Дошкольный возраст / Базовая
Ступень раннего возраста
Еда и питье
Обратите внимание на чашку. Мягкая не подойдет, потому что ребенок ее будет сдавли-вать и не усвоит, что чашку нужно держать бережно. Выберите твердую чашку с увесистым дном и большой ручкой, через которую можно продеть все пальцы, чтобы было удобнее держать. Положение ребенка, когда он сидит, должно быть устойчивым, если же он распо-ложился на полу, прислоните его спиной к стене. Не нужно просить его куда-либо отнести чашку – это серьезный вызов для его двигательно-сенсорного аппарата и координации. Все-гда приводите ребенка к чашке, а не наоборот и следите, чтобы содержимое не переливалось через край.
Рассказываем сказки
Рассказывайте сказки по ролям, приглашайте ребенка к участию, иначе он быстро отвлечется. Используйте больших кукол, крупные книжки с картинками. Устраивайте ему активные передышки, и пусть поменьше сидит на полу. (Сама не в силах усидеть на месте дольше нескольких минут, могу представить, каково приходится ребенку с диспраксией!) Если ребенку не сидится и он все время ерзает, дайте ему юлу или кушбол – похожий на пом-пон шарик из мягких резиновых нитей, он действует как мячик для снятия стресса. (Куш-болы – моя слабость!) Или пусть принесет игрушку из дома: с ней ему будет спокойнее. Других детей тоже займите чем-нибудь, чтобы ребенок не чувствовал, что ему уделяют осо-бое внимание. Не забывайте, что эмоциональное состояние ребенка не менее важно, чем все остальное.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
Начальная школа
Все самое необходимое для занятий
Попробуйте применять следующие простые методики, и детям с диспраксией станет легче.
• Позвольте ребенку выбрать из набора карандашей и ручек те, что удобнее всего дер-жать. Пусть это будут его «волшебные письменные принадлежности». И поскольку мы не хотим, чтобы он чувствовал себя белой вороной, пригласите всех остальных детей последо-вать его примеру и тоже выбрать собственные письменные принадлежности.
• Имеют значение форма ручки и тактильное ощущение от резинки, линейки. Ребенку проще управляться со своими учебными принадлежностями, если он знает их текстуру и форму.
• С обычными точилками для карандашей диспраксику не сладить, нужно снабдить его стационарной, которая прикрепляется к столу.
• Отличная вещь – направляющие доски, которые поддерживают локти ребенка, улуч-шая почерк и координацию.
• Крайне важно посадить ребенка так, чтобы ему было хорошо видно и слышно.
• Не помешает постелить на парту антискользящий коврик, чтобы учебники и принад-лежности не разлетались во все стороны. Можно еще использовать пюпитр для книг и кли-новидную подушку на сиденье.
• Помните, что ступни сидящего ребенка должны твердо стоять на полу.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
Средняя школа
Здесь ученикам с диспраксией помогут информационные технологии. Не только потому, что каждый ребенок мечтает ими овладеть, но и потому, что они показывают бле-стящие результаты в том, что касается обучения, нацеленности на выполнение задач и раз-вития мелкой моторики. Мир электронных технологий увлекает детей, поэтому цифровое устройство развивает диспраксика физически, когнитивно и эмоционально. Особенно реко-мендую планшеты iPad, поскольку для них написано множество приложений, полезных как в обучении, так и в жизни.
Детям с диспраксией важно как можно раньше начать печатать. И легкая интерактив-ная клавиатура с виртуальными клавишами и быстрым отображением на экране – то, что доктор прописал. Это наглядный пример того, как игры помогают обучению. А вот и ссылка: www.typequick.co.uk/.
