Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раньше мне казалось, что в стилях обучения есть смысл, потому что они добавляют урокам разнообразия, а теперь везде пишут, что это полная ерунда. Как вы считаете?




 

В 1999 г., когда я работала учителем на полной ставке в одной из школ Южного Уэльса, завучи нам все уши прожужжали про стили обучения и еще, конечно, про VAC. Куда же без них! Детей просили заполнять анкеты, чтобы выяснить, какие когнитивные стили им ближе! Вы слышали когда-нибудь подобную чушь (хотя не все тогда считали ее таковой)? Сама по себе просьба заполнить анкету сводила всю идею на нет. Уж если система VAC так хороша, почему было не попросить детей ответить на вопросы, используя зрительные, звуковые и двигательные возможности? Зачем понадобилась банальная и скучная анкета? Да просто деятели от образования обожают анкеты. Плюс в то время к нам из США пришел новый тренд под названием VARC (где R означает чтение). И надо было срочно его пристроить.

 

Нет доказательств, что обучение детей, построенное на индивидуальных стилях обу-чения, улучшает успеваемость или повышает уровень знаний. Выходит, идею стилей обу-чения можно отбросить? Весьма сомнительно в планировании уроков опираться на некий методический трезубец (или четырехзубец), а вот использовать при обучении разные под-ходы – похвально. Ведь если наши уроки будут интересными, захватывающими, кто взду-мает разбивать их на части согласно VAC? Предлагая детям широкий выбор интересных обучающих приемов, мы уходим от дидактического обучения, которое основывается только на одной модели, рассчитано лишь на один тип учеников. И надо признать, что, хотя теория VAC себя не оправдала, она принесла образованию пользу: учителя задумались над тем, как ученики усваивают знания, и захотели сделать обучение захватывающим и многообразным.

 

Так что за «пугалом» стилей обучения скрываются полезные идеи, например следую-

 

щие.

 

• Все ученики разные, и именно различия определяют то, как они усваивают знания. Детям с особенностями развития, равно как одаренным и талантливым (и тем, кого я назы-ваю учениками с особенностями жизни и обучения), – всем требуются свои подходы и свои методики преподавания и обучения. Ведь образованность – широкое понятие.

 

• Всем детям не угодишь: одних увлекает одно, других – другое. Но если вы найдете кнопку, которая их «включает», они начнут учиться быстрее и вдумчивее, захотят копнуть глубже и научатся мыслить независимо. Поэтому чем больше вы найдете способов, которые «включают» учеников, тем лучше справитесь со своей задачей. В этом секрет успеха.

 

• За каждым из учащихся тянется особый жизненный багаж, поэтому необходимо учи-тывать потребности ребенка в целом, а не только как его лучше обучать и какую пищу давать ему для размышлений.

 

 

Обязательно ОБДУМАЙТЕ и ПОПРОБУЙТЕ вот что: я, как и многие коллеги, в силу большого опыта работы с детьми знаю – чтобы возбудить их любопытство и стимулировать рвение к учебе, нужно вытащить их из «зоны комфорта». Под «зоной комфорта» я подразу-меваю набор обычных, хорошо знакомых ученикам методик, заданий и упражнений (нари-суйте плакат, создайте презентацию в PowerPoint, напишите сочинение, прочитайте главу 3 и ответьте на вопросы и т. п.). Вот почему, работая учителем, я всегда ратовала за повыше-


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

ние профессиональной квалификации (ППК): учитель должен постоянно пополнять запас стратегий обучения, чтобы было чем увлечь учеников и что поставить на исключительно важный обучающий шведский стол (см. главу 2).

 

Когда мы начинаем думать по-новому, но продолжаем действовать по-старому, наш мозг в недоумении спрашивает: «А что здесь, собственно, происходит?» Такая уж особен-ность у человека. Мой девиз – «Не бойся изменяться», вы тоже можете взять его на воору-жение. Я призываю вас быть разным, не бояться экспериментов и давать своим ученикам новые ощущения – себе, естественно, тоже!

 

А ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ напомнит другим(да и вам самим),что всемы разные.


 

 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»


 

 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

 

17. Учитель, дайте связь!

