Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Находим невидимую отметину у каждого ученика




Я ОЧЕНЬ ТРЕПЕТНО ОТНОШУСЬ К СВОИМ ВОСПИТАННИКАМ, НО ЕСТЬ СРЕДИ НИХ ТАКИЕ, ПО КОТОРЫМ НЕ СКАЖЕШЬ, В ЧЕМ ИХ СПОСОБНОСТИ, КАКИЕ У НИХ ТАЛАНТЫ, НАВЫКИ И ЕСТЬ ЛИ ОНИ В ПРИНЦИПЕ.

Позвольте начать с истории. Мой обожаемый 96-летний тадцу (дедушка по-валлийски) как-то заметил, что все мы рождаемся с «невидимой отметиной». Он объяснил, что Господь всех нас отметил чем-то, к чему у нас со временем проявляются способности. А потом доба-вил, что, раз уж я учитель, моя задача – обнаруживать в каждом ребенке такую невидимую отметину. «Вот смотри, Нина, – сказал он, – я родился с отметиной поэта, твоя мать – с отметиной медсестры, а ты – с отметиной музыканта и учителя».

Тадцу верит, что всех нас отметили по-разному и именно поэтому мы образуем чело-веческую расу и мир во всем его многообразии. У каждой отметины определенное место и свои задачи. Если бы не наши отметины, мы были бы одинаковыми, и мир бы рухнул. Чтобы

у нас было все, что нам необходимо, отметины у всех должны быть разными. По-моему, это очень глубокая, мудрая и деятельная философия, которую стоит принять к сведению каж-дому педагогу.

 

Мысль, что долг учителя – искать в каждом ребенке невидимую отметину, засела глу-боко в моем сознании. Я часто рассказываю об этом коллегам – хочу, чтобы и они помогали детям искать свое место в мире, распознавать свои таланты – и те, что видны невооружен-ным глазом, и те, что нужно еще раскрыть и направить, – а также врожденные способности, о которых они толком не знают… пока (пока на помощь не придет талантливый учитель).

 

Каждый из нас силен в чем-то своем. Эти различия и делают нас индивидуальностями: они – часть нашей личности, часть натуры. Одни люди живут и не догадываются о том, что в них таится, а у других таланты и способности проявляются естественным образом в тече-ние жизни. Мы, педагоги, часто пропускаем эти уникальные отметины, поскольку вынуж-дены выполнять поставленные цели, выдавать данные, сдавать экзамены и отдуваться, если что не так. И все же наряду с преподаванием и помощью в освоении предметов школьной программы нам следует докапываться до истинных способностей детей – тогда нам проще будет их учить и развивать. Вот это я и называю поиском невидимой отметины, о которой толковал мой дед.

 

Вас никогда не удивляло, почему одни дети жонглируют миллионом занятий: друзья, учеба, спорт, – в то время как другие еле тянут лямку школьных лет, растерянные и неприка-янные? Или почему два одинаково способных к математике ученика получают совершенно разные оценки за четверть? Чтобы извлечь максимум из данного нам природой, нужно научиться понимать себя и принимать верные решения, то есть, зная, какой ты, выбирать то, что тебе подходит.

 

Доктор Сидни Мун, охарактеризовавший личный талант как «исключительную спо-собность индивидуума выбирать сложные цели, соответствующие его интересам, способ-ностям, ценностям и контекстам», приоткрывает завесу над смыслом этого сложного явле-ния[30]. Талантливым людям необходимо постичь себя, тогда им будет проще принимать верные решения и претворять их в жизнь с помощью необходимых для этого навыков. Тогда они вырастут в устойчивых высокоорганизованных личностей, талантливых в широ-ком смысле слова, и добьются многого, достигнут заманчивых и интересных целей, таких как работа по востребованной специальности, хорошая семья и интересные хобби. Вот для чего нам, педагогам, нужно в каждом ребенке выискивать, в чем он силен, и медленно, на


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

протяжении всего учебного цикла, пестовать навыки, которые проявят его невидимую отме-тину.

 

Чтобы талант не простаивал без дела, недостаточно только знать себя, нужно еще ори-ентироваться в среде обитания. Знать себя – значит понимать, что тебе интересно, в чем ты силен, что умеешь, что ценишь в жизни и обучении. Знать свою среду обитания – значит понимать, как в ней достичь определенных целей и что может помешать успеху. Фактически мы говорим об инструментах самоанализа. К примеру, есть ряд учеников, которым нужно объяснять, как социально-экономические или культурные обстоятельства могут воспрепят-ствовать осуществлению их планов и решений. Ведь все мы учимся на собственном опыте

 

и бесконечно тестируем, сработают ли наши подходы в тех или иных ситуациях. А ваши уроки предоставляют детям такую возможность?

