Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии




Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии

 

«Альпина Диджитал»


 


 

Джексон Н.

 

Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии / Н. Джексон — «Альпина Диджитал», 2015

 

Нина Джексон не просто известный в Великобритании педагог

 

и международный консультант по образованию. Она из тех людей, которые умеют увлечь и детей, и взрослых; не только научить, но и вдохновить. В своей новой книге Джексон собрала советы

 

и материалы по самым важным проблемам, с которыми каждый день сталкиваются учителя: ученики не хотят учиться, коллеги-консерваторы восстают против новых методов обучения, родители ни во что не ставят учителя. За всем, что пишет автор, стоят огромный опыт и глубокая теоретическая основа. Книга поможет разобраться в сложной ситуации с учеником или родителем; научит работать с детьми с особенностями развития, вообще с самыми разными детьми; подскажет, как сделать ваши уроки незабываемыми.


 

© Джексон Н., 2015

 

© Альпина Диджитал, 2015


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

Содержание

 

О книге  
Предисловие  
Благодарности  
Введение  
1. Внутри меня сидит дракон  
  Угасание возбудителя  
  Снижение чувствительности  
2. Как заинтересовать учебой  
  Минута вдумчивого шушуканья  
  От трех до десяти  
  Завораживаем музыкой  
  Мозаика из картинок  
  Озадачь товарища  
3. Инклюзивность окончательно и бесповоротно  
4. Что для одного вершина, то для другого подножие горы  
5. Дислексия – дар, проклятие и особенность обучения  
  Особенность обучения  
  Что делать и что не делать (точнее, что определенно стоит  
  делать, а что – ни в коем случае)  
  Две Оливии – такие разные, но в чем-то очень похожие  
6. Эта работа в группах: ее или любят, или ненавидят  
7. Они не будут с вами считаться, пока не будут в вас нуждаться  
8. Родители-мучители  
9. Как приструнить «обнимашек»  
10. Учимся в странных местах  
11. Экспериментальное исследование – на благо школы  
12. Я больше не люблю свою работу…  
13. Заикание и запинание  
14. Пусть нас услышат  
  Требования к члену школьного совета  
15. Хватит кричать с места!  
16. Стили обучения – это что еще такое?  
17. Учитель, дайте связь!  
18. Поэзия методических дней  
19. Налаживаем отношения: В + В = М  
20. Горе в семье  
21. Я ей не нравлюсь  
22. Где же их детская искорка?  
23. Дисграфия – это не только плохой почерк  
24. Находим невидимую отметину у каждого ученика  
25. Звуковые волны действительно вызывают мозговые волны  
  Отрывки из Моцарта  
26. Самоповреждение  
27. Гожусь я или нет?  
28. Безболезненный переход  
29. …Разжевать и в рот положить  

 



Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

30. СДВ, СДВГ – СОС!  
31. Это страшное слово «диспраксия»  
  Дошкольный возраст / Базовая ступень раннего возраста  
  Начальная школа  
  Средняя школа  
32. Интернет-лидеры  
33. Дети скучают на уроках коллеги  
Эпилог  
Комментарии  

 


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

Нина Джексон

 

Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии

 

Переводчик Елена Лидовская

 

Руководитель проекта А. Деркач

 

Корректор М. Смирнова

 

Компьютерная верстка А. Абрамов

 

Художник обложки Ю. Буга

 

Письмо в главе 5 использовано в книге с разрешения семьи Лодер.

 

Иллюстрация после письма в главе 5 использована с разрешения Оливии Гилберт.

 

Список и иллюстрация в главе 32 использованы с разрешения Марка Андерсона.

 

Использование цитат из Ofsted documents одобрено Open Goverment License.

 

Mind Maps – это торговая марка Buzan Organisation.

 

Все права защищены. Ни одна часть этой книги не может быть скопирована. Ни одна из частей произведения не может быть скопирована, сохранена в каких-либо электронных базах данных, опубликована, представлена для публичного ознакомления, адаптирована, передана по кабелю, записаны или воспроизведены в любой форме и в любых целях без предварительного разрешения правообладателя.

