Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Это страшное слово «диспраксия»




У МЕНЯ В КЛАССЕ ЕСТЬ НЕУКЛЮЖИЙ УЧЕНИК: ОН ПОСТОЯННО НА ЧТО-ТО НАТЫКАЕТСЯ, ЧТО-ТО РОНЯЕТ – ПОХОЖЕ, У НЕГО ПРОБЛЕМЫ С КООРДИНАЦИЕЙ ИЛИ ЧТО-ТО В ЭТОМ РОДЕ. КОЛЛЕГА ПРЕДПОЛОЖИЛА, ЧТО ОН ДИСПРАКСИК. ОНА ПРАВА?

Прежде чем я заведу свою обычную шарманку, только теперь уже на тему диспрак-сии, вот вам мой первый совет: ведите дневник, отслеживайте и записывайте те проявления поведения ребенка, которые вас тревожат. Если диагноза еще нет, если на данном этапе это всего лишь предположение коллеги, высказанное, безусловно, из самых лучших побужде-ний, попросите других преподавателей тоже понаблюдать за ним. Узнайте у родителей/опе-кунов, не замечали ли они чего-нибудь подобного. Чем больше людей готовы помогать ребенку бороться с внешними проявлениями, скажем с неуклюжестью, чем больше людей заботятся об эмоциональном состоянии ребенка, тем лучше в конечном счете для него. Мы ведь не хотим, чтобы ребенок чувствовал себя ущербным только из-за того, что он не всегда способен сделать то, что могут сверстники. Ребенок порой вообще не понимает, отчего все идет наперекосяк, а предметы постоянно «попадаются под ноги». Поэтому главное – окру-жить его эмоциональной заботой.

Диспраксик испытывает сложности во многих сферах: страдают когнитивные навыки, движения; часто такие люди не понимают, что вокруг и какие рядом предметы, а это, в свою очередь, влияет на координацию, способность выносить суждения и запоминать, что где находится. Элементарно донести поднос в столовой до стола и сесть – уже тяжелая работа, даже если этот стол ближайший к стойке. Из-за ослабленного иммунитета у многих дис-праксиков есть и другие проблемы со здоровьем.

Диспраксия – особенность жизни и обучения, выраженная в затруднениях двига-тельно-сенсорного аппарата. Раньше ее называли синдромом неуклюжего ребенка, но (слава богу!) перестали. Диспраксикам очень сложно координировать движения рук, ног, глаз, поэтому даже будничные манипуляции вроде чистки зубов или правильного обращения с вилкой и ножом даются им с трудом. Для многих юных диспраксиков занятия физкультурой

в школе – сущая пытка, особенно если нужно бросать и ловить мяч. В компьютерные игры тоже особенно не поиграешь: не справиться с джойстиком.

 

Как и у некоторых дислексиков, у диспраксиков часто наблюдаются проблемы с мыс-лительными процессами, развитием речи и связным выражением мыслей. Диспраксикам сложно планировать, поскольку в голове у них царит хаос. Собраться и привести план в исполнение им тоже тяжело, поэтому нужен кто-то, кто поможет им сначала организовать самих себя, а уж потом – задания и занятия. Так что всегда готовьте для таких учеников кар-точки-подсказки и пошаговые инструкции: они им пригодятся на уроках, а особенно дома.

 

Диспраксия не затрагивает интеллекта, хотя может повлечь за собой определенные сложности в учебе. Учтите, пожалуйста, что диспраксия – это не окончательный диагноз. При своевременном вмешательстве и надлежащей помощи это состояние управляемо и хорошо поддается коррекции. Наличие особенности жизни и обучения не означает нали-чие проблемы – просто такому ребенку требуется больше поддержки, чем среднестатисти-ческому ученику.

 

Дэниел Рэдклифф, звезда киноэпопеи о Гарри Поттере, подробно описал, как живется людям с диспраксией[45]. Он говорит, что стал актером во многом из-за того, что в силу сво-его состояния не пользовался особой популярностью в школе. Когда же его спросили, как он зашнуровывает ботинки, Дэниел воскликнул: «Что-что? Липучки, надеюсь, никто не отме-


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

нял?» У всех свои таланты, их нужно только направить в верное русло. И всегда помнить про невидимую отметину!