Если ребенок работает с программой Microsoft Word, добавьте в список автозамены слова, которые ребенок чаще всего пишет неправильно; эта программа подсказывает продол-жение слова, вследствие чего скорость печати повышается, а количество орфографических ошибок уменьшается. У компьютеров Макинтош есть очень полезная функция записи речи, которая приводится в действие двойным нажатием клавиши Fn. На iPad включите опцию Настройки/Основные/Универсальный доступ/Проговаривание – устройство будет озвучи-вать выделенный текст, при этом ребенок сможет сам регулировать скорость проговари-вания. На iPad до версии 4 любое текстовое приложение поддерживает запись с микро-фона: просто нажмите кнопку, говорите, и планшет выдаст вам печатный текст. Разве не гениально? Так мыслящий мозг начинает сотрудничать с мозгом электронным. Если хотите больше узнать о том, как с помощью iPad обучать детей с особыми образовательными потребностями, напишите мне.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ приведенный ниже освежит в вашей памятиотдельные принципы работы с диспраксиками.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
Еще один ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ – сайт Ассоциации диспраксии www.dyspraxiafoundation.org.uk/. Тут вы найдете массу полезной и интересной информации.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
Интернет-лидеры Я СЛЫШАЛА ОБ ИНТЕРНЕТ-ЛИДЕРАХ И ХОТЕЛА БЫ ОРГАНИЗОВАТЬ КОМАНДУ У СЕБЯ В ШКОЛЕ, ТОЛЬКО НЕ ОЧЕНЬ ПОНИМАЮ, ЧЕМ ОНИ ЗАНИ-МАЮТСЯ. ТОЛКОВАЯ ЛИ ЭТО ИДЕЯ, И ЕСЛИ ДА, ТО КАК ЕЕ ВНЕДРИТЬ? Хоть и говорится, что прошлое уже не то, что раньше, то же самое можно сказать и о будущем. Понятно, что выражение «Дети – наше будущее» слегка навязло в зубах, и все же я свято следую девизу: «Давайте делать все, что в наших силах, потому что дети, кото-рых мы учим, – это наше будущее». Сегодня, когда технологии развиваются со скоростью света, будущим может стать все, что в данный момент находится чуть дальше кончика носа. Поэтому, если будущему суждено быть ярким, причем не только оранжевым, нам всем сле-дует возлюбить идею перемен и инноваций. Ведь мир будет развиваться беспрестанно, осо-бенно в том, что касается технологий. Это относится как к малым детям, так и к прилично подросшим, скажем, таким как я… и даже к тем, кто старше меня!
Цифровые технологии, хотим мы этого или нет, прочно вошли в нашу жизнь. Даже мой 96-летний дедушка (тадцу) осведомлен о том, какие возможности таит в себе этот удиви-тельный мир. Особенно теперь, когда он посылает электронные письма и видит свои фото-графии в Интернете. А он ведь даже школу не закончил. Представьте, какое для него это волшебство! Вот интересно, чему мы будем удивляться, когда нам стукнет 96?
Современные школьники воспринимают смартфоны, планшеты и ноутбуки как некое естественное продолжение себя – как третью руку или так называемый «внешний мозг». Цифровые устройства перестали быть аксессуаром, они теперь необходимый инструмент для обучения и жизни в XXI веке, и это до смерти пугает некоторых родителей и педагогов. Если мы намерены идти вперед вместе с детьми, нам следует понять их нужды и помочь им управляться в цифровом мире. Но – и вот вам еще одно немаловажное новшество – в том, что касается технологий, нам самим стоит поучиться у них.
Интернет-лидеры – это учащиеся школы, которые помогают другим учащимся приоб-ретать новые знания с помощью информационных технологий (ИТ). Они обожают техниче-ские новшества и принимают активное участие во всех процессах, касающихся внедрения ИТ в школе по любым предметам. Интернет-лидеры могут действовать в одном классе либо во всей школе как «посланники». Главное, чтобы они задавали тон и делились своими зна-ниями, умениями и пониманием того, как эффективнее использовать технологии в обучении.
