По-моему, у нас не очень отлажен переход из начальной школы в среднюю. Как мне помочь ученикам?
Этот переход часто проходит болезненно. Хорошо, если у ребенка в средней школе учатся братья или сестры. А если нет? «Большую школу» окружают мифы и легенды, пуга-ющие тех, кто смотрит на нее из безопасной гавани начальной школы.
Чтобы переход был гладким, между выпускающей начальной школой и местными средними школами, будь то общеобразовательные специализированные или свободные, должны существовать здоровые учебные и эмоциональные связи. Куда бы дети ни пошли, рецепт отлаженных взаимоотношений везде один: на новом месте новичкам должно быть спокойно, радостно и понятно, у кого просить помощи.
Дети обучаются довольно долго, и педагоги вместе с ними, но вот образованию в период перехода у нас пока уделяется недостаточно внимания. Позвольте вас спросить: когда, по-вашему, следует начинать готовить детей к переходу в среднюю школу[42] – в шестом классе начальной? Не знаю, как ответили бы вы, но я, конечно же, отвечу: «Нет – гораздо раньше!»
ПОРАЗМЫШЛЯЙТЕ вот над чем.
• Отличные результаты дает перекрестное фазовое обучение. И у детей, и у препода-вателей начальной и средних школ появляются новые идеи, новый взгляд на вещи, новые коллеги. Чем чаще ученики начальной школы будут окунаться в мир старших ребят и незна-комых учителей, тем лучше они будут подготовлены и приспособлены к фактическому пере-ходу.
• Начальной и средним школам полезно устраивать межшкольные проекты, как по предметам в рамках программы, так и по внеклассным дисциплинам. Скажем, перекрестное преподавание связанного материала, совместные мероприятия, музыкальные/театральные вечера, совместные семинары для учащихся и дни/вечера для новичков. Все это актуально уже начиная с четвертого класса.
• Здорово работают мероприятия из серии «Давай познакомимся» – интересно, весело
и очень живо. В некоторых школах Чили, где я побывала, устраиваются потрясающие Дни семьи. Прийти могут родители, тетушки, дядюшки, бабушки, дедушки и все соседи, и начи-наются ну просто бешеные развлечения. На одном таком школьном празднике 85-летняя бабуля так отплясывала зумбу, что мне было за ней не угнаться (что, в общем, неудивительно, учитывая мой размер и конституцию)! Но главное – все хохочут, шутят, во всем участвуют и классно проводят вместе целый день. Ну не сказка ли, что для школы, что для всей округи?!
• Я бы хотела, чтобы каждому ребенку при переходе в среднюю школу дарили футболку с картой школы. И чтобы несколько первых недель он ее носил как форму. Еще было бы здорово, если бы такие же футболки несколько недель носили все ученики средней школы, а в идеале – и все учителя. Во всяком случае директор точно должен надеть футболку нович-ков. Вот это я называю «поможем новичкам всем миром», уже не говоря о помощи от самой карты.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
• Туалетный вопрос! Как же он важен для новеньких. Я лично считаю, что в некоторых школах в качестве приветствия не мешало бы установить в туалетах мигающий дискотечный свет. Вот было бы разговоров среди вновь прибывших – это вам не тоскливое «Кто у тебя по математике?» или «Как скоро мы разукрасим учебники?». Только не подумайте, что я свихнулась. Это не шутка и не безумная идейка Ниндзи. Я как-то заикнулась об этом в одной из средних школ, а они взяли и сделали – установили дискотечные лампы над входами в туалеты, да еще повесили шарики в столовой! И результат налицо – разве возможно бояться новой школы, в которой каждый день вечеринка? Так что смелее, говорю вам я!
• Я обеими руками за старших товарищей, наставников, группу поддержки и даже за надсмотрщиков (в хорошем смысле слова). Хоть палкой назовите, но, если есть специально обученные старшие дети, задача которых – помогать и присматривать за младшими, это дорогого стоит. (Сама я очень пострадала при переходе в среднюю школу из-за отсутствия такого старшего товарища. Я все глаза проплакала, потому что пришлось носить дурацкие черные ботинки без каблука, которые, видите ли, «практичны», а оказалось, что все мои друзья в моднейшей обуви.)