 

Надеюсь, эта информация поможет вам разобраться в некоторых нюансах диспраксии

 

и сделать элементарные действия, чтобы вашему ученику было спокойно и комфортно в школе. Только, пожалуйста, помните, что ярлыки чрезвычайно пагубно влияют на детское развитие, поэтому всегда начинайте с имени, к примеру: «Марк потрясающе мыслит и очень творчески подходит к учебе, давайте поможем ему преодолеть трудности, вызванные дис-праксией», а не «У Марка диспраксия». Речь учителя играет огромную роль в формировании мировоззрения ребенка, поэтому будьте предельно деликатны с детьми, испытывающими подобные затруднения. На первом месте у вас всегда должен стоять ребенок со своей инди-видуальностью, а уж потом – в качестве довеска – его особая учебная потребность. Вы даже не представляете, сколько педагогов навешивают на детей ярлыки особенности обучения, забывая при этом называть их по имени. Ведь это непростительно!

 

Ниже приведены некоторые признаки и симптомы диспраксии. Наблюдайте и РАЗ-МЫШЛЯЙТЕ. Помните,что,как правило,для каждого периода развития ребенка харак-терны свои проблемы.

 

• Базовые физические навыки: умение сидеть, ползать, ходить. В Ассоциации диспрак-сии утверждают, что многие так и не проходят фазу ползания.

 

• Речь и общение: часто наблюдаются задержки речевого развития, сложности в под-боре слов. Иногда страдает когнитивное развитие, словарь ограничен, поскольку на запоми-нание новых слов уходит много времени.

 

• Говорят такие дети гораздо медленнее сверстников и часто вместо различимых слов издают шумоподобные звуки.

 

Чуть позже могут проявиться следующие затруднения.

 

• Трудно держать вилку и нож, завязывать шнурки, держать ручку.

 

• Трудно ловить и бросать мяч, прыгать, скакать и играть в активные игры.

 

• Трудно работать с учебными принадлежностями, такими как бумага и строительные кубики; пользоваться ножницами, держать чашку и наливать воду. Часто сложно рисовать

и раскрашивать.

 

• Трудно думать.

 

• Трудно сосредоточиться на чем-то одном и долго заниматься одним и тем же видом деятельности.

 

• Трудно усидеть на месте, любят ерзать (хотя, если урок скучный, не вижу в ерзанье ничего предосудительного!).

 

• Из-за проблем с координацией трудно подняться по лестнице или пересечь неболь-шую детскую площадку.

 

• Все время на что-то наталкиваются.

 

• Медленнее сверстников усваивают новые знания и развиваются физически.

 

• Могут серьезно психануть из-за необходимости что-то переписать, поскольку не запоминают то, что читают.

 

• Устные навыки развиты лучше письменных.

 

А вот какие симптомы распространены у детей дошкольного возраста:

 

• С трудом заводят друзей и поддерживают отношения.


 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

• Временами странно себя ведут на публике.

 

• Дольше других сидят с заданиями и занятиями и выглядят так, будто немного сомне-ваются.

 

• Взять предмет и держать его – нелегкая задача.

 

В дальнейшем вы можете заметить следующее.

 

• Нервничают во время занятий спортом и уроков физкультуры.

 

• Лучше справляются с любыми задачами, когда им помогают или в индивидуальном порядке.

 

• Серьезные трудности с записыванием материала, особенно чисел.

 

• Отказываются писать вообще или пишут самые простые слова очень долго.

 

• Не способны выполнять инструкции: может создаться ощущение, что они не хотят им следовать, хотя на самом деле им просто трудно общаться с учителем.

 

• Плохо запоминают.

 

• Плохо организованы, поэтому многое забывают.

 

Учащиеся с диспраксией чрезвычайно чувствительны к вкусу, свету, прикосновениям и/или шуму, поэтому стоит заранее выяснить их особенности. Случается, что они не до конца осознают опасность, которую таят определенные вещи. У многих диспраксиков бывают перепады настроения и приступы сумасбродства. Еще им иногда свойственно воспринимать вещи буквально.

 

Чтобы помочь диспраксикам, ПОПРОБУЙТЕ следующие методики. Их сотни, поэтому я выделила лишь те, что наверняка подходят для основных периодов развития ребенка.


 

 


Н. Джексон. «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и полу-чать удовольствие от профессии»

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...