Сотрудничество, общение, творчество и размышление
• Интересна ли тебе эта тема и то, как она была раскрыта?
• Как бы ты преподнес то же самое?
• Какие мысли навевают эта тема или ее отдельные утверждения?
• Какие можно к ней придумать вопросы или поводы для обсуждения?
• Как ты убедишь других, что твой ход мыслей правильный?
• Придумай наиболее творческие способы, как выразить свою мысль и донести ее до окружающих.
• Как лучше общаться и сотрудничать с одноклассниками, чтобы узнать, отличаются ли их ответы от твоего?
• Подумай не спеша над ответами одноклассников – возможно, тема раскроется для тебя с другой стороны.
Субъективное мышление
• Как ты определяешь, верно ты мыслишь или нет?
• Рассматривал ли ты другие варианты решения?
• Можешь объяснить, почему твой ответ кажется тебе логичным?
• А если он неправильный?
• Можешь объяснить свою точку зрения другими словами или с помощью иных средств?
Аргументация
• Почему ты считаешь, что твой ответ подходит? Всегда ли ты так думаешь и почему?
• Как ты докажешь, что твой ответ – наилучший?
• Ты полагаешь, что прав?
• Как ты представляешь себе свое участие в споре и можно ли тебя переубедить?
Анализ
• Как показать и рассказать другим о сходствах и различиях?
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
• Есть ли у тебя привычка придумывать альтернативные ответы?
• Сколько вариантов ответа приходит тебе на ум?
• Ты предпочитаешь свой способ обдумывать ответ или хотел бы узнать и другие?
Образование взаимосвязей
• Как то, что ты узнал, увязывается с повседневной жизнью?
• Какие идеи кажутся тебе наиболее логичными? Почему?
• Не кажутся ли тебе знакомыми некоторые из этих проблем? Почему?
• Как ты предлагаешь решить эту проблему?
• Какие схожие проблемы возникают в связи с этим вопросом?
Выяснив с помощью удачно поставленных вопросов, что именно дети усвоили, пой-дите дальше и задайте им такие вопросы, которые натолкнут на глубокие философские раз-мышления.
В этом вам поможет НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ – повесьте его в кабинете на видное
место.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
А следующий ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ содержит вопросы из серии «Вот это да!», которые развивают детское мышление на несколько ином уровне по сравне-нию со школьной программой. Эти вопросы можно подстраивать под изучаемый материал.
• Что хуже – провалиться или не пытаться?
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
• Что тебя волнует больше – как поступать правильно или как совершать только пра-вильные поступки?
• Сколько бы ты дал себе лет, если бы не знал, сколько тебе на самом деле?
• Какие силы потребовались бы тебе, задайся ты целью изменить мир, и так ли уж важна сила для того, чтобы что-то изменить?
• Если бы никто тебя больше никогда не осудил, ты изменил бы что-то в своем пове-дении или нет?
• Случалось ли тебе пообщаться с кем-то, не произнеся ни слова, и уйти с чувством, что только что состоялась лучшая беседа всей твоей жизни?
• Что значит «чувствовать себя живым»?
• Ты бы хотел дружить с таким человеком, как ты?
• Почему у любви две стороны, одна – волшебная, а другая – ужасно горькая? Или у любви вообще нет никаких сторон, одно лишь стремление к совершенству?
• Какой бы совет ты дал новорожденному?
• Ты бы преступил закон, чтобы спасти того, кого любишь?
• Думаешь ли ты, что если нажать кнопку вызова лифта несколько раз, то он приедет быстрее?
• Кто решает, какую жизнь тебе вести? Быть ведомым – твой путь?
• Почему то, что радует тебя, не радует других?
• Почему ты – это ты? Что делает тебя тобой, а не кем-то другим?
• Ты и правда такой уникальный?
• Что такое «нормальный»? Кто нормальный? Нормально ли быть нормальным?
• Можешь ли ты почувствовать цвета на вкус? И какой у них вкус?
Видите ли, задаваться разнообразными вопросами и продумывать их – любимое и самое увлекательное занятие для мозга. Применив к текущей программе и изучаемому мате-риалу вопросы, подобные приведенным выше, вы поможете своим ученикам учиться и мыс-лить более независимо, а это именно то, к чему мы все должны стремиться.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
30. СДВ, СДВГ – СОС!