 

Все запросы должны быть адресованы в Independent Thinking Press.

 

© Nina Jackson, 2015

 

This translation of Of Teaching, Learning and Sherbet Lemons is published by arrangement with Crown House Limited

 

© Illustrations Paul Wrangles, 2015

 

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2016

 

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть вос-произведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение автор-ских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в раз-мере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

 

* * *

 

Посвящается Tadcu[1] (деду) – с благодарностью


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

 

О книге

 

«Книга Нины – как глоток свежего воздуха. Она щекочет нёбо, как шипучая начинка лимонных карамелек. Она легко читается, но не подумайте, что она поверхностна, – в ней собрано несметное количество серьезных рекомендаций, которые окажутся полезны всем, кто трудится на ниве школьного образования. И умудренный завуч, и начинающий педа-гог найдут здесь предмет для размышлений, решение сложных задач, возможности для про-фессионального роста и даже утешение в трудный день. Книга так умно составлена, что ее можно читать от корки до корки, а можно использовать как справочник, который открыва-ешь в нужный момент на нужной странице. Как бы там ни было, несколько отличных идей вы точно почерпнете».

 

Джон Кендалл, директор общеобразовательной школы, округ Риска

 

«Если жизнь – это коробка шоколадных конфет, как говорит Ян Гилберт в предисловии

 

к этой книге, то любому учителю или ученику будут попадаться на зуб неожиданные твердые орешки. Но мы же не хотим плеваться кровью. От мягкой нуги до тирании всего один шаг, как подметил Эдмунд в "Хрониках Нарнии".

 

"Ниндзя" Джексон – знаменитый и горячо любимый всеми педагог. Она постоянно учит, учится и делится идеями, которые у нее бьют фонтаном. Она постаралась собрать для нас брызги этого шоколадного фонтана и изложить их на бумаге. Это скорее диалог, чем лекция: Нина хочет услышать наши отклики, что-то улучшить, исправить, учиться и вновь учиться.

 

Каждая глава начинается с настоящего, жизненного вопроса. Нина сопровождает ответы ценными советами, предлагает темы для размышления, делится полезными ресур-сами и вспомогательными материалами. Почему именно лимонная карамелька? До ее шипу-чей серединки добираешься, только приложив усилие. Так и в преподавании – чтобы добиться результата, нужно потрудиться. Но оно того стоит. Нина рассматривает такие слож-ные вопросы, как синдром дефицита внимания и синдром дефицита внимания с гиперактив-ностью, инклюзивность и дислексия, превращая эти суховатые темы в аппетитные лаком-ства. Как это получается? Она задает правильные вопросы и предлагает интересные решения и подходы. Не заладилось с завучем? Вот пути к решению проблемы. У коллеги скучные уроки? Попробуйте сделать так.

 

Нина смотрит на образование с позиции гуманности, сопереживания и диалога. Она не из тех, о ком говорят "подходит ко всем с одной меркой". Она не дает готовых решений, только подсказки; она оставляет вопросы открытыми, не превращая их в тупики ответов. Эта книга о многогранном и увлекательном образовании XXI века, и автор не утверждает, что ее подход единственно верный. Вы можете брать конфеты у Нины и составлять свои наборы, пробуя разные вкусы и сочетания. Кстати, здесь не только старомодные леденцы. Нина мастерица по части инноваций и водится с технологическими гениями. А держится все это на прочной философии образования, практикуемой не одним поколением Нининой семьи, которую она часто упоминает в тексте. В общем, пробуйте и смакуйте то, чем она вас потчует. Ведь Нинины лимонные карамельки – классика: у них такой узнаваемый, ни с чем не сравнимый и надолго запоминающийся вкус».

