Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моя ученица недавно потеряла одного из родителей. Чем ей помочь?




 

Слова «Мне очень жаль» никому еще не помогали и вашей ученице тоже не помогут. Ее мир рухнул, на душе глубокие раны, которые никогда окончательно не заживут. Они, воз-можно, затянутся, но не исчезнут. Порой, когда нам нечего сказать, мы говорим: «Мне очень жаль». Это не оптимально, но лучше, чем ничего. (Нет большей несуразности, чем заявить горюющему человеку: «Я чувствую, как тебе больно…» Нет, вы не чувствуете. Никто не

 

в состоянии чувствовать боль другого. Все, что мы можем, – это сочувствовать или состра-дать.) У горя нет сценария, не существует и рецептов, как с ним справляться или не справ-ляться. И почему вообще нужно справляться, если в жизни случилось нечто столь трагич-ное?

 

Что говорить, мало в профессии учителя задач труднее этой. Я не специалист по острому горю, я просто опытный педагог и человек с открытым сердцем и умением слу-шать. Я тоже однажды оказалась в ситуации, когда мой ученик лишился одного из родите-лей. Поэтому поделюсь с вами всем, что вынесла из собственного опыта.

 

Для начала ПРОДУМАЙТЕ следующие шаги.

 

• Обязательно расскажите детям (вы или директор школы), что у их одноклассницы

 

в семье горе. Сделайте это сами, пока не начались пересуды и кривотолки, которые только все исказят.

 

• Пообщайтесь с семьей и выясните, что, в их понимании, следует сказать однокласс-никам дочери, чтобы это не пошло вразрез с их желанием.

 

• Не бойтесь слов «умер», «смерть». Порой нам кажется, что проще заменить их дру-гими, – но для кого проще, для вас или для горюющего ребенка?

 

• Лучше мучительно подыскивать слова, чем трусливо отмалчиваться, засунув голову в песок. Все что угодно лучше, чем ничего: уж если у вас совсем нет слов, ласково дотроньтесь до руки ребенка – возможно, вашей ученице станет легче.

 

• Если она к вам льнет или нуждается в объятии – обнимите ее. Возможно, в этот миг ваши объятия – единственное, что может ее успокоить и дать ей ощущение безопасности.

 

• Позаботьтесь, чтобы школа и соученики послали семье девочки соболезнования. Это важнее, чем кажется. Оставлять смерть незамеченной только потому, что не знаешь, что ска-зать, неприемлемо.

 

• Нам всем в жизни необходима честность. А детям и подросткам, перенесшим тяже-лую утрату, она нужнее во сто крат. Поэтому на сложные и щекотливые вопросы всегда отве-чайте правдиво. Иначе вы поступите ужасно несправедливо по отношению как к себе, так и к ребенку.

 

• Пусть девочка горюет, как ей горюется. Заверьте ее, что свойственный ей способ выражения чувств и эмоций совершенно нормален, и убедите не ломать себя в проявлениях скорби. Ведь все мы разные, хотя и очень похожи друг на друга. Да, и не стесняйтесь пока-зывать ребенку свою печаль и слезы. Они вполне понятны.


 

 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

• Слушайте, слушайте и снова слушайте, иногда это нужно горюющему ребенку больше всего. И речь идет не о днях или неделях после утраты – это может продлиться месяцы, а то и годы.

 

• Дайте ребенку в помощь место, время и безусловную поддержку школьного коллек-тива. Говоря о коллективе, я имею в виду всех. Однажды я застала свою маленькую ученицу сидящей на ступеньках с нашей уборщицей Дженни. Они пили чай с печеньем, а слезы ути-рали тряпкой для пыли. Девочка сказала, что очень хотела попить со мной чаю и поболтать, но не нашла меня, поэтому попросила посидеть с ней Дженни. Салфеток не было, потому что я закрыла кабинет, и тогда Дженни приспособила вместо них обычную тряпку! Чудес-ное воспоминание. Мы не стали пересаживаться на «нормальные сиденья» – так и остались втроем на лестнице, с чаем и печеньем, и нам казалось, что только так и может быть.