ВОПРОС У МЕНЯ ПРОСТОЙ. ПОСОВЕТУЙТЕ, КАК СПРАВИТЬСЯ С ДЕТЬМИ, У КОТОРЫХ СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И СИНДРОМ ДЕФИ-ЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ. В ШКОЛЕ Я НЕ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ, НО ВПЕРВЫЕ У МЕНЯ В ОДНОМ КЛАССЕ ТРОЕ ТАКИХ УЧЕНИКОВ. Я В ЛЕГ-КОМ ЗАМЕШАТЕЛЬСТВЕ И БУДУ ПРИЗНАТЕЛЬНА ЗА ЛЮБУЮ ПОМОЩЬ. ЧТО ПОСОВЕТУЕТЕ?
Такое ощущение, что число учителей, которые сталкиваются в классах смешанного типа с невиданными ранее проблемами, растет не по дням, а по часам. Приятно слышать, что вы заботитесь об успехах и достижениях своих учеников и хотите помочь им, – сразу видно, что вы профессионал.
Я как-то поинтересовалась у нескольких преподавателей, кто из перечисленных далее учеников страдает синдромом дефицита внимания (СДВ) / синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): а) гиперактивный ребенок, который говорит без умолку, не может усидеть на месте и постоянно ерзает; б) тихий мечтатель, который спокойно сидит за партой, витая в облаках, полностью отрешенный от всех и вся; в) и тот (а) и другой (б)? Правильным ответом оказался… последний вариант (в).
Три главных показателя СДВ и СДВГ – невнимательность, гиперактивность и импуль-сивность. И в зависимости от того, какие показатели преобладают, у ребенка наблюдается либо СДВ, либо СДВГ.
Какие же бывают дети с СДВ/СДВГ?
• Невнимательные. Не гиперактивные или импульсивные, а, напротив, порой затормо-женные.
• Гиперактивные и импульсивные. Зато на сто процентов «включенные», даже когда они кажутся дергаными или подавленными.
• Невнимательные, гиперактивные и импульсивные (самая распространенная комби-нация при СДВ/СДВГ). У таких детей бывают «эпизоды» несусветного поведения и физи-ческие изменения, которые пугают как педагогов, так и самих детей.
Те дети, у которых СДВ/СДВГ сопровождается исключительно невнимательностью и мечтательностью, часто переходят в разряд «невидимок», поскольку они ведут себя в рамках нормы и никогда не выказывают признаков взрывного поведения. В результате они нередко замыкаются. Невнимательность имеет и прочие последствия: таким учащимся попадает от родителей и учителей за то, что они не выполняют указания, учатся хуже, чем могут, и не ладят со сверстниками, потому что не хотят играть по их правилам.
Если давать скучные или повторяющиеся задания, дети с СДВ/СДВГ быстро «отклю-чаются» (хотя и я отключусь при скучном задании, – так что винить надо не ребенка, а препо-давателя!). Дело не в невнимательности: когда они занимаются тем, что доставляет удоволь-ствие, или слушают про то, что интересно, они без проблем концентрируются и внимают обучению. То есть учителю нужно работать над теорией «включенности» – отыскивать, что же заводит маленькие механизмы учеников.
Детям с СДВ/СДВГ сложнее придерживаться расписания и выполнять учебные обя-занности, чем сверстникам. Большинству таких учащихся свойственна «внутренняя суетли-вость», и вы им сильно поможете, если научите распоряжаться своим временем. Нам всем не мешало бы обзавестись чем-то вроде системы управления жизнью, иначе мы рискуем рас-течься мыслью по древу и потеряться в многочисленных заботах. Это все равно что пытаться думать, когда вокруг толпа народа и все галдят, вместо того чтобы выйти в чисто поле и размышлять себе спокойно в одиночестве.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
Еще одна типичная проблема таких детей – концентрация на чем-то одном. Их мозг работает сверхурочно, поэтому он перескакивает сразу через несколько ступеней или дей-ствий. Их чрезвычайно утомляет необходимость сосредотачиваться, думать и гадать, о чем их спрашивают, особенно если рядом что-то происходит. Вот почему так важно выделить для них спокойное место, где они смогут собраться с мыслями.
Работая с учащимися с СДВ/СДВГ, ЗАДУМАЙТЕСЬ о следующих проявлениях син-дрома.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|