 

Доктор Роберт Мэсси, завуч Бристольской гимназии

 

«В этой книге собраны практические советы и интереснейшие материалы по самым животрепещущим темам, с которыми учителя, школьники и родители сталкиваются каждый день. Она станет отличным пособием для студентов педагогических вузов (и тех, кто уже


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

работает учителем) по решению сложных, но типичных проблем. Читая эту книгу, вы пой-мете, что ваши вопросы не уникальны. Главное, что пытается сказать Нина, – учиться нужно всем. В том числе учителям.

 

Она убеждена, что в первую очередь хороший преподаватель должен уметь заинтере-совать и увлечь учеников. Это основное, над чем необходимо работать каждый день. Кроме того, у нее интересный взгляд на целостное образование. По мнению Нины, учитель должен развивать ребенка всесторонне и "вытаскивать" из каждого ученика все лучшее, на что тот способен. В книге эту мысль поясняет прекрасный термин «незримая отметина» (своеобраз-ное досье, которое учитель должен вести на каждого ученика).

 

Вы также найдете в книге полезные советы по инклюзивности; наглядный материал на эту тему чудесен. Его бы в каждую учительскую! Еще мне нравится, что Нина смотрит на дислексию не как на нарушение, а как на дар: она подчеркивает достоинства и таланты дислексиков. В главе про методические дни она говорит о необходимости постоянно повы-шать квалификацию – пока это способствует профессиональному росту. Книга очень ярко и осмысленно оформлена. Просто потрясающе».

 

Джулия Стивенс, проректор по развитию, Хейлзовенский колледж

 

«Мне очень повезло: в начальной школе, где я учился в 1970-х, работала группа передо-вых учителей, для которых центром преподавания был ребенок. Директор Джордж Хартли, собравший эту команду, свято верил, что каждый ученик одарен по-своему и что задача школы – раздувать пламя из этих искр. У школьников могут быть самые разные таланты, и каждый из них нужно приветствовать как Божий дар и пестовать – на благо не только самих детей, но и общества в целом. Директор зрил в будущее, его интересовало, что станет с уче-никами и после того, когда они из начальной школы перейдут в среднюю. Он хотел побу-дить школьников к самостоятельному поиску решений, научить их находить ответы с помо-щью школьных ресурсов, библиотечных книг и учителей-энтузиастов. В итоге мы с детства усвоили, что учиться весело и интересно, что, обучаясь, мы исследуем окружающий мир

 

и идеи, которые его формируют. Отчасти дело было в общем оптимизме 1970-х, но все же чувствовалось, что старые, закостеневшие формы философии образования уступают дорогу новым, творческим подходам.

 

Думаю, Хартли нашел бы в Нине Джексон родственную душу. В этой книге показан тот же гуманистический подход к образованию, где средоточием всех усилий является ученик, подход, который, будучи основан на научных знаниях и здравой педагогике, тем не менее пронизан вдохновенной, почти религиозной страстью к преподаванию и обучению. Анало-гия с лимонными карамельками тут очень кстати1. Как Джексон поясняет во введении, эта книга – про щекочущую нёбо начинку, про «шипучку», которую чувствуешь только на самых лучших уроках, когда вдруг – раз! – и ученикам становится интересно. Расширяя метафору, Нина добавляет, что добраться до шипучей начинки в середине конфеты непросто – сна-чала приходится преодолеть ее твердую оболочку, – и эта мысль красной нитью проходит через всю книгу. Автор тактично, но настойчиво призывает учителей вспомнить, зачем они вообще пришли в педагогику.

 

Книга поражает разнообразием тем. Джексон рассуждает о чрезмерно требовательных родителях, о дисграфии, о цифровой революции, о когнитивных стилях, об аутоагрессии, ну и, конечно, о том, что принесло ей широкую известность, – о терапевтической роли музыки в образовании. Они приглашает нас к разговору: предлагает воспользоваться своими практи-ческими советами и написать ей после, что из этого вышло. В Нине столько жизни и вдохно-вения (она так понимает замученных возней с бумагами педагогов), что прямо заражаешься

 

1 В оригинале книга называется Of Teaching, Learning and Sherbet lemons. Дословный перевод «Об учительстве, учении

и лимонных карамельках». – Прим. ред.


