Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тезис 4. Взаимодействие педагогики высшей школы с другими науками




Тезис 4. Взаимодействие педагогики высшей школы с другими науками

  

      1. Философские науки позволяют педагогике высшей школы определить суть и цели воспитания, объективно учесть действие общих закономерностей развития общества. Сейчас в русле общей науке формируется новая отрасль философской науки - философия образования, развитие которой обусловлено, прежде всего, эволюцией основных философских концепций о роли человека в мире.

2. Связь с психологией, которая изучает общие закономерности и механизмы функционирования психики человека, его личностного формирования, развития, самоактуализации, различных психических, психологических и социально-психологических связей и зависимостей.

3. Связь с физиологией необходима для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучающихся. Важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его систем.

4. Связь педагогики высшей школы с медициной обусловлена, прежде всего, процессами гуманизации воспитания, а также серьезными проблемами, связанными со здоровьем граждан страны. На стыке экологии, биологии, медицины, психологии возникла специальная наука о здоровье - валеология.

5. Связь с социологией - наукой о становлении, развитии и функционировании общества, социальных отношений и процессов, о механизмах и принципах их взаимодействия. Социологические исследования помогают выявить тенденции и закономерности явлений, связанных с обучением и воспитанием обучающихся.

6. Новые возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.

7. Пользуется педагогика высшей школы и сведениям юриспруденции, экономики, экологии, этнографии, этнологии, истории, технических наук, одновременно обогащая их своими открытиями.

Связи педагогики высшей школы с другими науками характеризуется общностью их объектов, и реализуются как взаимовлияние, взаимодействие, взаимопроникновение.

 Письменная работа со словарем. Философия образования – это. Самоактуализация – это. Гуманизация воспитания и обучения – это. Кибернетика – это.

Тезис 5. Функции педагогики высшей школы

    Педагогики высшей школы как отрасль педагогической науки осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений той области действительности, которую она изучает.

Педагогика высшей школы выполняет следующие функции:

- аналитическую. Заключается в изучении, теоретическом анализе педагогических явлений и процессов в высшей школе, установлении причинно-следственных связей между ними, обобщении и интерпретации педагогических исследований, введении их  в педагогическую практику;

- прогностическую. Имеет целью обеспечение научного обоснования целеполагания, планирования, организации педагогического процесса и руководства им в высшем профессиональном образовании;

- проективно-конструктивную. Проявляется в разработке и внедрении в педагогическую практику высшего профессионального образования  инновационных технологий обучения и воспитания и результатов научно-педагогических исследований.

Письменная работа со словарем. Аналитическая деятельность – это. Прогностическая деятельность – это. Проективно-конструктивная деятельность – это.

Тезис 6. Категории педагогики высшей школы

1. Педагогическая теория – система научно-педагогических знаний, которая описывает и объясняет элементы педагогической деятельности в высшей школе. Составляющими элементами педагогической теории выступают педагогические идеи, педагогические понятия, педагогические концепции, педагогические закономерности и педагогические принципы.

2. Педагогическая концепция – система критических взглядов на реальную вузовскую действительность, поиск и предложения новых конструкторских идей. Педагогическая концепция всегда должна подкрепляться исследованиями и эмпирическими данными.

3. Педагогическая идея – это новое направление мысли, утверждение или развёрнутая модель, отражающая те или иные отношения или связи в образовательной действительности. Приобретая самостоятельный характер, идеи могут объединяться в концепции, частично дополняя теории.

4. Педагогическая закономерность - объективно повторяемая последовательность явлений. Исходя из этого, педагогические закономерности по одной классификации определяются как биологические, психологические, социальные и собственно педагогические. По другой классификации, они могут быть фундаментальными и конкретными.

5. Принципы - это система требований и положений педагогики, выполнение которых обеспечивает продуктивность учебно - воспитательного процесса.

6. Формы и виды организации учебного процесса. Формы, в которых осуществляется учебный процесс, а именно: учебные занятия, самостоятельная работа, практическая подготовка, контрольные мероприятия. Основными видами учебных занятий в высшей школе являются лекция, лабораторное, практическое, семинарское, индивидуальное занятие, консультация.

7. Педагогические технологии – это способы реализации преподавателями конкретного педагогического процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных действий и операций, которые выполняются однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности обучения и воспитания.

Письменная работа со словарем. Лекция – это. Практическое занятие – это. Семинарское занятие – это. Индивидуальное занятие – это. Консультация – это.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...