Я НАЧИНАЮЩИЙ ПЕДАГОГ, И МНЕ ПОСТОЯННО ТВЕРДЯТ О НЕОБХОДИ-МОСТИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ОТ УЧИТЕЛЯ, КАК УСТНОЙ, ТАК И ПИСЬМЕННОЙ. КАК ВВЕСТИ ЕЕ В ПРАКТИКУ И ТАК ЛИ ВАЖНО, ЧТОБЫ МОЙ ОТКЛИК ВСЕ-ГДА БЫЛ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ?

Ваш комментарий может быть каким угодно, но он всегда должен быть завернут в положительную обертку. Ведь вы фактически выстраиваете диалог с учениками, притом не важно, ведется ли он в письменной, устной форме или с помощью жестов; не важно, с одним учеником, с группой или со всем классом. Оценки – это тоже положительная обратная связь, как и другие устные и письменные комментарии. Кстати, оценки за письменные работы необязательно ставить прямо в них: проверьте работы, а оцените и прокомментируйте устно (в самой работе в таком случае нужно написать, что ваш комментарий был устным).

Для чего нужен положительный отклик учителя? Для того чтобы ребенок понял: «Я могу». Еще лучше, если же ваш отклик способен зарядить детей таким энтузиазмом, что они почувствуют: «Я все могу».

Наша реакция на работу учеников может сказаться не только на их успеваемости, но и на самочувствии, и на других аспектах образовательного процесса. В руках учителя велико-лепный инструмент, способный вдохновить детей на покорение любых вершин. Что может быть лучше, чем улыбка на лице ребенка в понедельник утром? А вы всего лишь похвалили его за работу, поведение или рабочий настрой… да просто за то, что он вовремя пришел в школу (для некоторых учеников и это большое достижение).

Случается, иной ученик так достанет, что трудно выжать из себя положительный отклик. Просто помните, что каждый день и каждый урок мы начинаем с чистого листа.

В начале фильма «Опасные умы» героиня Мишель Пфайффер, обращаясь к неуправляе-мому, недружному, возмущенному и не желающему учиться классу, произносит потрясаю-щие слова: «В этом классе жертв нет», – вот и в ваших классах жертв не должно быть.

 

Задача преподавателей – дать детям лучшее. Если вы когда-нибудь слышали выступле-ния Вика Годдарда (директора Академии Пассморес в Харлоу) или Дейва Уитакера (испол-нительного директора исправительной школы Спрингвелл в Барнсли), то наверняка заме-тили, как они говорят про «безусловное положительное отношение». При этих словах у меня сердце щемит. Я немного изменила эту формулировку, и получилась «безусловная положи-тельная поддержка». Ведь мы хотим строить взаимоотношения, которые благотворно ска-жутся на учебе, – а не мстить ученикам за попытки насолить нам!

 

Положительный отклик работает в двух направлениях:

 

1. Для учеников это оценка их знаний (основанная на успехах, достижениях в рамках учебной программы и ограничивающаяся учебными аспектами).

 

2. Для учителей это скорее вопрос подхода, самовыражения и отношений (то есть в центре внимания более гуманистические аспекты: каждый ребенок ценится во всей полноте своей индивидуальности).

 

Чтобы грамотно давать обратную связь ученикам на регулярной основе, сначала ответьте себе на несколько вопросов и ПОДУМАЙТЕ вот о чем:


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

• Хорошо ли вы знаете своих учеников?

 

• Четко ли представляете, на что способен каждый из них? Откуда вам это известно?

 

• Есть ли среди ваших учеников дети с особенностями развития, которым требуется дополнительная помощь?

 

• Кто из учеников более способный/одаренный или талантливый? В чем они сильны,

 

а с чем необходимо поработать?

 

• Приходится ли вам говорить с разными учениками по-разному? (Так называемая диф-ференцированная обратная связь, когда вы пользуетесь простым или более сложным язы-ком.)

 

• Хорошо ли реагируют ученики, когда вы их хвалите?

 

• Какие эмоции вызывает у учеников ваша похвала и положительный отклик и как это влияет на отношение к учебе?

 

 

ПОПРОБУЙТЕ для обратной связи использовать поощрительные слова из ВСПО-МОГАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА приведенного далее.

 

А еще покажите ученикам следующую схему «Как я учусь?»: поставленные в ней вопросы необходимы для вашего диалога, к тому же они заставляют ребят задуматься и трезво оценить свою работу:


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

Как видите, все это чудесно увязывается с оценкой знаний, постановкой задач и вашим анализом собственной деятельности.