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

ее любовью и верой в чудесную профессию учителя. В первый раз эту книгу лучше читать по главе в день, ведь каждая глава – это отдельная тема, которую нужно осмыслить и только потом приступать к следующей. Впоследствии с книгой можно работать как со справочни-ком, заглядывая по мере надобности, – ведь это не только духоподъемное чтение для опу-стивших руки профессионалов, но и полезное пособие. В каждой главе автор отвечает на вопрос, заданный в ее начале виртуальным учителем, – такой формат не может не увлечь. Тем более что к собеседникам Джексон относится с неизменным уважением и чуткостью, а темы входят в перечень чуть ли не самых обсуждаемых педагогических вопросов совре-менности.

 

Здесь столько ценных идей и материалов, что у того, кто решит пойти по стопам Нины Джексон, не будет недостатка в информации. Прелесть этой книги еще и в том, что к своей учености автор относится шутя, поэтому не стоит опасаться тоскливого псевдонаучного языка, свойственного литературе такого плана. Джексон слишком хорошо знает, что до спе-циализированного чтения учителя, как правило, добираются в состоянии стресса, смешан-ного со скукой, и она не собирается наступать на те же грабли. Читая книгу, чувствуешь, как искренне она сопереживает трудностям, с которыми сталкиваются преподаватели, и видишь, что она хочет не только помочь, но и вдохновить. Я рекомендую эту книгу всем, кто чув-ствует, что не дает ученикам «шипучки», которой они заслуживают. И если вы заметите, что то и дело посасываете лимонные карамельки и внутри одна сплошная радость, – значит, Джексон справилась с задачей и вернула вам былой энтузиазм».

 

Стивен Оливер, директор Школы Абингдонской Богоматери

 

«Профессией учителя можно гордиться. Однако нам приходится по несколько раз в сутки принимать ответственные решения и беспрестанно ломать голову, что бы еще такое придумать, чтобы ученики лучше успевали и раскрывались как личности. Каждый день мы спрашиваем себя, все ли было сделано правильно и есть ли силы продолжать. Учителя нико-гда не перестают учиться.

 

В книге Нины Джексон много сложных вопросов, которые ей в разные годы задавали разные учителя. Одни вопросы прагматичные и приземленные, другие, напротив, деликат-ные и чувствительные. Ученики с индивидуальными особенностями, такими как дисграфия, дислексия, задержка речи; ученики с психологическими проблемами, например аутоагрес-соры или те, кто переживает потерю близкого человека; специфика перехода из начальной школы в среднюю. Теоретические вопросы образования, в частности оценка работы учени-ков, постановка задач, обратная связь; различные когнитивные стили. Вопросы про то, как с помощью новых технологий влиться в цифровую эру. Вопросы про педагогическую карьеру, самопознание, профессиональный рост; про то, как стать начальником или как себя вести с излишне требовательными родителями.

 

В доступном и остроумном стиле Нина приглашает всех педагогов на безопасную смотровую площадку, откуда открывается вид на много педагогических путей-дорог, пред-лагает тщательно взвесить все варианты, задуматься, чего мы сами хотим и зачем в это ввя-зались, и решительно продолжить движение с новыми силами, попутно разрешая любой вопрос и справляясь с любой трудностью. Она отрывает нас от бесконечного выполнения программ, заполнения отчетов и постановки галочек, напоминая, что истинная цель учи-теля – дать пищу сердцу и только потом уму. Она призывает нас ломать шаблоны, если это нужно, раздвигать границы привычного и пробовать с учениками все новое, веселое и инте-ресное.

