Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Валидность психологического исследования




Понятие валидности(В.) введено в психологию Кэмпбеллом и Стэнли в 1960-е годы в отношении результатов исследования, точно показывать характеристики феномена, подлежащего описанию (объяснению). В. представляет собой соответствие результатов исследования тому, что изучалось в нем. Определение В. относится к установлению научной строгости и обоснованности выводов исследования и подчеркивает относительный характер истинности знания в социальных науках. Исследователь должен дать ответы на вопросы:1) существует ли зависимость между двумя переменными;2) носит ли эта зависимость причинный характер;3) является ли данная зависимость значимой;4) действительно ли процедуры измерения и наблюдения относятся к исследуемым конструктам;5) могут ли быть обобщены причинные зависимости, выявленные в ходе исследования.

Внутренняя В. – степень, в которой результаты исследования позволяют сделать причинно-следственные выводы о степени влияния независимой переменной на зависимую. Внутренняя В. тем выше, если зависимой переменной вызвано изменением именно независимой переменной. Если есть зависимости между переменной X и Y, нужно решить, какая из переменных является причиной, а какая следствием. Зависимость X и Y может вызываться третьей переменной С. В отношении внутренней В. возникает два вопроса: 1) связан с выяснением наличия реального влияния. 2) связан с выяснением того действительно ли результат связан с влиянием данной переменной?

Причины снижения: 1) Смешение переменных. Случайный фактор взаимодействует с зависимой переменной и это взаимодействие не может быть измерено отдельно от взаимодействия зависимой и независимой переменных, то влияние случайной и независимой переменных неразличимо. 2) Изменения, связанные с испытуемыми. При проверке зависимых переменных изменения, произошедшие между двумя моментами наблюдения, могут быть вызваны не независимыми переменными, а изменениями, произошедшими с самими испытуемыми, то есть факторами «зрелости» и «истории». Под «зрелостью» понимаются изменения, которые произошли с испытуемым между моментом пред-теста и моментом пост-теста. Под фактором «истории» - события, которые произошли с испытуемыми. 1) Пред-тест вызывает изменения у испытуемых, и, результаты зависят от него, а не от зависимой переменной. 2) Изменение навыков исследователя. На исследователя могут влиять усталость, опыт в наблюдениях, может привести к ошибкам в экспериментах. 3) Регрессия к среднему. Индивиды подвергаются повторным испытаниям относительно одной и той же переменной, а также в случае ошибки, связанных с изменением переменной. 4) Отсев. В ходе исследования некоторые испытуемые покидают группу.

Внешняя В. -это обобщения результатов исследования, то есть генерализации выводов, полученные на экспериментальной выборке, на всю генеральную совокупность. Результаты с высокой степенью генерализируемости обладают высоким уровнем внешней В. Внешняя существенно зависит от способа формирования выборки: случайная выборка; н еоднородная выборка; в ыборка типичного случая. Внешнюю В. снижает несоответствие между явлениями, наблюдаемыми в лаборатории, и явлениями в естественных условиях.

Популяционная В. обозначает степень генерализируемости результатов исследования на население. Становится особенно актуальной для выявления уникально-специфичного и общего для различных групп населения.

Экологическая В. -соответствие результатов исследования и используемых процедур и инструментов изучению и объяснению феноменологии в реальных условиях ее существования. Проблемой лабораторных экспериментов явл. повторение их результатов на обстоятельства реальной жизни. Высокой экологической В. если его результаты подтверждаются в полевых исследованиях. Достоинства – объективность в ее классическом понимании, обеспечивающей как однозначность трактовок, так и воспроизводимость.

В. статистических выводов соответствует проверке статистической значимости зависимости между двумя переменными. Выводы явл. вероятностными. В обыденном сознании часто присутствует своеобразная идеализация статистического подтверждения. Причины снижения: 1) слабая чувствительность исследований, которая проявляется при недостаточной по численности выборке или при большой изменчивости в сравниваемых группах; 2) низкая надежность методик измерения или процедур манипулирования переменными; 3) факторы помех; 4) нарушение принятых правил проведения и обработки стат. методов. Повышения В. состоит в уменьшении вариативности ошибки.

В. процедур позволяют варьировать и измерять переменные. Существуют «переменные-паразиты», которые могут активизировать изменения переменных. Их два типа: 1) Особого типа- связанные только с определенными операциями, производимыми в данном исследовании. 2) Общего типа-связанные с экспериментальными условиями косвенно, напр., с ожиданиями исследователя, который может стимулировать ответ.

Конструктная В. подобна внутренней В. и подразумевает соответствие между полученными результатами и теорией в исследования. Если есть сомнения в том, насколько экспериментальные результаты соотносятся с теоретическими, необходимо спланировать новый эксперимент. Причины снижения: 1) слабая связь между теорией и экспериментом. 2) испытуемые очень часто играют роль «хорошего» объекта и ведут себя так, чтобы «подыграть» экспериментатору, и тем, что у испытуемых, замеряющих их интеллектуальные способности, эмоциональную стабильность, развивается высокая тревожность в отношении ожидаемой оценки.

Необходимо решить, какой тип В. явл. главным для данного исследования. Процедуры, используемые для повышения одного типа, могут снижать другие типы валидности. Контроль - любое средство, используемое для исключения возможности снижения В. исслед.  Методы контроля. 1) Проведение эксперимента с группой испытуемых, которые не подвержены влиянию исследуемой переменной и которые сравниваются с испытуемыми, подверженными этому влиянию. 2) Две группы испытуемых, которые подвергаются воздействиям, различным по форме или интенсивности. 3) Каждый испытуемый подвергается всем экспериментальным воздействиям. Вместо контрольной группы имеется только контрольное воздействие, то есть испытуемые служат для контроля самих себя. 4) Преобразование помех. Факторы, которые влияют на результаты, не устраняются, то они могут рассматриваться как независимые переменные. 5) Статистический контроль. Существуют спец. процедуры которые осуществляются в основном на уровне данных. 6) Метод повтора проведении эксперимента. Совпадение результатов первого и последующих экспериментов позволяет утверждать, что эксперименты взаимно подтверждаются.

Способы сравнения измерений. 1) Сравнение внутри объекта исследования, когда различные испытуемые подвергаются воздействию различных значений независимой переменной. В объекте выделяется несколько групп испытуемых. Разные группы подвергаются различным по величине значениям независимой переменной. Необходимо до манипуляции с независимой переменной сформировать группы испытуемых, которые максимально подобны между собой. Чтобы уменьшить разницу между группами используются три метода: а. Контроль посредством постоянства. б. Контроль посредством каузальной вариации. в. Метод парного контроля.

2) Сравнение между объектами исследования, когда одни и те же испытуемые подвергаются воздействию каждого из значений независимой переменной. Это более чувствительное измерение, т.к разница между независимой переменной не может быть отнесена за счет разницы между самими испытуемыми.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...