Что для одного вершина, то для другого подножие горы
Я НОВИЧОК В ПРЕПОДАВАНИИ, НО ПЛАНОВ У МЕНЯ ГРОМАДЬЕ. КАК ПОБЫСТРЕЕ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА? Приятно слышать, что вы честолюбивы. Амбиции полезны как в личном, так и в про-фессиональном смысле, они помогают понять, к чему мы стремимся. И да, чуть не забыла: добро пожаловать в мир педагогики! Ваш вопрос заставил меня задуматься, что вы подра-зумеваете под успехом в преподавании и образовании. Кем вы себя видите: • министром образования; • начальником роно; • директором школы; • образовательным консультантом; • завучем по учебной работе; • завучем по внеклассной работе; • классным руководителем; • помощником директора; • заместителем директора; • ведущим стажером; • ведущим преподавателем? Или вы просто хотите стать прекрасным преподавателем, чьи ученики довольны жиз-нью, увлечены учебой и с радостью ходят в школу, потому что их учите вы? Ведь это тоже успех.
Теперь ПОДУМАЙТЕ об успехе в следующем ключе.
• Вы – великолепный педагог, который благотворно влияет на учебу детей и общую обстановку в школе.
• Вам хочется объять вечно меняющийся мир образования, чтобы оставаться на острие
в вопросах профессионального обучения, развития и преподавательской практики, а значит, вы готовы приспосабливаться и подстраиваться под многочисленные переменчивые потреб-ности учеников.
• Вы позволяете себе учиться и извлекать бесценный опыт из сложных ситуаций, когда все идет наперекосяк: учащиеся плохо себя ведут, спорят, упражнения и методики не дают желаемых результатов, и хочется в сердцах воскликнуть: «На кой мне это сда-лось!» (Если честно, только в такие дни чему-то учишься: придя в себя, смешиваешь джин-тоник покрепче, кладешь в стакан льда, дольку лимона, успокаиваешься и начинаешь трезво анализировать, что получилось, а что не очень и почему успехом даже не пахло.)
• Вы в курсе последних тенденций, жаждете новых идей, экспериментов, приветству-ете перемены в образовательной среде и выдумываете все новые способы, как заинтересо-вать, вовлечь в учебу своих воспитанников.
• Вы спрашиваете у детей, что они думают про ваши уроки, а они вам честно отвечают, что им понравилось, а что нет. Общаясь с учениками в таком духе, вы быстро завоюете их безграничное уважение.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
И вне зависимости от того, каким вы представляете себе успех в преподавании, скажу по собственному опыту, что супербыстро вы туда не доберетесь. Поэтому не забывайте, к чему вы стремитесь, и совершенствуйтесь в том, чем занимаетесь теперь. Есть потрясающие педагоги, которые по 40 лет проработали простыми школьными учителями, и их влияние на учеников безмерно. Есть молодые честолюбивые люди вроде вас, которые за короткий срок достигли позиции директора школы и тоже отлично с этим справляются. А есть те, кто, добравшись, куда хотели, начинают жалеть о содеянном, поскольку руководящие должности всегда сопряжены со стрессом и нервотрепкой.
Опять-таки, все дело в восприятии: бывает, добьешься успеха, а он уже не радует. И начинай все заново. (Случалось ли с вами такое: поднимаешься по склону, думая, что видишь вершину горы, а взойдя на нее, видишь другую, еще выше. И вдруг понимаешь, что у тебя нет специальной экипировки для такого крутого подъема.) Будда сказал: чтобы быть счаст-ливым, нужно научиться хотеть то, что имеешь, и не хотеть то, чего не имеешь. Это и назы-вается «приятие реальности», которое, по-моему, лежит в основе здоровой психики, удо-влетворенности жизнью, чувства безопасности и умиротворения. А если у вас все это есть, какой еще успех вам нужен?
И тем не менее, если хотите разобраться, что для вас успех в педагогической карьере, составьте мини-план. Только помните: замахнувшись на слишком короткий путь к вершине, вы обречете себя на одинокое опасное восхождение, особенно если по дороге будете отпихи-ваться от коллег. Как сказал мудрец: «Если ты сжег все мосты, никому до тебя не добраться».
И еще. Как молодому целеустремленному преподавателю, который жаждет карьерного роста, вам будет интересно узнать, что известна масса случаев, когда молодой человек, часто не достигший 30 лет, становился директором школы – нередко неблагополучной, в кото-рую больше никто идти не хотел, – и, соответственно, потом страдал. Обычно до директора нужно расти в среднем лет 18[5].
Если хотите ускорить путь к успеху, ПОПРОБУЙТЕ учесть, обдумать и запланиро-вать шаги, воспользовавшись следующими советами.
• Прежде всего станьте самым лучшим педагогом для своих учеников. Этим вы заслу-жите репутацию великолепного практика, сможете обучать, наставлять и обмениваться зна-ниями с профессионалами-единомышленниками.
• Независимо от уровня профессионализма расти и пробовать новое можно беско-нечно. Как сказал мой друг и коллега Хайвел Робертс, выдающийся педагог и автор книги «Ой!»[6]: «Мы хороши лишь настолько, насколько хорош был наш последний урок и то вли-яние, которое мы оказали на учеников».
• Попросите кого-нибудь из начальников стать вашим куратором или наставником. Вы будете ставить себе цели, а опытный профессионал поддержит вас и направит в нужную сторону.
• Создайте в школе учебные сообщества – заодно проверите свой лидерский потен-циал. Только не ставьте во главу угла исключительно карьеру, пусть вашей целью будет обра-зование. Тем самым вы заслужите доверие и уважение коллег. Если все в школе будут видеть, что вы печетесь о качестве преподавания и учебы, если их уровень начнет повышаться – считайте, что вы способствовали внедрению новаторских педагогических методик.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
• Не ждите, что кто-то в школе будет заниматься вашим профессиональным ростом. Читайте полезную профильную литературу, научные статьи и присоединитесь к Twitter. В книге будет еще много ссылок на удивительных педагогов, на чьи блоги вы можете подпи-саться, а там, глядишь, доберетесь и до @ukedchat и прочих учительских интернет-форумов.
• Составьте свой собственный учебный план по всем правилам, укажите в нем карьер-ные цели, которых хотите достичь, и области, в которых намерены специализироваться. Наконец сделайте глубокий вдох и спросите себя, чего вы хотите на самом деле. Воз-можно, ваша цель – не более чем желание достичь определенного статуса, взобравшись на некую вершину. А что, если для кого-то это вовсе не вершина, а подножие горы?
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ поможет вам грамотно составить план.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
И напоследок занятный афоризм Ричарда Брэнсона: «Верьте в себя, но не спешите наверх. Истинная карьера ждет тех, у кого хватит мужества ее найти» – в чем бы она ни состояла.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|