 

Сила этой книги – в сочетании общепризнанных педагогических теорий с авторскими методиками и наглядными материалами для класса и учительской. Книга пронизана инфор-мационными технологиями: в каждой главе Нина ссылается на сайты, приложения или сове-


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

тует, как с помощью цифровых устройств увлечь учащихся, настроить их на учебу и натолк-нуть на размышление. Много говорится о музыке: как поставить ее на пользу обучению, как звуки помогают мотивировать и поддерживать учеников.

 

Учителя всегда стремятся показать ученикам свою лучшую сторону, и Нина подогре-вает нашу любовь к профессии, чтобы мы и дальше изменяли человеческие жизни с помо-щью образования. А еще мы сильно выиграем – как в профессиональном, так и в личном смысле, – если будем делиться полученными знаниями с коллегами и решать все эти мно-гоплановые задачи уже не в одиночку. Нина Джексон, или, как ее еще называют, Ниндзя, напоминает, почему мы стали педагогами, и приглашает к вдумчивой беседе.

 

Это настольная книга на многие годы. Она устроена так, что в нее можно быстро погру-жаться и выныривать. Будут меняться классы, приходить все новые ученики со своими уни-кальными потребностями, и еще не раз мы захотим обратиться к Нине за откровенным сове-том, побывать в ее уютных объятиях (cwtch)2, чтобы, набравшись сил, отправиться дальше по тернистому, но очень увлекательному учительскому пути!»

 

Доктор Барбара ван дер Эккен, замдиректора по качеству, Центральный колледж Бирмингема

 

2 Особый вид объятий (валлийск.; не имеет аналога в русском языке). – Прим. пер.



Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

 

Предисловие

 

Не поймите меня превратно. Я обеими руками за профессиональную подготовку учи-телей. На свете немало вполне приличных педагогов, которые слыхом не слыхали про книгу

 

о «лимонных карамельках»[2] и тем не менее работают изо дня в день, и всё благодаря спе-циальному образованию. Но есть и другие – рожденные, чтобы учить.

 

Нина как раз из вторых.

 

Вспомните школу. Многие отметят только одного учителя, благодаря которому все это безобразие имело смысл. Чем же он отличался от других? Да просто у этого учителя, как у Машеньки из сказки «Три медведя», все получалось «в самый раз». Был строг, но не жесток. Любил посмеяться, но в меру. Заботился о вас, но пылинки не сдувал. Был готов поддержать, но не давал на себе ездить. Твердо верил в вас, но честно предупреждал, если вас тянуло не в ту степь. Был ровно настолько педагогом, чтобы вас выучить, и ровно настолько человеком, чтобы убедить вас в том, что вы особенный.

 

Во времена, когда из-за нехватки кадров в учителя идут неквалифицированные люди, дискредитируя тем самым профессию педагога, а под девизом «гоните результат» нас убеж-дают забыть про интуицию и накопленный профессиональный опыт, – в такие времена человек, призывающий учить нутром, человек, искренне заботящийся о детях, выглядит несколько неуместно.

 

Но только не Ниндзя!

 

Учитель с большим стажем, она работала во многих проблемных школах, обычных и специализированных, консультирует университеты по подготовке педагогов, имеет диплом магистра образования за авторское исследование по влиянию музыки на мотивацию и обу-чаемость и скоро станет настоящим экспертом по применению планшетов на уроках. Нина часто выступает с лекциями по вопросам здоровья и психологического благополучия педа-гогов и школьников и востребована повсеместно – от Великобритании до Чили, Ганы и Таи-ланда.

 

Поэтому нет ничего удивительного, что к ней обращаются за советом люди из совер-шенно разных сфер образования. Она и вправду может помочь.

 

Ниной, как и этой книгой, движет необыкновенный дух заботы, творчества, профес-сионализма и любви. Читайте, чтобы вспомнить, почему вы выбрали эту стезю. Читайте, чтобы разобраться в сложной ситуации с учеником. Или коллегой. Читайте, чтобы понять, что нужно детям с особенностями развития и как наладить в вашей школе инклюзивность. Читайте, чтобы осознать: если интуиция подсказывает, как поступить, значит, скорее всего, так будет лучше. И, наконец, читайте, чтобы вернуть в профессию бодрящую, щекочущую нёбо «шипучку» – наполнить ею ваши уроки, отношения с коллегами и научную деятель-ность.