Так что ваше желание организовать у себя в школе команду интернет-лидеров заслу-живает только похвалы и одобрения. Не важно, насколько вы сами искушены в хай-теке, здесь дело в том, чтобы ученики делились своими идеями и жаждой знаний, способствуя внедрению цифрового обучения наряду с другими обучающими инструментами. Менять и постоянно развивать – не это ли задача педагогов? Интернет-лидеры помогут вывести преподавание стандартных предметов на качественно новый уровень и будут содейство-вать налаживанию связей между учителями и профессиональными педагогическими сооб-ществами. Некоторые школы устраивают в обеденное время в столовой «перекусы с гени-ями»: несколько учеников готовы ответить на любые вопросы, касающиеся использования цифровых устройств, и показать учителям, как с помощью простейших инструментов вроде Padlet общаться и сотрудничать с другими преподавателями.
Я знаю начальные школы, где интернет-лидеры не только помогают соученикам, но и обучают информационной грамоте всю округу. Рядом со мной есть превосходная титуло-ванная школа (Начальная школа Casllwchwr в Свонси) – они стали первопроходцами про-граммы пожизненного дополнительного образования, в рамках которой дети обучают жите-лей округи применению новейших технологий в повседневной жизни[46].
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
ПОДУМАЙТЕ,что из следующего интернет-лидеры могли бы делать в вашей школе.
• Содействовать встраиванию ИТ и цифрового обучения в программу и жизнь школы
в целях улучшения учебного процесса.
• С помощью своих уникальных знаний делать уроки ярче, увлекательнее, веселее – для вас и ваших учеников.
• Поднять уровень успеваемости, реализуя инклюзивный подход с помощью цифровых устройств.
• Успокоить нас, педагогов, что голос детей услышан как на уроках, так и в целом по школе, причем не только на уровне школьного или ученического совета.
• Подтверждать своим примером, что иногда уроки следует вести ученикам, и помогать учащимся отыскивать иные способы демонстрации своих успехов.
• Повышать обучаемость благодаря любви школьников к цифровым устройствам.
• Помогать налаживать более результативные связи между преподавателями и учени-ками в дружественной, располагающей к сотрудничеству учебной обстановке.
• Посредством того, что я называю «ИТ-играми», содействовать появлению мотивации (что может быть лучше, чем учиться через игры!).
• Помогать слегка отсталым учителям внедрять простые технологии на тех уроках, которые заметно выиграют, если учащиеся будут увлечены происходящим.
• Научить учеников и учителей пользоваться возможностями мультимедиа.
• Улучшить посещаемость, мотивацию и отношение учеников к учебе, не говоря уже о поведении и устремлениях. Они могли бы даже поднять боевой дух персонала!
• Дать более одаренным и талантливым возможность развиваться и учиться дополни-тельно.
• Установив рабочие отношения с педагогами, помочь им обучаться и обмениваться опытом в социальных сетях.
• Вовлекать в движение интернет-лидеров как можно больше учащихся, содействовать тому, чтобы на уроках они активно воспринимали и творчески мыслили. Интернет-лидеры должны стать нормой, они должны прочно войти в учебную составляющую каждой школы.
Скорее всего, философия интернет-лидерства окажется заразительной. И правда, почему бы не завести «знатоков искусств», «научных экспертов» и, если уж на то пошло, «завзятых меломанов», ведь есть же капитаны команд на физкультуре. Но помните: стать интернет-лидером – большая честь. Когда учащегося ставят в пример другим ученикам, он устремляется к новым высотам, причем не только в электронном смысле. Возможности тут, не побоюсь этого слова, безграничны.
Прежде чем вы приступите, мой вам совет: начните с малого, но свято верьте в свою идею и силу голоса ваших учеников. Не забывайте, что интернет-лидеры способны подтя-нуть не только учащихся, но и учителей. Технически грамотные дети обладают природным любопытством, которое позволяет им решать обычные задачи самым необычным и изощ-ренным способом (да, мы опять об этом: мы так похожи, и все же мы такие разные!). Когда один и тот же инструментарий используется по-разному, нам открываются целые миры вопросов и возможностей.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
Теперь давайте прикинем, как внедрить идею интернет-лидерства. Пошагово, без спешки ПОПРОБУЙТЕ сделать следующее.