 

Далее я поместила ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ на тему положительнойобратной связи. Распечатайте его и повесьте в классе. И помните: лучшая обратная связь – когда вы просто говорите ученику спасибо за то, что он пришел к вам на урок. Ведь главное в нашем деле – безусловная положительная поддержка!


 

 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»


 

 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

 

Поэзия методических дней

У НАС В ШКОЛЕ ЕЖЕГОДНО ПРОВОДЯТСЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ ДНИ. ПО МНЕ, ТАК ЛУЧШЕ ПОТРАТИТЬ ЭТО ВРЕМЯ НА ПРОВЕРКУ ТЕТРАДЕЙ И ПОД-ТЯГИВАНИЕ ХВОСТОВ. А ВЫ ЧТО ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Сколько же времени уходит на проверку тетрадей и разные доделки! И, главное, его всегда не хватает. А вдруг вам повезет, и следующий методический день будет посвящен тому, как меньше проверять тетради и эффективнее использовать время?

За годы многое изменилось в отношении профессионалов к методическим дням и повышению квалификации. Поскольку учителям приходится проверять, отчитываться, фик-сировать и отвечать за результаты, им официально выделяется специальное «бесконтактное» время, когда они могут спокойно планировать, готовиться к урокам и проверять работы.

По-моему, повышать квалификацию – или, как в некоторых школах теперь это назы-вают, повышать уровень преподавательских знаний – нам, практикам, крайне важно, во вся-ком случае, если от этого мы начинаем лучше выполнять свои непосредственные обязан-ности. Скажу больше, хорошим, эффективным учителям необходимо все время учиться.

Я лично обожаю обучаться как профессиональным премудростям, так и тонкостям более общечеловеческого свойства. Я просто спрашиваю себя: в чем я могу стать лучше и что мне надо узнать, понять или развить в себе, чтобы отвечать на постоянно меняющиеся запросы учеников XXI века.

 

Не важно, в какой области мы желаем совершенствоваться – давать более интересные уроки или занять новую должность в администрации школы, разобраться в хитросплете-ниях школьной программы или ознакомиться с последними разработками по предметам, – для всего этого необходимо повышать квалификацию. Ведь постоянное самообразование в порядке вещей во многих профессиях, так почему же профессия учителя должна быть исключением?! Я использую все свои возможности – вот что нам хочется услышать от педа-гога.

 

Коллега однажды пошутил, что повышение квалификации – это «дезодорант учителя». В ответ на мой озадаченный взгляд он пояснил, что после профессионального обучения «чувствуешь себя на уроках свежим и интересным. В тебе роятся новые идеи, ты по-новому смотришь на привычные вещи, пробуешь новые методы, подхваченные у других». Так что не стоит жалеть дезодоранта – как минимум из обучения уйдет запашок стоячего болота!

 

Школы обязаны обеспечивать профессиональное обучение для сотрудников. Без этого не получится ни двигать образование вперед, ни повышать мастерство педагогов, ни дово-дить до учеников новые идеи и методики! Поэтому от умело подготовленных и проведенных методических дней – тех, что заставляют задуматься и будят любопытство (не к этому ли мы стремимся, работая с детьми?), – выигрывают все: преподаватели, профессия и ученики.

 

ОБДУМАЙТЕ следующие моменты.

 

• Повышение квалификации / методические дни знакомят нас с лучшими образцами профессиональной деятельности, тем самым поднимая нашу профессиональную планку.


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

• На курсах повышения квалификации / во время методических дней мы получаем свежие знания и навыки, которые затем передаем ученикам и учебному сообществу в виде интересных, неприевшихся приемов.

 

• Благодаря повышению квалификации / методическим дням наши профессиональные знания остаются актуальными и полезными, а значит, мы сами остаемся актуальными и полезными. Сегодня все меняется с небывалой скоростью (хотя порой мне кажется, что все учителя во все времена говорили то же самое). Если стоять на месте, то очень быстро ока-жешься позади, поскольку знания и умения имеют ограниченный срок годности.

 

• Дополнительное образование / методические дни снабжают нас материалом, который мы используем во благо всего педагогического коллектива и которым делимся с другими преподавателями. Благодаря дополнительному профессиональному обучению мы продвига-емся вперед по карьерной лестнице и переходим на новые должности, где руководим, управ-ляем, влияем, обучаем, инструктируем – и все это со знанием дела. (Вы бы хотели, чтобы вами управлял человек, который уже давно ничему не учился?)

