора заключенных; все эти расстройства при окончательной решении судьбы арестованного, часто даже раньше, обыкновенно сами собою исчезают. 4. Невроз навязчивых состояний (случай 61) На почве психопатического предрасположения нередко развивается мучительная связанность мышления и действий, которая обусловлена насильственным появлением определенных представлений или опасений. Их общей основой является тревожно напряженное внимание, которое именно потому снова вызывает в сознании эти процессы, что судорожно старается их подавить. Болезненность этого состояния и беспочвенность опасений, обыкновенно, при этом лишь очень редко и ненадолго не сознается больным. По содержанию навязчивых представлений можно различать несколько клинических групп, которые, однако, в каждом отдельном случае друг с другом соединяются или одна другой сменяются. А. Навязчивые представления. Если даже здоровый человек иногда не в состоянии избавиться от известных мучительно навязывающихся ему картин, воспоминаний (мелодии, выражения, цитаты), то насильственная необходимость уделять внимание определенным, чаще всего неприятным, даже отвра- тительным представлениям может при болезненном развитии занимать все психическое содержание. Известные привычки мышления могут тем упорнее вплетаться в мысли, чем сильнее больные стараются их побороть, например, больные оказываются вынужденными считать все видимые предметы, производить манипуляции с числами, замечать всякого рода незначительные мелочи и запечатлевать их, раздумывать над безразличными отношениями, ставить бесполезные и неразрешимые вопросы (навязчивость в сфере внимания, навязчивые мудрствования и вопросы). B. Навязчивые страхи (фобии). Естественная боязнь опасностей, которым подвержены жизнь и здоровье, может принимать причудливые формы, причем воображение, несмотря на все разумные доводы против, мучительным образом бывает занято совершенно отдаленными возможностями несчастья. Разнообразие таких опасений столь же велико, как и мыслимые опасности. Сюда относится навязчивая боязнь грозы и пожаров, животных, острых или режущих предметов, осколков стекла, яда, загрязнений, заражений. Чувство беспомощного одиночества на больших площадях или безлюдных улицах ведет к боязни пространства (агорафобия); другие подобные представления ведут к страху перед закрытыми или открытыми дверями, к страху быть в многолюдных помещениях (театр), в темноте, в вагоне железной дороги; все это в результате ограничивает свободу передвижения. Также всякого рода суеверные соотношения (числа, буквы, слова, дни, недели), могут вызывать такие же признаваемые бессмысленными, но непреодолимые страхи. Наконец, большую роль играют опасения заболеть водобоязнью, сифилисом, чахоткой, размягчением мозга, спинной сухоткой, душевным расстройством; эти страхи требуют все нового успокаивания, хотя бы для них не существовало ни малейшего основания. C. Страх ответственности. Много разных мучений может доставить больным забота, что они не будут в состоянии исполнить свои ежедневные обязанности соответствующим образом. Страх что-нибудь упустить (оставить гореть свет, ключи в замке, не запереть как следует, что-нибудь положить не на место, забыть, отправить письмо не запечатанным или по неверному адресу), погружает их в постоянные сомнения (болезненные сомнения, folie du doute) и заставляет их постоянно проверять, все ли исполнено, как следует. Они испытывают потребность все запоминать (имена, числа), отдавать себе отчет в содержании каждого разговора, много раз и повторно проверять безупречность каждой работы, без того, однако, чтобы как-нибудь найти полное успокоение. Наконец, дело может дойти то того, что больные вследствие постоянных сомнений не в состоянии начать свою профессиональною работу или закончить ее. Ответственные (под присягой) показания, составление писем, прием и выдача денег могут вызывать целую бурю беспокойства. Многие больные мучимы неопределенным страхом, что они совершили проступок (богохульство, бесстыдство), или что они должны что-то совершить (кража, убийство, поджог, самоубийство); они поэтому боятся денег, бумаг, ножей, ножниц, игл, спичек, открытых окон, мостов, стараются предохранить себя от мнимых соблазнов. Хотя здесь страх, по-видимому, часто выражается в форме импульсивных побуждений, однако эти последние никогда не достигают силы, способной действительно повести к предосудительным поступкам. D. Боязнь общества. Соприкосновение с людьми может вызывать беспокойное чувство страха, сделаться предметом внимания, вести себя не так, как следует, не удовлетворить предъявленным требованиям (страх перед экзаменом, трепет рампы), предстать в бросающемся в глаза или в смешном виде, иметь в беспорядке платье. Вследствие этих опасений может развиться сильная неуверенность в повседневных действиях (способность ходить, речь, письмо), как только больные чувствуют, что за ними наблюдают; они поэтому начинают бояться людей. Далее, можно видеть появление тяжелых явлений (рвота, понос, урчание в животе, особенно же покраснение) именно тогда, когда это в виду окружающей обстановки особенно неприятно; эти явления очень чувствительно затрудняют свободу действий больного и могут поэтому повести даже и к самоубийству. Все приведенные и многие другие подобные расстройства могут появляться вместе или одно за другим у одного и того же больного; они являются выражением одного и того же расстройства: тревожности и недостатка уверенности всебе, а также мягкости и несамостоятельности воли, наличие которых обычно можно доказать у подобного рода больных. Свою гнетущую власть эти расстройства приобретают исключительно благодаря постепенно растущему опасению, что их невозможно побороть и что они, наоборот, постоянно будут возвращаться (“страх перед страхом”); Это заставляет больных всяческим образом стараться защитить себя от них. Они избегают всякого повода, который каким бы то ни было образом мог повести к устрашающим их явлениям, стараются путем тягостных мер предосторожности предупредить все самые отдаленные возможности без того, конечно, чтобы найти окончательно успокоение, так как возникают постоянно все новые поводы для опасений. Так развивается боязнь к чему-нибудь притронуться, склонность постоянно мыть себя и окружающие предметы, бесконечно повторять всякое данное поручение, с величайшей точностью осведомляться о каждой незначительной мелочи, педантично следить на каждом шагу за собственными поступками. Могут также развиваться всякого рода суеверные отношения; больные стараются приобрести внутреннюю свободу при помощи защитительных слов, жестов, чувствуют себя связанными с определенными цифрами. Течение болезни обыкновенно бывает колеблющимся. Внешние поводы могут вызвать или усилить опасения: опасения также могут исчезнуть, чтобы при случае снова появиться в том же или измененном виде. Нередко можно установить связь с периодическими депрессиями маниакально-депрессивного психоза, а также с истерией. В общем болезнь упорна; она может прогрессировать и при известных обстоятельствах повести к такому загружению разнообразнейшими навязчивыми опасениями, что свобода действий оказывается совершенно уничтоженной. Лечение должно стремиться к успокоению при помощи душевного воздействия, а также воспитания воли работой и одновременно телесными упражнениями. Разумные уговоры со стороны лица, пользующегося доверием больного, поддержанное, может быть, легким гипнотическим внушением, обыкновенно оказывают благоприятное действие. Непосредственная борьба со страхами обычно усиливает их (“кризисы”), следует скорее предписывать отвлечение при помощи занятий — любительских работ, путешествий, развлечений и противодействовать опасному замыканию в себе. Не следует прибегать к санаторным лечениям, длительному “отпуску для поправки” и лекарствам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|