Дислексия – дар, проклятие
и особенность обучения
СРЕДИ МОИХ УЧЕНИКОВ ДОВОЛЬНО МНОГО ДЕТЕЙ С ДИСЛЕКСИЕЙ – ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, МНЕ ТАК СКАЗАЛИ. ОДНИ УЧАТСЯ В ОБЫЧНЫХ КЛАС-САХ, ДРУГИЕ В КОРРЕКЦИОННЫХ. У МЕНЯ НЕТ НИКАКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, А МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ ИМ ПОМОЧЬ. НЕ ПОСОВЕТУЕТЕ ЧТО-НИБУДЬ?
Позвольте начать со статистики. В отчете Британской ассоциации дислексии гово-рится, что в среднем 10 % населения Великобритании страдают дислексией, из них 4 % –
в серьезной форме. И это только цифры по зарегистрированным случаям, а сколько людей живет себе, не подозревая, что у них дислексия! Многие, в том числе преподаватели, толком не понимают, что такое дислексия, и не знают, как с ней работать. К тому же довольно часто эту особенность сразу не разглядеть, а скрыть ее не составляет труда.
Среди дислексиков немало тех, кто, преодолев трудности своего состояния, вырос в блестящую личность, нередко меняющую мир к лучшему. Стивен Спилберг, Уолт Дисней, Стив Джобс, Тео Пафитис, Генри Уинклер (Фонзи), Пабло Пикассо, Кэт Кидстон и Роберто Боланьо – все эти гении страдали дислексией. Разве такое придет в голову кому-то из ваших учеников?
Если вы хотите помочь своим ученикам, давайте сначала проясним, что такое дислек-сия. Итак:
• Дислексия – это не отставание в развитии.
• Дислексия – это дар, но только в том случае, если его обладатель осознает свои пре-имущества и таланты. Само по себе нарушение не делает человека талантливым. Многих дислексиков нужно «раскрывать», поскольку они чрезмерно зациклены на том, что не спо-собны делать, и забывают о том, на что способны.
• Среднестатистический человек считает, что дислексия выражается в нарушениях чте-ния, письма, сложностях с орфографией и математикой, а некоторые думают, что дислексия – это когда человек путает буквы и слова. Но дислексия гораздо шире.
• Многие полагают, что дислексия влечет за собой пониженную обучаемость, хотя это справедливо лишь в том случае, если ребенок не способен развить навыки и найти пути, как преодолеть сопряженные с расстройством сложности, или позволяет дислексии мешать учебе и жизни.
Дислексикам очень нужна эмоциональная поддержка. Но этого недостаточно. Нужно помочь им выработать индивидуальные механизмы работы с нарушением. Только тогда они откроют свои сильные стороны, в которых и будут добиваться успехов. Ключ в том, чтобы отвлечь их от того, что они не могут делать, и показать с помощью многих других доступных им учебных навыков, на что они способны.
Соавтор книги «Дислексия»[7] Рональд Дейвис рассказывает, как однажды его при-гласили поучаствовать в телешоу и спросили про «плюсы» дислексии. Ведущая перечис-лила с десяток знаменитостей, страдающих этим нарушением, и выразила изумление, что, несмотря на дислексию, все эти люди гениальны. Дейвис считает, что она не уловила глав-ного – их гений расцвел не вопреки, а благодаря дислексии!
Конечно, не все дислексики одинаково талантливы, не все становятся гениями, но, думаю, полезно понимать, какие мозговые процессы стоят за превращением дислексии в дар в истинном понимании слова. Мы от природы уникальны, поэтому каждый из нас способен стать по-настоящему необыкновенной личностью.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
Вот несколько определений дислексии, взятых из разных источников, в том числе с сайта Британской ассоциации дислексии[8].
• Дислексики способны с помощью определенных мозговых функций влиять на чув-ственное восприятие других людей и создавать новые воображаемые миры.
• Люди с дислексией тонко чувствуют, что происходит вокруг.
• Любопытство у дислексиков развито гораздо сильнее, чем у среднестатистического человека (хотя я не уверена, что определение «среднестатистический человек» вообще имеет право на жизнь!).