 

• Благодаря дополнительному образованию / методическим дням мы остаемся инте-ресными себе и другим. Я ни за что по собственной воле не выйду из этой «зоны интереса». Опыт, конечно, бесценен для учителя, но порой он выражается в том, что мы повторяемся.

 

И здесь нам в помощь повышение квалификации: оно открывает новые возможности, при-носит новые знания и умения. Сколько же всего я почерпнула у коллег и скольким подели-лась с другими! Мы любим покрасоваться, узнав что-то новенькое. «Смотри, как я теперь умею!» – это у нас в крови.

 

• C каждым пройденным семинаром / толково проведенным методическим днем мы все отчетливее понимаем, что такое профессионализм в преподавании – желание дать уче-никам умения, которые прослужат им всю жизнь, – какими он чреват издержками и какую ответственность налагает.

 

• Курсы повышения квалификации / методические дни двигают вперед технологии и знания, сопутствующие нашей профессии.

 

• Повышение квалификации / методические дни способны разжечь погасший энтузи-азм, заставить нас на деле опробовать новые идеи и приемы и вернуть урокам былую страсть. Мы не волшебники, и вряд ли среди нас есть учителя, способные давать неповторимые уроки каждый день, неделю, месяц. Но тех учителей, которые приветствуют все новые идеи и постоянно пополняют свой педагогический арсенал проверенными новейшими методи-ками и техниками обучения, я считаю лучшими.

 

Поскольку вы задали вопрос о повышении квалификации / методических днях, а камень преткновения для вас – проверка тетрадей и нехватка времени, позвольте посовето-вать вам несколько методик, ПОПРОБОВАВ которые вы, возможно, избавитесь от части нагрузки.

 

• Расставьте «хвосты» в порядке приоритетности, разделив их на «срочные», «довольно срочные» и «те, что могут подождать», а некоторые отбросьте за неважностью. К примеру, стоит ли отбросить дело, которое ждет уже две недели и никто у вас о нем до сих пор не поинтересовался? Решайте сами.

 

• Пользуйтесь достижениями прогресса – проверяйте письменные работы учени-ков с помощью аудио. И не обязательно всегда ставить оценку. Используйте приложение


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

Audioboom или Notability. Записывайте на аудио то, что думаете и как оцениваете работу ученика, – так вы заодно облегчите жизнь ученикам с особенностями обучения.

 

• Самая эффективная обратная связь возможна через диалог ученика с учителем. Уче-ники должны знать:

 

• как они учатся;

 

• как могли бы учиться;

 

• как им этого добиться;

 

• что они для этого будут делать;

 

• кто или что может им в этом помочь.

 

• Не проверяйте сами, а попросите учеников оценить работу одноклассников. Задайте критерии оценки и предложите учащимся прокомментировать работу друг друга на уроке. Так они, кстати, лучше поймут зависимость между ожиданиями преподавателя и своими ответами. В книге Джима Смита «Записки ленивого учителя»[22] есть много гениальных советов, как разбираться с теми или иными волнующими вас вопросами, не прикладывая слишком больших усилий.

 

• Пообщайтесь с другими преподавателями, которым тоже нелегко дается проверка тетрадей и управление временем. Создайте профессиональное сообщество. Пытаясь разо-браться с проблемой вместе, вы пробуете разные подходы и быстрее находите решение.

 

Итог хотелось бы подвести вот какой: методические дни, если они проводятся в разум-ное время по разумному поводу, могут принести огромную пользу. А если не приносят, возьмитесь за себя сами. У вас ведь достаточно внутренних ресурсов, чтобы организовать свой собственный методический день. Вдохновение ищите на вечно популярном портале TeachMeets и попросите кого-нибудь из учеников провести для вас и коллег семинар, осо-бенно на тему Интернета.

 

Возьмитесь за свое профессиональное обучение сами.

 

Ниже я поместила ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ,которые могут вам при-годиться.

 

Оцениваем эффективность повышения квалификации.

 

Важный вопрос № 1. Как повышение квалификации повышает и улучшает:

 

• Обучение и успеваемость учеников?

 

• Мои собственные профессиональные навыки?

 

Важный вопрос № 2. Что нового повышение квалификации привносит в мою системуценностей и как помогает мне:

 

• Содействовать гармонизации атмосферы в школе?