 

Вот чем должны заниматься хорошие учителя – давать детям попробовать разные типы обучения и позволять самим решить, что им подходит, а что нет. Если же учащийся не уверен, что для него лучше, поскольку, скажем, не обладает социальными навыками, необходимыми для извлечения подобной информации, то задача педагога в том, чтобы его направить.

 

Тут все довольно просто: нам нужно выяснить, от чего у каждого ребенка загораются глаза и чем он бредит, и через этот фильтр пропускать все его дальнейшее воспитание и обучение. И только так, нащупывая и медленно снимая покров с невидимой отметины, мы помогаем маленькому человеку вырасти в здорового гармоничного взрослого. Это не более чем очередной вид формативной (промежуточной) оценки, а из этой оценки мы выводим, какими принципами и методиками обучения лучше руководствоваться, чтобы дать каждому ребенку то, что ему нужно.

 

До того как приступить к поиску талантов у своего ученика, ЗАДУМАЙТЕСЬ над следующими вопросами.

 

• Что вам известно о ребенке?

 

• Какая у него семья?

 

• Любим ли он?

 

• Чему он радуется?

 

• Что его печалит?

 

• Как он общается со сверстниками?

 

• Как реагирует на взрослых?

 

• Где ему больше нравится учиться и играть – в помещении или на улице?

 

• Любит ли он играть один?

 

• Любит ли он играть с другими?

 

• Любопытно ли ему все новое?

 

• Любопытно ли ему, как все работает?

 

• Что он предпочитает – игрушки или книги?

 

• Любит ли он петь, танцевать?

 

• Любит ли он придумывать и делать?

 

• Уверен ли он в себе?

 

• Есть ли определенные задания/занятия, во время которых он отключается или уходит

 

в себя?

 

• Хорошо ли он слушает истории?


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

• Хорошо ли он слушает разъяснения?

 

• Выказывает ли любопытство к миру?

 

• Понимает ли в общих чертах, что приемлемо, а что нет?

 

• Есть ли что-то, в чем ребенок проявляет себя ярче всего?

 

• Способен ли он решать простые задачи?

 

• Способен ли придумывать и задавать вопросы?

 

• Чувствует ли он себя в безопасности?

 

• Различает ли он эмоции?

 

Если хотите выявить таланты и способности ребенка, прежде соберите информацию

 

с помощью перечисленных выше вопросов, а результаты своих наблюдений пустите на то, чтобы способствовать развитию ребенка и подпитке его интересов. Вот так и зажигается огонь истинных желаний.

 

 

ПОПРОБУЙТЕ проделать следующее.

 

Понаблюдайте за ребенком в ситуациях,которым можно дать оценку.

 

• Потом проанализируйте свои наблюдения (возможно, вместе с коллегами).

 

• И сделайте выводы относительно того, какие обучающие методики оптимальны для ребенка.

 

• Затем оцените результаты выбранных методик и посмотрите, какие из них работают.

 

• Теперь поставьте каждому ребенку учебные и личностные задачи.

 

• Вот вы и пришли к дифференцированному подходу в рамках инклюзивного обучения – он поможет вам обнаружить невидимую отметину в каждом ученике.

 

Ниже приведен НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ для кабинета.Поможете детям найтисвою невидимую отметину?


 

 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

 

А вот ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: http://www.wiltshire.gov.uk/eyfs-planning-examples-pack.pdf. Здесь на странице 29 приведен широкий спектр возможностей личностного роста и разные варианты обучающих пространств – это поможет вашим уче-никам в поиске невидимых отметин.


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

Только держите меня в курсе, договорились?


 

 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

 

25. Звуковые волны действительно вызывают мозговые волны

Я ЧИТАЛ, ЧТО МУЗЫКА ПОМОГАЕТ УЧАЩИМСЯ УСВАИВАТЬ ЗНАНИЯ. ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ? КАКАЯ МУЗЫКА ПОДОЙДЕТ? КАК И КОГДА? ЧТО, ЕСЛИ РАЗРЕШИТЬ ИМ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ В НАУШНИКАХ?