 

Ведь если жизнь – это коробка шоколадных конфет, то преподавание и учеба – не иначе как лимонные карамельки.

 

Ян Гилберт

 

Гонконг


 

 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

 

Благодарности

 

Когда на обложке издания указаны имена автора и редактора, большинство людей считают, что книгу они сделали вдвоем. Но, уверяю вас, это не так. Над книгой работает команда, порой круглосуточно, чтобы успеть, чтобы получилось «в самый раз», чтобы сов-местными усилиями воплотить то, что, как они надеются, доставит читателю удовольствие, заинтересует и… вернет преподаванию и учебе «шипучку», как в данном случае.

 

Яну Гилберту – спасибо за то, что отредактировал мой текст, верно понял мои мысли и придал им такую изысканную форму. За то, что вдохновлял и убеждал меня «быть собой» – Ниндзя, которая бредет таинственной тропой преподавания и познания, и Ниной Джексон со всем ее научным, интеллектуальным и педагогическим скарбом. Ты затеял это больше 20 лет назад, когда поверил в меня, и продолжаешь быть моим наставником, соратником и консультантом. Ты не раз в тяжелые моменты потчевал меня «шипучкой», и я признательна тебе за мудрость и дружбу. Без тебя я бы не справилась. Спасибо.

 

Crown House Publishing и Independent Thinking Press – чудо-команда! Временами вы просто лимонные карамельки во плоти. Я так признательна, что вы потратили на меня столько энергии, времени, не позволяли сбиться с пути (а иногда очень хотелось). Отдельное спасибо Кэролайн Лентон, Беверли Рэнделл и потрясающему Тому Фиттону за то, что текст мой все-таки ожил, невзирая на мою нешуточную одержимость шрифтами и дизайном стра-ниц. Спасибо Эмме Трак за корректуру. Вы – команда терпеливых профи. Розали Уильямс – спасибо за великолепный маркетинг, за международные связи и за то, что «Лимонные кара-мельки» попали в руки к стольким читателям.

 

Спасибо ребятам из Independent Thinking Bubble Team за то, что у вас всегда работают кофеварка и телефон и, если возникает проблема, вы ее решаете в считаные минуты.

 

Спасибо моему любимому партнеру Дику Хеймеру, который часто видит, как «шипучки» становится слишком много, и знает, что в такие моменты лучше отойти подальше и дать мне поработать. Мне страшно повезло: немногие с таким терпением и пони-манием относятся к рабочим авралам и полуночничанию партнера, немногие чувствуют, когда можно поставить джаз, а когда Бетховена! Спасибо.

 

Оливия Лодер, Оливия Гилберт и Марк Андерсен – спасибо, что разрешили использо-вать в этой книге ваши разработки.

 

Мы бы недосчитались многих лимонных карамелек, если бы не виртуозный иллюстра-тор и мастер по части удивлять, @ parkyteaching. Спасибо, что оживил мои задумки и создал такие «лимонные» иллюстрации – в точности как я их себе представляла. Я очень рада, что

 

у «Лимонных карамелек» и Sparky все так красиво сладилось на бумаге. Спасибо, что был собой –искрометным,увлеченнымSparky,который понял,что я хочу сказать,и воплотил всеэто в жизнь, превратив мою книгу в потрясающе иллюстрированный сборник проверенных советов для учителей.

 

Ну и, наконец, спасибо вам, читатели, работники системы образования, мамы и папы, и все, кто хочет, чтобы мы учили и учились правильно и интересно… Спасибо за детей, с которыми вы работаете и о которых заботитесь.

 

Давайте договоримся быть как можно лучше – ведь дети, которых мы учим, это наше будущее.

У меня пока все… Но вы же потом расскажете, что думаете?