 

• Содействовать слаженной работе преподавательского коллектива?

 

• Создавать уникальный образ школы в глазах более широкого школьного сообщества?

 

Важный вопрос № 3. Как повышение квалификации помогает мне решать следующиепрофессиональные задачи:


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

• Повысить успеваемость учеников?

 

• Повысить собственный уровень преподавания?

 

• Наладить использование информационных технологий в школе и вне ее?

 

• Правильно формулировать сложные задания?

 

• Выявлять среди учеников тех, кто находится в «зоне риска»?

 

Важный вопрос № 4. Как повышение квалификации влияет на мои профессиональныезнания и видение следующих вопросов:

 

• Что еще я могу сделать, чтобы повысить уровень школы?

 

• Как эффективнее использовать результаты моих наблюдений и оценки?

 

• Что я думаю о школьной программе?

 

• Как усилить межпредметные связи для повышения уровня обучения?

 

• Как усилить у детей желание учиться?

 

• Как добиться того, чтобы ключом к инклюзивному образованию стал дифференци-рованный подход?


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

 

19. Налаживаем отношения: В + В = М

Я ХОЧУ, ЧТОБЫ МОИ УЧЕНИКИ С РАДОСТЬЮ ШЛИ В ШКОЛУ. КАК ЭТОГО ДОСТИЧЬ? Я ГДЕ-ТО ЧИТАЛА, ЧТО ДЕЛО В ПРАВИЛЬНО ВЫСТРОЕН-НЫХ ОТНОШЕНИЯХ, НО РАЗВЕ ВОПРОС ТОЛЬКО В ЭТОМ?

В нашей работе мотивация чуть ли не главная загвоздка. Мало того, что приходится все время поддерживать ее в себе, чтобы быть в тонусе, – нужно еще прививать желание учиться

и интерес к учебе детям. Школьная программа бесконечно меняется, и учебные задачи, спус-каемые сверху, нужно сочетать с индивидуальными способностями и устремлениями уче-ников, и тут без мотивации никак не обойтись.

 

Когда я только пришла работать в школу, один ужасно смешной мальчуган сказал мне: «Вы, видать, новенькая, чё? Я вам вот чо скажу… Я писать не того, я на барабанах!» Так его слова и задержались со мной на следующие 25 лет. Вот это и называется – знать, что вызывает в ребенке желание учиться. Барабаны! А вовсе не правописание! Во всяком случае в этом ребенке.

 

Есть два типа побудителей:

 

1. Внутренние – те, на которые мы реагируем внутренне, исходя из нашего устройства.

 

2. Внешние – те, что влияют на нас извне.

 

Тут все предельно просто: если к внутренним побудителям прибавить внешние, воз-никнет мотивация учиться (или В + В = М). Оба типа побудителей влияют на наши уроки, на дисциплину в классе и вне него, на интерес к учебе и успеваемость. Но понимать, что вызывает у детей желание учиться, – лишь полдела. Нужно еще выяснить, что остужает их пыл. Я знаю массу случаев, когда учитель нечаянно расхолаживал увлеченных учеников тем, что плохо подготовился к уроку или неудачно его провел.

 

Поэтому, прежде чем представить сто лучших советов, как выработать в ребенке моти-вацию к учебе, поразмышляйте над тезисом, который я считаю решающим в этом вопросе: чтобы увлечь детей учебой, их нужно знать.

 

Вам – и учителю, и ученикам – нужно узнать друг друга и установить рабочие взаимо-отношения, тогда ученики будут довольны жизнью и станут развиваться как личности, что, безусловно, повлияет на их внутреннюю мотивацию. Особенно это актуально при работе с особыми детьми. Их важно знать и понимать, в противном случае все ваши задания и упраж-нения будут бить мимо цели.

 

В толково организованном, понятном, творческом и безопасном учебном простран-стве, где все предметы на своих местах, учеников поддерживают сами стены, и учителю, естественно, легче вдохновлять их на подвиги. Не забывайте, что есть ученики, которых пугает незнакомое пространство. Если ваш кабинет грамотно устроен, оснащен наглядными пособиями и рабочими зонами на разные вкусы, если в нем есть пространство для маневра, значит, в нем найдется и пространство для исследования, и знания будут усваиваться лучше. Ну и, конечно, не последнюю роль в формировании мотивации играет взаимное доверие при сохранении обоюдной независимости.

