Инклюзивность окончательно и бесповоротно
В НАШЕЙ ШКОЛЕ МНОГИЕ УЧИТЕЛЯ ТОЛКУЮТ ОБ ИНКЛЮЗИВНОСТИ И КАК ЕЕ НАЛАДИТЬ, НО У МЕНЯ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ВСЕ ЭТО ТОЛЬКО РАЗ-ГОВОРЫ, – ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, РЕЗУЛЬТАТЫ НЕ В ИХ ПОЛЬЗУ. В ИТОГЕ Я ЗАПУТАЛАСЬ, УЖЕ НЕ ПОНИМАЮ, ЧТО ЗНАЧИТ ИНКЛЮЗИВНОСТЬ И КАК ДОБИТЬСЯ, ЧТОБЫ ВСЕМ УЧЕНИКАМ БЫЛО ИНТЕРЕСНО И ЧТОБЫ ВСЕ УЧИЛИСЬ КАК МОЖНО ЛУЧШЕ. ПОМОЖЕТЕ? Мне нравится, что во главу угла вы ставите учеников и подвергаете сомнению не только слова коллег, но и собственные соображения об инклюзивности. Это доказывает, что больше всего в преподавании вас заботят дети, а это первый шаг к тому, чтобы дать каждому из них лучшее из возможного. Браво! Инклюзивностью называют философию и практический подход, суть которых в том, что любых детей можно учить в обычной школе вместе со сверстниками. Другими сло-вами, если обеспечить надлежащую поддержку и уход ученикам с затруднениями в учебе или особыми образовательными потребностями, то они смогут учиться в тех же стенах, что и остальные дети. Инклюзивность позволяет рассматривать общеобразовательные школы в качестве варианта обучения для детей с индивидуальным учебным планом или с учеб-ным коррекционным планом. Согласно последним изменениям в системе психолого-коррек-ционного образования, для таких детей необходимо разрабатывать индивидуальный учеб-ный медицинский план. Вместе с тем инклюзивное образование только тогда дает всходы, когда общеобразовательные педагоги работают в тесной связке с коррекционными педаго-гами, когда они делают одно дело. То есть один из главных аспектов инклюзивности – плот-ное взаимодействие педагогического персонала, совместное обсуждение и сотрудничество. Решающую роль нередко играет помощь родителей. Хорошо, если у вашей школы уже есть площадка для дискуссий, совместной работы и обмена опытом, а если нет, то ее несложно организовать – например, создать сетевой ресурс для профессиональных педагогов, где вы и сами сможете черпать новые знания (для этого вполне подойдет Twitter).
Но есть и другая точка зрения, по которой инклюзивное образование и обучение не должно ограничиваться детьми с особыми образовательными потребностями; что важно учитывать физические, социальные, эмоциональные и образовательные потребности всех детей, с тем чтобы все они стали равноправными членами школьного сообщества. Сторон-ники инклюзивности признают, что все дети разные и каждому нужно уделить внимание. Не только талантливому и одаренному, не только обладающему особыми образовательными потребностями, но всем детям в классе, и к каждому следует подходить, учитывая его инди-видуальные потребности. И здесь дифференциация пересекается с инклюзивностью. Нам всем нужно испробовать разные обучающие подходы, чтобы найти тот, который лучше всего нас учит, развивает и побуждает думать. Чтобы развеять мифы об инклюзивности, перечислим, чем она является, а чем нет. При случае расскажите коллегам.
Инклюзивность – это не:
• дополнительные часы;
• одинаковый обучающий подход ко всем учащимся;
• встраивание учащихся в традиционные системы и методики;
• попытка переделать непохожих на других, только не это;
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
• только для учащихся с особыми потребностями;
• планирование огромного количества разнообразных и индивидуальных программ;
• документы и законодательные акты, которые непрактичны и невыполнимы.