 

А я в магазин – за очередной порцией лимонных карамелек…

 

Нина Джексон

 

Крейг-сефн-парк


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

 

Введение

 

Задумывались ли вы о том, как видят вас окружающие? О том, что их оценка отлича-ется от вашей? Случалось ли вам услышать мнение о себе со стороны? Вот я, допустим, считала, что я, Нина, – Ниндзя, учитель и ученик, бредущий загадочной тропой, – но, узнав, как видят меня другие, обомлела. Не то чтобы пришла в ужас, но подумала: «Неужели я и правда произвожу такое впечатление?» Ого!

 

Я просто хотела помогать людям по мере сил и возможностей. Я была Ниндзя, но Нин-дзя заботливой, с горящим взором и пылающим сердцем, Ниндзя, хотевшей придать всему образованию тот драйв, который ощущала у себя на уроках. А мне вдруг говорят, что я «спа-ситель», напоминают, сколько педагогов обращаются ко мне как очно, так и через Интер-нет за помощью, добрым словом, идеями, поддержкой в ситуациях, которые с коллегами не обсудить. И в результате вместо книжки, где на обложке – я, вся в черном и обтягивающем, появилась вот эта – про лимонные карамельки. Лимонные карамельки? Хотите знать, при чем тут они?

 

Честно говоря, я всегда была неравнодушна к лимонным карамелькам. Не только потому, что, твердые снаружи, они похожи на лимончики, но и потому, что внутри у них особая шипучая начинка. Если в школе выдавался по-настоящему скучный урок, я доставала из портфеля карамельку, купленную в буфете. Владея искусством незаметно есть в классе, я украдкой использовала энергию «шипучки», чтобы не засыпать даже на самых тягомотных уроках.

 

Конечно, чтобы добраться до шипучей начинки, нужно приложить усилие. Мягкая серединка так просто не дается! Но в этом, по-моему, вся суть образования, школ, препода-вания и учебы. Чтобы был толк, необходима твердая скорлупка – системы, правила, струк-тура, строгость. Без них все превратится в кашу, а это ведь не дело. Чем крепче оболочка, чем больше нужно продираться, тем вкуснее сердцевина. Но именно в ней – в ядре преподава-ния и учебы – творится все самое волшебное и сказочное. Именно благодаря сердцевине все обретает смысл: здесь происходит химическая реакция, в результате которой преподавание

 

и учеба становятся незабываемыми, новаторскими, увлекательными для всех учеников, а не для избранных. Учить и учиться с ощущением «шипучки» чертовски здорово! Ты просыпа-ешься, тебе все интересно, жизнь прекрасна.

 

Но в каждой банке лимонных карамелек бывает та, что больше не щекочет нёбо – у нее только твердый внешний слой, а в середине пусто. И это вовсе не лимонная карамелька с шипучей начинкой, а просто глупая сосулька, которую засовывают в рот, чтобы скоротать занудную поездку. Я посвящаю эту книгу тем учителям, которым кажется, что они выдох-лись, потухли, потеряли интерес. Тем, кто хочет все улучшить, кто искренне неравнодушен к своей работе и стремится не просто оставаться твердой оболочкой, но снова загореться. Учителям, которым хочется вернуть шипучую начинку в свои лимонные карамельки.

 

Итак, перед вами сборник проверенных советов, который поможет всем учителям найти или вернуть в преподавание «шипучку».

 

Но что дает мне право писать об этом, кроме слабости к лимонным карамелькам? Пожалуй, так: на протяжении всей моей пестрой карьеры педагога, в классах и школах раз-ной направленности по всему миру, ко мне обращались за сочувствием и советом – по лич-ным и профессиональным поводам – учителя, родители учеников, коллеги и друзья. Моя жизнь и сейчас полна чудесных и страшных событий – есть и невероятно чудесные, и очень-очень страшные. Благодаря всем этим событиям и переживаниям я стала вполне, хочется думать, гармоничной личностью, пусть даже временами меня немного «переклинивает». Но, как известно, на чудаках мир держится!


