Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качественные методы в психологическом исследовании: особенности, разновидности, возможности и ограничения.




Качественные методы (К.М)-комплексные методы, подробно выявляющие не статистические количественные закономерности, а реальное содержание мотивационных и эмоциональных аспектов восприятия информации. Изучают аспекты социальной жизни, недоступные количественному измерению. К.М не опровергают, а гармонично дополняют стат. количественные методы.

К.М представляют инф. в виде описаний, значений и т.д. Ассоциируясь с многообразием парадигмальных и теоретических перспектив, К.М используют широкий спектр методов, фокусирующихся на значениях и интерпретациях социальных феноменов и социальных процессах в конкретных контекстах. В зависимости от парадигмальных предпочтений они проводятся во взаимодействии с реальными людьми; фокусируются на значениях, выражаемых участниками исследования по отношению к поведению; привлекают к рассмотрению социальный, культурный и природный контексты, в которых люди живут, работают и взаимодействуют. Отличаются отсутствием жесткой формализованной схемы сбора данных и статистической представленности результатов. К.М опираются на активность респондентов, учитывают роль неосознаваемых факторов человека, его установок и представлений в преобразовании получаемой информации, формировании собственного мнения, реализации мотивов выбора и т.д. Носят не стандартизованный характер. Они направлены на широкое изучение всего спектра проявлений объекта и не прослеживают его колич. закономерности, ориентируясь на раскрытие причинно-следственных связей и анализ самого процесса изменения и взаимодействия изученного объекта как внутри себя, так и с окружающей его реальностью.

  Положительная сторона в том, что смысл вопросов, предлагаемых любыми формализованными опросниками, может не совпадать с имеющимися в сознании респондента категориями, которыми он оперирует при восприятии и оценке того или иного средства массовой коммуникации. Возможность высказаться свободно предоставляется респонденту лишь в качественных неформализованных методах. А также апелляция к активности аудитории, в результате чего создаются условия для наблюдения за значениями индивида. В ситуации качеств. ислед., максимально приближенной к жизненной, респондент, свободно высказывающий свое мнение, решает творческую задачу представления своих образов в том виде, как они влияют на мотивацию.

 Критическое отношение к колич. методам привело к росту интереса к К.М. В результате возросло число публикаций и исследовательских проектов, использующих К.М. Применение К.М вызывает много споров из-за отсутствия статистических обоснований полученных результатов, что нередко вызывает сомнения в их валидности. Они проявляют тенденцию к ненаучности и основываются на не строгой методологии.

Основной проблемой качественных методов является их субъективность. Эта проблема впервые была поставлена еще в конце XIX века Дильтеем, утверждавшим необходимость четкого разделения между науками о природе и науками о морали или о человеке. По мнению Дильтея, первым соответствуют внешнее наблюдение и причинно-следственное объяснение, а вторым– постижение значений или понимания.

Качеств. подход стремится к пониманию сути феномена с позиции понимания переживаний человека, описываемых значимыми данными. К.М фокусируются на холистическом взгляде на то, что должно исследоваться (через анализ документов, историю случая, наблюдение и интервью). Качественные данные собираются в контексте естественных условий. В К.М главным является репрезентативность данных по отношению к истинной или полной картине.

Эти методы позволяют: 1) Преодолеть субъект-объектную дихотомию естественнонаучной парадигмы исследования, используя как субъективное, так и объективное познание. 2) Преодолеть дискретность информации, получаемой количественными методами. 3) Получить информацию, соответствующую категориальному аппарату, используемому индивидом при восприятии и оценке информации. 4) Достичь углубленного понимания исследуемых явлений, не ориентируясь на массовый сбор данных; 5) Представлять результаты и давать практические рекомендации в доступной, понятной заказчику форме; 6) Получать богатый объем данных быстрее и дешевле, чем при помощи традиционных количественных методов.

Разновидности К.М: Индивидуальные: 1) Интервью. 2) Наблюдение - это метод, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений. Групповые: 1) Фокус-групп - Представляет собой групповое интервью. Фокусированное интервью носит полу стандартизированный характер. Оно занимает промежуточное положение между направленным и ненаправленным интервью, объединяя фокусированность на конкретную проблему первого и свободу формы высказываний респондентов второго. 2) Реег-группы можно считать переходным методом между индивидуальными и групповыми интервью. Суть этого метода заключается в глубинном интервьюировании двух-четырех человек. 3) Десантные проводятся в реальной обстановке. 4) Номинальные Каждый участник группы интервьюируется индивидуально, а обобщение ответов и мыслей предоставляется другим участникам. 5) Брэйнсторминг - Участников группы инструктируют выдвигать идеи, не взирая на стоимость, практичность и реальность их осуществления, и не критиковать идеи. 6) Delphi – группы, в которых выдвигаются идеи о будущем, с целью получения прогнозов, основанных на коллективном мнении. 7) Группы обсуждения без лидера – это средство для оценки умения индивида давать распоряжения и получать результаты в такой ситуации. 8) Группы конфликта формируются из людей с ярко выраженными противоположными взглядами. Дает новые продуктивные идеи. 9) Группы модификации поведения  участников групп лишают каких либо предметов и анализируют их поведение. 10) Адаптационные группы применяются для того, чтобы определить, чем обусловлено отношение к тому или иному предмету, товару. 11) Креативные группы (ECG). как и фокус-группы. Отличие в том, что основное внимание уделяется различным проективным техникам. Выполнение проективных заданий сопровождается обязательным обсуждением.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...