1. Запустите маркетинговую компанию по поиску претендентов на звание интер-нет-лидера у себя в школе. Действуйте через линейки, индивидуальные занятия, собра-ния параллельных классов и даже школьный совет. Если у вашей школы есть страничка в Facebook или Twitter, прорекламируйте инициативу там. (А лучше поделитесь планом с уче-ником, который, по вашим сведениям, с ИТ на «ты», и пусть он продемонстрирует вашу идею на вышеуказанных ресурсах с помощью какого-нибудь тизера.)
2. Пусть все будет по-честному. Составьте заявку, которую должны заполнить и подать те, кто претендует на звание интернет-лидера. Разместите заявку для общего доступа в Google Docs – заодно поймете, у кого есть надлежащий опыт и целеустремленность. Однако если стремиться к справедливости и инклюзивности, то для учащихся из неблагополучных семей и для детей с особенностями развития нужно создать несколько альтернативных вер-сий заявки: печатную; для iPad; написанную крупным шрифтом и/или на другом фоне.
3. На основании заявок выберите тех, кого вы пригласите на собеседование. Если хотите, чтобы кандидаты в дополнение к заявкам продемонстрировали навыки и опыт работы с технологиями, предложите им, скажем, разработать видеозаявку. Вам открывается простор для межпредметного обучения – во всяком случае устраиваться на «работу мечты» вы их точно научите!
4. Убедитесь, что весь персонал в курсе вашей инициативы, и оповещайте их с помо-щью объявлений на доске в учительской, через коллективную рассылку, Twitter и другие социальные сети.
5. В самом начале добейтесь полного понимания сторонами своих обязанностей и ролей. Напишите документ, озвучивающий «принципы и подходы», и распространите его среди педагогов, родителей, персонала школы и учеников. Никого не оставьте за бортом.
6. Составляя описание собственных обязанностей, возьмите на заметку рекомендации нашего друга и титулованного ИТ-гуру Марка Андерсона (@ICTEvangelist). Он считает, что вы должны:
сделать интернет-лидеров ролевой моделью для всех в школе и за ее пределами; их задача – показывать, как пользоваться технологиями безопасно и с умом;
помогать учителям применять цифровые технологии для обучения и профессиональ-ного общения с другими учителями;
поддерживать и посещать мероприятия, требующие участия и помощи интернет-лиде-ров: родительские собрания, конференции, выпускные, семинары с приглашенными доклад-чиками и пр.;
работать в ИТ-зонах (назовем их ИТ-Pod, ИТ-стойка и т. п.) во время обеда или пере-мен, отвечая на технические вопросы и разрешая сомнения других учащихся;
проводить после занятий открытые ИТ-пятиминутки, во время которых учащиеся и педагоги обмениваются идеями и делятся своими затруднениями и потребностями в части цифровых технологий;
издавать школьный ИТ-журнал для учеников, родителей и педагогов;
писать хотя бы по одной статье в месяц для ИТ-журнала, чтобы обеспечивать посто-янный приток новых идей.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
Вдобавок вы можете поручить интернет-лидерам онлайн-оповещение: для обучения и распространения важной информации безопасно и эффективно использовать Facebook или Twitter. Попросите их также придумать интересные ходы, как рассказывать учащимся о спо-собах и инструментах проверки работ. Вот так и работает смешанное обучение!
Думаю, вы к этому готовы. Желаю вам открыть все неизведанные континенты новей-ших технологий в обучении. А интернет-лидеры поднимут над школой флаг сотрудничества, новаторства и творчества!
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ далее –схема деятельности интернет-лиде-
ров.
Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|