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

И все-таки у меня нет волшебной палочки, чтобы сделать мир прекраснее, как нет и ответов на все вопросы. В образовании их нет ни у кого, что бы вам ни говорили. Зато у меня есть многолетний опыт, я честна в своих поступках и намерениях и искренне стараюсь помочь всем стать как можно лучше. На меньшее мы не согласны.

 

Работая над книгой, я много разговаривала с учителями, и оказалось, что им совсем не просто найти кого-то, с кем можно обсудить профессиональные вопросы и проблемы. Мы

в этом очень схожи с ребенком, который, сидя на уроке, мечтает задать давно волнующий его вопрос, но так и не задает – боится показаться глупым, хотя, скорее всего, полкласса думает так же.

 

Нелепо, правда?

 

Еще нелепее, что из-за нынешних безумных требований к учителям и школам препо-даватели нередко боятся задавать коллегам и руководителям вопросы из тех, что освещаются

в этой книге: вдруг заподозрят в некомпетентности? И что тогда?

 

А это уже совсем нелепо.

 

Теперь попробуем перейти на личности. Допустим, вы задали один из обсуждаемых здесь вопросов директору или завучу вашей школы – как думаете, не заподозрят ли они вас в «профессиональной непригодности»?

 

Конечно, это чушь, но многих, очень многих педагогов эта чушь пугает. Поэтому и появилась эта книга – как некий беспристрастный, заботливый и опытный советник по вопросам образования, который не связан с вашей школой и будет помогать вам, не оцени-вая и не осуждая. Советник, который поможет вернуть в лимонные карамельки шипучую, щекочущую нёбо начинку – без обвинений, упреков и подводных камней.

 

Вопросы, которые я здесь рассматриваю, все настоящие: их задавали настоящие учи-теля, работающие в таких же школах, как и ваша, по всей стране. Имен, мест работы и жительства я намеренно не называю, но почему-то уверена, что проблемы и ситуации пока-жутся вам знакомыми.

 

На каждый вопрос я отвечаю, руководствуясь собственным опытом и общей информа-цией, которая имеется по этой тематике. В моих ответах вы увидите значки, подсказываю-щие, что нужно:

 

– о чем-то ПОДУМАТЬ;

 

ПОПРОБОВАТЬ методики или практические приемы;

 

– использовать ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ или сторонние идеи, которые помогут разобраться с тем или иным затруднением.

 

Надеюсь, книга вам понравится и будет очень познавательной в вопросах, которые, как правило, называют «сложными и деликатными». Только расскажите потом, сработали ли мои советы. Договорились? Ну и, конечно, если у ваших коллег или друзей появятся вопросы – совершенно на любую тему, я серьезно, – направляйте их ко мне. Шипучей начинки у меня полным-полно – достаточно, чтобы заполнить все пустующие сердцевины


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

лимонных карамелек. А если и это не поможет, что ж, надену черный облегающий костюм и снова стану Ниндзя-учеником – или оставлю это для следующей книги.


 

 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

 

Внутри меня сидит дракон

У МЕНЯ УЧИТСЯ ДЕВОЧКА, ОНА НИКОГДА НИ С КЕМ НЕ РАЗГОВАРИ-ВАЕТ: НИ СО МНОЙ, НИ С ОДНОКЛАССНИКАМИ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Вопрос важный, но и у меня к вам найдется немало встречных вопросов:

• Она разговаривает с кем-нибудь в школе – помимо вас и вашего класса?

• Она переходит в режим «избирательной немоты» только в школе?

• Вы обсуждали этот вопрос с родителями девочки?

• Нет ли у нее диагностированных особенностей развития, скажем затруднений с рече-вой коммуникацией, не требуется ли ей помощь логопеда, психолога? Если да, то есть ли необходимые специалисты в вашей школе? Или она уже занимается с логопедом?

• О

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...