• Люди с дислексией обычно мыслят образами, а не словами.
• Дислексики, как правило, весьма проницательны и обладают хорошей интуицией.
• Дислексики постоянно используют все органы чувств, поэтому они думают и вос-принимают мир многомерно.
• Нередко дислексики принимают воображаемое за действительное, как будто то, о чем они думают, совершенно реально.
• Люди с дислексией часто обладают невероятным, очень живым воображением.
Вот почему так важно, чтобы ни родители, ни учителя, ни кто-либо еще в «обычной» системе школьного образования не подавил, не загубил и не обесценил эти уникальные спо-собности. Если дислексики проходят годы юности без потерь, то во многих случаях они вырастают в более высокоразвитых, необычайно творческих личностей. Вот в них-то дар дислексии и расцветает пышным цветом. Все это к тому, что наша педагогическая задача – направить этих удивительных, творчески одаренных людей по правильному скоростному маршруту в обучении.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
Особенность обучения
Сначала договоримся, что дислексия – это специфическая особенность обучения. Учтите это, когда будете планировать уроки, придумывать наглядные пособия и смотреть, как другие учителя вашей школы помогают ученикам-дислексикам с помощью специальных обучающих методик и инклюзивного подхода. Школы, где к дислексии относятся с пони-манием, сами определяют меры, направленные на повышение уровня образования для всех учеников.
Чтобы увлечь и мотивировать детей, нужно четко понимать потребности всех учени-ков в классе, поэтому не ждите официального диагноза. Сразу же принимайтесь за дело и попытайтесь скорректировать проблему на ранней стадии с помощью особого обучающего подхода, а не ярлыка «особый ребенок». Но ведь хорошие учителя так и поступают, верно?
Чаще всего проблема дислексии вскрывается с началом обучения и овладения базо-выми навыками. Дети-дислексики учатся чуть ли не лучше сверстников – пока не нужно ничего записывать. Среди типичных затруднений, с которыми сталкиваются дислексики в обычных школах, – скорость обработки информации, проблемы с оперативной памятью, последовательности любого рода и периодические сбои слуховых и перцептивных навыков.
ПОДУМАЙТЕ,не замечали ли вы за кем-то из учеников следующих проявлений.
• Временами выполняет задания слегка «неловко», а иногда не в том порядке. Но это не повод называть ребенка растяпой. Так мозг дислексика обрабатывает поставленные задачи. • Отлично успевает в предметах, связанных с искусством: театр, музыка, живопись, –
и часто хорошо отвечает устно.
• Мыслит очень нестандартно, творчески, но плохо пишет.
• Периодически уединяется или пытается уединиться, может прослыть одиночкой или интровертом – все потому, что ему сложно излагать мысли на бумаге и он нервничает. Зато пообщаться устно для такого ребенка в радость – он может высказать, что думает.
• Выставляет себя шутом – нередко чтобы скрыть переживания из-за сложностей с письмом и плохой успеваемости (особенно часто этим страдают мальчики – я не сексист, просто в данном случае это факт!).
• Плохо запоминает списки и процессы, но отлично справляется, если давать не все
сразу.
• Если вы объясняете слишком быстро, у него появляется отсутствующий взгляд. Это говорит о том, что он не успевает обрабатывать информацию. Значит, объясняйте помедлен-нее!
• К середине дня страшно устает, потому что потратил неимоверное количество уси-лий, чтобы проучиться целое утро, и к полудню уже «в отключке» – как физически, так и эмоционально. Нет, он не сам «нажал кнопку», просто его мозг больше не в состоянии рабо-тать. Поэтому днем давайте таким детям практические или творческие задания.
• Его часто задирают и обзывают сверстники, особенно если отстранять ребенка от занятий на том основании, что требуется «дополнительная помощь и поддержка», – одно-классники сразу же понимают, что этот ученик не совсем такой, как они. Давайте не забы-вать про инклюзивность.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
Все время будьте начеку. Ниже перечислены признаки дислексии, характерные для дошколят, учеников начальной и средней школы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|