Поскольку я долгие годы занималась вопросом влияния музыки на обучаемый мозг, полагаю, в этой сфере я действительно способна дать дельный совет. Есть масса исследова-ний и рекомендаций, как использовать правильную музыку в правильное время в разнооб-разных учебных ситуациях. Вокруг привязки музыки к обучению в педагогической среде ведутся споры. И все же многочисленные научные труды доказывают, что техники, осно-ванные на принципе «музыкальные волны вызывают мозговые волны», помогают учащимся иначе взаимодействовать с учебным материалом[31].

Музыка, обладая властью над нейронами, способствует оживлению мыслительных процессов и улучшению логики. Она помогает вычленять информацию и вспоминать. Вос-произведение по памяти, решение задач, зубрежка, освоение навыков изучения и проверки

и даже доказательство теорем – все это сложные процессы, к которым мозг нужно готовить. Однако, как я выяснила, музыка, помогая учащимся сосредоточиться, повышает их способ-ность к абстрактному мышлению и усиливает мозговую активность в части аналитического, творческого или координационного мышления и некоторых аспектов мотивации[32]. С пра-вильной музыкой можно забыть об отвлекающих моментах и направить все мысли учеников на освоение знаний.

 

Музыка также помогает детям учиться меньше, но эффективнее. Школа ускорен-ного обучения, основанная болгарским психологом Георгием Лозановым в 1950–1960-х гг. и позже прославившаяся в США благодаря усилиям Шейлы Острандер и Линн Шрё-дер, выдвигает такое предположение: если учеба проходит под музыку со скоростью 60 четвертных нот в минуту, то на усвоение материала требуется меньше осознанных уси-лий[33]. Учиться под музыку однозначно прогрессивнее запоминания в гнетущей тишине, так почему бы не улучшить память с помощью хорошей музыки?

 

Определенные виды музыки задают благоприятный настрой, который в целом способ-ствует познавательному процессу. Вдобавок к этому музыка служит своеобразной подсказ-кой, кодирующей информацию, что, в свою очередь, помогает учащимся усваивать, вспо-минать и переводить материал в оперативную память. (Если я скажу: «В лесу родилась елочка…» – вы сразу что-то вспомните, верно?)

 

Музыка настраивает мозг на учебный лад, выводите вы математическую формулу, ана-лизируете ли результаты химического опыта, играете ли в шахматы или размышляете над сложными абстрактными материями. Если использовать ее с умом, то можно по желанию активизировать как «левополушарное мышление» (я знаю, все намного сложнее, потому и ставлю кавычки!), ответственное за логику и аналитику, так и «правополушарное мышле-ние» (та же история), ответственное за целостное видение, творческие и невербальные про-цессы. Помимо всего прочего, музыка помогает детям готовиться к контрольным и экзаме-нам и к прочим учебным ситуациям, где требуется извлекать из памяти факты, информацию, фигуры или образы. На самом деле, если вы прислушаетесь к моим советам, то сможете развить в учащихся такие навыки и мозговые процессы, с помощью которых они научатся вспоминать почти что угодно.


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

 

ЗАДУМАЙТЕСЬ вот о чем:если привязать музыкальное произведение или мелодию

 

к определенному факту, у учащихся в голове мгновенно возникает связь между изученным материалом и услышанной музыкой. И музыка будет работать как «сигнал для мозга». Как если бы вы хранили информацию в специальной коробке, которая открывалась бы под звуки определенной музыки. И вся наука!

 

ПОПРОБУЙТЕ на уроке следующую технику.

 

1. Сообщите детям, что вы хотите научить их легкому способу вспоминания. Пред-ставьте материал, который нужно усвоить или запомнить, – раздайте распечатки, рабочие листы или планшеты.

 

2. Скажите ученикам, что, когда заиграет музыка, они должны закрыть глаза и следо-вать за «линией» мелодии. Если сидеть с закрытыми глазами, выпрямившись, некомфортно, можно опустить голову на парту.

 

3. Включите музыку на пару минут (минимум на две, максимум на десять). Пока она звучит, учащимся нельзя ничего записывать – они должны целиком отдаться музыке. Это поможет в дальнейшем установить связь между музыкой и знаниями, которые требуется усвоить.

 

4. Выключив музыку, спросите у учеников, каким образом они предпочитают запом-нить представленный для усвоения материал: законспектировать, сделать пометки, нарисо-вать, оформить в виде списка с пунктами, занести в учебный дневник, накалякать, составить план или каким угодно другим способом, лишь бы он визуально отображал ход их мыслей.

 

5. Теперь снова воспроизведите тот же музыкальный отрывок такой же длительности. На этот раз попросите учеников, чтобы во время звучания музыки они читали выданный материал и связывали его отдельные части с линией мелодии. На этом этапе мозг начинает формировать связь между информацией и музыкой.

