Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критериальные основания соотнесения систем парадигмальных коорднат.




Более пестрая картина подходов к проблеме определения критериев научности

Долгие дебаты научного психологического сообщества завершились достижением временногосогласия в отношенииследующих шести оценочных критериев:

1.Верифицируемость, характеризующая открытость положений для проверки, осуществляемойнезависимымиисследователями.

2.Эвристическая ценность, отражающая способность теории стимулировать ученыхпроводитьдальнейшиеисследования.

3.Внутренняя согласованность, предполагающая свободу теории от внутренних противоречий.

4.Экономность, предполагающая предпочтительность более простых и четких объяснений.

5.Широта охвата, проявляющаяся в широте и разнообразии охватываемых феноменов.

6.Функциональная значимость, отражающая способность теории оказывать помощь в решении проблем повседневного поведения людей»

К. Герген (Gergen) предлагает дополнить данную систему критериев

критерием полноты,характеризующим способность теории объяснять как можно больше проявлений изучаемого феноменального поля.

К. ХоллиГ. Линдсей предлагают в качестве оценочных критериев теорий ряд параметров: цель; бессознательные детерминанты; подкрепление; смежность; формальный анализ; структура личности; наследственность; ранний опыт; последовательность развития; организмичность; половой подход; уникальность; молярные единицы; механизмы гомеостаза; психологическая среда; Я-концепция;детерминанты группового членства; междисциплинарный подход; множественность мотивов сложность механизмов; идеальная личность; аномальное поведение Наиболее уязвимым звеном подобного параметрического подхода являются потенциальная бесконечность параметров и отсутствие гарантии их представленности в соотносимых теоретических подходах.

У. Мишел выделяет ряд других оценочных критериев: основные единицы; поведенческие проявления; причины поведения; пользующиеся преимуществом данные; наблюдаемые проявления поведенческих реакций; фокусы исследования; подходыкизменению; рольситуации

Д. Макадамс (D.P. McAdams) предлагает в качестве оценочных критериальных оснований – основные цели изучения; основоположения; предпочитаемые методы исследования; и репрезентативность.

Не менее разноречивая картина представлена и в рамках отношении социально- психолого-теоретических подходов. Одной из самых удачных является система оценочных критериев соотнесения теорий, предложенная Р. Сапсфордом. Автор предлагает десять измерений сопоставления и сравнения различных традиций и теорий:

1)основоположения, 2)понятия(концепты), 3)приоритетывописаниииобъяснении, 4)типыобъяснения, 5)отчетливостьвдифференцированностиипроверяемости, 6)методологическиеоснования, 7)фокусыидиапазонпригодности, 8)“внешняя” или“внутренняя” перспектива, 9)уровеньанализа, 10)формальностьпредъявления

 

Экспериментальный метод в психологическом исследовании

Эксперимент - определенным образом организованное исследование, когда экспериментатор осуществляет планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирует эффекты, производимые этими воздействиями на другие переменные.

Хороший эксперимент:

1. Делает ясной временную последовательность между причиной и эффектом.

2. Достаточно чувствителен для того, чтобы показать, что вероятные причина и эффект взаимосвязаны.

3. Исключает возможность влияния третьих переменных, которыми можно было бы объяснить связь между причиной и эффектом.

4. Исключает альтернативные гипотезы о конструктах, включенных в эту связь.

Планирование эксперимента включает следующие этапы.

формулирование гипотезы, определение и операционализация исследуемых переменных.

выбор схемы эксперимента, процедур контроля побочных переменных и составление репрезентативной выборки.

выбор статистических методов для анализа полученных данных с учетом выбранной схемы эксперимента.

Изменяемые переменные называются независимыми, а изменяющиеся под влиянием независимых переменных - зависимыми. Все переменные, кроме независимой, оказывающие влияние на зависимую переменную, называются побочными переменными.

Недостаточный контроль влияния побочных переменных может привести к возникновению ошибок:

случайной или несистематической ошибке (обусловлена непредсказуемыми факторами).

константной или систематической ошибкой (возникает, если побочные переменные влияют на ход эксперимента при одном условии независимой переменной больше, чем при другом). Эта ошибка более опасна.

В эксперименте участвует ограниченное число испытуемых, но полученные выводы обычно распространяются на более широкую популяцию.

Основным способом отбора испытуемых является рандомизированный отбор, когда каждый член популяции имеет равные шансы стать испытуемым. Каждому члену популяции приписывается определенный номер, а затем используют любую процедуру для генерации случайных чисел.

Экспериментальные схемы:

1) процедура повторного измерения.

2) независимые выборки

3) рандомизированное или послойно-рандомизированное распределение участников по группам (для равномерности). Дорого и долго.

4) схема с подобранными парами (идеально, если монозиготные близнецы)

5) эксперимент с одним участником.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...