Дисграфия – это не только плохой почерк
У МЕНЯ ЕСТЬ УЧЕНИКИ, ЧЕЙ ПОЧЕРК Я ПОЧТИ НЕ МОГУ РАЗОБРАТЬ. НЕ ХОЧУ СТАВИТЬ ИХ В НЕЛОВКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ГОВОРЯ, ЧТО ОНИ НЕ СПРАВ-ЛЯЮТСЯ. ПОЖАЛУЙСТА, ПОДСКАЖИТЕ, КАК МНЕ СЕБЯ ВЕСТИ. НАШ КООР-ДИНАТОР ПО ОСОБЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ЭТО ДИСГРАФИЯ, ПОСКОЛЬКУ ДРУГИЕ ОСОБЫЕ ПОТРЕБНОСТИ У НИХ ТОЖЕ НАЛИЦО. НО Я НЕ ВПОЛНЕ ПОНИМАЮ, ЧТО ТАКОЕ ДИСГРАФИЯ. БУДУ ОЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЬНА ЗА ЛЮБУЮ ПОМОЩЬ. Мы, люди из системы образования, слишком часто не уделяем дисграфии должного внимания, считая, что она выражается исключительно в плохом почерке. Хотя на самом деле она подразумевает наличие и других особых образовательных потребностей, или осо-бенностей обучения, как я их называю. Чтобы помочь детям с дисграфией, сначала нужно признать, что это проблема, и дальше действовать: поддерживать таких учеников советом, давать им возможность выполнять задания иными способами и, главное, подбадривать их, постоянно заверяя, что плохой почерк еще никому не мешал добиться в жизни успеха. В двух словах, дисграфия – неврологическое расстройство, выражающееся в серьез-ных затруднениях моторных и сенсомоторных функций. Среди симптомов: плохой почерк, проблемы с орфографией и сложности при изложении мыслей на бумаге. «Дис» означает «трудно», а «графия» – «писать». Ученые обнаружили, что дисграфия связана с пережи-тыми в детстве неврологическими травмами, с соматическими нарушениями вроде син-дрома Туретта, с синдромом дефицита внимания, синдромом дефицита внимания с гипер-активностью, с особенностями обучения, такими как дислексия, а также с расстройствами акустического спектра, в частности с синдромом Аспергера, – хотя прямой взаимосвязи может и не быть. В перечне Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders Американ-
ской ассоциации психиатров дисграфия описывается как «расстройство письменного выра-жения»[28], подразумевая, что навыки письма у конкретного индивида существенно ниже положенных ему по возрасту, интеллекту и полученному образованию. Необходимо помнить, что неврологическое нарушение не означает поражение интел-лекта. Мне доводилось работать с уникальными детьми, необычайно одаренными лично-стями, которые, кроме симптомов дисграфии, не проявляли никаких других особенностей развития. Ученику, страдающему дисграфией, трудно только писать – он без проблем читает или придумывает, что написать. С другой стороны, все дети разные, и вряд ли найдутся два уче-ника со схожими симптомами. Вот почему так важно тщательно тестировать детей, чтобы все – преподаватели, родители и социальные работники – предоставляли по итогам теста ребенку именно то образование, уход и медицинское обслуживание, которое ему необхо-димо. Есть три основных типа дисграфиков: дислексики (неразборчиво пишут, но нормально переписывают текст и часто делают ошибки в словах при произнесении), люди с моторными дисфункциями (неразборчиво пишут и неразборчиво переписывают текст из-за проблем с двигательными навыками) и люди с пространственными дисфункциями (неразборчиво пишут и неразборчиво переписывают, поскольку плохо ориентируются в пространстве). Дисграфия имеет отношение и к другим особенностям обучения, с которыми ее роднят слож-ности с координацией и восприятием слов.
Необходимо также подчеркнуть, что эмоциональные нагрузки обостряют дисграфию. (Вы замечали, что начинаете писать как курица лапой, если переработали, выдохлись, а нужно быстро что-то чиркнуть? Бывает, в такие моменты и почерк-то свой не разберешь.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
Теперь представьте, как чувствует себя ребенок с дисграфией!) Он знает, что пишет, и пола-гает, что все в порядке, но, когда учитель или он сам читает написанное, оказывается, что перед ним куча расползшихся макаронин, червяков, букв, фигур и каракулей.
Кто только из великих не был дисграфиком – взять хотя бы Агату Кристи, Альберта Эйнштейна и Томаса Эдисона! Ведь уникальные особенности обучения дают невероятный толчок развитию творческих способностей, заставляя нас по-иному общаться с миром и, следовательно, приводя к необычным результатам. В конце концов, не нам решать, какими мы рождаемся; мы можем только научиться понимать себя и соответственно действовать.
Если хотите помочь ученикам, предположительно страдающим дисграфией, ЗАДУ-МАЙТЕСЬ,не замечали ли вы у них следующих симптомов.
• Не всегда дописывает текст до конца, иногда пропускает отдельные буквы.
• Говорит вслух, когда пишет.
• С трудом подбирает нужные слова, не способен выразить свою мысль в письменной
форме.
• Нервничает, если предстоит что-то писать, а иногда просто отказывается.
• Бывает, что отдельные буквы вообще не разобрать.
• Неправильно держит ручку или карандаш.
• Видит буквы там, где каракули и закорючки.
• Делает орфографические ошибки и не завершает предложения.
• Пишет без разбора то прописные, то строчные буквы.
• В большом тексте строки извиваются, скорее напоминая рисунок, чем набор букв.
• Пишет на листе, положив его вверх ногами или под странным углом.
• Шум/музыка и скопище людей расстраивают и угнетают такого ребенка, вследствие чего его мысли начинают путаться.
• Чувствителен к искусственному свету – следите за выключателями.
• Порой во время письма у него болит рука в кисти или предплечье.
• Плохо ладит с бумагой в линейку или клетку – потому что не способен писать в четко ограниченном пространстве.
• Чувствует усталость в середине учебного дня.
• Мучается с домашней работой, тратя уйму времени на письменные задания.
• Требуется привлечь ассистента учителя, чтобы он помогал ребенку с письменными заданиями, – здесь вам будет весьма полезен iPad.
• Такие дети думают и пишут разное, и это обстоятельство часто сбивает с толку.
• Им сложно работать самостоятельно, они отстают от одноклассников и позже прочих сдают работы и задания.
Если у кого-то из учеников наблюдается хотя бы один из этих признаков, тогда вы сами, школа и родители должны направить все силы на то, чтобы предоставить ребенку максимум эмоциональной поддержки, не говоря уже о специфической помощи в обучении. У нас ведь
в арсенале чуть ли не самые мощные орудия для воодушевления детей: мотивация, похвала, вера в успех и поощрение, – так давайте же ими пользоваться регулярно и по полной. Я очень верю в то, что путь к мозгу лежит через сердце.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
ПОПРОБУЙТЕ применить на деле следующие советы и методики.
Держись за ручку
Если ученику не приноровиться к письменным принадлежностям, поэксперименти-руйте с разными ручками и карандашами, следя за тем, как он их держит и как при этом сидит, и/или учите ребенка работать на клавиатуре – для компенсации.
Попробуйте что-то из этих наименований: PenAgain ErgoSof Pen, ручки и карандаши
с треугольным держателем, держатели для карандашей Stubby, сферический держатель
Dexball Writing Aid.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|