 

6. Ближе к концу урока включите то же музыкальное произведение (на этот раз тихо) и попросите учеников показать или рассказать, по одному или в группах, что они запомнили. Вскоре вы убедитесь, что музыка «прикрепилась» к сведениям и дети вспоминают их легче.

 

7. Проверьте действенность методики на следующем уроке: включите ту же музыку и оцените, сколько учащиеся смогут вспомнить. Слушая музыку, они должны, как по сигналу, вспомнить, как выполняли задание или какими способами запоминали материал. Только не откладывайте проверку в долгий ящик, ведь наша память несовершенна.


 

 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

Ниже есть НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ –надеюсь,вы им так вдохновитесь,что сразуже начнете использовать музыку на уроках.

 

А вот и музыкальный МАТЕРИАЛ, который можно взять на вооружение. Я выбрала именно эти отрывки, поскольку их темп от 80 до 120 ударов в минуту. Исследования пока-зали, что свойственные этому темпу тембр, тесситура и частоты помогают вспоминать, поскольку под воздействием звуковых импульсов рождаются альфа-волны, сопутствующие концентрации и вдумчивому состоянию.


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»


 

 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

 

Отрывки из Моцарта

 

• Адажио для скрипки с оркестром ми мажор;

 

• Концерт для кларнета с оркестром ля мажор, Adagio;

 

• Дивертисмент № 2, Adagio;

 

• Дивертисмент № 11, Molto allegro (ре мажор);

 

• Дивертисмент № 15, Adagio;

 

• Концерт для флейты и арфы, Andantino;

 

• Квартет для флейты и струнных № 1, Adagio;

 

• Концерт для фортепиано с оркестром № 21, Andante;

 

• Концерт для фортепиано с оркестром № 23, Adagio;

 

• Серенада № 10 для духовых «Гран Партита», Adagio;

 

• Серенада № 13 для струнных («Маленькая ночная серенада»), Allegro и romanze;

 

• Струнный квартет № 20 ре мажор «Hoffmeister», K.499, Adagio I и III;

 

• Струнный квартет № 21, Andante;

 

• Симфония № 35, 3-я часть;

 

• Скрипичный концерт № 3, Adagio.

 

Однако Моцартом все не ограничивается, поэтому вот еще несколько предложений.

 

• Адольф Адан – «Вальс» из балета «Жизель»;

 

• Джеффри Бургон – композиции из фильма «Возвращение в Брайдсхед»: «Hunt», «Sebastian against the World» и «Julia»;

 

• Габриэль Форе – «Павана» (современная версия со сборника «Utopia», 2001);

 

• Жан Мишель Жарр – «Oxygene»;

 

• Роберт Прайзман – хор «Либера», Mysterium;

 

• Шуберт – «Розамунда»;

 

• Вивальди – Концерт для флейты № 3 ре мажор, Allegro;

 

• Вивальди – Концерт для двух труб ми мажор;

 

• Liquid – «Sweet Harmony» (оригинальный микс).

 

Если захотите больше узнать о специфических аспектах применения музыки в обуче-нии – добро пожаловать, черкните мне, и я вам непременно отвечу. Этим у нас заведует Ниндзя: она всегда готова помочь!

 

Теперь разберемся с заковыристым вопросом насчет использования наушников на уро-ках. Скажем так: если вы объяснили детям, зачем и какая музыка должна сопутствовать обу-чению, то можно позволить им самим подбирать мелодии под разные типы заданий. В прин-ципе, наушники, освобождая от посторонних шумов, дают возможность с головой уйти в работу. Только, пожалуйста, предупредите ребят, что при выполнении письменных заданий не следует слушать музыку со словами. Иначе в мозгу возникнет так называемая «установка на одновременное выполнение двух задач», то есть слова обдумываемые и звучащие придут

 

в противоречие друг с другом. (Представьте, что в письменной работе одного из учеников вам попалась строчка из Эминема. Впрочем, это может добавить пикантности проверке тет-радей на целую неделю!)


 

 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

ЗАДУМАЙТЕСЬ,случалось ли вам безрезультатно пытаться угомонить учеников(особенно когда вы сами на взводе)? Если случалось, то музыка станет вашим лучшим дру-гом. Аристотель назвал музыку лекарством, потому что она лечит и очищает. Если хотите помочь ученикам справиться с нежелательными эмоциями, включите музыку. Вас она тоже успокоит! Попробуйте с помощью музыки перенаправить, а лучше вытравить свой гнев, досаду и огорчение, и так же поработайте с досадой, гневом и плохим поведением учеников.