• Используйте информационные буклеты с толком: помимо печатной, сделайте еще
и электронную версию – у родителей и детей это всегда проходит на ура. Послав буклеты родителям по электронной почте, вы сэкономите уйму денег на обычной почтовой рассылке. • Разберитесь с учебными принадлежностями. Сразу же договоритесь с родителями, что должно входить в основной комплект,потому что для большинства детей это важно ивлияет на учебу. В средней школе хорошо бы запастись «комплектами на черный день», а также крутыми пеналами и прочим необходимым для учащихся из малообеспеченных семей. Заранее разузнайте, есть ли таковые в местной начальной школе, и, если есть, помогите им подготовиться к переходу в среднюю школу. В моем городке этим занимается приход: они связываются с начальной школой, наводят справки, есть ли в выпускном классе такие дети,
и анонимно посылают им пакет с запиской «Желаем тебе удачи в новой школе. Друзья и соседи». В пакете – пенал (непременно самый модный), ручки, карандаши, линейки и про-чее, что обычно требуется, – и, что часто оказывается для детей самым главным, счастливая монетка в один фунт. Она лежит в конверте, на котором написано: «На крайний случай – только НЕ на конфеты!» Я знаю паренька, ему уже 16, и у него по-прежнему хранится та монетка. Он мне сказал однажды: «Это ведь на крайний случай, а он как-то до сих пор не представился!» Кто знает, сколько он еще пройдет по свету с этой однофунтовой монеткой!
• Убедитесь, что все административные документы в порядке. Для педагогов очень важны качественные и удобные в использовании базы данных по ученикам. Хороший учи-тель должен хорошо знать своего ученика, и чем быстрее это случится, тем лучше.
• Подключайте родителей – устройте для них день открытых дверей: поводите по школе, покажите кабинеты, представьте педагогам и «главным» людям (скажем, охраннику на входе или административному персоналу – скорее всего, они будут «точками входа» для родителей или опекунов). Обязательно познакомьте с завучами по учебной и воспитатель-ной работе, занимающимися с их ребенком. Ведь главное для любого учебного заведения – чтобы учащийся был счастлив.
• Хорошо, когда ребенок переходит в среднюю школу с большим количеством бывших одноклассников, тогда он чувствует себя в безопасности и ему проще строить новые отно-шения. Если даже они оказываются в разных классах, сообщите ребенку, где его друзья, чтобы они могли видеться во время длинных переменок и в столовой.
• Подведите детей к мысли, что следует честно и открыто обсуждать переход в новую школу с родителями. Если ребенку кажется, что он на это не способен, предложите родите-лям поставить дома коробку, условно названную «волнуюсь – не волнуйся», как сделал мой приятель. Когда за ребенком никто не наблюдает, он кладет в коробку записку, а родители
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
потом развенчивают его беспокойство за ужином или во время прогулки, похода в кафе и пр. Только не нужно собирать по этому поводу «семейные советы»: излишняя серьезность может только усугубить проблемы и волнение ребенка. Кстати, неплохо бы установить такие коробки в начальных школах, назвав их «О чем я думаю». Ведь как приятно бросить тайную записочку в коробку, особенно когда на тебя никто не смотрит!
ПОПРОБУЙТЕ освоить описанную ниже технику,покажите ее ученикам,родителями педагогам у себя школе. Я называю ее «Перфекционистский план из трех "П"».
Перфекционистский план из трех «П»
• Планируйте. Узнайте заранее все про специфические особенности обучения и жизнитого или иного ученика и, если нужно, привлеките родителей, воспитателей и консультан-тов. Передвигаться по средней школе труднее, чем по начальной, поэтому любые физиче-ские недомогания имеют большое значение. Также проверьте своих будущих учеников на наличие стандартных медицинских диагнозов, таких как диабет и астма. Мы забываем, что для некоторых детей даже подъем по лестнице – серьезная физическая нагрузка.
• Персонализируйте. Хочется,чтобы педагоги,участвующие в переходе детей в сред-нюю школу, больше обращались к личностям, давая каждому ребенку то, что нужно именно ему, как в учебном, так и в эмоциональном и культурном смысле. К примеру, добавьте инди-видуальности дневникам. Попросите шестиклассников в начале учебного года, вместо того чтобы тратить немыслимое количество времени на заполнение расписания на каждую учеб-ную неделю, занести в дневник все, что их устраивает, радует, беспокоит, интересует и увле-кает в учебе и вне ее. Добавьте работе осмысленности, живости и индивидуальности.