 

• Если ребенку хочется поговорить или просто побыть с кем-то, обязательно найдите того, кто придется ему по душе. Пусть все будет, как он просит. Все время играйте по его правилам. Точка.

 

• Не забывайте, что оставшийся в живых родитель тоже скорбит. Если он хочет уви-деться с ребенком в середине учебного дня, позвольте ему забрать ребенка. Не важно, на десять минут или на весь остаток дня. Главное для него сейчас – чувствовать, что вокруг есть люди, способные принять и понять его сиюминутные желания, и видеть, что его дитя

 

в хороших руках.

 

• И дети, и взрослые в моменты горя уходят в себя. В свой покореженный и даже пору-шенный мир, но уж какой есть. И вы невероятно им поможете, если позволите быть собой и пережить это.

 

• Следите, чтобы наготове всегда был чай, кофе и побольше печенья. Плед тоже не повредит: бывает, так хочется уткнуться во что-нибудь мягкое. А как приятно спрятаться вдвоем под пледом, будто вы в домике. Кому-то это покажется странным, но странное ведь тоже порой вариант нормы.

 

• Мы все по-разному переживаем горе и душевные травмы. То, что ребенок, на ваш взгляд, проявляет недостаточно эмоций, еще не значит, что случившееся ему безразлично. Возможно, он еще не осознал. А некоторые дети постарше считают, что нельзя выставлять чувства напоказ, что они обязаны «справляться» (что бы это ни значило), потому что якобы это признак взрослости.

 

• Никогда не судите. Горе – это очень лично, и каждый испытывает его по-своему. Сами знаете, пластырем его не заклеишь…

 

• Разговаривайте об ушедшем. Вспоминайте случаи из жизни. Вполне возможно, ребе-нок только этого и ждет. Ваше молчание может быть воспринято как отрицание самого суще-ствования умершего родителя, а разговор о нем, напротив, вернет ребенку целый мир.

 

• Успокойте ребенка и убедите его, что он ни в коей мере не ответственен за смерть родителя и никак не мог ее предотвратить. Маленькие дети склонны считать, что они каким-то образом повинны в смерти родителя. Сделайте все возможное, чтобы переубедить ребенка.

 

• Проявляйте такт во время «семейных» праздников, таких как День матери или День отца. Проинформируйте других преподавателей, кого и что именно может задеть.

 

 

ПОПРОБУЙТЕ содействовать тому,чтобы в школе:


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

• понимали, как поддержать горюющего ребенка и родителя, умели наладить с ними заботливый диалог;

 

• гибко подходили к любым потребностям родителя и ребенка, даже если им захочется

 

в середине учебного дня поесть мороженого в парке, с пониманием относились к их эмоциям и нуждам – это чуть ли не величайший дар, который вы им можете преподнести;

 

• открыто обсуждались вопросы смерти – для неподготовленного человека первая утрата может стать ударом на всю жизнь;

 

• существовал свод правил на случай потери близких.

 

И помните: подготовиться к уходу любимого человека невозможно, даже если знаешь, что это уже близко.

 

Возможно, вам пригодится ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ, приведенный ниже.


 

 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

Еще один ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ – книга Яна Гилберта «Утрата близ-ких: Пособие для школ»[23], написанная в соавторстве с его детьми Уиллом, Оливией и Феб. В ней предлагается очень личный взгляд на то, как может и должна вести себя школа, когда


 

 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

учащийся лишается одного из родителей. На мой взгляд, эта книга должна быть в каждой школе мира.

 

Надеюсь, мои советы помогут утешить девочку и сделать все возможное, что требуется от школы в данной ситуации. Расскажете потом, как у вас дела, договорились?


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

 

Я ей не нравлюсь

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...