Как все-таки повлиять на учеников, чтобы они учились? Некоторые просто отказываются что-либо делать.
Учеба – часть нашей жизни. Мы учимся не только на уроках. Поэтому, рассуждая, как увлечь детей, нужно учитывать не только образовательные цели, но и их личные потребно-сти. Умение зажечь и заинтересовать учебой – чуть ли не самый мощный инструмент в руках преподавателя, и овладеть им совершенно необходимо. Но вот вопрос: как это сделать? Как, кроме того, добиться, чтобы интересно было всем в классе? И главный вопрос: как понять, когда им интересно?
Как педагоги мы надеемся, что школьное образование обогатит наших учеников: научит их читать, писать, излагать свои мысли, неординарно думать, подготовит сознатель-ных, жизнеспособных, находчивых и активных граждан мира. Однако важно помнить, что в первую очередь мы обучаем не предметам. (Мне как-то встретился работник системы обра-зования, который понимал эту концепцию с точностью до наоборот – он называл учащихся «клиентами». С таким подходом интереса в глазах учеников не увидеть. Но, я уверена, вам не придет в голову называть их «клиентами».)
Рассуждая о том, как заинтересовать учащихся, мы в сущности пытаемся понять, как усилить их внутреннюю страсть к учебе. Она живет в любом ребенке независимо от соци-ального, культурного или этнического происхождения. Для этого ребенка следует видеть в целом – не только умственные способности, дату рождения, имя, школьный регистрацион-ный номер и оценки. Нужно учитывать, какая личность стоит за этими данными.
Увлечь учебой – значит предоставить ученикам возможность дерзать и творить. Нужно поднять их уровень адреналина, заинтересовать отдельными предметами и обучением в целом, зажечь их – и тогда дела пойдут на лад. Страсть к учебе похожа на зависимость: чем больше нравится, тем больше хочется – как сладкоежке в кондитерской (вполне уместное сравнение!). Вот и подумайте: а много ли на ваших уроках аппетитных заданий, которые так и тянет выполнить? Они аппетитны для всех – или только для некоторых?
Возьмем, к примеру, цифровые технологии. Они невероятно повлияли на обучение: теперь мы совершенно по-иному общаемся сами с собой, с учениками, их родителями, опе-кунами, ближним кругом, да и со всем миром. А что важнее – они ужасно привлекают детей. Уверена, вы знаете много ребят, особенно мальчишек, которые увлеченно выполняют зада-ния на компьютере, но, если предложить им сделать то же самое, используя бумагу и ручку, они тут же сникнут.
Поэтому свыкаемся с мыслью, что цифровые технологии теперь помощник препода-вателя, и осваиваем их. Однако, чтобы преподавание с их помощью шло интересно, осмыс-ленно и увлекательно, от нас потребуются гибкость, быстрота реакции и новые знания. Более того, новые технологии принесли с собой новое понимание «грамотности». Скажем, ребе-нок, и близко не дотягивающий до отличника в традиционном смысле слова, может быть ураганом по части технологий, и, если учитель не дает ему возможностей раскрыться и пока-зывать успехи, значит, он не удовлетворяет образовательных потребностей такого ребенка. Если учитель опасается или побаивается применять на уроках цифровые технологии или не может и не хочет внедрить их в свой учебный план, значит, он лишает таких учеников возможности полюбить учебу.
Хотите выяснить, кому из ваших учащихся требуется иной, более специализированный подход, и, выяснив, использовать это знание на благо ребенка? Хотите, помимо разных типов «грамотности», развивать в учениках любопытство, творчество, навыки общения, воспиты-вать в них стойкость и тягу к переменам? Задумайтесь, разжигают ли ваши уроки ваше соб-
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
ственное любопытство,хочется ли вам творить,учитесь ли вы общаться?Готовы ли вы сами к переменам, в частности в области цифровых технологий?
Есть много способов увлечь детей учебой, особенно если делать это с любовью и пониманием, учитывать индивидуальные потребности и способности учащихся, восприни-мать их как личности. Из таких кирпичиков и строятся здоровые взаимоотношения, кото-рые непременно приведут к тому, что у учащихся не останется иного выхода, кроме как втя-нуться в ваши занятия.
ПОДУМАЙТЕ: чем мы,работники сферы образования,измеряем увлеченность детейучебой и тягу к знаниям?
• Количеством выполненных заданий?
• Интересом в глазах учащихся?
• Тем, как они реагируют на ваши вопросы?
• Количеством усвоенного на уроке материала?
• Радостным волнением, которое они видят в ваших глазах на уроке и которое неми-нуемо передастся им?
Устройте на своих уроках своеобразный «шведский стол», где каждый сможет найти то блюдо, которое ему по вкусу, взять столько, сколько захочется, и, если понравится, вернуться за добавкой, а если нет – попробовать другое. Как только дети почувствуют, что на ваших уроках их ждет подобный шведский стол, они будут рваться на занятия.
Вот несколько рецептов для шведских столов, которые я в разные годы накрывала своим ученикам. ПОПРОБУЙТЕ!
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|