• Подготовьтесь. В сегодняшнем мире штрихкодов и дополненной реальности пораснабжать учеников видеороликами и ссылками на электронные ресурсы, которые помо-гут им сориентироваться в новой школе. Кстати, отличная идея для семинара по повыше-нию квалификации педагогического состава школы – пусть приобщаются к новым спосо-бам общения и обучения. Я называю это «цифрообучение». Обсудите с учениками средней школы, как проходил их переход из начальной школы в среднюю и что они из него вынесли. Поговорите с родителями семиклассников[43] о том, как их дети чувствовали себя в первой четверти. Что может быть лучше честного разговора. Так что готовьтесь!
Надеюсь, ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ поможет вашим ученикам при пере-ходе в новое качество.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
29. …Разжевать и в рот положить Я ОЧЕНЬ ХОЧУ, ЧТОБЫ МОИ ДЕТИ УМЕЛИ ДУМАТЬ СВОЕЙ ГОЛОВОЙ И НАХОДИТЬ РЕШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО, НО У НИХ ВСЕ ВРЕМЯ ТЕСТЫ. КАК СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ОНИ И ТЕСТЫ ХОРОШО СДАВАЛИ, И МНЕ НЕ ПРИХО-ДИЛОСЬ ПРИ ЭТОМ ИМ ВСЕ РАЗЖЕВЫВАТЬ И КЛАСТЬ В РОТ? Как же я рада поговорить с учителем, который хочет научить детей думать, а не без-думно повторять пройденное или хорошо писать контрольные. Аллилуйя! Как сказал муд-рец: «Если мы не учим их думать, чему мы тогда их учим?»
Да, педагоги действительно находятся между молотом и наковальней: с одной стороны, от нас требуют, чтобы дети хорошо сдавали экзамены и получали максимально высокие оценки, поскольку от этого зависит рейтинг школы; с другой стороны, хорошие оценки не означают, что дети научились думать, излагать свои мысли или создавать собственные идеи. Они лишь означают, что мы натаскиваем детей к экзаменам. Но человечество двигают впе-ред отнюдь не роботы, которые действуют и мыслят одинаково! Несмотря на то что подготовка учащихся к контрольным играет в образовании боль-шую роль, мы все же обязаны научить их вычленять мысль, стоящую за подаваемым мате-риалом. Без этого они, скорее всего, не разберутся в «что» и «почему» учебного процесса. Когда учащиеся задаются вопросами и осмысливают программу и ее содержимое, у них появляется уникальная возможность копнуть глубже, проникнуть в суть идей и фактов. При таком подходе они могут захотеть пойти дальше – узнать, что же стоит за знанием, на чем основывается тот или иной предмет изучения. А это, в свою очередь, покажет им, как при-менить эти знания в реальном мире, если, конечно, там найдется для них место! (Не помню, чтобы после экзамена по математике я когда-либо возвращалась к квадратным уравнениям или теореме Пифагора. Но я неоднократно задумывалась, как же Пифагор ее вывел. Разве это не серьезный вопрос, вполне способный воодушевить кого-то из ваших учеников?) Вы пробовали по-разному вызывать детей на размышление, по-разному преподносить им знания? К примеру, попросите их сделать видео, создать подкаст о том, что они вынесли из урока, или визуализировать усвоенное иными способами: с помощью рисунков, ассоци-ативной карты или чего-то подобного, особенно если это позволит объединить несколько разных тем. Необязательно все время подавать материал и содержащиеся в нем мысли в текстовой форме, ищите альтернативы. Ведь многообразие обучающих методик – основа инклюзивности и дифференцированного подхода.
ПОДУМАЙТЕ над следующим.
• Просите ли вы детей придумывать собственные вопросы к изучаемому материалу?
• Даете ли вы детям возможность делиться с одноклассниками мыслями по поводу обсуждаемого, изучаемого материала?
• Могут ли учащиеся спрашивать вас или одноклассников, что они поняли и что об этом думают?
• Есть ли у детей время для высокого КПД (см. главу 15)? Время, когда они могут поразмышлять на изучаемую тему, хоть стоя на голове?
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
• Подходят ли дети к вам с вопросами «что?», «зачем?» и «как?». Если подходят – зна-чит, вы предоставляете им возможность мыслить независимо. Пойдите дальше – предло-жите им самим найти ответы на интересующие их вопросы.
Мы, педагоги, должны сосредоточиться на том, чтобы обучать детей по-разному. В этом вся соль.
Проходя тот или иной материал, ПОПРОБУЙТЕ задать ученикам вопросы, развива-ющие критическое мышление.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|