 

Каких только учеников не бывает, и у каждого свой характер, свои учебные потреб-ности. И для каждого нужно подобрать в обширной учебной программе то, что подходит именно ему. Кому-то нравится выступать, и громкость такого ученика, как правило, настро-ена на максимум. А у кого-то громкость вовсе выключена, но, если вы его похвалите – пер-сонально и по заслугам, – он превзойдет самого себя. Ведь именно тихих учеников мы часто обходим вниманием, хотя оно им так необходимо – так же, как наша поддержка и похвала. В общем, учитывайте особенности всех детей в отдельности и подбирайте для каждого свою


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

методологию. Но не забывайте, что цели в любом случае нужно ставить амбициозные, иначе ученикам будет не к чему стремиться.

 

Обязательно подумайте над рассадкой. Как дальновидному практикующему педагогу вам рано или поздно придется принять для себя решение. Сама я детей никогда не рассажи-ваю, всегда позволяю им садиться с кем и где угодно, в зависимости от настроения. И они сами выбирают, с кем сегодня сидеть и где удобнее работать. А некоторые учителя, наоборот, предпочитают фиксированную рассадку. (Я тут никому не судья, ведь что хорошо одному, то для другого не вариант.) Поступайте, как считаете нужным, только следите, чтобы ваши ученики раскрывались и получали от обучения максимум.

 

В чем я прочно убеждена, так это в том, что необходимо с помощью действенных мето-дик разобраться с «громкоговорителями» – иначе они съедят все ваше время. Конечно, если детьми заниматься, они расцветают. Но если вы посадите рядом с собой «громких» учени-ков, то не только потеряете покой, но еще и будете тем самым подкармливать их «громкое» эго. Мало того, другие ученики могут подумать: раз вы уделяете «громким» столько внима-ния – значит, поощряете такое вызывающее поведение. Вся соль действительно в разнооб-разии, так что постарайтесь окружить себя самыми разными учениками.

 

При таком многообразии индивидуальных учебных потребностей не удастся подойти ко всем ученикам с одной меркой, и в данном случае я говорю о рабочих листах (проклятии многих учителей!). Если уж даете их детям, то придумайте дифференцированные упражне-ния. Ведь дело не в количестве заданий, а в содержании и методиках.

 

Есть дети, скажем ученики с особенностями развития или особыми учебными потреб-ностями, которых рабочие листы вообще не вдохновляют, а только отвращают от учебы. Придумайте для них задания, которые можно выполнить устно. Вы не представляете, как ликуют дети, когда ответ можно записать на цифровое устройство, особенно если это iPad со встроенным микрофоном, который потом еще превратит этот устный ответ в текст, – тут они просто пищат от восторга. А если включить функцию Проговаривание (через меню Настройки/Универсальный доступ), то ваши ученики смогут одновременно слушать свой записанный на устройстве устный ответ и читать его расшифровку на экране. На iPad старых моделей можно использовать приложение Dragon Dictate. Правда, для работы с ним понадо-бится беспроводной Интернет. Если его нет, попросите своего ассистента записывать уст-ные ответы за учениками.

 

Что касается более одаренных/способных и талантливых, их увлекают интересные раз-вивающие задачи, а не очередные письменные упражнения. Чем лучше вы знаете своих уче-ников, тем четче понимаете, что их мотивирует, а что нет, – например, кого-то воодушевит порученное ему самостоятельное исследование, а для кого-то важна более тесная связь с вами. Как бы там ни было, для поддержания мотивации и заинтересованности в таких уче-никах им нужно все время подсовывать что-то новенькое. Если ученик простаивает, то он скучает, а заскучавший ученик отключается от учебы скорее, чем вы успеете сказать «элек-тричество».

 

Если учащимся все время выдавать задания на листках одного и того же цвета (обозна-чающего уровень способностей), они быстро поймут, в какую категорию вы их внесли: что может быть обиднее для ребенка, чем это! Кроме того, одноклассники начинают выяснять, кто из них одаренный, кто с особенностями развития, а кто просто плохо соображает. Не забывайте, что каждый ребенок наделен тем или иным даром и ваша задача как педагога – подпитывать этот дар и добиваться, чтобы ребенку все время очень хотелось учиться.

