По-моему, одна из моих учениц наносит себе увечья. Как мне на это реагировать?
Мало кто из учителей или учеников готов обсуждать табуированную тему детской аутоагрессии (самоповреждения). Хотя количество подобных инцидентов растет, особенно
в экзаменационный период[34]. Зарегистрированы даже кошмарные случаи самоповрежде-ния среди пятилеток: они режут и прижигают себе кожу, пьют токсичные химикаты и лекар-ственные препараты в слишком высоких дозировках[35]. По данным детской службы дове-рия Child Line, количество мальчиков, которые наносят себе увечья, возросло на 30 %, и это только зарегистрированные цифры. По словам Криса Лимана из благотворительного общества Young Minds, ситуация достигла «эпидемиологического порога»[36]. Согласно ста-тистике, каждый двенадцатый ребенок в Великобритании страдает аутоагрессией[37]. Так что тема эта злободневная, и ею необходимо заниматься в школах, общественных организациях и семьях. Аутоагрессия подразумевает, что человек намеренно наносит себе телесные повре-ждения. Для одних это способ справиться с угнетенным состоянием, душевной травмой или запутанными эмоциями, скажем с заниженной самооценкой, школьным или экзамена-ционным стрессом, проблемами дома. Для других – своеобразная попытка наказать себя и реализовать свойственную некоторым детям потребность «почувствовать себя живым», поскольку без самоповреждений им кажется, что они вообще ничего не чувствуют.
Под аутоагрессией мы понимаем любой тип саморазрушительного поведения: ребенок режет себя, глотает предметы, прижигает себе кожу зажигалкой или сигаретой, выбегает на дорогу перед машинами, щиплет себя до синяков, кидается с лестниц, принимает стероиды, пьет не соответствующие возрасту и состоянию здоровья протеиновые коктейли и целена-правленно доводит себя до расстройств пищевого поведения. И главное – делает он все это намеренно. Некоторые молодые люди даже «подсаживаются» на самоповреждение, поэтому к вопросу нужно подходить чрезвычайно серьезно.
По отзывам детей, они наносят себе увечья с целью:
• излить злость и досаду;
• взять себя в руки;
• отрешиться от окружающего мира;
• остановить поток дурных мыслей и эмоций;
• снять напряжение;
• уверить себя, что ты сам, а не кто-то другой, управляешь своей жизнью;
• увидеть «красное» – кровь (актуально в тех случаях, когда ребенок режет себе кожу): так ребенок чувствует, что живет;
• наказать себя за то, что недостаточно хорош для родителей, учителей или для себя самого;
• избавиться от онемения чувств, проверить, способен ли испытывать боль и стыд;
• вытеснить эмоциональную боль физической;
• почувствовать прилив адреналина.
Есть разные уровни аутоагрессии. В наиболее тяжелых случаях ребенок задается целью умереть, но в основном они лишь стремятся вынести наружу горе, избавиться от неве-роятного напряжения, несчастья, подавленности. Иногда это их способ попросить о помощи. Некоторые дети показывают другим, что они с собой натворили, но так поступают не все. Это сложное душевное заболевание, которое тем не менее при должной поддержке, заботе и психологической помощи можно остановить.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
Яростным аутоагрессорам требуется медицинская помощь и лечение, но остальным молодым людям вполне способны помочь школа, семья, друзья и даже Интернет.
ЗАДУМАЙТЕСЬ,следующие обстоятельства часто сопутствуют самоповреждению:
• плохое настроение (или угнетенное состояние духа);
• волнение и стресс (особенно в экзаменационный период);
• психологические расстройства или нарушения развития, в том числе особенности обучения, Аспергер, синдром дефицита внимания и синдром дефицита внимания с гипер-активностью;
• затруднения в общении или передаче мыслей другим людям;
• низкая самооценка;
• затруднения в решении личных вопросов или проблем в школе и дома;
• чувство безнадежности;
• пристрастие к наркотикам или алкоголю;
• смятение, вызванное вопросами сексуальности или ощущением своего отличия от других / отверженности;
• измывательства сверстников, отсутствие друзей или тех, кто мог бы поддержать;
• завышенные ожидания в семье;
• травма, домашнее насилие, плохое обращение;
• проблемы с культурным самоопределением, конфликт на почве религии и этнической принадлежности;
• плохие отношения с родителями, как следствие споры и разногласия;
• депрессия или психиатрическое заболевание в семье;
• молодой человек выступает в роли сиделки;
• расизм и гомофобия.