Инклюзивность – это:
• уважение к индивидуальности каждого ребенка;
• гибкие образовательные методики для каждого ребенка;
• когда учитываются разные точки зрения и ценятся любые усилия;
• равное уважение к своим и чужим культурам и сообществам;
• внимание к потребностям школы и ее ученического сообщества в целом;
• когда преподавание и учеба устроены так, что хорошее базовое образование гаран-тируется каждому;
• когда педагог вдумчиво относится к своей работе и учитывает ситуацию в своей
школе;
• когда учитель осознанно строит плодотворные отношения с каждым учеником;
• когда все ответственны за каждого ученика с его уникальными потребностями;
• когда в основе философии школы и каждого урока лежит разнообразие;
• когда преподаватель постоянно анализирует свои уроки и подстраивает программу и учебные планы под потребности учащихся – и так до бесконечности.
Инклюзивной можно назвать ту школу, в которой с вниманием относятся к преподава-нию, учебе, успехам, настрою и психологическому благосостоянию каждого ученика. «Критерии инклюзивности: руководство для школ и инспекторов» Управления стандартами в образовании, услугах и квалификации по уходу за детьми (2000)
Поскольку вы очевидно неравнодушны к теме, взвесьте, готовы ли вы стать первопро-ходцем и наладить у себя в школе настоящую инклюзивность, привлечь коллег, делиться с ними идеями и практикой. Начните с рабочих посиделок или интернет-конференции. Объ-явите себя «поборником инклюзивности» (необязательно нацеплять бейджик, просто вперед
и с песней!). И помните, ничье разрешение вам не требуется. Мы этим обязаны заниматься каждодневно – такая уж у нас профессия. Поэтому если верите – действуйте!
ПОДУМАЙТЕ:
• как привлечь к своей инициативе максимум коллег;
• как поддерживать их вовлеченность в проект – например, пригласить всех в группу, задачей которой станет обмен профессиональными мнениями и практическим опытом; • как вселять в них веру и рисовать перспективы;
• что делать в спорных ситуациях, связанных с инклюзивным подходом к преподава-нию и учебе;
• как трактовать текущее отношение к инклюзивности в контексте вашей школы;
• как создать учебные сообщества среди учителей, родителей и учащихся;
• как оценить текущее состояние и наметить перспективы инклюзивности в вашей школе с помощью ССВУ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз).
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
ПОПРОБУЙТЕ начать со следующей схемы:она наглядно покажет,что уже делаетсяв вашей школе и какие шаги необходимо предпринять на пути к инклюзивности.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
Почитайте статью «Инклюзивность и культурные различия в образовании», изданную Британским советом, – она была и остается выдающимся документом, который объясняет суть инклюзивности и дифференцированного подхода в международной системе образова-ния[4].
А вот отличная схема, иллюстрирующая цикл повышения уровня инклюзивности. Надеюсь, она многое разъяснит коллегам, и они быстрее подключатся к вашему проекту.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
Во время аудита, цель которого – ответить на вопрос «Где мы сейчас?», учтите силь-ные стороны и положительные аспекты вашей школы – именно на них вы будете опираться, настраивая систему, принципы и методики инклюзивности.
При переходе к целеполаганию, то есть определению того, где вы думаете оказаться в ближайшем (допустим, через год) и далеком (допустим, через три года) будущем, убедитесь, что у вас есть с чем работать, в том числе новейшие данные, и что вы реалистично оцени-ваете ожидаемые результаты. Главное – помните, что человек – это не только данные! Вам нужно знать своих учеников и их потребности, а не судить по документам.
План действий отвечает на вопрос,как вам попасть туда,где вы хотите оказаться,иподразумевает ряд мероприятий с измеримыми результатами. Для этого вам потребуется команда соратников, поскольку дело вы затеяли небыстрое, плюс его нужно будет постоянно контролировать и оценивать. Здесь ваши приоритеты должны пересекаться с целями и мис-сией школы.
Чтобы отслеживать динамику и проверять, не сбились ли вы с пути, устраивайте регулярные летучки. Делитесь как можно больше текущими успехами – пусть все члены коллектива чувствуют себя причастными.
Оценивая результаты и анализируя,получилось ли достичь намеченного,вы увидите,какие меры сработали, а какие стоит пересмотреть. По следам анализа составьте взвешен-
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
ные, объективные и профессиональные учебные рекомендации для коллег – они помогут превратить школу в по-настоящему инклюзивное разноплановое учебное заведение.
Вот, собственно, и все. Удачи!
И посмотрите ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ, приведенный ниже, – он при-годится, если решите повысить уровень инклюзивности у себя в школе.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|