 

Ко всем ученикам нужно подходить с целым арсеналом педагогических приемов, и похвала с поощрением в их числе. Смысл в том, чтобы наладить учебный диалог между вами и учащимися, пусть даже незначительный. Помните, маленькие шажки оставляют на снегу большие следы! Всегда ищите положительное в их работе, отношении к учебе, лич-


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

ных достижениях и/или успехах в учебе. Пользуйтесь методиками, которые помогут уча-щимся увидеть или услышать свои успехи. Для ученика со специальными учебными потреб-ностями крохотная победа или достижение столь же значимы, как мощный рывок для более сильного ребенка. Ко всему нужно подходить серьезно и дифференцированно, а если, как это часто бывает, относиться несерьезно и недифференцированно, то ничего не выйдет. Ведь тем и интересен учебный процесс, что у каждого своя скорость и свой ритм.

 

Если ребенку кажется, что он постоянно не справляется и не успевает, то он переклю-чится на что-то другое, скорее всего на компьютерные «стрелялки», или на обсуждение, кто

 

с кем целовался в выходные, или, что хуже, все закончится вызовом родителей в школу и решением дисциплинарных вопросов. И не забывайте, что хвалить детей нужно в четыре раза чаще, чем критиковать. А еще необходимо приучить их к ответственности за самих себя – для этого они должны видеть, что вы им доверяете. Такие двусторонние отношения выведут из спячки самого апатичного из учеников.

 

ПОДУМАЙТЕ над следующими вопросами.

 

• Какие мне предпринять шаги, чтобы усилить желание детей учиться?

 

• Как понять, что вдохновляет моих учеников?

 

• Почему некоторые дети не хотят учиться?

 

• Где и как почерпнуть информацию, которая поможет побудить моих учеников учиться?

 

• Как действует мотивация и как себя чувствует мотивируемый?

 

• Какие мотивационные методики подойдут и мне, и моим ученикам?

 

ПОПРОБУЙТЕ задействовать четыре составляющие мотивации:

 

1. Заинтересованность в учениках – покажите, что вам как учителю интересно, чем занимается каждый из них в классе, и что вы цените каждого как личность независимо от его потребностей, достижений, успеваемости, поведения или характера.

 

2. Модель отношений – с помощью разнообразных увлекательных занятий и упраж-нений определите, какая модель отношений лучше работает. Важно найти баланс между вашим авторитарным контролем и их свободой выбора.

 

3. Побуждение – предлагайте детям задания и занятия, вызывающие у них интерес.

 

К примеру, повесьте на стену «доску чудес» и попросите учащихся написать на ней, что побуждает их учиться. Увидите, они сразу же погрузятся в раздумья о своих учебных опытах, а затем выдадут вам на-гора кучу идей и факторов, которые влияют на их мотивацию.

 

4. Обратная связь – только конструктивная, дружелюбная и жизнеутверждающая, при-чем для всех и каждого. Тогда и успеваемость будет расти, и дети будут чувствовать себя комфортно. А тем, кто ощущает внутренний комфорт, не страшны никакие препятствия!

 

Вот еще список «духоподъемных» слов и выражений. Начните с них, но не забывайте пополнять список своими перлами.


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

• Спасибо

 

• Круто

 

• Блестяще

 

• Великолепно

 

• Вот это да!

 

• Класс

 

• Ого, я поражена

 

• Ты превзошел мои ожидания, просто невероятно

 

• Супер

 

• Очень удачно

 

• Здорово

 

• Как ты это сделал? Непременно расскажи мне – я в восторге от твоей работы, содер-жание – просто фантастика

• … (Добавляйте сюда ваши собственные находки)

 

С разными людьми мы говорим на разных эмоциональных языках, делая это с помо-щью интонации. На письме подобного эффекта можно добиться с помощью эмодзи. Эмодзи, или эмотиконы, – это особые значки, примерно то же, что смайлики. Впервые они появились

 

в электронных сообщениях японцев, а теперь разошлись по всему миру. Слово «эмодзи» означает «картинка» (э) с «настроением» (модзи). Вот самые распространенные:

 

Используйте эмодзи при проверке письменных работ или развесьте их по классу – пусть вдохновляют детей на подвиги. А еще попросите учащихся придумать собственные эмодзи. Кстати, отличная мысль!

 

Для повышения мотивации воспользуйтесь НАГЛЯДНЫМ МАТЕРИАЛОМ.


 

 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»


 

 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

 

Горе в семье

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...