Возможно, в жизни вашей ученицы случилось что-то из приведенного списка – если вы узнаете это, вам будет проще заговорить с ней на такую щекотливую тему. Если вам кажется, что она себе наносит себе увечья, вспомните, не замечали ли вы у нее следующих тревожных сигналов:
• перемена в настроении, активности, участии в делах класса;
• изменение пищевых привычек;
• нехарактерная замкнутость в школе и дома;
• перемена в успеваемости;
• разговоры о самоповреждении и/или самоубийстве;
• одноклассники проявляют беспокойство;
• стала раздражительной или агрессивной;
• погружена в себя в школе и дома;
• увлеклась наркотиками или алкоголем;
• раздает личные вещи;
• чувствует себя неудачницей или «недостаточно хорошей»;
• ощущает, что никогда не оправдает собственные надежды (этим особенно страдают талантливые и одаренные учащиеся).
Если механизм самоповреждения запущен, остановить его не так-то просто (особенно тем, кто режет себе кожу). В ответ на боль тело выделяет естественное болеутоляющее –
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
эндорфины, которые на время снимают чувство подавленности, приносят умиротворение
и хорошее самочувствие. Поскольку из-за прилива адреналина ребенку сразу же стано-вится невероятно хорошо, ему не терпится повторить удачный эксперимент. Иными сло-вами, самоповреждение вызывает зависимость.
ПОДУМАЙТЕ над этой схемой:
Если хотите помочь ученице, ПОПРОБУЙТЕ следующее.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
• Спросите ее, не хочется ли ей поговорить с вами или просто перекинуться словечком про то да се, – возможно, ваши сомнения рассеются.
• Если беседа убедит вас, что она сознательно калечит себя, объясните девочке, что вы готовы всячески поддерживать ее, но что у вашей конфиденциальности есть границы: ваш долг – сообщить о ее состоянии соответствующим людям, которые, не осуждая, помогут ей. Очень важно донести это до нее, иначе вы рискуете случайно спровоцировать новый приступ аутоагрессии.
• Ни в коем случае не осуждайте. Даже восклицание в духе «Какой ужас!» может стать каплей, перевесившей чашу весов. Заверьте ученицу, что вы ее понимаете и знаете, что, когда она себя ранит, ей становится легче, но для нее будет лучше в таких случаях приходить к вам.
• Дайте ей «пароли и явки» специализированных организаций (но не забывайте, что в Интернете можно натолкнуться и на ненадлежащую информацию и пользовате-
лей). В Twitter есть несколько прекрасных групп: YoungMinds (@YoungMindsUK), Mental Health Ed (@MentalHealth_Ed), Blurt Foundation (@BlurtAlerts), Mental Health Foundation (@MHF_tweets) и MindFull (@MindFullUK) и др. Стоит также упомянуть #Mentalhealth[38], только, пожалуйста, заверьте ученицу, что она не псих!
• Просто быть рядом уже большое дело. Молодым людям крайне важно знать, что им есть с кем поговорить, что их выслушают – подробно и обстоятельно – и не осудят. Вы, школьный психолог, медсестра, завуч или священнослужитель – кто угодно, лишь бы умел слушать. Аутоагрессоры обычно ищут человека, который даст им ощущение безопасности.
• Следите, чтобы «зараза» не пошла дальше. Будьте бдительны с друзьями аутоагрес-
сора: следите, чтобы они тоже не начали себя калечить. Причины у всех разные, и каждому необходима поддержка с глазу на глаз. Но если речь идет о целой группе подростков, то терапевтического эффекта можно достичь путем открытого обсуждения.
• Очень важна поддержка сверстников. Бывает, что молодые люди пытаются выйти на разговор с учителем через одноклассников. Как правило, если друзей ребенка что-то беспо-коит, они вам скажут.
