Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эта работа в группах: ее или любят, или ненавидят




Я ХОЧУ, ЧТОБЫ МОИ УЧЕНИКИ РАБОТАЛИ В ГРУППАХ, А ЗАВУЧ НАСТА-ИВАЕТ, ЧТОБЫ ОНИ СИДЕЛИ ПО РЯДАМ. НЕКОТОРЫЕ ПОЛИТИКИ УТВЕР-ЖДАЮТ, ЧТО ГРУППОВАЯ РАБОТА БЕСПОЛЕЗНА. ЧТО ЖЕ МНЕ ДЕЛАТЬ?

Мне нравится ваш подход! Зачем вам разрешение завуча, если выбранная методика подходит вашим ученикам? Если вы видите, что при работе в группах они начинают мыслить творчески, спорить и общаться, а класс на время превращается в веселую игровую площадку, где дети делятся идеями и мыслями, – тогда вперед!

По мне, рассаживание детей по рядам отдает строевой подготовкой. Кто-то, возможно, скажет, что это хорошо, но обучение в таком виде скорее напоминает инструктаж и не всегда способно предложить учащимся множество разнообразных обучающих подходов. Если они сидят рядами и вы попросите их объединиться в группы, целая вечность уйдет только на то, чтобы передвинуть столы и стулья. (Это если есть столы – в некоторых школах нет и этого.

Я вспоминаю, как в Гане, где я недавно побывала, дети теснились на деревянных скамейках. Когда я попросила отодвинуть скамейки в сторону и сесть, где им заблагорассудится, они естественным образом разделились на учебные коллективы – группы! И им тут же стало гораздо интереснее!)

 

Дети, работающие в группах или командах, умеют лучше слушать; они учатся делиться знаниями, договариваться и подбрасывать друг другу идеи. Происходит это так: идея, выска-занная одним ребенком, наталкивает второго на новую мысль, которая цепляется за нечто, предложенное третьим, или рождает совершенно иную идею, о которой вообще никто не помышлял.

 

Институт образования при Лондонском университете провел занятное исследование по групповой работе среди 4000 учащихся в возрасте от пяти до 14 лет[9]. В рекомендациях говорилось, что учитель должен вести себя как тренер – хотя мне больше по душе понятие «учебный наставник», – который направляет, а не инструктирует группу. Когда преподава-тель не дает конкретных указаний, а лишь направляет учеников, они по-другому решают учебные задачи. Учитель предоставляет им возможность самостоятельно мыслить, и эти мысли – каждого ученика в отдельности и группы в целом – гармонично дополняют друг друга. К тому же все дети в группе разные, поэтому ответы выходят интересными и много-плановыми, и каждый в группе чувствует, что его мнение чего-то стоит. Исследование также показало, что в группах детям проще заявить о себе, в результате чего у них повышается самооценка. После таких занятий у учащихся улучшаются успеваемость и дисциплина.

 

Есть школьные предметы, где без групповой работы не обойтись. Взять физкуль-

 

туру: разве можно что-то понять в футболе или научиться в него играть, не будучи членом команды, где у каждого своя роль и зона ответственности? То же самое относится к музы-кальным группам, оркестрам, хорам и пр. Мне кажется, преподаватели, которые сознательно сопротивляются тому, чтобы дети занимались в группах, тормозят развитие своих воспитан-ников и не дают им учиться друг у друга. Они словно ставят детей в режим «беззвучно» или нажимают кнопку «пауза» – ответишь, только когда спросят! По мне, это нездоровый подход.

 

Учителя, которые участвовали в исследовании, писали, что периодически им было сложно не вмешиваться в групповую работу детей. Один из них рассказывает: «Сначала мы наблюдали и помогали детям, а они тем временем спорили, кричали, куксились, плакали и даже убегали в бешенстве. Позыв вмешаться был велик, однако исследователи сказали, что


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

дети должны проработать свои сложности сами». Это ли не обучение, в ходе которого дети понимают, что мнение других не менее важно, чем их собственное?

 

Если вы все-таки считаете нужным убедить завуча, что от групповой работы есть толк, поделитесь с ней следующими соображениями (только учтите, вы не обязаны это делать: будучи классным руководителем, вы вольны сами решать, какие способы обучения больше подходят вашим ученикам, и воплощать в жизнь то, что считаете оптимальным).

 

ПОДУМАЙТЕ о следующем.

 

• Учеба в группе более динамична, продуктивна и увлекательна.

 

• Работая с другими детьми, учащиеся слушают, набираются идей и видят, как рассуж-дают и решают задачи люди с другой точкой зрения, – я называю это «мышлением новой волны».