Есть невообразимое количество фактов, указывающих на связь между «тяжелой» музыкой и агрессивным или буйным поведением. Одни исследователи полагают, что при-страстие к стилям хеви-метал, рок и хардкор-рэп ведет к агрессии, насилию и прочим непри-глядным штукам вроде наркомании. Другие утверждают, что вызывающее поведение явля-ется следствием насилия, которое заполонило собой все средства массовой информации, особенно действуя на подростков мужского пола. Но ни одно из этих исследований не при-вело сколько-нибудь весомых доказательств, что те, кто слушает хардкор, в итоге начинают бить людей или разрушать себя. Скорее наоборот: озлобленные молодые люди из «группы риска» предпочитают «негативную» музыку, которую они слушают не для здорового очи-щения, а для закрепления их душевного состояния. Более того, во время многих контроли-руемых испытаний, установивших взаимосвязь между музыкой и нежелательным эффектом или поведением, испытуемым вдобавок к музыке показывали довольно жесткий визуальный ряд. Поэтому нельзя сказать, что данные исследования описывают, как музыка влияет на людей, – скорее они доказывают, что музыка усиливает эмоциональное воздействие телеви-зионных, кинематографических и видеообразов.

 

Эта полемика важна, однако ее участники нередко забывают, что тяжелая музыка суще-ствовала в мире и тысячу лет назад. Есть много вариантов «правильной» музыки, от Пятой симфонии Бетховена до зажигательного балийского кечака, которые не вызовут ни агрес-сии, ни насилия. Гораздо полезнее поразмышлять над тем, что люди во все времена подни-мали в музыке насущные социальные и личные вопросы. Во многих рэп-композициях очень «тяжелые» слова, но проблемы возникают, только если частоты и звуки инструментов не органичны для слуха.

 

Большинство ваших учеников время от времени непременно гневаются, расстраива-ются или огорчаются. И в такой момент важно не усугубить поведение ребенка, подняв на него голос или крикнув в надежде, что он вернется к выполнению задания. Лучше включите правильную музыку – и очень скоро ребенок или дети успокоятся, настроятся на рабочий лад и примутся за дело.

 

В подобной ситуации наушники сослужат вам хорошую службу. Я за использование персональных наушников с теми учениками, чье поведение мешает не только их собствен-ному обучению, но и работе остальных. Если, допустим, большинство детей сосредото-чились и готовы учиться, то тех, кто не готов, можно отправить в укромное личное про-странство музыки. Они и сами могут туда отправиться, как только заметят (или вы им подскажете), что становятся неуправляемыми. Сочетание правильной музыки и наушников поможет отбившемуся от рук ученику подправить свое поведение и сконцентрироваться на задании и уроке. Это не поощрение. Мы применяем музыку, чтобы помочь ему учиться. Попробуйте!


 

 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

Следующий ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ – список музыкальных произве-дений, которые отлично слушаются на уроке в наушниках.

 

• Сэмюэль Барбер – Адажио для струнного оркестра;

 

• Эннио Морриконе – композиции из фильма «Миссия»: «On Earth as It Is in Heaven»

 

и «Gabriel's Oboe»;

 

• Майкл Найман – композиция из фильма «Пианино»: «The Heart Asks Pleasure First»;

 

• Карл Дженкинс – из альбома «Adiemus Live»: «Adiemus» и «The Wooing of Etain»;

 

• Ганс Циммер – композиция «Now We Are Free» из фильма «Гладиатор»;

 

• Анастаси – «CinemOcean»;

 

• Эния – «Paint the Sky with Stars»;

 

• Стивен Халперн – «Спектральная сюита: музыка и звуки природы»;

 

• Хишам – «Somewhere in a Dream»;

 

• Джорджиа Келли – «Seapeace»;

 

• Китаро – «Mandala»;

 

• Рэй Линч – «Deep Breakfast»;

 

• Гарри Пикенс – «Peace & Quiet»;

 

• Пол Уинтер – «Common Ground»;

 

• Янни Хрисомаллис – альбом «Devotion: The Best of Yanni»;

 

• хор мальчиков «Либера» – «Salva me», «Sanctus» и «Agnus Dei»;

 

• Крейг Лион и Иззи – «Libera Me».

 

Удачи вам, и расскажите мне потом о своих успехах.


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

 

Самоповреждение

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...