Вдобавок подскажите девочке, что она может делать, чтобы помочь себе:
• найти в школе укромный уголок и периодически устраивать там пятиминутки «покоя»;
• вести дневник;
• слушать музыку – только, конечно, правильную (подробности – в моем «Маленьком пособии по использованию музыки на уроках»);
• писать, рисовать и говорить о своих переживаниях;
• завести питомца;
• вместо того чтобы наносить себе порезы – рисовать красные линии на коже, а затем смывать их до полного исчезновения;
• перекатывать в ладони кубики льда, пока они не растают, – прекрасный способ снять напряжение;
• вести «радужный журнал»[39].
В моей системе координат самоповреждение – скорее повод для ежедневной работы над эмоциональным и душевным здоровьем, предмет постоянной профилактики, а не меди-цинский диагноз, хотя до этого тоже может дойти, если не оказывать человеку должной помощи. Учитывая возросшее количество психических и эмоциональных расстройств среди школьников, нам всем пора собраться с духом и перестать стыдиться разговоров и действий, связанных с проблемами психики. Если, конечно, мы желаем добра себе и своим ученикам. Нам нужно объединиться и показать учащимся, что в каждой школе для них найдется под-держка и уголок безопасности.
Я бы рекомендовала вам вместе с директором проработать следующее.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
• Создать правила школы относительно психических и эмоциональных вопросов и утвердить положения о конфиденциальности.
• Развесить по школе списки кризисных телефонов и ссылки на полезные ресурсы в Twitter для учеников и персонала.
• Повысить открытость – образовывать в этом вопросе всю школу и сделать душевное здоровье такой же повседневной темой, как погода.
• Составить план по обеспечению помощи для всех.
• Пропагандировать общение – содействовать тому, чтобы ученики и педагоги, как доб-рые друзья, рассказывали друг другу, если замечают, что кто-то угнетен или проявляет при-знаки изменения личности.
Мне эта тема очень близка, поэтому, если захотите, чтобы я приехала к вам в школу
и помогла разобраться с ситуацией, не стесняясь, свяжитесь со мной. Я занимаюсь вопро-сами психического и эмоционального здоровья со многими учителями, родителями, детьми и знаю, как помочь и преодолеть проблемы. Заодно увидите на практике мой авторский под-ход «Шептуны и слушатели» – уверена, он принесет пользу учащимся, родителям и педа-гогам.
Ниже ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ,призванный утешить тех,кто,как вамкажется, находится в группе риска.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
А вот еще великолепный ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ – тщательно прове-ренные полезные интернет-ресурсы:
• Blurt Foundation: www.blurtitout.org, @BlurtAlerts;
• YoungMinds: www.youngminds.org.uk, горячая линия для родителей: 0808 802 5544;
• Samaritans: www.samaritans.org, горячая линия 24 часа: 08457 90 90 90;
• ChildLine: www.childline.org.uk, горячая линия 24 часа: 0800 1111;
• CALM (Campaign Against Living Miserably – Кампания против кошмарной жизни): www.thecalmzone.net, горячая линия для мужчин (17:00–24:00): 0800 58 58 58;
• PAPYRUS (Prevention of Young Suicide – Предотвращение самоубийств в юном воз-
расте): www.papyrus-uk.org, горячая линия (пн – пт: 10:00–22:00, выходные/банковские кани-
кулы: 14:00–17:00): 0870 170 4000;
• TESS (поддержка по SMS / электронной почте девочек и девушек до 25 лет, склонных
к самоповреждениям: пн – пт, 19:00–21:00, телефон для SMS: 0780 047 2908, адрес элек-тронной почты доступен на сайте www.selfinjury.org.uk;
• National Self-Harm Network (национальная служба поддержки при самоповрежде-
ниях): www.nshn.co.uk;
• SANE (психически здоровый): www.sane.org.uk, горячая линия (18:00–23:00): 0845 767 8000;
• Mind (ум): www.mind.org.uk;
• Time to Change (время меняться): www.time-to-change.org.uk;
• Centre for Mental Health (центр психического здоровья): www.centreformentalhealth.org.uk/info/mental_health_information.aspx.
Каждый четвертый из нас хотя бы раз в жизни сталкивается с той или иной психологи-ческой проблемой, поэтому пора переступить через табу и предрассудки вокруг душевного и эмоционального здоровья и нездоровья. Это касается нас всех.
Удачи вам, и очень вас прошу: держите меня в курсе.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
Гожусь я или нет?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|