 

• В группе дети берутся за задания, которые бы они никогда не выполнили в одиночку, а полученные при этом навыки и знания используют в дальнейшем для решения более слож-ных задач.

 

• В ситуации ограниченного времени группа совместными усилиями быстрее проник-нет в суть задания, чем одинокий мыслитель – решатель задач.

 

• В группах дети учатся друг у друга – не только наукам, но и общению, сочувствию

 

и принципам командной работы.

 

• Отвечать, задавать вопросы и представлять результаты групповой работы – сами по себе серьезные навыки, а детям еще нужно выбрать главное из того, что они придумали.

 

• При групповой работе учащиеся вырабатывают навыки общего характера: они учатся организовывать, делегировать, успешно общаться вербально и невербально, сотрудничать, руководить, подчиняться и сплачиваться. Эти полезные умения пригодятся им в течение всей школьной жизни.

 

• Групповое обучение – игра, в которой дети учатся делиться, заботиться о других и постоянно открывать новое. Это уникальная возможность дать им то, что удовлетворит их тягу к «любопытству, трепету и изумлению». Когда ребенка что-то поражает, он это момен-тально схватывает – и не отлепишь, будто суперклеем намазано. Невероятно. Вот почему так важно всю жизнь играть!

 

• Работая в группах, дети обмениваются не только мыслями, но и чертами характера.

 

ПОПРОБУЙТЕ предпринять следующие шаги и поделитесь с завучем своими впе-чатлениями.

 

• Снимите работу в группах на видео – пусть завуч убедится, насколько мощно дети мыслят и взаимодействуют друг с другом при совместной работе. Видео также покажет, как они владеют устной речью, навыками решения задач и стратегического мышления.


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

• Выделите группе место для достойной презентации результатов напряженной работы. Стена, Интернет и даже актовый зал – все подойдет. Дайте детям возможность пока-зать и рассказать – вот вам один из лучших способов похвалить за учебу.

 

• Подберите исследовательские материалы по теме «работа в группах» (их много в Сети и образовательных журналах) и представьте подборку на следующем педсовете. В групповой работе нет ничего нового, но, как я уже сказала, многие к ней относятся неодно-значно: или обожают, или терпеть не могут!

 

• Пригласите завуча к себе на урок. Покажите ей или ему, как здорово, когда дети рабо-тают в группах. Энергия, исходящая от них, когда им нравится учиться, должна пошатнуть убежденность коллеги – во всяком случае, будем надеяться!

 

• Если завуч опытный и дальновидный, ему понравится любая идея или методика, бла-годаря которой детям интересно и они усваивают знания. А если нет… что ж, пусть пере-смотрит свои взгляды на педагогику!

 

• Что знают политики об образовании?! Мало того, если им нужно обсудить идеи или поделиться мнениями, они сами собираются в группы. И что плохого, если дети будут посту-пать так же? Ответ прост: те, кто «консультирует» этих политиков, немного узколобы в том, что касается образования для всех детей.

 

Словом, у каждого учителя есть много разных инструментов для преподавания и учебы, и групповая работа должна занять среди них достойное место. И раз уж речь зашла

 

о том, что может каждый учитель…

 

• Каждый учитель должен знать своих детей настолько, чтобы понимать, что вызывает их интерес, и гореть желанием спрашивать, вдохновлять и увлекать каждого ребенка.

• Каждый учитель должен предоставлять детям широкие возможности для обучения самыми разными способами (вспомним про обучающий шведский стол из главы 2).

 

• Каждый учитель должен желать лучшего каждому ученику вне зависимости от его особенностей обучения и жизненных обстоятельств.

 

• Каждый учитель должен присматриваться к новым идеям, чтобы придумывать такие уроки, которые будоражат мысль, наполнены профессионализмом, разнообразием и множе-ством увлекательных возможностей для приобретения знаний.

 

• Каждый учитель должен с готовностью смотреть, что делают другие, учиться и делиться идеями в профессиональном сообществе.

 

• Каждый учитель в классе – лидер, а лидеры подают пример.

 

Ниже вы найдете ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

 

Моя коллега, чудесный преподаватель и крутой блогер Рэйчел Джоунз (@rlj1981) вернула посредством групповой работы в лоно учебы несколько «заблудших» учени-ков шестого класса. Почитайте ее пост под названием «Мой лучший урок» (http://createinnovateexplore.com/my-best-ever-lesson/). Заслуга принадлежит частично Робину Уильямсу и частично – методике групповых занятий и волшебству совместного творчества. Взгляните и покажите завучу, если сочтете нужным.


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»


 

 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...