Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути снижения личностного фактора в психологическом исследовании (использование стандартов научности психологического исследования, рефлексия, позиционирование).




Интегративная эклектика предлагает механизмы развития психологического знания, в качестве которых выдвигаются парадигмальное позиционирование, интегративно-эклектический диалог альтернативных традиций и критическое рефлексивное позиционирование (альтернативный круг).

Парадигмальное позиционирование предполагает четкое определение исходных позиций, которых придерживается исследователь, включающее определение в онтолого-эпистемологических основаниях, способе теоретизирования и методе исследования с фиксацией их возможностей, ограничений и сферы экстраполяции результатов. Парадигмальное позиционирование позволяет налаживать продуктивный межпарадигмальный диалог, освобождая оппонентов от необходимости доказательства единственной верности и универсальности предлагаемого подхода.

Интегративно-эклеклический диалог альтернативных традиций предполагает максимальное использование возможностей диалога с представителям и альтернативных традиций, позволяющего расширить представления о подходах и исследовательских методологиях, применяемых к изучению избранного проблемного поля. Этот диалог предполагает включение механизмов идентификации, эмпатии и рефлексии, как условий понимания оппонента и налаживания продуктивного взаимодействия с ним, подчиненное общей цели углублению представлений о сути изучаемого и обсуждаемого феномена, нахождения путей и способов сотрудничества.

Критическое рефлексивное позиционирование, реализующееся через рефлексивную идентификацию с альтернативными позициями, создает основание для расширения горизонтов видения проблемной области, снижения парадигмальной и личностной предубежденности, фиксацию исходных парадигмальных координат и связанных с ними ограничений. Рефлексивное позиционирование создает предпосылки для отстраненного взгляда на выстроенную объяснительную версию, преодоления эмоциональных блокировок, связанных с влиянием собственных исследовательских приоритетов, наконец, эмоций и чувств в отношении окружающих людей как носителей соответствующего знания и занимающих определенную исследовательскую позицию.

Необходимые условия для повышения потенциала продуктивности научного исследования:

• Четкое определение парадигмальных координат, в рамках которых проводится исследование и связанных с ними возможностей и ограничений в экстраполяции результатов.

• Создание максимальной информационной базы теоретической и эмпирической проработанности проблемной области в разных системах парадигмальных координат.

• Прохождение критического рефлексивного круга альтернативного позиционирования как условия раздвижения парадигмальных рамок и освобождения от предубежденности и перехода на метатеоретический уровень более высокого порядка.

 

Измерение в психологии

Измерение есть способ размещения характеристик индивидуума или группы инд-ов на шкале относительно одной из его характеристик. Измерение является преимущественно количественным процессом и состоит в приписывании числовых величин явлениям и объектам. Измерение есть описательное суждение об эмпирическом факте (в отличие от оценки, кот. есть просто суждение об измеряемой величине). Можно сказать, что с появлением измерений психология стала научной.

Значение исследования во многом зависит от уровня применяемых методов измерения. Методы измерения должны обеспечивать точность и надежность информации, а для этого соответствовать таким критериям:

Достоверность:

Слабое влияние случайных факторов;

Отсутствие влияния самого метода на рез-ты;

Однородность полученных рез-тов при разных условиях применения метода.

Объективность: доля субъективности измеряется статистич. методами, + должен быть соблюден критерий достоверности.

Валидность: оценивается в зависимости от степени соответствия рез-тов другим фактам. Соответственно, В. устанавливается относительно рез-тов использования другого инструмента измерений.

Задача исследователя состоим в том, чтобы отделить результаты измерений, связанные с реальными отличиями, существующими между испытуемыми, от результатов, полученных за счет случайных влияний, и по возможности аннулировать эти случайные влияния. Для этого существуют статистич.методы и процедуры.

 Существуют 3 источника данных для измерений:

Сам испытуемый (интервью, тест и т.д.); Исследователь (открытые и скрытые наблюдения, самонаблюдения); Архивные записи.

Причины ошибок измерений:

Испытуемый знает, что за ним наблюдают, и в ответах преследует какие-то свои мотивы и интересы;

Низкое кач-во инструмента измерения;

Какие-то характеристики исследователя (пол, возраст, опыт, усталость, скорость опроса, эмоции т.д.) влияют на испытуемого;

Нерепрезентативность выборки (маленькая, несопоставимая, неоднородная и т.д.).

С измерением тесно связано понятие переменной. Переменная есть некоторое свойство реального события, которое было измерено.

Наиболее характерные типы переменных:

Независимые переменные НЗП:

- экспериментальные (исследователь может изменить по своему желанию: сложность задания, интенсивность стимула и т.д.);

- дифференциальные (невозможно изменить: пол, возраст, интеллект испытуемого и т.д.).

Зависимые переменные ЗП: ответ или реакции испытуемых, полученные в ходе эксперимента. Часто идентификация, какая переменная явл-ся ЗП, какая – НЗП, явл-ся целью исследования.

Переменные помех: не контролируются в ходе эксперимента и могут оказывать влияние на ЗП (шум за дверью).

Переменные вмешательства: какие-то характеристики субъектов, которые могут влиять на результаты эксперимента (усталость, низ-кая мотивация, и т.д.)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...